28.02.13г. ППО(ОМЦ ВОУО)Учитель-логопед Карпухина И.В.
методическая разработка по теме
Тема:"Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателей массовых групп при планировании содержания работы по развитию всех компонентов устной речи".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Опыт работы учителя-логопеда в период ФГТ | 51 КБ |
Предварительный просмотр:
28.02.2013г.ГБОУ детский сад комбинированного вида №991 ВОУО. Семинар ППО для учителей-логопедов и воспитателей(ОМЦ ВОУО)
Тема: Использование игровых методов и приемов в работе учителя-логопеда и воспитателя коррекционной группы для детей с ОНР
Тема нашего семинара по ППО называется «Использование игровых методов и приемов в работе учителя-логопеда и воспитателя коррекционной группы для детей с ОНР»(взаимосвязь образовательных областей «Коммуникация», «Социализация» с остальными 8 образовательными областями).
Работая в современных условиях, когда действуют ФГТ (федеральные государственные требования) к структуре основной общеобразовательной программе дошкольного образования (приказ Минобрнауки РФ № 655 от 23.11.2009 г. ),учитель-логопед реализует коррекционную программу «Логопедическая работа по преодолению ОНР у детей» (авторы Филичева Т.Б., Г.В. Чиркина, г.Москва,2009 г.) в соответствии с данными требованиями.
Логопедия- наука о нарушениях развития речи, их преодолении и предупреждении посредством специального коррекционного обучения и воспитания. Логопедия является одним из разделов специальной педагогики.
Предметом логопедии как научной дисциплины является изучение закономерностей обучения и воспитания лиц с нарушениями речи и связанными с ними отклонениями в психическом развитии. Логопедия подразделяется на дошкольную, школьную и логопедию для взрослых.
В нашем ДОУ ГБОУ детский сад №991 более 20 лет существуют 2 логогруппы для детей с ОНР. После логопедического обследования дети со сложной речевой патологией направляются на ПМПК и в дальнейшем зачисляются в наши логогруппы или направляются в детские сады компенсирующего вида. Оставшиеся в массовых группах дети с дислалией, ФФН, стертой дизартией получают коррекционную помощь логопеда в районной поликлинике, в коррекционных центрах и других специализированных учреждениях.
Для проведения коррекционно-логопедической работы в группах для детей с ОНР нами составлено перспективное планирование с учетом взаимосвязи образовательной области «Коммуникация» с девятью образовательными областями ПДО «Истоки»: «Здоровье», «Безопасность», «Физическая культура», «Познание»(сенсорное развитие,ФЦКМ(формирование целостной картины мира),обучение началам грамоты, конструирование, ФЭМП (формирование элементарных математических способностей),дидактическая игра), «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество» (Изобразительная деятельность ,Художественный труд), «Музыка», «Социализация», «Труд». Воспитатели логогрупп также работают по программе «Истоки»,выполняя ежедневные рекомендации и задания учителя-логопеда.
Наш совместный многолетний опыт мы передаем воспитателям массовых групп, которые тоже стали использовать в своей работе рекомендации учителя –логопеда.
Коррекционно-логопедическая работа проводится по направлениям: звуковая культура речи, лексико-грамматические категории, связная речь, обучение началам грамоты. Все эти разделы тесно переплетаются с педагогическими, психологическими задачами Основной общеобразовательной программой дошкольного образования, где ведущей деятельностью является игра.
Учитывая особенности дошкольного возраста детей 6-7 лет, учитель-логопед использует в своей работе разнообразные игровые методы и приемы. В процессе изучения лексических(логопедических) тем учитель-логопед охватывает все 10 образовательных областей ПДО и достаточно успешно решает коррекционно-логопедические задачи.
Система нашей работы представлена в презентации «Использование игровых методов и приемов в работе учителя-логопеда и воспитателя коррекционной группы для детей с ОНР»
Комментарии к презентации.
Презентация.1.«Коммуникация» (звуковая культура), «Здоровье».Ведущими игровыми методами логопедического воздействия являются речевые упражнения с использованием игрушек, картинного материала на автоматизацию и дифференциацию речевых звуков, выполнение упражнений направленных на развитие артикуляцию речевых звуков, выполнение упражнений направленных на развитие артикуляционно-голосового аппарата(комплекс артикуляционной «Сказка о веселом Язычке») «Окошко»,дыхательной гимнастики(бабочки, ватные пушинки, полоски, бабочки и др.).
2.« Коммуникация»(Связная речь)
Составление рассказа по картине «8 Марта»( «Весна»), «Муравейник»-серия сюжетных картинок ( «Насекомые»).
3.«Коммуникация»(Речевое общение), «Чтение художественной литературы»
Связь с лексической темой «Продукты питания»
Логосказка «Хлеб с росой».
Предварительная работа : чтение сказки, пересказ.
Цель: Обогащать словарь по теме в преддверии праздника «Масленица».
1.Составление предложений по картинкам.
2.Сюжетно-ролевая игра «Встречаем Масленицу».
4. «Коммуникация» (грамматические категории) и «Безопасность»
Изучаем тему «Транспорт»и параллельно работам над ПДД.
Цель: Практическое усвоение сложных слов.
5. ПДД и «Изобразительная деятельность»(воспитатель-учитель-логопед)
Изучение темы «Город.Улица»
Связная речь.
А)Предварительная работа: обогащение словаря по теме, сюжетное рисование «Улица в моем городе»
Цель: составление рассказа по собственному рисунку «Улица в моем городе»
Б)Предварительная работа : пластинография «Дорожные знаки».
Цель: Составить сложные предложения с союзом «что», используя знания о дорожных знаках.
Оборудование: работы детей- дорожные знаки (пластинографии).
6. «Коммуникация» и «Художественный труд»(Декоративное рисование)
А) Изучение темы «Посуда»
Цель: практическое использование относительных прилагательных.
Материал : глина(керамика)-глиняный, стекло- стеклянный, металл -металлический, дерево - деревянный, пластмасса -пластмассовый.
Оборудование: детские поделки из папье –маше с гжельскими и хохломскими узорами.
Сюжетно-ролевая игра «В гостях у мастеров Гжели и Хохломы»
7. «Труд»
Изучение темы «Труд людей», «Инструменты»
Цель: Составлять сложные предложения по образцу.
Образец: «Молоток нужен для того, чтобы забивать гвозди и т.п.
8. «Познание»
А)Игра –моделирование(сенсорное восприятие, обучение грамоте).
«Собери геометрическую фигуру», «Выложи слово с помощью геометрических палочек»
Б) Конструирование
(сенсорное восприятие)
Лексическая тема «Дом и его части»
Д/И «Строим дом»
В) Лексическая тема «Зимние забавы»
Звуко - слоговой анализ слова «Забавы»
Дидактические игры
«Веселые звуки», «От звука к слову»
9. «Коммуникация» и «Физкультура» (Неделя игры)
Тема «Зимние забавы»(зимние виды спорта)
А)Игровое упражнение «Кто что делает?»
Цель: Составлять простые распространенные предложения.
Б) Физминутка
Упражнение «Покажи фигуру спортсмена с опорой на картинку»
В) Развитие мелкой моторики кистей и пальцев рук.
Упр. «Мышка», «Кулак –кольцо»
Г) Дыхательная гимнастика
«Вдох»- «Выдох»
Д) Досуг по физо(Неделя игры)
Тема: «Дикие и домашние животные»
Цель: Формировать умения осознанно использовать приобретенные двигательные навыки в различных условиях.
Дети в костюмах диких и домашних животных выполняют упражнения с мячом под руководством физрука.
10. «Коммуникация» и «Музыка»
Тема «Зимние забавы» (Неделя игры)
Цель: Разучить песню «Маленькой елочке»(муз. М. Красев) на металлофоне.
Проводит музыкальный руководитель.
11. Консультация родителей логогруппы.
Итог. Игра «Знайки»
Ничья. Победила «Дружба»
Дети с ОНР, имея на начальном этапе обучения и воспитания (средняя ОНР) более низкие речевые показатели, чем дети массовой группы, сейчас в речевом и интеллектуальном развитии достигли возрастной нормы. На равных участвуют в интеллектуальных викторинах, успешно выполняют задания по развитию речи, демонстрируют высокие навыки звуко-буквенного анализа, послогового чтения и графомоторных умений.
Отличие: многоступенчатые инструкции, привязка к формулировке задачи, моторная неловкость.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа учителя-логопеда Карпухиной И.В. ГБОУ" Гимназия № 1476 " ВАО д/о №1 (стр.подр."№2 - до реорганизации ГБОУ д/с комбинированного вида(2 логогруппы ТНР) №991)
Рабочая программа учителя-логопеда Карпухиной И.В. предназначена для учителей-логопедов,работающих с детьми,имеющими общее недоразвитие речи 2,3 ур. ,осложненным неврологическим статусом.(ТНР)...