статья Игровая технология на уроках истории Игра "Исторический баскетбол" 7 класс школа 8 вида
статья по теме

Статья с презентацией раскрывает возможности использования игровой технологии на уроках истории. Приложением является пример одной из игр.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Игровая технология на уроках истории.

          Среди многообразия педагогических технологий выделяют и игровую технологию. Данная технология занимает место в группе педагогических технологий на основе активизации и интенсификации учебной деятельности. Автором игровой технологии, а также её разработчиком считается Б. Никитин.

          Как показывает практика учителей, игровая технология может быть использована при обучении истории. Дадим необходимую характеристику игровой технологии.

         Игровая технология характеризуется наличием игровой модели, сценарием игры, ролевых позиций, возможностями альтернативных решений, предполагаемых результатов, критериями оценки результатов работы, управлением эмоционального напряжения.

         В основе игровой технологии лежит игра, понимаемая как занимательная для субъекта деятельность в условных ситуациях. Но в образовательном процессе мы говорим о дидактической игре - условной занимательной для субъекта деятельности, направленной на приобретение знаний, формирование умений и навыков. Дидактическая игра имеет двойственный характер: для учащихся важен сам процесс игры, для учителя – результат.

Применяются игры познавательные, занимательные, театрализованные, игровые, имитационные, компьютерные, игровое проектирование, индивидуальный тренинг, решение практических ситуаций и задач и др. Выбор каждой игры определяется ее возможностями, соотнесенными с особенностями дидактической задачи.

         Использование игровых технологий  при обучении истории оказывается оправданным, т.к. помогает решить ряд затруднений, а именно: увеличение учебной нагрузки, использование репродуктивных методов обучения, наличие традиционной модели общения между учителем и учеником. Применение игровых технологий на уроках снижает эмоциональную нагрузку у учащихся, во многом благодаря использованию активных форм обучения, а также способствует обеспечению новой модели общения между учителем и учеником – партнёрской.

          Также использование игровых технологий способствует дальнейшей социализации учащихся, т.к. в процессе игры формируются важные умения, такие как:

  • готовность действовать с учётом позиций другого,
  • готовность брать инициативу при решении проблемы,
  • стремление понять и прислушаться к мнению других,
  • умение различать эмоциональное состояние соучастников и использовать это в ходе общения,
  • способность переводить конфликтную ситуацию в диалог, находить пути решения , выработать общую точку зрения.

Положительных моментов в использовании игровых технологий много, но как показывает практика, игровые формы обучения применяются не так широко.

         Причины малого использования игровых форм обучения на уроках истории:

1) недостаток разработок интересных игр, простых в исполнении и требующих небольших затрат на подготовку;

2) недостаток прописанных методик организации и проведения  игры как формы обучения;

3)  распространение заблуждения, что игра – это удел младших школьников.

При использовании игровых технологий следует помнить классификацию игровых ситуаций, составленную по различным признакам:

 1) по сущностной игровой основе:

– игры с правилами;

– ролевые игры;

– комплексные игровые системы (например КВН):

2) по дидактическим целям игры:

– игры для изучения нового материала;

– игры для первичного закрепления новых знаний;

– обобщающие игры;

– комбинированные уроки с элементами игры;

– релаксационные игры-паузы;

3) по межпредметным связям:

– историко-литературные;

– историко-географические;

– историко-математические и т. д.;

4) по источнику познания:

– игры на основе устного изложения учебного материала;

– игры на основе работы со средствами наглядности;

– игры на основе практической работы учащихся;

5) по количеству участников:

– индивидуальные;

– парные;

– групповые;

– массовые.

Рассмотрим структуру организации игры:

1) Выбор игры. На этом этапе происходит отбор содержания исторического материала для игр на основе изучения учителем программы, тематического плана, учебника, методической литературы. Отобрав игры, соответствующие программному материалу, учитель должен четко представить себе, какие результаты он ожидает получить, с тем чтобы в соответствии с этим выстроить замысел, игровые действия, формулировки правил игры и ее ход.

2) Подготовка игры:

– предварительная подготовка учащихся к игре, которая  зачастую несет основную дидактическую нагрузку;

– подготовка непосредственно перед игрой, включающая создание эмоционального игрового настроения, планирование места проведения игры.

3) Введение в игру:

– объяснение правил игры, которые нужно формулировать кратко и конкретно;

– выбор участников игры. Во всех используемых играх задействовать весь класс, т. к. на игровом уроке не должно быть пассивных зрителей. Как правило, лучше организовать командные или парные игры.

4) Ход игры:

– начало игры – этап уточнения нюансов игры, эмоциональный старт игры;

– развитие игрового действа и его кульминация;

– заключительный этап игры.

Учителю необходимо как барометру почувствовать спад напряжения. Нужно научиться вовремя поставить точку, чтобы не только не пропало созданное игрой настроение, но и не расфокусировалось направленное на изучаемый учебный материал внимание.

5) Подведение итогов игры. Данный этап включает в себя как дидактический результат (что нового узнали, как справились с заданием, чему научились), так и собственно игровой (кто оказался лучшим, что помогло достичь победы).

6) Анализ игры проводится в разных формах: анкетирование учащихся, коллективное обсуждение, методика «Ваше настроение». Важно понимать, что проведение этого этапа – залог эффективности игровой деятельности на уроке  и уровня методической подготовки учителя.

На своих уроках я применяю различные игровые формы, такие как: сюжетно-ролевые игры, деловые игры, брейн-ринг, интеллектуальный марафон, конкурсы, викторины.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБУЧЕНИИ ИСТОРИИ.

Слайд 2

Место игровых технологий в образовательном процессе. Группа педтехнологий на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся (Б. П. Никитин, А. А. Вербицкий, Н. В. Борисова и др.)

Слайд 3

Предпола- гаемые результаты Игровая модель Сценарий игры Ролевые позиции Возможности Альтернативных решений Игровые технологии Управление эмоциональным напряжением

Слайд 4

Игра – это занимательная для субъекта деятельность в условных ситуациях. Дидактическая игра – это условная занимательная для субъекта деятельность, направленная на приобретение знаний, формирование умений и навыков. !Двойственный характер!

Слайд 5

Увеличение учебной нагрузки Использование репродуктивных методов обучения Наличие традиционной модели общения между учителем и учеником Снижение эмоциональной нагрузки Наличие партнёрских отношений между учителем и учеником Использование активных игровых форм

Слайд 6

Использование игр позволяет формировать: готовность действовать с учётом позиций другого; готовность брать инициативу при решении проблемы; стремление понять и прислушаться к точке зрения других; умение различать эмоциональное состояние соучастников и использовать это в ходе общения; способность переводить конфликтную ситуацию в диалог, находить пути решения, выработать общую точку зрения.

Слайд 7

Причины малого использования игровых форм обучения на уроках истории распространение заблуждения, что игра – это удел младших школьников недостаток прописанных методик организации и проведения игры как формы обучения недостаток разработок интересных игр, простых в исполнении и требующих небольших затрат на подготовку 1 2 3

Слайд 8

Классификация игровых ситуаций. 1) по сущностной игровой основе: – игры с правилами; – ролевые игры; – комплексные игровые системы (например КВН): 2) по дидактическим целям игры: – игры для изучения нового материала; – игры для первичного закрепления новых знаний; – обобщающие игры; – комбинированные уроки с элементами игры; – релаксационные игры-паузы; 3) по межпредметным связям: – историко-литературные; – историко-географические; – историко-математические и т. д.; 4) по источнику познания: – игры на основе устного изложения учебного материала; – игры на основе работы со средствами наглядности; – игры на основе практической работы учащихся; 5) по количеству участников: – индивидуальные; – парные; – групповые; – массовые.

Слайд 9

Структура организации игры Выбор игры (отбор содержания исторического материала, представление результатов) 2) Подготовка игры 3) Введение в игру (объяснение правил игры , выбор участников игры) 4) Ход игры 5) Подведение итогов игры (дидактический результат , собственно игровой) 6) Анализ игры (анкетирование учащихся, коллективное обсуждение, методика «Ваше настроение»).

Слайд 10

Сюжетно-ролевая игра Деловая игра Брейн-ринг Интеллектуальный марафон Викторина Конкурс и др. «Я-историк», «Знатоки истории», «Знаешь ли ты свой край», «Великая и славная моя Россия», «Путешествие по Древней Руси», «Знак вопроса», заочное путешествие и т.п.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение игровых технологий на уроках экономики в старших классах коррекционной школы 8 вида

Данная статья  является опытом работы учителя математики коррекционной школы 8 вида Аристарховой Марины Алексеевны. В статье подробно рассмотрены игровые технологии, которые применяются в ра...

Статья Игровая технология на уроках английского языка в начальной школе

Применение игровых  технологий на уроках английского языка в начальной школе...

Методические рекомендации по использованию игровых технологий на уроках английского языка для коррекционных школ 4 вида

Об обучающих возможностях использования игрового метода известно давно. Многие ученые, занимающиеся методикой обучения иностранным языкам, справедливо обращали внимание на эффективность использования ...

Методические рекомендации по использованию игровых технологий на уроках английского языка для коррекционных школ 4 вида

Об обучающих возможностях использования игрового метода известно давно. Многие ученые, занимающиеся методикой обучения иностранным языкам, справедливо обращали внимание на эффективность использования ...

ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЕ VIII вида

Использование игровых технологий на уроках русского языка помогает вести изучение и закрепление материала на уровне эмоционального осознания, отсюда развивается познавательный интерес к русскому языку...

Статья "Игровые технологии на уроках истории"

quot;Игра-путь к путь детей к познанию мира, в котором они живут и который призваны изменить"  В данной стаье представлены игрыдля развития познавательных интересов учащихся и приобретению ...

Игровые технологии на уроке истории в школе

В условиях современного образования игровые технологии являются наиболее изученными и широко применяемыми. Игра остаётся одной из важнейших составляющих учебно-воспитательного процесса в школе. С точк...