МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ КОНФЛИКТЫ ДЕТЕЙ И ИХ РАЗРЕШЕНИЕ.
статья по теме
Причины возникновения эмоциональных конфликтов и их виды.Методы разрешения конфликтных ситуаций.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mezhlichnostnye_konflikty_detey_i_ih_razreshenie.docx | 22.87 КБ |
Предварительный просмотр:
МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ КОНФЛИКТЫ ДЕТЕЙ И ИХ РАЗРЕШЕНИЕ.
Причины возникновения эмоциональных конфликтов и их виды.
В межличностных конфликтах важную роль играют индивидуальные качества участников, их личная самооценка, саморефлексия, индивидуальный порог толерантности, агрессивность (пассивность), тип поведения, социокультурные различия. Существуют понятия межличностной совместимости и межличностной несовместимости. Совместимость предполагает взаимное принятие партнеров по общению и совместной деятельности. Несовместимость — взаимное неприятие (антипатию) партнеров, основанное на несовпадении (противостоянии) интересов, мотивов, характеров, темпераментов, психофизических реакций, индивидуально-психологических характеристик. Межличностная несовместимость может стать причиной эмоционального конфликта у ребёнка, который является наиболее сложной и трудноразрешаемой формой межличностного противоборства. В детском коллективе межличностные конфликты протекают в форме соперничества (стремления к доминированию) и споров (разногласий по поводу нахождения наилучшего варианта решения совместных проблем).
Таким образом, можно выделить основные причины межличностных конфликтов в детском коллективе: ,
• несовместимость характеров;
• столкновение противоположных мотивов, потребностей и интересов
• внутриличностные противоречия;
• соперничество (конкуренция).
В зависимости от причин конфликта между детьми и от способов конфликтного поведения его участников, межличностный конфликт может иметь следующие виды :
№ 1 | Стиль | Сущность стратегии | Условия эффективного применения | Недостатки |
|
| Соревнование (конкуренция) | Стремление добиться своего в ущерб другому; предполагает сосредоточение внимания только на своих интересах, полное игнорирование интересов партнера. | Исход очень важен. Обладание определенной властью. Необходимость срочного решения. | При поражении - неудовлетворенность; при победе - чувство вины; непопулярность; испорченные отношения. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2 | Уклонение (избегание) | Уход от ответственности за решения; характеризуется отсутствием внимания, как к своим интересам, так и к интересом партнера. | Исход не очень важен. Отсутствие власти. Сохранение покоя. Желание выиграть время. | Переход конфликта в скрытую форму. |
|
3 | Приспособление | Сглаживание разногласий за счет собственных интересов; предполагает повышенное внимание к интересам другого, при этом собственные интересы отходят на задний план. | Предмет разногласия более важен, для другого. Желание сохранить мир. Правда, на другой стороне. Отсутствие власти | Вы уступили. Решение откладывается |
|
4 | Компромисс | Поиск решений за счет взаимных уступок; представляет собой достижения «половинчатой» выгоды каждой стороной. | Одинаковая власть. Взаимоисключающие интересы. Нет резерва времени. | Получение только половины ожидаемого. Причины конфликта полностью не устранены |
|
|
|
| Другие стили неэффективны |
|
|
5 | Сотрудничество | Поиск решения, удовлетворяющего всех участников; является стратегией, позволяющей учесть интересы обеих сторон. | Есть время. Решение важно обеим сторонам. | Временные и энергетические затраты. Не гарантированность |
|
Методы разрешения конфликтных ситуаций.
Если воспитателю не удалось предотвратить конфликт между детьми, то возникает необходимость его урегулирования и разрешения. Одним из первых шагов в этом направлении является факт признания существующих между детьми противоречий. При разрешении конфликтной ситуации воспитателю следует определить реальные проблемы и интересы обеих сторон. Ключом к решению является определение истинных интересов сторон по основным направлениям: каковы скрытые желания и интересы сторон; что требуется для удовлетворения этих скрытых желаний и интересов.
Существует два способа получения этих сведений.
Первый состоит в их открытом обсуждении.
Второй предполагает использование интуиции для того, чтобы заглянуть в скрытую сущность происходящего.
Способность прогнозировать поведение детей помогает предсказать возможные варианты их поведения в конфликтной ситуации.
Прояснение конфликтной ситуации, оценка обстоятельств, характеров, мотивов и интересов, вовлеченных в конфликт, а также собственных целей, интересов, нужд — первый шаг на пути его разрешения. Учитывая, что в конфликты всегда вовлечены эмоции участников, то следующим шагом в разрешении конфликта является подавление рождаемых им отрицательных эмоций — собственных и эмоций детей. Поэтому, прежде чем принимать какое-то решение, воспитатель должен попытаться понять причины возбужденного состояния участников конфликта и постараться их успокоить.
После подавления эмоций появляется возможность использовать соответственно разум или интуицию для того, чтобы сформулировать возможные решения, приемлемые для всех заинтересованных сторон.
В решении проблемы необходимо учитывать нужды каждого; использовать творческий подход к решению проблемы: превратить конфликтную ситуацию в проблемную, а саму проблему — в возможность открыть для себя и для других нечто новое.
Основные подходы в разрешении конфликтов
• развивать у ребенка эмпатию, навыки общения, ведущие к
сближению;
• оценивать совершенный поступок, а не личность ребенка;
• высказывать свое мнение так, чтобы быть услышанным;
• нейтрализовать борьбу за власть;
• учить детей управлять эмоциями;
• формировать готовность к самостоятельному разрешению
конфликта;
• вырабатывать альтернативы, привлекая детей к совместному творческому поиску.
Деятельность воспитателя при разрешении межличностных конфликтов, которые возникают между сверстниками, должна быть планомерной и включать следующие последовательно выполняемые стадии:
1. Определение и оценка сущности конфликтной ситуации, что подразумевает выявление не только непосредственного повода конфликтной ситуации, но и ее причины, которая нередко маскируется самими участниками конфликта.
2. Оценка целей конфликтной ситуации:
• утверждение личных притязаний,
• навязывание своего стиля поведения,
• умаление достоинств другой стороны,
• корыстные устремления.
Для разрешения конфликтной ситуации воспитателю важно показать детям различия в понимании целей, которые преследовал каждый из них в ссоре. Чаще всего эти цели различны, поэтому следует спокойно и сдержанно искать радикальные средства для устранения причин конфликтной ситуации:
• применить меры воспитательного воздействия;
• выдвинуть определенные жесткие требования;
• указать на необходимость придерживаться установленных определенных норм поведения не только в период пребывания в детском саду, но и в повседневной жизни.
3. Определить динамику процесса развития конфликтной ситуации и использовать меры, направленные на ее прерывание или погашение.
4. Воспитатель должен обратить внимание на эмоциональное состояние детей, вступивших в конфликт. Если конфликт сопровождается бурными реакциями, то целесообразно показать детям на конкретных примерах, как высокая напряженность влияет на психологический микроклимат в группе и эмоциональное благополучие других детей.
5. Оценка особенностей участников конфликта
6. Провести диагностическую беседу по следующим примерным вопросам:
• Тебе хочется находиться в нашем классе?
• Почему?
• Чем ты любишь заниматься в свободное время?
• Расскажи, пожалуйста, как играть в твою любимую игру?
• Есть ли в этой игре правила, которые надо соблюдать?
• Можно нарушать эти правила?
• А что будет, если я нарушу эти правила?
• Много ли у тебя друзей среди сверстников в группе?
• Как ты думаешь, конфликт и ссора — это одно и то же? Попробуй объяснить свое мнение.
• Если в момент ссоры ты понимаешь, что неправ, то как
поступишь?
Вмешательство воспитателя в отношения конфликтующих сторон в качестве посредника оправдано, особенно в тех случаях, когда стороны или одна из сторон проявляет агрессивность и жестокость.
Взаимодействие воспитателя с детьми предполагает переориентацию поведения ребенка в конфликтной ситуации. Это целесообразно делать не посредством простого запрета, окрика или замечания, а с помощью позитивных сообщений, особенно в ситуациях, когда последствия конфликта являются результатом сознательных действий ребенка, связанных с опасностью для него самого или других детей, а также асоциального поведения, проявляющегося во вспышках агрессии, актах насилия, требующих немедленной реакции воспитателя на эти действия. Этот вид сообщений не должен включать простую критику этих действий и их запрет. Позитивное сообщение, призванное изменить поведение ребенка, должно включать следующие компоненты:
• описание произведенного им действия;
• описание возможного или (неизбежного) результата этого действия;
• предложение альтернативного варианта поведения.
Необходимо, чтобы в структуру такого сообщения входили все три звена. Особенно важно не ограничиваться одним объяснением, почему так делать нельзя, а предложить детям другой вариант поведения в этой ситуации. Схема позитивного сообщения, которое предлагает ребенку изменить свое поведение, может выглядеть, например, следующим образом:
1) Когда ты …
2) Может случиться, что …
3) Лучше …
Схему предложил доктор Дж. И. Кларк
В опасных конфликтных ситуациях воспитатель должен:
вмешаться в конфликт, прервать акт насилия (здесь можно прокомментировать происходящее, попытаться отвлечь ссорящихся, разнять противников);
оценить обстановку, выяснить, кто участвует в конфликте, и кто знает, что произошло; оказать помощь пострадавшему;
сообщить виновнику, если его вина не подлежит сомнению, о своем неудовольствии его поведением, решить вопрос — сразу же предпринять в отношении его какие-нибудь действия (например: успокоить, отвести к заведующей и т.п.) или лучше обстоятельно заняться им позже; позаботиться о поддержке, если она нужна со стороны, обратиться конкретно к кому-нибудь из детей и дать указания, что делать;
избавиться от «зрителей», если присутствие других детей осложняет ситуацию, велеть им разойтись или самому уйти с участниками конфликта в другое место; успокоить участников конфликта, например: велеть им несколько раз глубоко вдохнуть и выдохнуть; развести их в разные стороны, посоветовав «охладить пыл»; устроить так, чтобы они не видели или не могли коснуться друг друга, пока не предут в себя; дать возможность выразить свои эмоции — обиду, злость; расспросить их, что случилось и как они себя чувствуют;
разрешить конфликт: когда дети успокоятся, провести с ними совместное обсуждение происшествия (разбор конфликта) или в отдельности провести беседу; сделать выводы: какие последствия влечет за собой поведение участников конфликта, должно ли последовать наказание, играет ли наказание какую-нибудь роль для виновника, какие уроки он извлечет, какие внушения должны получить участники конфликта, если их поведение не имело серьезных последствий или если оно привело к каким-либо нежелательным осложнениям.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Межличностные конфликты и способы их эффективного разрешения
Межличностный конфликт Возникновение конфликтов и проблема агрессии - актуальнейшие проблемы наших дней. Но ещё до появления человека, безусловно-рефлекторное стремление к конфликтам с себе...
Социально-психологические условия разрешения межличностных конфликтов.
Для любой группы конфликт между двумя или несколькими ее членами- помеха нормальному общению и совместному труду…Конфликты существовали и будут существовать, они неотъемлемая часть человеческих взаимо...
Методические материалы для классных руководителей по вопросам обеспечения безопасности несовершеннолетних и предупреждения агрессивных и насильственных способов разрешения межличностных конфликтов в школьных коллективах
Методические материалы для классных руководителей по вопросам обеспечения безопасности несовершеннолетних и предупреждения агрессивных и насильственных способов разрешения межличностных конфликтов в...
Доклад "Основные инструменты разрешения межличностных конфликтов"
Основные инструменты разрешения межличностных конфликтов...
проект-дискуссия "Социальное партнерство в разрешении межличностных конфликтов"
Конфликт - явление незбежное, неотвративое, закономерное явление нашей жизни. Дискуссия имеет цель:выяснить причины конфликтов, последствия для сторон, и определить способы их...
Классный час на тему: «Межличностные конфликты и пути их разрешения»
Классный час на тему:«Межличностные конфликты и пути их разрешения»...