Социально – значимый проект «Мир логики».
проект на тему

Наливайко Лариса Александровна

    Развитие логического мышления умственно отсталых детей является необходимым условием их успешного обучения и развития. Логическое мышления полностью зависит от уровня речевого развития детей, а успешность формирования логических операций во многом определяется степенью участия речи в процессе мыслительной деятельности. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx42.06 КБ

Предварительный просмотр:

Социально – значимый  проект «Мир логики».

Авторы проекта:

 

Наливайко Л. А., Степаненко М. Е.,  Васильева И. С.

 

    Развитие логического мышления умственно отсталых детей является необходимым условием их успешного обучения и развития. Логическое мышления полностью зависит от уровня речевого развития детей, а успешность формирования логических операций во многом определяется степенью участия речи в процессе мыслительной деятельности.

    Логическое мышление есть мышление речевое, в котором слово является и основой, и средством,  результатом этого процесса.

    Ответственность за формирование логической грамотности учащихся лежит на преподавателях всех предметов. Но отвечают за нее учителя математики, поскольку в математике логические формы и отношения проявляются в наиболее чистом виде.    

    Более того, логика - это основной инструмент математики, с помощью которого упорядочиваются, приводятся в систему имеющиеся математические знания и получаются новые.

Девиз проекта 

«Хорошо развитое  логическое мышление в жизни  всегда найдёт применение».

Гипотеза:

    Комплексная система развития логических приёмов мышления повышает успешность социализации учащихся в обществе. 

    Если в воспитательно-образовательную работу  ввести систему мероприятий по расширению знаний и умений по  решению различных типов логических задач, выполнение заданий позволяющих выявить и уяснить простейшие логические операции и их взаимоотношения, то это позволит значительно повысить интеллектуальное и нравственное развитие ребёнка. 

Участники проекта: учителя математики, русского языка, воспитатели, учащиеся 5-9 классов, библиотекарь, родители.

Цель проекта:

Создание условий для развития логического мышления учащихся.

Проблемный вопрос:  Зачем  развивать  логическое мышление?

Содержательные вопросы: Как разгадывать загадки?

                                                         Как составляют ребусы, кроссворды?

                                                         Можно ли развить умение решать задачи?

Материалы для сопровождения проектной деятельности:

   «Развитие логического мышления детей», Л.Ф.Тихомирова, А.В.Басов

   «Азбука логики», Л.Я.Береславский

   «Занимательные материалы по логике», И. Г. Сухин

   «Юным умникам и умницам» (3кл., 4 кл., 5кл.),  О.А.Холодова

    интернет-ресурсы: http://mathbaby.ru;      http://domzadanie.ru.

Цели и задачи исследования

1. Проанализировать педагогическую и методическую литературу.

2. Изучить передовой педагогический опыт по теме исследования.

3. Познакомиться с основными способами решения логических задач;

4. На примерах конкретных задач выяснить: Какие методы более эффективные?

5.  Изготовить книжки- малютки по классам  (ребусы, загадки, логические задачи в  

     стихах, логические головоломки).

6. Подготовить подборку наиболее интересных задач  «Логический сундучок».

7. Использовать подготовленные детьми материалы для оформления стендов « Мой

    предмет».

8. Подготовить с учениками 7- 9 классов  презентации « Калейдоскоп логических

    заданий», « Ребусы».

 

Планируемые результаты:

  • возрастание интереса к занятиям математикой и русским языком;
  • повышение уровня логического и математического мышления

с опорой на различные способы решения предлагаемых заданий;  

  • приобретение чувства уверенности в своих силах, повышение

самооценки ;

  • развитие стремления к самовыражению в активной,  интересной, содержательной деятельности;
  • формирование умения  работать с компьютером;
  • развитие  коммуникативных способностей.

                         

   Этапы и сроки проведения проекта «Мир логики»:

1. Организационно-подготовительный (сентябрь).

    Обоснование актуальности темы, мотивация ее выбора.

    Определение цели и задач  проекта. Подбор литературы, пособий, атрибутов.

    Составление тематического планирования мероприятий.

    Наличие у участников проекта четкого  представления о необходимости внесения  

    изменений в воспитательно-образовательный процесс.

 

2. Аналитический (сентябрь).

     Разработка цикла занятий по темам плана. Деятельность в соответствии с      

     тематическим планированием. Организация творческой деятельности учителей,    

     воспитателей, детей.

3. Практический  (октябрь).

    Организация открытых занятий, совместных экскурсий и мероприятий,  

    проведение конкурсов стенгазет и выставка подготовленных книжек малюток,

    работа с презентациями.

 

4. Заключительный (октябрь).

    Обобщение результатов работы. Анализ деятельности. Презентации, отчёт.

                     

                             

                                       

                                            Тематическое планирование.

Раздел

Задачи

Что такое логика?

Знакомство с понятием.

Вызвать интерес к познанию нового. Дать элементарное представление о  логике, вызвать интерес  к  решению нестандартных заданий и задач.

Логические задачи.

Дать представление о логических задачах и выборе решения таких задач не вычислением , а логическим размышлением.

Головоломки, загадки, ребусы,

шарады.

Использование своих знаний в различных ситуациях, опора на свой опыт  при разгадывании головоломок, загадок, ребусов, шарад. Составление  собственных.

                                           

                                             Перспективный план.

Форма

Задачи

Сентябрь

1. Экскурсия в библиотеку.

2. Беседа « Мир логики»

1. Знакомство с журналами, книгами по развитию логики.

2. Познакомить с историей возникновения и развитием логики .

Октябрь

  1. Подбор материала для изготовления книг-малюток по классам.
  2. Решение  на уроках логических задач с использованием интерактивной доски
  3. Викторины
  4. Конкурсы
  5. Логические задачи в стихах
  6. Ребусы
  7. Загадки, анаграммы-загадки
  8. Игра «Чёрный ящик» по русскому языку

1. Закрепить представления детей о видах логических задач и заданий.

2. Оказать помощь в выборе материала.

3. Закреплять и развивать умение

решать логические задания.

                   Подведение итогов.

     1. Подготовка презентаций с учащимися

     2. Изготовление книжек малюток.

     3. Конкурс  газет по предметам.

1. Закрепить умение работать с компьютером, составление презентаций.

2. Проведение занятий связанных с использованием мелкой моторики рук.

                                      Результаты исследования

Логика вокруг нас. 

      Наряду с задачей развития логического мышления  в 5-9 классах уже должна решаться и более общая задача — воспитание логической грамотности, которая, в свою очередь, является необходимым условием полноценного формирования интеллектуальной культуры человека.  

  • Под логической грамотностью понимаются логические знания и умения, которые дают возможность для успешного обучения в школе, для дальнейшего обучения и самообразования, для успешной общественно полезной практической деятельности в повседневной жизни. Эти знания и умения – также необходимое условие развития логического мышления.

       Более того, логика - это основной инструмент математики, с помощью которого упорядочиваются, приводятся в систему имеющиеся математические знания и получаются новые.

       Решение логических задач – это не только очень увлекательный, но и крайне полезный способ времяпрепровождения, как для школьников, так и для взрослых.

      Логические головоломки – это не привычные всем со школы математические задачи. Это целые истории, в которые нужно вжиться, прочувствовать, уловить незаметные с первого взгляда связи. Герои задач – современные люди, персонажи кино и мультфильмов. А еще – логические задачи – это хороший способ развития умственных способностей для школьников всех возрастов. Развитие логического мышления – это очень важный и необходимый процесс для всех! Что же такое логическое мышление? Для ответа на этот вопрос нужно сначала ответить на вопрос — Что такое логика? Логика, если дословно переводить с древнегреческого, обозначает речь, рассуждение. Если слово логика использовать как термин, то это наука о рассуждении, искусство рассуждения.

       Логическое мышление — это вид мыслительного процесса, при котором человек использует логические конструкции и готовые понятия. Нужно ли нам в повседневной жизни логическое мышление? Конечно! Например, герой романа Артура Конана Дойля — Шерлок Холмс, использовал дедуктивный метод, а ведь дедуктивный метод основан на логическом мышлении и логических выводах! Секрет многих удачливых людей ни в образовании, ни в обширных связях. К высокому успеху их привело умение мыслить логически, анализировать свои действия. Важно отметить, что логическое мышление и воображение лежат в основе практически всех изобретений, которое создало человечество. А сколько еще будет новых открытий, новых изобретений, новых подходов и методов — за все это можно поблагодарить логическое мышление. Можно даже сказать, что логическое мышление — это основа гениальности. Например, однажды у Эйнштейна спросили: «Чем гениальный человек отличается от обычного?». И Эйнштейн ответил: «Если обычный человек будет искать иголку в стогу сена, то он, найдя ее, прекратит все поиски, а гениальный человек будет продолжать искать и вторую иголку, и третью, и даже четвертую и пятую». Логично говорил Эйнштейн? - конечно логично. И мыслил также — логично.  Если логическое мышление, да еще и воображение хорошо развиты у человека, то он способен творчески мыслить и творчески подходить к поставленным задачам. Развитию логического мышления необходимо учиться. Нужно уметь пользоваться логическим мышлением и воображением. Нужно также развивать и всячески способствовать развитию логического мышления. Ведь это пригодится в жизни!

     Для эффективного развития логического мышления можно и нужно решать различные ситуационные задачи и загадки. Как стандартные логические задачи головоломки, так и нестандартные. Это одновременно развивает логику, интеллект, воображение, фантазию. Многие игры, задачи и головоломки развивают логическое мышление.

    Методы решения логических задач.  Известно несколько различных способов решения логических задач. Мы рассмотрели с детьми доступные для них способы. Оказалось, что все эти приемы разнообразные и каждый из них имеет свою область применения.  

     В нашей школе проведён  проект ”Мир логики”! В своей жизни каждому из вас приходилось встречаться с логическими головоломками, и, ломая голову решать их. Некоторые из них вы помните до сих пор. В ходе проекта  учениками нашей школы было собрано  много логических задач, которые мы поместили в блог «Логический сундучок». Это логические задачи в самом широком смысле этого слова: не только классические логические задачи , но и любые, где ответ получен путем доказательных рассуждений, на основе логики, почти без вычислений. Это задачи-головоломки, задачи на сообразительность и смекалку. Темы логических задач - самые разнообразные, из всех областей занимательной математики: Задачи на логику, задачи о лжецах, на промежутки, математические ребусы, текстовые задачи, задачи на интересные свойства чисел, и т.д.

Выводы.

     Обучение математике будет развивающим, если оно будет развивать логическое мышление и интуицию учеников, если оно сумеет обеспечить такое их сочетание в учебном процессе. Развитие интуиции и логики в обучении – это две стороны единого процесса – развития  логической культуры. На наш взгляд, сформировать и развить логическую культуру школьников поможет решение ими логических задач.
     Работая над проектом "Мир логики" дети  познакомились с основными способами решения логических задач, познакомившись подробно, поняли в каких случаях удобнее использовать тот или другой метод.

     С помощью логических задач дети  выяснили свои  способности к нестандартному мышлению и проверили, насколько развита у них логика.

                                             

                                             Отчёт

учителей математики Наливайко Л. А., Степаненко М. Е.,

 русского языка Васильевой И. С.

ГБС(К)ОУ школы-интерната

станицы Старолеушковской  Краснодарского края

о реализации проекта   « Мир Логики».

    Для реализации проекта учащиеся 6-9  классов проводили исследования  по направлениям:

  • Числовые ребусы, кроссворды

         

  •  Простая загадка

                            

  • Задачи вокруг нас

          

  • Живая геометрия

                       

  • Логические задачи в стихах         

  • Калейдоскоп логических задач     

    В процессе работы над проектом учащиеся учились:

  • добывать новые знания: ставить вопросы и находить на них ответы;
  • перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы;
  •  преобразовывать информацию из одной формы в другую;
  • донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи;
  • слушать и понимать речь других;
  • учиться выполнять различные роли в группе;
  • учились уважительно относиться к позиции оппонента;
  • ценить по достоинству свою работу;
  • создавать презентации.

     

    Работа над проектом закончилась защитой каждой из групп своих исследовательских материалов в виде презентаций, книжек-малюток, стенгазет, оформлением отчётов о проделанной работе.

    Целенаправленная работа по развитию логического мышления позволила активизировать мышление, память, внимание, воображение учащихся, сформировать у них навыки коллективного творчества, взаимопомощи, сотрудничества; навыки самостоятельной работы, навыки создания компьютерных презентаций.

    Основной результат проекта:

  • учащиеся 6-9 классов хорошо усваивают программу коррекционной школы;
  • активны в учебной и общественной деятельности;
  •  успешно участвуют в интеллектуальных конкурсах, викторинах, олимпиадах;
  •  умеют самостоятельно работать с новой информацией.

 

         27.03.  2014г.

      Директор ГБС(К)ОУ школы – интерната:                                /А. А. Жогло/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Основы логики в 8 классе. Задания по логике

Материал для дистанционного занятия 10 мая 2013 года. Выполнить работу в электронной форме. Файл сохранить в рабочей папке....

презентация "Алгебра логики. Основные понятия алгебры логики"

Можно использовать как дополнение к уроку "Алгебра логики"...

Социально – значимый проект «Мир логики».

  Развитие логического мышления умственно отсталых детей является необходимым условием их успешного обучения и развития. Логическое мышление полностью зависит от уровня речевого развития д...

Презентация Социально – значимый проект «Мир логики».

Логическое мышление есть мышление речевое, в котором слово является и основой, и средством,  результатом этого процесса.    Ответственность за формирование логической грамотности у...

Урок информатики по теме "Алгебра логики. Законы логики. Упрощение логических выражений"

Данный урок является продолжением серии уроков в 9 классе по теме "Алгебра логики". На нем ученики изучат основные законы формальной логики, законы исключения констант, а также законы алгебр...

Логико-математический анализ темы «Комбинаторика». Сравнительный анализ содержания и логики изложения материала в учебниках А. Г. Мордковича и Ю. Н. Макарычева

В данной статье реализован сравнительный анализ содержания и логики изложения материала раздела математики "Комбинаторика" в действующих учебниках А. Г. Макарычева и Ю. Н. Мордковича. В стат...

Логика, задачи на Логику, Загадка Эйнштейна

Основные определения Логики,детские задачи на Логику2 Загадки Эйнштейна...


 

Комментарии

Комисарчук Лилия Витальевна

Спасибо за интересный материал.