Обувь, ее виды и назначение
план-конспект урока (5 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Урок домоводства в 5 классе
Тема урока: «Обувь, ее виды и назначение»
Цель: Закрепить и обобщить знания учащихся об одежде; познакомить с видами обуви и ее назначением.
Задачи:
- учить группировать обувь по сезонному признаку; по видам материала;
- развивать логический, грамматический строй речи, связную речь;
- развивать умение делать выводы;
- коррекция вербальной памяти на основе упражнений в запоминании;
- коррекция аналитико-синтетической деятельности на основе упражнений на наглядно-образное мышление.
- воспитание аккуратности, самостоятельности при выполнении предлагаемых заданий.
Оборудование: компьютер, компьютерная презентация, реальные предметы обуви, изготовленные из разных материалов, индивидуальные карточки с заданием.
Ход урока.
I. Организационный момент. (Слайд №1)
II. Актуализация знаний учащихся об уходе за одеждой.
На прошлом уроке мы с вами говорили об одежде и как надо за ней ухаживать. (Слайд №2) Ребята, давайте вместе составим рассказ, вставляя слова в текст. (слова – по картинкам из слайдов)
«Жил был мальчик по имени Ваня.
(Слайд №3) Однажды, в воскресенье, он собрался в . (лес за грибами, кинотеатр, на футбол, в гости)
(Слайд №4) Поэтому Ваня решил надеть одежду. (спортивную, повседневную, праздничную, спецодежду и др.)
(Слайд №5) Мальчик подумал и надел .
Ваня очень интересно провел выходной день.
Он с удовольствием . (играл в футбол, смотрел кино, собирал грибы)
Но когда он шел домой погода внезапно испортилась.
(Слайд №6) Начался сильный .(дождь, снег, ветер)
(Слайд №7) Домой Ваня пришел весь .(мокрый, грязный, пыльный, замерзший, голодный)
Поэтому он решил привести в порядок свою одежду (выбрать очередность действий)
(Слайд №8) Сначала Ваня ее .(почистил, высушил, повесил на плечики, встряхнул, постирал)
Потом он ее .
А затем .
Молодец наш Ваня!» И ВЫ МОЛОДЦЫ!
III. Сообщение темы и целей урока.
Сегодня мы переходим к изучению новой темы. Чтобы узнать тему урока, вам необходимо расшифровать ее. (коррекц. – развивающее упражнение на доске и слайде)
, .
О Б У В Ь , Е Ё
Н А З Н А Ч Е Н И Е.
(Слайд №9) Сегодня мы с вами будем говорить о разнообразии обуви и ее назначении.
Работа в тетради: запись даты и темы урока.
IV. Изучение нового материала.
- Как вы думаете, для чего человеку нужна обувь? Обувь защищает ноги человека от повреждений и переохлаждения.
Рассказ – путешествие в прошлое обуви.
(Слайд №10) «Когда – то давным-давно люди ходили босиком. Но ходить босиком было неудобно.
- Почему? Как вы думаете? (Ответы детей)
(Слайд №11) В каждой стране была своя первая обувь. Считается, что самым ранним видом обуви были сандалии. Они появились в Древнем Египте несколько тысяч лет назад. Первые сандалии состояли из твердой подошвы, которая поддерживалась при помощи ремешка, обвитого вокруг ноги. Сандалии защищали ступни от горячего песка и неровной поверхности.
(Слайд 12) В европейских странах (например, во Франции) люди изготавливали первую обувь из дерева. (Дети рассматривают иллюстрацию с изображением деревянных башмачков)
- Как вы думаете, удобно ли ходить в таких башмаках?
- Были страны, где обувь изготавливали из глины.
– Можно ли ходить в такой обуви в сырую погоду? Почему нельзя? (непрочные, размокнут)
(Слайд №13) У нас на Руси люди изготавливали обувь из коры деревьев, которую называли лапти. Плели их из лыка (это часть дерева, которая находится под корой липы) и бересты – т.е. коры берёзы, вяза, дуба, ракиты.
(Дети рассматривают картинки, натуральные лапти).
– Какой это материал? Как вы считаете, прочная ли была обувь, изготовленная из бересты и лыка?
Лапти были праздничные и повседневные. Чтобы лапти не промокали, их подшивали кожей. К ногам они крепились с помощью кожаных узких ремешков или верёвок. Лапти были лёгкие, дешевые, но имели один недостаток – быстро снашивались. Зимой их хватало на десять дней, весной, после оттепели – на четыре, а летом – всего на три дня. Тогда-то и стали плести лапти из кожи животных. Они были удобнее и более устойчивые в носке. Так на Руси появилась кожаная обувь.»
Со временем форма обуви и материал, из которого шьют и изготавливают обувь изменились – появились ботинки, полуботинки, сапоги, туфли, валенки и т.д., но назначение ее осталось прежним. (Показ натуральной обуви)
- Кто скажет, для чего же нам нужна обувь? Обувь служит человеку для предохранения его ног от травм, а также согревает ноги, что защищает нас от переохлаждения и простудных заболеваний. Обувь, как и одежда, должна быть удобной.
Работа в тетради: запись определения (Обувь – изделия с твердой подошвой, надеваемые на ноги для защиты от холода, грязи и удобства движения).
Физкультминутка. « Одежда, обувь, головной убор».
- Если я называю головной убор - вы поднимаете руки верх и хлопаете в ладоши, одежду - руки в стороны, обувь – хлопаете по коленям. ( шляпа, сандалии, пальто, кеды, шапка, кепка, кроссовки, платье, валенки, брюки, шарф).
- Кто из вас знает, где шьют, изготавливают обувь? (Обувь шьют на обувной фабрике.)
- Ребята, из чего делают обувь? (Из кожи, резины, замши, войлока, текстиля) Верно. Обувь шьют из разных материалов. (Слайд №14)
- Если обувь из кожи, то это какая обувь? (кожаная)
- Обувь из резины? (резиновая)
- Из замши? (замшевая)
- Из текстиля, ткани? (текстильная. Носят в помещении или в сухую погоду на улице)
- Из войлока? (валяная)
- Что такое войлок? (Слайд №15)
Войлок получают обычно из овечьей шерсти путем войлоковаляния. От слова валяние и произошло слово валенки.
- Какую обувь делают из войлока? Валенки – тёплые войлочные сапоги из свалянной овечьей шерсти. Это традиционно русская зимняя обувь.
- Образуйте слова по образцу:
Туфли из кожи – кожаные туфли.
Сапоги из замши – (замшевые сапоги)
Галоши из резины – (резиновые галоши)
Кроссовки из ткани – (кроссовки из текстиля)
Работа в тетради: записать слова, выделить орфограммы (словарная работа).
Кожаная
Замшевая
Резиновая
Текстильная
Валяная
- Какое сейчас время года? (Весна).
- Какая нам нужна обувь? – (Весенняя - демисезонная).
- Перечислите, пожалуйста, какую вы знаете демисезонную обувь. (Кожаные и резиновые сапоги, ботинки, туфли).
- А зимой вы какую обувь носили? (Теплые сапоги, ботинки, валенки)
- Почему мы меняем обувь? (Меняются сезоны, времена года. В холодное время года носим теплую обувь, в теплое – легкую) Значит, обувь, так же как и одежда бывает зимней, летней и демисезонной. (Слайд №16)
Работа с карточкой.
а) Оформление таблицы.
Время года вид обуви по сезону (какая?) приведите примеры.
Время года | Виды обуви по сезону | Название обуви |
Зима | зимняя | |
Лето | летняя | Босоножки, туфли, сандалии, сланцы, кроссовки. |
Осень, весна | осенне-весенняя или демисезонная | Сапоги, ботинки, резиновые сапоги, туфли. |
б) Проверка выполнения задания.
В современном мире существует огромное разнообразие обуви. Очень важно уметь правильно выбирать обувь по назначению.
Вспомните мальчика Ваню из рассказа – куда он отправился? Какую он обувь надел?
- Если мы с вами пойдем в спортзал для игры «Веселые старты» - мы во что обуемся?
- А на дискотеку? А домой придем?
(Слайд №17) Таким образом, обувь по назначению делится на несколько групп:
- повседневная (ежедневная, на каждый день)
- праздничная
- спортивная
- домашняя
Ребята! Обувь есть еще и ортопедическая, т.е. лечебная и специальная.
Работа в тетради.
V. Обобщение и систематизация знаний и умений.
Игра «Какая обувь?».
- Обувь из кожи какая? - ... (кожаная); из резины? из вельвета? из материи? из меха? из замши? из войлока? покрытая лаком? - ... (лакированная).
- Какую обувь делают из резины? (Сапоги, галоши.)
- Из войлока? (Валенки.)
- Из кожи? (Туфли, ботинки, сапоги, босоножки, сандалии, кроссовки.)
- Из замши? (Туфли, ботинки, сапоги.)
- Из материи? (Тапочки, кеды.)
- Что у вас на ногах в данный момент?
А ещё, ребята, нам нужно знать, как выбирать обувь по размеру и ухаживать за обувью из различных материалов.
Об этом мы поговорим на следующем уроке.
Что мы с вами узнали сегодня на уроке?
Обувь делится на группы:
- по материалу
- по времени года
- по назначению
VI. Итог урока, выставление оценок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/10/26/picture-132049-1351276615.jpg)
Урок ВИДЫ и НАЗНАЧЕНИЕ МЕБЕЛИ
Виды и назначение мебели. формировать представления о видах бытовой мебели и способах ухода за ней;корректировать и развивать зрительное восприятие, логическое мышление на основе упражнений...
![](/sites/default/files/pictures/2014/04/20/picture-439676-1398018270.jpg)
План-конспект урока «Виды и назначение электротехнических устройств»
План-конспект урока «Виды и назначение электротехнических устройств» в 8 классе в разделе «Электротехнические работы. Электротехнические устройства». Презентация....
![](/sites/default/files/pictures/2015/02/12/picture-590977-1423703610.jpg)
Конспект урока обслуживающего труда в 7 классе (ГУО) по теме "Виды и назначение обуви. Уход за обувью."
Задачи:- знакомить уч-ся с видами и назначением обуви, формировать навыки ухода за обувью;- корригировать речемыслительную деятельность;- воспитывать опрятность, аккуратность, бережное отношение к вещ...
МДК 01.01 "Технология создания и обработки ЦМИ", учебные конспект-плакаты "Виды и назначение периферийных устройств"
Учебные конспект-плакаты включают в себя тщательно проработанный и структурированный материал по теме "Виды и назначение периферийных устройств" ПМ.01.01 "ВВод и обработка цифровой мультимедийной инфо...
![](/sites/default/files/pictures/2019/09/10/picture-1161667-1568104578.jpg)
Виды и назначение костров.
В презентации представлены виды костров (наиболее часто используемые) с описанием и фото. Также дается разъясннение для чего применим конкретный вид костра. В конце презентации имеются контрольные воп...
![](/sites/default/files/pictures/2017/10/22/picture-874111-1508647588.jpg)
Разметочный инструмент .Виды и назначение.
Тема урока : Разметочный инструмент. Виды и назначение.Цель урока: раскрыть ученикам виды измерительных и разметочных инструментов. Учить правилам пользования этими инструментами. Корректировать памят...
![](/sites/default/files/pictures/2017/10/22/picture-874111-1508647588.jpg)
Разметочный инструмент. Виды и назначение
Тема урока : Разметочный инструмент. Виды и назначение. Цель урока: раскрыть ученикам виды измерительных и разметочных инструментов. Учить правилам пользования этими инструментами. Корректировать пам...