Социально – значимый проект «Мир логики».
проект на тему
Развитие логического мышления умственно отсталых детей является необходимым условием их успешного обучения и развития. Логическое мышления полностью зависит от уровня речевого развития детей, а успешность формирования логических операций во многом определяется степенью участия речи в процессе мыслительной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt.docx | 42.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Социально – значимый проект «Мир логики».
Авторы проекта:
Наливайко Л. А., Степаненко М. Е., Васильева И. С.
Развитие логического мышления умственно отсталых детей является необходимым условием их успешного обучения и развития. Логическое мышления полностью зависит от уровня речевого развития детей, а успешность формирования логических операций во многом определяется степенью участия речи в процессе мыслительной деятельности.
Логическое мышление есть мышление речевое, в котором слово является и основой, и средством, результатом этого процесса.
Ответственность за формирование логической грамотности учащихся лежит на преподавателях всех предметов. Но отвечают за нее учителя математики, поскольку в математике логические формы и отношения проявляются в наиболее чистом виде.
Более того, логика - это основной инструмент математики, с помощью которого упорядочиваются, приводятся в систему имеющиеся математические знания и получаются новые.
Девиз проекта
«Хорошо развитое логическое мышление в жизни всегда найдёт применение».
Гипотеза:
Комплексная система развития логических приёмов мышления повышает успешность социализации учащихся в обществе.
Если в воспитательно-образовательную работу ввести систему мероприятий по расширению знаний и умений по решению различных типов логических задач, выполнение заданий позволяющих выявить и уяснить простейшие логические операции и их взаимоотношения, то это позволит значительно повысить интеллектуальное и нравственное развитие ребёнка.
Участники проекта: учителя математики, русского языка, воспитатели, учащиеся 5-9 классов, библиотекарь, родители.
Цель проекта:
Создание условий для развития логического мышления учащихся.
Проблемный вопрос: Зачем развивать логическое мышление?
Содержательные вопросы: Как разгадывать загадки?
Как составляют ребусы, кроссворды?
Можно ли развить умение решать задачи?
Материалы для сопровождения проектной деятельности:
«Развитие логического мышления детей», Л.Ф.Тихомирова, А.В.Басов
«Азбука логики», Л.Я.Береславский
«Занимательные материалы по логике», И. Г. Сухин
«Юным умникам и умницам» (3кл., 4 кл., 5кл.), О.А.Холодова
интернет-ресурсы: http://mathbaby.ru; http://domzadanie.ru.
Цели и задачи исследования
1. Проанализировать педагогическую и методическую литературу.
2. Изучить передовой педагогический опыт по теме исследования.
3. Познакомиться с основными способами решения логических задач;
4. На примерах конкретных задач выяснить: Какие методы более эффективные?
5. Изготовить книжки- малютки по классам (ребусы, загадки, логические задачи в
стихах, логические головоломки).
6. Подготовить подборку наиболее интересных задач «Логический сундучок».
7. Использовать подготовленные детьми материалы для оформления стендов « Мой
предмет».
8. Подготовить с учениками 7- 9 классов презентации « Калейдоскоп логических
заданий», « Ребусы».
Планируемые результаты:
- возрастание интереса к занятиям математикой и русским языком;
- повышение уровня логического и математического мышления
с опорой на различные способы решения предлагаемых заданий;
- приобретение чувства уверенности в своих силах, повышение
самооценки ;
- развитие стремления к самовыражению в активной, интересной, содержательной деятельности;
- формирование умения работать с компьютером;
- развитие коммуникативных способностей.
Этапы и сроки проведения проекта «Мир логики»:
1. Организационно-подготовительный (сентябрь).
Обоснование актуальности темы, мотивация ее выбора.
Определение цели и задач проекта. Подбор литературы, пособий, атрибутов.
Составление тематического планирования мероприятий.
Наличие у участников проекта четкого представления о необходимости внесения
изменений в воспитательно-образовательный процесс.
2. Аналитический (сентябрь).
Разработка цикла занятий по темам плана. Деятельность в соответствии с
тематическим планированием. Организация творческой деятельности учителей,
воспитателей, детей.
3. Практический (октябрь).
Организация открытых занятий, совместных экскурсий и мероприятий,
проведение конкурсов стенгазет и выставка подготовленных книжек малюток,
работа с презентациями.
4. Заключительный (октябрь).
Обобщение результатов работы. Анализ деятельности. Презентации, отчёт.
Тематическое планирование.
Раздел | Задачи |
Что такое логика? Знакомство с понятием. | Вызвать интерес к познанию нового. Дать элементарное представление о логике, вызвать интерес к решению нестандартных заданий и задач. |
Логические задачи. | Дать представление о логических задачах и выборе решения таких задач не вычислением , а логическим размышлением. |
Головоломки, загадки, ребусы, шарады. | Использование своих знаний в различных ситуациях, опора на свой опыт при разгадывании головоломок, загадок, ребусов, шарад. Составление собственных. |
Перспективный план.
Форма | Задачи |
Сентябрь 1. Экскурсия в библиотеку. 2. Беседа « Мир логики» | 1. Знакомство с журналами, книгами по развитию логики. 2. Познакомить с историей возникновения и развитием логики . |
Октябрь
| 1. Закрепить представления детей о видах логических задач и заданий. 2. Оказать помощь в выборе материала. 3. Закреплять и развивать умение решать логические задания. |
Подведение итогов. 1. Подготовка презентаций с учащимися 2. Изготовление книжек малюток. 3. Конкурс газет по предметам. | 1. Закрепить умение работать с компьютером, составление презентаций. 2. Проведение занятий связанных с использованием мелкой моторики рук. |
Результаты исследования
Логика вокруг нас.
Наряду с задачей развития логического мышления в 5-9 классах уже должна решаться и более общая задача — воспитание логической грамотности, которая, в свою очередь, является необходимым условием полноценного формирования интеллектуальной культуры человека.
- Под логической грамотностью понимаются логические знания и умения, которые дают возможность для успешного обучения в школе, для дальнейшего обучения и самообразования, для успешной общественно полезной практической деятельности в повседневной жизни. Эти знания и умения – также необходимое условие развития логического мышления.
Более того, логика - это основной инструмент математики, с помощью которого упорядочиваются, приводятся в систему имеющиеся математические знания и получаются новые.
Решение логических задач – это не только очень увлекательный, но и крайне полезный способ времяпрепровождения, как для школьников, так и для взрослых.
Логические головоломки – это не привычные всем со школы математические задачи. Это целые истории, в которые нужно вжиться, прочувствовать, уловить незаметные с первого взгляда связи. Герои задач – современные люди, персонажи кино и мультфильмов. А еще – логические задачи – это хороший способ развития умственных способностей для школьников всех возрастов. Развитие логического мышления – это очень важный и необходимый процесс для всех! Что же такое логическое мышление? Для ответа на этот вопрос нужно сначала ответить на вопрос — Что такое логика? Логика, если дословно переводить с древнегреческого, обозначает речь, рассуждение. Если слово логика использовать как термин, то это наука о рассуждении, искусство рассуждения.
Логическое мышление — это вид мыслительного процесса, при котором человек использует логические конструкции и готовые понятия. Нужно ли нам в повседневной жизни логическое мышление? Конечно! Например, герой романа Артура Конана Дойля — Шерлок Холмс, использовал дедуктивный метод, а ведь дедуктивный метод основан на логическом мышлении и логических выводах! Секрет многих удачливых людей ни в образовании, ни в обширных связях. К высокому успеху их привело умение мыслить логически, анализировать свои действия. Важно отметить, что логическое мышление и воображение лежат в основе практически всех изобретений, которое создало человечество. А сколько еще будет новых открытий, новых изобретений, новых подходов и методов — за все это можно поблагодарить логическое мышление. Можно даже сказать, что логическое мышление — это основа гениальности. Например, однажды у Эйнштейна спросили: «Чем гениальный человек отличается от обычного?». И Эйнштейн ответил: «Если обычный человек будет искать иголку в стогу сена, то он, найдя ее, прекратит все поиски, а гениальный человек будет продолжать искать и вторую иголку, и третью, и даже четвертую и пятую». Логично говорил Эйнштейн? - конечно логично. И мыслил также — логично. Если логическое мышление, да еще и воображение хорошо развиты у человека, то он способен творчески мыслить и творчески подходить к поставленным задачам. Развитию логического мышления необходимо учиться. Нужно уметь пользоваться логическим мышлением и воображением. Нужно также развивать и всячески способствовать развитию логического мышления. Ведь это пригодится в жизни!
Для эффективного развития логического мышления можно и нужно решать различные ситуационные задачи и загадки. Как стандартные логические задачи головоломки, так и нестандартные. Это одновременно развивает логику, интеллект, воображение, фантазию. Многие игры, задачи и головоломки развивают логическое мышление.
Методы решения логических задач. Известно несколько различных способов решения логических задач. Мы рассмотрели с детьми доступные для них способы. Оказалось, что все эти приемы разнообразные и каждый из них имеет свою область применения.
В нашей школе проведён проект ”Мир логики”! В своей жизни каждому из вас приходилось встречаться с логическими головоломками, и, ломая голову решать их. Некоторые из них вы помните до сих пор. В ходе проекта учениками нашей школы было собрано много логических задач, которые мы поместили в блог «Логический сундучок». Это логические задачи в самом широком смысле этого слова: не только классические логические задачи , но и любые, где ответ получен путем доказательных рассуждений, на основе логики, почти без вычислений. Это задачи-головоломки, задачи на сообразительность и смекалку. Темы логических задач - самые разнообразные, из всех областей занимательной математики: Задачи на логику, задачи о лжецах, на промежутки, математические ребусы, текстовые задачи, задачи на интересные свойства чисел, и т.д.
Выводы.
Обучение математике будет развивающим, если оно будет развивать логическое мышление и интуицию учеников, если оно сумеет обеспечить такое их сочетание в учебном процессе. Развитие интуиции и логики в обучении – это две стороны единого процесса – развития логической культуры. На наш взгляд, сформировать и развить логическую культуру школьников поможет решение ими логических задач.
Работая над проектом "Мир логики" дети познакомились с основными способами решения логических задач, познакомившись подробно, поняли в каких случаях удобнее использовать тот или другой метод.
С помощью логических задач дети выяснили свои способности к нестандартному мышлению и проверили, насколько развита у них логика.
Отчёт
учителей математики Наливайко Л. А., Степаненко М. Е.,
русского языка Васильевой И. С.
ГБС(К)ОУ школы-интерната
станицы Старолеушковской Краснодарского края
о реализации проекта « Мир Логики».
Для реализации проекта учащиеся 6-9 классов проводили исследования по направлениям:
- Числовые ребусы, кроссворды
- Простая загадка
- Задачи вокруг нас
- Живая геометрия
- Логические задачи в стихах
- Калейдоскоп логических задач
В процессе работы над проектом учащиеся учились:
- добывать новые знания: ставить вопросы и находить на них ответы;
- перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы;
- преобразовывать информацию из одной формы в другую;
- донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи;
- слушать и понимать речь других;
- учиться выполнять различные роли в группе;
- учились уважительно относиться к позиции оппонента;
- ценить по достоинству свою работу;
- создавать презентации.
Работа над проектом закончилась защитой каждой из групп своих исследовательских материалов в виде презентаций, книжек-малюток, стенгазет, оформлением отчётов о проделанной работе.
Целенаправленная работа по развитию логического мышления позволила активизировать мышление, память, внимание, воображение учащихся, сформировать у них навыки коллективного творчества, взаимопомощи, сотрудничества; навыки самостоятельной работы, навыки создания компьютерных презентаций.
Основной результат проекта:
- учащиеся 6-9 классов хорошо усваивают программу коррекционной школы;
- активны в учебной и общественной деятельности;
- успешно участвуют в интеллектуальных конкурсах, викторинах, олимпиадах;
- умеют самостоятельно работать с новой информацией.
27.03. 2014г.
Директор ГБС(К)ОУ школы – интерната: /А. А. Жогло/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Основы логики в 8 классе. Задания по логике
Материал для дистанционного занятия 10 мая 2013 года. Выполнить работу в электронной форме. Файл сохранить в рабочей папке....
презентация "Алгебра логики. Основные понятия алгебры логики"
Можно использовать как дополнение к уроку "Алгебра логики"...
Социально – значимый проект «Мир логики».
Развитие логического мышления умственно отсталых детей является необходимым условием их успешного обучения и развития. Логическое мышление полностью зависит от уровня речевого развития д...
Презентация Социально – значимый проект «Мир логики».
Логическое мышление есть мышление речевое, в котором слово является и основой, и средством, результатом этого процесса. Ответственность за формирование логической грамотности у...
Урок информатики по теме "Алгебра логики. Законы логики. Упрощение логических выражений"
Данный урок является продолжением серии уроков в 9 классе по теме "Алгебра логики". На нем ученики изучат основные законы формальной логики, законы исключения констант, а также законы алгебр...
Логико-математический анализ темы «Комбинаторика». Сравнительный анализ содержания и логики изложения материала в учебниках А. Г. Мордковича и Ю. Н. Макарычева
В данной статье реализован сравнительный анализ содержания и логики изложения материала раздела математики "Комбинаторика" в действующих учебниках А. Г. Макарычева и Ю. Н. Мордковича. В стат...
Логика, задачи на Логику, Загадка Эйнштейна
Основные определения Логики,детские задачи на Логику2 Загадки Эйнштейна...
Комментарии
Проект Мир логики - очень интересная тема
Спасибо за интересный материал.