"Детские конфликты и пути их решения"
статья на тему

Выступление на педагогическом совете школы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ped._sovet-_detskie_konflikty_i_puti_ih_resheniya.doc46.5 КБ

Предварительный просмотр:

     В детском возрасте конфликтных ситуаций великое множество и во многих из них порой бывает трудно разобраться. Все детские ссоры обычно разрешаются сами собой, и поэтому к ним надо относиться как к естественным явлениям жизни. Небольшие стычки и ссоры можно расценить как первые жизненные уроки взаимодействия с людьми одного круга (равными), с окружающим миром, этап обучения методом проб и ошибок, без которого ребенок не может обойтись. Взрослым без особой необходимости не стоит вступать в ссоры детей. Надо, чтобы они научились самостоятельно выходить из спорных ситуаций и прекращать конфликты.

      В школьном возрасте у ребенка формируется характер и постоянная коррекция поведения со стороны воспитателя  ему очень необходима.
Нужно 
научить ребенка социально приемлемым нормам поведения и общения.
    Задача воспитателя состоит в том, чтобы 
научить детей некоторым правилам жизни среди других людей( каждый – человек, со своими желаниями, переживаниями), в которые входит умение выразить свое желание, выслушать желание другого, договориться. При этом ребенок должен быть равноправным участником этого процесса, а не просто слепо подчиняться требованиям воспитателя.
     Воспитатель должен высказать детям свое отношение к конфликтной ситуации. Нужно учить детей объяснять друг другу, что они хотят, а затем предлагать им обдумать выход из положения , не нужно преуменьшать способности детей в этом отношении.

 В разрешении детских конфликтов воспитатель обеспечивает нахождение «общего языка», который является результатом достижения понимания.
Становясь посредником в разрешении детских конфликтов, воспитатель должен учитывать их характерные особенности:

  • При разрешении конфликтной ситуации воспитатель несет профессиональную ответственность за правильное разрешение ситуации конфликта.
  • Взрослые и дети имеют разный социальный статус, чем и определяется их разное поведение в конфликте и при его разрешении
  • Разница в возрасте и жизненном опыте разводит позиции взрослого и ребенка, порождает разную степень ответственности за ошибки
  • Различное понимание событий и их причин участниками, конфликт глазами воспитателей и детей видится по-разному
  • Присутствие других детей при конфликте превращает их из свидетелей в участников, а конфликт приобретает воспитательный смысл
  • Профессиональная позиция воспитателя – взять на себя инициативу разрешения конфликта и на первое место поставить интересы формирующейся личности.
  • Детские конфликты легче предупредить, чем успешно разрешить.

     Наиболее перспективно предупреждение конфликтов на ранних стадиях, на стадии их зарождения. Признаками зарождения конфликтов могут быть : стычки между детьми, нарушение дисциплины, обзывание, приставание, нарушение правил в играх, отчуждение ребенка от группы, затянувшееся выяснение отношений. Я стараюсь обратить внимание на каждый такой штрих и принять меры по предупреждению назревающего конфликта.
Поддерживаю в группе здоровый нравственно-психологический климат, уважительное отношение к личности, ее достоинствам и индивидуальным особенностям, самокритичность, доброжелательность, организацию продуктивной деятельности. Замечаю нежелательные поведенческие тенденции и перестраиваю их не приказным порядком, а психологическим путем, используя совместные игры и занятия. Тут очень важен личный пример воспитателя. Одним из направлений моей педагогической деятельности является развитие 
навыков общения детей со сверстниками, для этого использую:
- сюжетно-ролевые игры ( в том числе и с наличием проблемной ситуации), вот , например, она из игр рекомендуемая для агрессивных детей, называется она «Попроси…». Цель игры: обучение детей эффективным способам общения. Выбираются два игрока, у одного в руке , например, игрушка. Другой участник должен попросить эту игрушку. Инструкция первому игроку: « Ты держишь в руке игрушку, которая тебе очень нужна, но она нужна и твоей подруге. Она будет у тебя её просить. Постарайся оставить игрушку у себя и отдать её только в том случае, если тебе действительно захочется это сделать». Инструкция второму игроку: «Подбирая нужные слова, постарайся попросить игрушку так, чтобы тебе её отдали». У этой игры два варианта: вербальный и невербальный. Невербальный вариант- инструкции игрокам те же, только выполнять их надо с использованием невербальных средств общения ( мимикой, жестами…). Эта игра особенно полезна тем детям, которые часто конфликтуют со сверстниками, так как в процессе выполнения упражнения они приобретают навыки эффективного взаимодействия. Лучше всего эта игра получалась у Тони Елисеевой, что словами, что мимикой, она может выпросить у подруг что угодно, если у неё есть на это настроение.

Использую в своей работе имитационные игры . При проведении воспитательного занятия «Начинаем взрослеть» использовала игру «Добро побеждает зло». Цель игры: научить детей контролировать свои движения. Каждому ребёнку по очереди бросала мяч и предлагала представить что у них в руках маленький беспомощный птенец. . "Этого птенца обидели злые люди. Злые люди разрушили гнездо и бросили маленького птенца в кусты. Согрейте его. Медленно, по одному пальчику, сложите ладони, спрячьте в них птенца, подышите на него, согревая своим ровным, спокойным дыханием, приложите ладони к своей груди, отдайте птенцу доброту своего сердца и тепло дыхания. Раскройте ладонь, и вы увидите, что птенец радостно взлетел. Улыбнитесь ему , ведь птица  благодарна вам".
    Читаем и обсуждаем художественные произведения, просматриваем и анализируем фрагменты мультипликационных фильмов .
   Провожу доверительные индивидуальные беседы с детьми в ходе которых обращаю внимание на эмоциональное состояние ребёнка вступившего в конфликт, понять причины этого состояния, урегулировать бурные реакции, это как правило обычными, простыми методами – умыться, выпить воды, усадить возле себя, поговорить на отвлечённые темы и подвести ребёнка к тому, чтобы он сам решил обсудить возникшую конфликтную ситуацию. Важно в беседе держать паузу – это время принадлежит ребенку, пауза помогает ребенку разобраться в своем переживании.
    Выслушиваются обе стороны: если в данный момент слушается один из участников конфликта, и он начинает понимать, что в его проблему вникают, то необходимо каким-нибудь образом дать понять другому участнику, что и он будет столь же внимательно выслушан. Ребенок должен сам сделать выводы из своих собственных слов .

Но как я уже говорила, конфликты легче предупредить, чем  разрешить и я стараюсь всё для этого сделать.

Литература:
Я.Л.Коломенский, Б.П.Живнявский «Социально-психологический анализ конфликтов между детьми в игровой деятельности» М 1990г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час в 5 классе « Конфликт и пути его решения»

Цель: 1.      Развитие коммуникативных способностей школьников, умение общаться в группах, коллективе.2.      Формирование благоприятной психоло...

Комбинированный урок по теме "Конфликты и пути их решения"

Комбинированный урок "Конфликты и пути их решения" предназначен для учащихся 8-х классов....

Конфликты и пути их решения.

Статья "Конфликты и пути их решения" "...

Классный час "Конфликт и пути его решения"

Подробный сценарий (с презентацией) классного часа для учащихся 8-10 классов....

Классный час "Конфликт и пути его решения"

Подробный сценарий (с презентацией) классного часа для учащихся 8-10 классов....

«Конфликты и пути их решения».

Цель: формирование бесконфликтных отношений в классе через воспитание уважительного отношения друг к другу.Задачи:1.      Создание условий для формирования у учащихся чув...