Консультации для родителей
консультация на тему
Мечта всех родителей - вырастить своего ребёнка активным, гармонично развитым человеком, видеть его весёлым, здоровым, успешно идущим по жизни. Эта мечта осуществима, только родителям нужно приложить достаточно усилий и помнить: Ваш ребёнок самый лучший и любимый!
Скачать:
Предварительный просмотр:
Дорогие родители,
если Вы зашли на этот сайт, значит, Вы заботитесь о будущем своего ребенка.
Мечта всех родителей - вырастить своего ребенка активным, гармонично развитым человеком, видеть его веселым, здоровым, успешно идущими по жизни. Эта мечта осуществима, только родителям нужно приложить достаточно усилий и помнить: Ваш ребенок самый лучший и любимый.
Цель данной страницы - помочь родителям разобраться в речевых нарушениях и популярно объяснить основные принципы и методы их коррекции и профилактики. Ведь легче предупредить нарушение речи, чем потом тратить время на их исправления.
Каждый ребенок проходит в развитии определенные этапы (этапы речевого развития описаны на главной странице) каждый из которых обладает своими отличительными чертами и особенностями и знание этих закономерностей развития и симптомов речевой патологии позволят Вам оказать ребенку необходимую помощь, поддержать его и подарить радость познания себя и окружающего мира.
Статья «Когда следует обратиться за помощью к логопеду» поможет Вам проанализировать развитие Вашего ребенка и правильно выбрать специалиста для оказания ему своевременной помощи.
Если Вашему ребенку поставлен диагноз логопедом, дефектологом, неврологом, Вы можете заглянуть в «Словарь логопеда» и ознакомиться со структурой данного нарушения.
Для того, чтобы ваши домашние логопедические занятия проходили как можно эффективнее и не были затруднительны для ребенка, вам следует придерживаться определенных правил в их проведении.
Рекомендации по проведению занятий
∙ Все занятия должны строиться по правилам игры, так как в противном случае вы можете натолкнуться на упорное нежелание ребенка заниматься.
∙ Длительность занятия без перерыва должна быть не больше 15-20 минут (начинать надо с 3-5 минут).
∙ Занятия должны проводиться 2-3 раза в день; лучшее время для занятий - после завтрака и после дневного сна.
∙ Не заставляйте ребенка заниматься, если он плохо себя чувствует.
∙ Отведите специальное место для проведения занятий, где ребенку ничего не сможет помешать.
∙ Объясняя что-то ребенку, пользуйтесь наглядным материалом.
∙ Не употребляйте слово «неправильно», поддерживайте все начинания ребенка, хвалите даже за незначительные успехи.
∙ Разговаривайте с ребенком четко, повернувшись к нему лицом; пусть он видит и запоминает движения ваших губ.
Кроме проведения конкретных занятий, вы должны как можно больше читать ребенку.
Не забывайте о том, что для вашего ребенка очень важно общение с вами. И не только во время занятий, но и каждую минуту вашего с ним совместного пребывания.
Наберитесь терпения и не бросайте начатое дело, даже если результат не будет виден сразу. Как говорят, терпение и труд все перетрут. И вы с вашим малышом обязательно добьетесь успехов.
Удачи вам и терпения!
Предварительный просмотр:
АВТОМАТИЗАЦИЯ -
превращение сознательных действий при многократном их повторении в автоматические (совершаемые без участия сознания).
АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА -
этап при коррекции неправильного звукопроизношения. Следует за постановкой звука. Поставленный звук вводится в слова, фразы, самостоятельную речь путем применения специальных упражнений.
АГНОЗИЯ -
нарушение процессов узнавания предметов и явлений при сохранности сознания и функции органов чувств; наблюдается при поражении определенных отделов коры больших полушарий головного мозга.
АГНОЗИЯ ЗРИТЕЛЬНАЯ -
агнозия, характеризующаяся расстройством узнавания предметов я явлений при сохранности их зрительного восприятия. Развивается при поражении наружной поверхности левой затылочной доли. Агнозия осязательная - неспособность узнавать предметы на ощупь. Наблюдается при поражении верхней теменной доли.
АГНОЗИЯ ПАЛЬЦЕВАЯ -
изолированное нарушение узнавания, выбора и дифференцированного показа пальцев рук как собственных, так и пальцев других людей.
АГНОЗИЯ ПРОСТРАНСТВЕННАЯ -
неспособность ориентироваться в пространстве, оценивать пространственные соотношения и воспроизводить последовательные действия в сложных двигательных актах.
АГРАММАТИЗМ -
нарушение психофизиологических процессов, обеспечивающих грамматическую упорядоченность речевой деятельности; при А. наблюдается опускание предлогов, неправильное согласование слов в роде, числе, "телеграфный стиль" и пр.; А. возникает обычно в связи с афазией или алалией.
АГРАММАТИЗМ ИМПРЕССИВНЫЙ-
непонимание значения грамматических форм в воспринимаемой устной речи и (или) при чтении.
АГРАММАТИЗМ ЭКСПРЕССИВНЫЙ -
неумение грамматически правильно изменять слова и строить предложения в своей активной устной и (или) письменной речи.
АГРАФИЯ -
нарушение психофизиологических процессов, обеспечивающих закономерную связь звукового и письменного аспектов речевой деятельности, приводящее к полной неспособности овладеть процессом письма или к потере этого навыка; аграфия заключается в неосознании букв как графем, неумении соединять их в слова; возможность списывания при аграфии, как правило, сохраняется; аграфия обычно является следствием общего недоразвития речи, связанного с органическим поражением головного мозга.
АКАЛЬКУЛИЯ -
невозможность производить счет, выполнять счетные операции при сохранении речи; возникает при поражении различных областей коры головного мозга.
АЛАЛИЯ -
отсутствие или недоразвитие речи у детей вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или раннем периоде развития ребенка (до формирования речи).
АЛЕКСИЯ -
полная неспособность или потеря способности овладения процессом чтения.
АЛКОГОЛЬНЫЙ СИНДРОМ ПЛОДА -
возникает при алкоголизме матери во время беременности. При этом синдроме умственная отсталость различной степени сочетается с комплексом специфических соматических и неврологических нарушений и пороков развития: микроцефалией, черепно-лицевыми аномалиями, задержкой роста, пороками развития внутренних органов и др. Отмечаются нарушения поведения.
АМБИДЕКСТРИЯ -
умение одинаково владеть правой и левой рукой.
АМБЛИОПИЯ -
ослабление зрения при отсутствии видимых повреждений глаз; причинами являются функциональные расстройства зрительного анализатора.
АМИМИЯ -
отсутствие мимических движений, наблюдается при парезах, параличах, при некоторых психических заболеваниях.
АНАРТРИЯ -
тяжелая форма дизартрии, когда речь почти полностью невозможна из-за паралича речедвигательных мышц, резко расстраивающего систему артикуляции.
АНКИЛОГЛОССИЯ -
врожденное укорочение уздечки языка.
АНОМАЛЬНЫЕ ДЕТИ -
дети, имеющие отклонения от нормального психического или (и) физического развития и нуждающиеся в специальных условиях обучения и воспитания. Основные группы А.д.: 1) умственно отсталые дети, 2) дети с задержкой психического развития, 3) дети с нарушениями речи, 4) дети с нарушениями слуха (глухие, позднооглохшие, слабослышащие), 5) дети с нарушениями зрения (слепые, слабовидящие), 6) дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата, 7) дети с нарушениями поведения, 8) дети с нарушениями эмоционального развития, 9) дети с комплексными нарушениями.
АНТЕНАТАЛЬНЫЙ -
дородовой; относящийся к периоду развития организма, предшествующий родам.
АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА -
подготовительные упражнения, целью которых является выработка правильных, полноценных движений артикуляционных органов, необходимых для правильного произношения звуков.
АПРАКСИЯ -
нарушение способности производить целенаправленные движения в результате поражения высших отделов коры головного мозга.
АРТИКУЛЯЦИОННЫЙ АППАРАТ -
совокупность органов, обеспечивающих образование звуков речи (артикуляцию); включает голосовой аппарат, мышцы глотки, языка, мягкого нёба, губ, щёк и нижней челюсти, зубы и др.
АРТИКУЛЯЦИЯ -
деятельность, движения и позиции органов речи, нужные для произнесения данного звука.
АСИНЕРГИЯ -
нарушение содружественной (синергичной) деятельности мышц, проявляющееся расстройством движений, требующих одновременного сокращения нескольких мышечных групп; наблюдается при поражении мозжечка.
АСТЕНИЯ -
нервно-психическая слабость, возникающая вследствие инфекционных, соматических заболеваний или травматических поражений мозга и проявляющаяся в повышенной утомляемости, раздражительности и сниженной работоспособности.
АТАКСИЯ -
расстройство координации движений, например, походка человека, у которого нарушена координация движений нижних конечностей: во время ходьбы ноги широко раздвинуты, чрезмерно высоко поднимаются и т.д.
АУТИЗМ -
замкнутость, отгороженность от внешнего реального мира, погружение в мир собственных внутренних переживаний.
АФАЗИЯ -
полная или частичная утрата речи, обусловленная поражением коры доминантного полушария головного мозга при отсутствии расстройств артикуляционного аппарата и слуха.
АФОНИЯ -
отсутствие звучности голоса при сохранности шепотной речи; непосредственная причина А. - несмыкание голосовых складок, вследствие чего при фонации происходит утечка воздуха; А. возникает в результате органических или функциональных нарушений в гортани, при расстройстве нервной регуляции речевой деятельности.
БАТТАРИЗМ -
патологически ускоренный темп речи, при котором имеет место неправильное формирование фразы, слова произносятся нечетко, не договариваются.
БРАДИКИНЕЗИЯ -
общая замедленность движений.
БРАДИЛАЛИЯ -
патологически замедленный темп речи.
БРОКА ЦЕНТР -
участок коры головного мозга, расположенный в задней трети нижней лобной извилины левого полушария (у правшей), обеспечивающий моторную организацию речи.
БУЛЬБАРНЫЙ -
относящийся к продолговатому мозгу.
ВЕРНИКЕ ЦЕНТР -
область коры головного мозга в заднем отделе верхней височной извилины доминантного полушария, при поражении которой возникает синдром сенсорной афазии.
ВОССТАНОВИТЕЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ -
обучение, направленное на восстановление функций, нарушенных в результате какого-либо заболевания.
ВТОРАЯ СИГНАЛЬНАЯ СИСТЕМА -
совокупность словесных сигналов, вызываемых ими нервных процессов в системе возникающих на этой основе временных нервных связей. В.с.с. является высшим регулятором нервной деятельности и поведения человека.
ГАЛАКТОЗЕМИЯ -
наследственное заболевание, обусловленное нарушением обмена аминокислоты галактозы.
ГЕМИПАРЕЗ -
парез мышц одной половины тела.
ГЕМИПЛЕГИЯ -
паралич мышц одной половины тела.
ГИДРОЦЕФАЛИЯ -
водянка мозга, выражающаяся в избытке спинномозговой жидкости в полости черепа. При значительном увеличении её количества может наблюдаться большая гидроцефалическая форма черепа с резко выдающимися лобными и теменными буграми. Иногда тяжёлая гидроцефалия может повлечь за собой умственную отсталость, церебральные параличи, нарушение слуха и речи.
ГИПЕРКИНЕЗ -
автоматические насильственные движения вследствие непроизвольных сокращений мышц.
ГИПЕРСАЛИВАЦИЯ -
увеличенное выделение слюны.
ГИПОКСИЯ -
кислородное голодание организма.
ГИСТИДИНЕМИЯ -
наследственное заболевание, обусловленное нарушением обмена аминокислоты гистидина. Характерным признаком является наличие сложного дефекта: сочетание умственной отсталости с тяжелым недоразвитием речи - моторной алалией, нарушениями поведения, двигательными расстройствами в виде недостаточности равновесия и координации движений. При тяжелых формах заболевания наблюдаются также судорожные припадки, частыми являются дефекты слуха.
ГНОЗИС -
познавание предметов, явлений, их смысла и символического значения.
ГОЛОСОВОЙ АППАРАТ -
совокупность органов, участвующих в голосообразовании. Г.а. состоит из трех основных частей: легких с системой вдыхательных и выдыхательных мышц, гортани с голосовыми складками и системы воздушных полостей, играющих роль резонаторов и излучателей звука.
ГРАММАТИЧЕСКИЙ СТРОЙ -
строение слова и предложения, присущее данному языку.
ГУЛЕНИЕ -
голосовые реакции ребенка в первые 2-3 месяца жизни, ранняя стадия лепета.
ДЕБИЛЬНОСТЬ -
легкая степень умственной отсталости, позволяющая учиться ребенку во вспомогательной школе, а в дальнейшем выполнять несложные трудовые процессы, обслуживать самого себя.
ДЕМЕНЦИЯ -
распад сформированных интеллектуальных функций, т. е. приобретенное слабоумие. Характерным признаком деменции является не только снижение интеллекта, но и нарушение умственной работоспособности, памяти, внимания, произвольной регуляции и мотивации. Часто наблюдается несоответствие между глубиной личностных расстройств и степенью интеллектуальной недостаточности. Личностные расстройства оказываются более выраженными: наблюдается снижение критики, примитивность эмоций в более выраженной степени, чем снижение интеллекта. Выделяют органическую, в том числе травматическую, эпилептическую и шизофреническую деменцию.
ДЕФЕКТОЛОГИЯ -
наука о закономерностях развития, воспитания и обучения детей, имеющих физические и психические недостатки. Выделяются самостоятельные области дефектологии: сурдопедагогика, тифлопедагогика, олигофренопедагогика и логопедия.
ДИЗАРТРИЯ -
нарушение произношения, обусловленное органической недостаточностью иннервации речевого аппарата (иннервация - снабжение органов и тканей нервами). Для дизартрии характерна ограниченная подвижность органов речи: мягкого нёба, языка, губ, вследствие чего артикулирование звуков оказывается затрудненным.
ДИСГРАФИЯ -
расстройство письменной речи. При дисграфии письмо осуществляется с грубыми и своеобразными ошибками, не связанными со знанием грамматических правил.
ДИСКАЛЬКУЛИЯ -
частичное нарушение способности производить арифметические действия.
ДИСЛАЛИЯ -
нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата.
ДИСЛЕКСИЯ -
нарушение процесса чтения. При дислексии чтение носит угадывающий характер, темп его резко замедлен, одновременно нарушается и письмо. В основе дислексии чаще всего лежат отклонения в развитии устной речи, выражающиеся в ограниченном словаре, нарушении грамматического оформления речи, а также в неполноценном фонематическом слухе и недостатках произношения.
ДИСФОНИЯ -
расстройство голосообразования, при котором голос сохраняется, но становится неполноценным - хриплым, слабым, вибрирующим и т.д. Д. возникает в результате органических или функциональных нарушений центрального или периферического происхождения.
ДЫХАНИЕ РЕЧЕВОЕ -
дыхание в процессе речи, отличающееся от обычного более быстрым вдохом и замедленным выдохом, значительным увеличением дыхательного объема, преимущественно ротовым типом дыхания, максимальным расхождением голосовых складок на вдохе и сближением их почти до соприкосновения на выдохе.
ЗАДЕРЖКА ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ -
нарушение нормального темпа психического развития.
ЗЕРКАЛЬНОЕ ПИСЬМО -
расстройство письменной речи: написание букв и слов подобно отражениям в зеркале.
ЗОНА БЛИЖАЙШЕГО РАЗВИТИЯ -
динамический принцип изучения умственного развития ребенка, позволяющий оценивать его дальнейшие возможности; З.б.р. определяется содержанием тех задач, которые ребенок еще не может решить самостоятельно, но уже решает с помощью взрослого, ведь то, что первоначально делается ребенком под руководством взрослого, становится затем его собственным достоянием. Термин введен Л.С. Выготским.
ЗОНДЫ ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ -
инструменты, предназначенные для механического воздействия на язык при постановке и коррекции произношения некоторых звуков речи.
ИННЕРВАЦИЯ -
снабжение органов и тканей нервами.
ИНТОНАЦИЯ -
сложный комплекс просодических элементов, включающих мелодику, ритм, интенсивность, темп, тембр и логическое ударение, служащий на уровне предложения для выражения различных синтаксических значений и категорий, а также экспрессии и эмоций.
ИНФАНТИЛИЗМ -
патологическое состояние, характеризующееся задержкой физического и (или) психического развития с сохранением черт, присущих детскому или подростковому возрасту.
КИНЕСТЕЗИИ РЕЧЕВЫЕ -
ощущение положения и перемещения органов, участвующих в речеобразовании.
КОММУНИКАТИВНАЯ ФУНКЦИЯ РЕЧИ -
функция общения, заключающаяся в передаче некоторого "интеллектуального", "логического" содержания.
КОМПЕНСАТОРНЫЙ ПРОЦЕСС -
совокупность реакций организма на повреждение, выражающихся в возмещении нарушенной функции организма за счет деятельности неповрежденных систем, отдельных органов или их составных частей.
КОМПЕНСАЦИЯ -
состояние полного или частичного возмещения функций поврежденных систем организма за счет компенсаторных процессов.
КООРДИНАЦИЯ ДВИЖЕНИЙ -
целесообразные согласованные движения различных мышц, осуществляемые в результате обратной афферентации и регулирущей деятельности коры больших полушарий головного мозга.
КОРКОВАЯ ДИЗАРТРИЯ -
дизартрия, обусловленная поражением очагов коры головного мозга, связанных с функцией мышц, принимающих участие в артикуляции.
КОРРЕКЦИОННО-ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА -
система педагогических мероприятий, направленных на преодоление или ослабление недостатков психического и физического развития детей с дефектами в развитии.
КОРРЕКЦИЯ -
исправление (частичное или полное) недостатков психического и физического развития у детей с помощью специальной системы педагогических приёмов и мероприятий.
ЛЕВОРУКОСТЬ СКРЫТАЯ -
леворукость, сочетающаяся с наличием выработанных навыков выполнения некоторых действий правой рукой (письмо, пользование ложкой и т.п.)
ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИЙ -
характеризующийся единством лексических и грамматических свойств, соединяющий те и другие свойства.
ЛЕПЕТ -
голосовые реакции ребенка на раздражители положительного характера; появляется на втором месяце жизни в виде разнообразных несложных комплексов звуков (гуление) и постепенно усложняется (многократное повторение слогов); при тяжелых речевых нарушениях обнаруживается с опозданием и в более позднем возрасте.
ЛОГОНЕВРОЗ -
невроз, проявляющийся в форме расстройств речи (например, заикание невротическое).
ЛОГОПАТИЯ -
недостаток, порок речи (заикание, картавость, шепелявость и т.п.).
ЛОГОПЕДИЯ -
наука об изучении, обучении и воспитании лиц с нарушенной речью, отрасль специальной педагогики.
МАКРОГЕНИЯ -
аномалия развития: чрезмерно большая нижняя челюсть.
МАКРОГЛОССИЯ -
патологическое увеличение языка; наблюдается как аномалия развития или при наличии в языке хронического патологического процесса; при М. наблюдаются значительные нарушения произношения.
МИНИМАЛЬНАЯ МОЗГОВАЯ ДИСФУНКЦИЯ (ММД) -
сборная группа различных по причине, механизмам развития и клиническим проявлениям патологических состояний. Характерными её признаками являются: повышенная возбудимость, непоседливость, эмоциональная неустойчивость, умеренно выраженные сенсомоторные и речевые нарушения, расстройства восприятия, отвлекаемость, недостаточная сформированность интеллектуальной деятельности.
МОТОРИКА -
система двигательных реакций, умений, навыков и сложных двигательных действий, свойственных человеку. Мелкая моторика развитие мелких мышц пальцев, способность выполнять ими тонкие координированные манипуляции.
НАЗАЛИЗАЦИЯ -
приобретение звуком (главным образом гласным) носового тембра вследствие опускания небной занавески и одновременного выхода воздушной струи через рот и нос.
НЕВРАСТЕНИЯ -
главными внешними проявлениями являются: повышенная психическая утомляемость (астения), плохая концентрация внимания, "раздражительная слабость" (легко раздражается, но вспышка быстро гаснет из-за астении), невыносливость. Возникает конфликт между возможностями и потребностями (ребенок не в состоянии, несмотря на сильное желание, утвердить себя в каких-то важных для него областях).
НЕВРОПАТИЯ -
болезненно повышенная нервная чувствительность.
ОБЩЕЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ -
различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к звуковой и смысловой стороне.
ОЛИГОФРЕНИЯ -
недоразвитие сложных форм психической деятельности, возникающее вследствие поражения центральной нервной системы на разных этапах внутриутробного развития плода или в самом раннем периоде жизни ребенка.
ОЛИГОФРЕНОПЕДАГОГИКА -
наука о воспитании и обучении умственно отсталых детей, раздел дефектологии.
ОПТИЧЕСКАЯ АГРАФИЯ И ДИСГРАФИЯ -
полное отсутствие или искажение письма, вызванное поражением или недоразвитием оптических речевых систем в коре головного мозга; больной утрачивает графический образ букв или смешивает буквы по оптическому сходству.
ОРГАНИЧЕСКИЕ ПОРАЖЕНИЯ МОЗГА -
возникают из-за нарушений развития плода во внутриутробном периоде, в результате родовых травм, асфиксии, перенесенных сотрясений мозга, мозговых инфекций, отравлений, нарушений кровоснабжения мозга и по некоторым другим причинам. Одним из наиболее частых симптомов органического поражения мозга является снижение моторного контроля, т.е. нарушения в работе нервного аппарата, управляющего движениями. Это приводит к нарушениям крупной моторики (ходьбы, бега, прыжков и т.п.) и мелкой моторики (движений кисти и пальцев при письме, рисовании, работе с инструментами). Часты сенсомоторные нарушения. При органических поражениях мозга обычны также нарушения памяти, внимания и некоторых других психических функций.
ОРГАНЫ РЕЧИ АКТИВНЫЕ -
подвижные органы речи, производящие основную работу, необходимую для образования звука (язык, губы, мягкое нёбо и т.д.).
ОРГАНЫ РЕЧИ ПАССИВНЫЕ -
неподвижные органы речи, неспособные к самостоятельной работе и являющиеся в процессе артикуляции звука точкой опоры для активного органа (твёрдое нёбо, зубы и т. д.).
ОТВЛЕКАЕМОСТЬ -
в психиатрии - расстройство внимания, характеризующееся его быстрым переключением на новые объекты при возникновении случайных ассоциаций или действий внешних раздражителей.
ОТРАЖЁННАЯ РЕЧЬ -
повторенная за кем-либо.
ПАРАЛИЧ -
неспособность мышцы (группы мышц) к сокращению вследствие нарушенной иннервации.
ПАРЕЗ -
ослабление произвольных движений вследствие нарушенной иннервации мышц, группы мышц.
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЗАПУЩЕННОСТЬ -
отклонение от нормы в развитии ребенка, обусловленное недостатками обучения и воспитания; причинами могут быть: отсутствие правильного воспитания в семье, частая смена школ и преподавателей, недостаточное внимание учителей к отстающему ребенку, пропуски школьных занятий, безнадзорность. П.з. может возникнуть вследствие замедленного развития ребенка; так, дети, которые по этой причине оказываются не подготовленными к школьному обучению без применения в школе коррекционно-воспитательных мероприятий, вскоре становятся педагогически запущенными.
ПЕРИНАТАЛЬНЫЕ НАРУШЕНИЯ -
различные патологические состояния, обусловленные воздействием на плод вредных факторов до момента родов (пренатальные воздействия), во время родов (интранатальные) и в ранние сроки после родов (постнатальные).
ПЕРСЕВЕРАЦИЯ -
навязчивое повторение одних и тех же движений.
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ -
психические процессы, направленные на познание окружающего мира. К познавательным процессам принято относить восприятие, ощущение, мышление, воображение, память, внимание.
ПОСТАНОВКА ЗВУКА -
вызывание правильного звука, начальное формирование звукопроизносительных навыков.
ПОСТНАТАЛЬНЫЙ -
возникающий или происходящий непосредственно после рождения.
ПРАКСИС -
способность к выполнению целенаправленных автоматизированных двигательных актов.
ПРЕНАТАЛЬНЫЙ -
период развития человека до рождения.
ПРОИЗНОШЕНИЕ -
фонетическое оформление речи и одновременно комплекс речедвигательных навыков, которыми оно определяется. Сюда относятся навыки речевого дыхания, голосообразования, воспроизведения звуков и их сочетаний, словесного ударения и фразовой интонации, соблюдения норм орфоэпии.
ПРОПЕДЕВТИЧЕСКИЙ -
подготовительный; пропедевтический курс - подготовительный, вводный курс, систематически изложенный в сжатой и элементарной форме, предваряющей более глубокое изучение данной дисциплины.
ПРОСОДИЯ -
1) общее название для сверхсегментных свойств речи; 2) учение о принципах и средствах членения речи и соединения расчлененных частей, таких как повышение и понижение основного тона, расстановка ударений, относительное ускорение или замедление речи и разрыв произнесения.
ПСИХАСТЕНИЯ -
болезненное состояние психики, проявляющееся нерешительностью, боязливостью, впечатливостью, мнительностью, склонностью к навязчивым состояниям (навязчивые страхи, мысли и т.п.).
ПСИХИКА -
1) функция мозга, сущность которой заключается в отражении действительности в виде ощущений, восприятий, представлений, мыслей, чувств, воли и пр.; определяет качественное своеобразие поведения животных и человека. Высшая форма психики, возникшая в процессе общественного труда и связанная с развитием речи, - человеческое сознание; 2) духовная организация человека, совокупность его душевных качеств, душевный склад.
ПСИХОГЕНИИ -
психические расстройства, вызванные и обусловленные психическими травмами, тяжелыми переживаниями.
ПСИХОМОТОРИКА -
индивидуальные, конституциональные, а также связанные с полом и возрастом особенности двигательных реакций человека.
ПСИХОМОТОРНОЕ РАЗВИТИЕ -
включает особенности развития общей моторики, тонкой моторики рук, зрительно-моторной координации, восприятия, психических функций и речи.
ПСИХОНЕВРОЛОГИЯ -
раздел медицины, включающий психиатрию и неврологию и изучающий пограничные их разделы - неврозы, психопатии и т.п., а также психогигиену и психопрофилактику.
ПСИХОПАТИЯ -
аномалия характера; неправильное, патологическое развитие, характеризующееся дисгармонией в волевой и эмоциональной сферах. Общая характеристика поведения при психопатиях включает следующие черты: неуравновешенность, упрямство, недисциплинированность, импульсивность, отсутствие критичности по отношению к своим поступкам, затрудненность социальных контактов, плохое приспособление к школьным требованиям. У психопатов перечисленные черты так заметны, что создают сразу выделяющуюся личность.
ПСИХОПАТОЛОГИЯ -
раздел общего учения о болезнях человека, изучающий закономерности появления, механизмы развития, причины возникновения и течение психозов, разрабатывающий принципы их классификации, методы лечения и т.п.
ПСИХОСОМАТИЧЕСКИЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ -
телесные (соматические) заболевания, вызванные психологическими причинами.
РЕАБИЛИТАЦИЯ -
1) восстановление в правах; 2) восстановление доброго имени, репутации; 3) восстановление или компенсация нарушенных функций организма и трудоспособности больных и инвалидов, достигаемое применением комплекса медицинских, педагогических и социальных мероприятий.
РЕФЛЕКСИЯ -
размышление, полное сомнений, противоречий; анализ собственного психического состояния.
РЕЧЕВОЙ АППАРАТ -
система органов, принимающих участие в образовании звуков речи; в этой системе различают периферический и центральный отделы; в состав периферического отдела речевого аппарата входят органы голосообразования, дыхания и артикуляции, а также относящиеся к ним чувствительные и двигательные центры; центральный отдел находится в головном мозге и состоит из корковых центров, подкорковых узлов, проводящих путей и ядер соответствующих нервов.
РЕЧЬ ВНУТРЕННЯЯ -
выделяют три основных типа внутренней речи: а) внутреннее проговаривание - "речь про себя", сохраняющая структуру внешней речи, но лишенная фонации; б) внутренняя речь, когда она выступает как средство мышления, пользуется специфическими единицами (код образов и схем, предметный код, предметные значения) и имеет специфическую структуру, отличную от структуры внешней речи; в) внутреннее программирование, т.е. формирование и закрепление в специфических единицах замысла (типа, программы) речевого высказывания, целого текста и его содержательных частей.
РИНОЛАЛИЯ -
нарушение тембра голоса и звукопроизношения, обусловленное анатомофизиологическими дефектами речевого аппарата. Через расщелину в мягком и твердом небе воздушная струя при звукообразовании проходит не только через рот, но и через полость носа. Такую форму ринолалии называют открытой, в отличие от закрытой, которая проявляется при нарушении нормальной проходимости носовой полости при аденоидах, опухолях, искривлениях носовой перегородки, хронических процессах носоглотки.
РИНОФОНИЯ -
носовой (гнусавый) оттенок голоса, возникающий из-за неправильного направления голосовыдыхательной струи вследствие либо механических дефектов носоглотки, носовой полости, мягкого и твердого неба, либо расстройств функции мягкого неба.
СЕНСОМОТОРНЫЕ НАРУШЕНИЯ -
нарушения образного мышления, затруднения зрительной регуляции действий. В частности, часто страдает координация "глаз-рука" (зрительная регуляция мелкой моторики).
СЕНСОМОТОРНЫЙ -
объединяющий сенсорные и моторные качества.
СЕНСОРНАЯ СИСТЕМА -
нервный аппарат восприятия, анализа и синтеза действующих раздражителей. Выделяют зрительную, слуховую, обонятельную, вкусовую, кинестетическую и другие сенсорные системы.
СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ -
это развитие у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах и явлениях окружающего мира. В процессе восприятия ребенок постепенно накапливает зрительные, слуховые, двигательные, осязательные образы.
СЕНСОРНЫЙ -
чувствительный, относящийся к органам чувств.
СИНКИНЕЗИИ -
дополнительные движения, которые в непроизвольной форме привязаны к самим движениям, которые исполняются либо преднамеренно, либо автоматически (например, движения рук при ходьбе).
СИМПТОМ -
признак заболевания или какого-нибудь явления.
СЛОВАРЬ ПАССИВНЫЙ -
запас понимаемых слов.
СЛОВАРЬ АКТИВНЫЙ -
наличие слов, которыми данный человек пользуется в своей речи.
СКАНДИРОВАННАЯ РЕЧЬ -
речь по слогам, нарушение ритма речи.
СОМАТИЧЕСКИЙ -
телесный, относящийся к телу.
СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ -
качественные изменения возможностей ребенка, связанных с жизнью в обществе, взаимодействием с другими людьми, детьми и взрослыми. Социальное развитие прежде всего характеризуется уровнем освоения детьми различных норм и правил поведения.
СТЕРЕОГНОЗ -
способность восприятия, узнавания предметов тактильно-двигательным способом, на ощупь; страдает при органических поражениях головного мозга.
СУДОРОГИ -
непроизвольные сокращения мышц, возникающие при эпилепсии, травмах головного мозга, спазмофилии и др. заболеваниях; судороги характерны для состояния возбуждения подкорковых образований; могут быть вызваны рефлекторно; обычно наступают приступообразно, но могут быть и постоянными; различают локализованные и общие судороги; иногда, начавшись в одной группе мышц, они распространяются на соседние и могут сделаться общими - генерализоваться.
ТАКТИЛЬНЫЙ -
осязательный, относящийся к ощущениям прикосновения и давления.
ТЕРАТОГЕННЫЙ ФАКТОР -
вызывающий уродство.
ТИК -
непроизвольные короткие движения, возникающие в одной и той же мышце или мышечной группе; нервное расстройство.
ТИФЛОПЕДАГОГИКА -
раздел дефектологии (коррекционной педагогики); наука, разрабатывающая содержание, методы, приемы и средства обучения и воспитания детей с нарушениями зрения.
ТОКСИКОЗ -
явления общего отравления организма продуктами, образующимися в самом организме, напр. токсикоз беременности.
ТОМОГРАФИЯ -
рентгенологический метод исследования объекта с получением на рентгенограмме изолированного теневого изображения любого слоя объекта.
ТРЕМОР -
ритмичные колебательные движения конечностей, головы, языка и т.д. при поражении нервной системы; может быть наследственным.
УЗДЕЧКА КОРОТКАЯ -
врожденное укорочение подъязычной связки. При этом движения языка могут быть затруднены.
УМСТВЕННАЯ ОТСТАЛОСТЬ -
стойкое психическое недоразвитие, имеющее сложную структуру; при У.о. наблюдаются: ведущая недостаточность познавательной деятельности (в первую очередь абстрактного мышления, процессов обобщения и отвлечения) и нарушение динамики нервных процессов (инертность психики), а также вторичные отклонения - недоразвитие речи, эмоционально-волевой сферы, отклонения в физическом развитии и поведении.
УМСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ -
в широком смысле слова под умственным развитием понимается развитие основных познавательных процессов: восприятия, памяти, мышления, воображения, внимания как с их операциональной, так и с содержательной стороны, а также развитие речи.
УРАНОПЛАСТИКА -
общее наименование пластических операций устранения дефектов твердого нёба.
ФЕНИЛКЕТОНУРИЯ -
заболевание, обусловленное наследственными нарушениями обмена фенилаланина. Вследствие нарушения обмена этой аминокислоты происходит избыточное накопление токсических веществ, поражающих центральную нервную систему.
ФИЗИОКИНЕЗОТЕРАПИЯ -
комплекс мероприятий, включающий активную и пассивную гимнастику, использование физических факторов, массаж и психотерапию, применяемый с целью восстановления функций при повреждениях опорно-двигательного аппарата.
ФИЗИОТЕРАПИЯ -
раздел медицины, изучающий действие на организм различных физических факторов (свет, тепло) и использование этих факторов с лечебными и профилактическими целями.
ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ СЛУХ -
способность к слуховому восприятию звуковой речи, фонем, умение различать звуки речи в их последовательности в словах и умение различать близкие по звучанию фонемы. Фонематический слух имеет важное значение для овладения звуковой стороной языка.
ХАРАКТЕР -
совокупность индивидуальных устойчивых психических особенностей человека, проявляющихся в его поведении, деятельности.
ХЕЙЛОПЛАСТИКА -
общее название пластических операций для устранения дефектов или деформаций губ.
ЦЕНТРАЛЬНАЯ НЕРВНАЯ СИСТЕМА -
основная часть нервной системы, представляющая собой скопление нервных клеток (нейронов) и их отростков и играющая важнейшую роль в осуществлении рефлекторной деятельности; состоит из головного мозга, который находится в полости черепа, и спинного мозга, расположенного в позвоночнике.
ЦЕРЕБРАЛЬНЫЙ -
мозговой, принадлежащий к большому мозгу.
ЦЕРЕБРАСТЕНИЯ -
сочетание астении с головными болями, головокружениями, некоторым ухудшением памяти и другими признаками поражения головного мозга; наблюдается при травме, инфекции, интоксикации или в начальной стадии органического заболевания головного мозга.
ЧЕРЕПНО-МОЗГОВЫЕ НЕРВЫ -
нервы, отходящие от головного мозга или входящие в него; имеется 12 пар Ч.-м. н., которые иннервируют кожу, мышцы, органы головы и шеи, а также ряд органов грудной и брюшной полостей.
ЧЕРНАЯ СУБСТАНЦИЯ -
один из центров экстрапирамидной системы, регулирует тонус мышц голосового и артикуляционного аппаратов.
ЧТЕНИЕ -
сложный навык, усвоение которого происходит в процессе обучения; представляет узнавание и воспроизведение звуков речи, обозначенных буквами.
ЧТЕНИЕ С ГУБ -
зрительное восприятие устной речи по видимым движениям речевых органов; дополняет (или восполняет) слуховое восприятие речи, когда оно затруднено (или отсутствует).
ШЕПОТНАЯ РЕЧЬ -
очень тихая речь, производимая без участия голосовых складок.
ШИЗОФРЕНИЯ -
эндогенная психическая болезнь с непрерывным или приступообразным течением, характеризующаяся изменениями личности (снижением активности, потребности в общении с людьми, потерей интереса к окружающей действительности, утратой единства психических процессов, нарушением мышления и др.) и имеющая многообразные проявления (бред, галлюцинации и др.).
ЩИТОВИДНАЯ ЖЕЛЕЗА -
железа внутренней секреции; располагается около гортани; выделяет гормоны, влияющие на обмен веществ и рост организма, в частности тироксин; при гиперфункции развивается базедова болезнь, при гипофункции - микседема.
ЭКСТРАПИРАМИДАЛЬНАЯ СИСТЕМА -
система ядер головного мозга и двигательных экстрапирамидных проводящих путей, осуществляющая непроизвольную, автоматическую регуляцию и координацию сложных двигательных актов, регуляцию мышечного тонуса, поддержание позы, организацию двигательных проявлений эмоций; в состав Э.с. входят некоторые отделы головного мозга, базальные ядра, ядерные образования мозгового ствола, мозжечок и др.
ЭКСТРАПИРАМИДНЫЕ ПУТИ -
пути, начинающиеся в ядрах ствола мозга и направляющиеся к спинному мозгу, проводящие импульсы из подкорковых центров слуха и зрения к двигательным центрам.
ЭМБРИОПАТИЯ -
общее название аномалий развития, возникающих в период эмбрионального развития.
ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВЫЕ НАРУШЕНИЯ -
нарушения понимания смысла, причины и мотива поведения других людей и своих собственных.
ЭНДОГЕННЫЙ -
возникающий, развивающийся в организме вследствие внутренних причин.
ЭНЦЕФАЛОПАТИЯ -
общее название болезней головного мозга, характеризующихся его дистрофическими изменениями.
ЭПИЛЕПСИЯ -
хроническая болезнь, обусловленная поражением головного мозга, проявляющаяся повторными судорожными или другими припадками и сопровождающаяся разнообразными изменениями личности.
ЭХОЛАЛИЯ -
непроизвольное повторение звуков, слогов, слов чужой речи.
ЯЗЫКОГЛОТОЧНЫЕ НЕРВЫ -
пара черепно-мозговых нервов; иннервируют язык, глотку, среднее ухо, околоушную железу.
ЯЗЫЧОК НЁБНЫЙ -
срединный выступ заднего края мягкого нёба.
Предварительный просмотр:
К ЛОГОПЕДУ СЛЕДУЕТ ОБРАТИТЬСЯ ЕСЛИ
К концу 1-го месяца ребенок никогда не кричит перед кормлением.
К концу 4-го месяца малыш не улыбается, когда с ним заговаривают, не гулит
К концу 5-го месяца не пытается, находясь на руках у мамы, отыскивать те предметы и тех людей, которых она называет, не прислушивается к музыке.
К 7 месяцам не узнает голоса близких, не может правильно реагировать на интонации, не оттает предпочтение мелодичным погремушкам. Не пытается привлечь к себе внимание каким-либо определенным звуком
К концу 9-го месяца у малыша нет лепета, и он не может повторять за взрослым различные звукосочетания и слоги, подражая интонации говорящего.
К концу 10-го месяца малыш не машет головой в знак отрицания, либо ручкой в знак прощения.
К году малыш не может произнести ни слова, не может выполнить простейшие просьбы (покажи, принеси), не способен адекватно реагировать на похвалу и на замечания по поводу неправильного поведения.
К 1 году 4 месяцам он не может адекватно ситуации употреблять слова «мама» и «папа».
К 1году 9 месяцам не может произнести 6 осмысленных слов.
К 2 годам малыш не может показать части тела, которые ему называет взрослый, не выполняет сложные просьбы типа: «Сходи на кухню и принеси чашку». Не узнает близких на фотографии.
К 2, 5 годам не понимаем разницу между словами «Большой» и «Маленький».
К 3 годам не понимает короткие стихи, рассказы, сказки, не пытается их пересказать, не может показать, какая линия самая длинная, не может ответить на вопрос, как его имя и фамилия.
В 4 года не знает названия цветов, не считает в пределах пяти, не слушает длинные сказки, не может рассказать ни одного стихотворения.
В 5 лет речь не разборчива и не понятна для окружающих.
В 6 лет малыш не может пересказать события прошедшего дня, просмотренного мультфильма или прочитанного рассказа. Не правильно произносит звуки родного языка и (или) не различает их на слух.
Так же следует обратиться к логопеду, если Ваш малыш:
- не реагирует на обращенную к нему речь, даже если его называют по имени, но замечает другие, даже очень тихие звуки;
- не прислушивается (как это делают слабослышащие дети), не пытается понять сказанное по губам, не прибегает к мимике и жестам для выражения свои мыслей;
- употребляет перед отдельными словами лишние звуки (а, и);
- повторяет первые слоги или целые слова в начале фразы;
- делает вынужденные остановки в середине слова, фразы;
- затрудняется перед началом речи.
Вы считаете, что у вашего ребенка есть речевые проблемы?
Логопед поможет Вам оценить сложившуюся ситуацию. Отметит, какие есть отклонения в говорении, понимании, общении, какие стороны речи и психической жизни необходимо развивать. Дело в том, что речь тесно связана с ритмическими способностями, координацией движений и мелкой моторикой, слуховым вниманием и др.
Логопед знает, как
научить ребенка правильно произносить звуки
Коррекция звукопроизношения - самый распространенный вид работы логопеда
Самыми распространенными недостатками речи у дошкольников являются различные виды нарушения звукопроизношения: неумение произносить тот или иной звук, замена одного звука другим, искажения имеющегося звука.
Нарушения могут быть вызваны разными причинами: возрастные нарушения (самостоятельно проходят); дефекты строения челюсти, мягкого и твердого неба; массивная или короткая уздечка; неправильное расположение зубов; недостаточность работы мышц речевого аппарата.
Работа по исправлению произношения звуков состоит из трех основных этапов:
- подготовительного (тренировка движений органов артикуляционного аппарата);
- этапа появления звука (постановка звука);
- этапа усвоения звука в речи (автоматизация, отработка звука в слогах, словах, фразах, стихах и рассказах).
развивать фонематическое восприятие;
Что такое фонематическое восприятие и для чего оно служит?
Фонематическое восприятие - это способность воспринимать и различать звуки речи - фонемы.
Качественное исправление звукопроизношения будет гарантировано при условии развитого фонематического восприятия. Развитие фонематического восприятия положительно влияет на формирование всей фонетической стороны речи, в том числе слоговой структуры слова.
Развитие фонематического восприятия лежит в основе работы по коррекции звукопроизношения, формированию лексико-грамматических представлений, обучению чтению и письму.
Нарушение фонематического восприятия приводит к тому, что ребенок не воспринимает на слух (не дифференцирует) близкие по звучанию или сходные по артикуляции звуки речи. Его словарь не наполняется теми словами, в состав которых входят трудноразличимые звуки. В дальнейшем малыш начинает значительно отставать от возрастной нормы.
Как узнать, не нарушено ли фонематическое восприятие у ребенка?
Попросите повторить различные слоги и слова, при этом ребенок не должен видеть Вашего рта: са-ша-са, та-да-та, ра-ла-ра, са-за-са, жук-сук, том-дом-ком, день-тень-пень, Паша-наша-ваша, бак-мак-лак.
Если у ребенка достаточно развито слуховое внимание, слуховая память и фонематическое восприятие, то он повторит речевой материал без ошибок.
расширить словарь и сформировать грамматический строй речи (сюда относится накопление словаря, употребление предлогов, окончаний слов, построение фраз и др.);
У ребенка с нормальным речевым развитием к пяти годам оказываются сформированными все грамматические категории родного языка; он говорит развернутыми фразами, используя сложносочиненные и сложноподчиненные конструкции, правильно согласовывает слова с помощью любых предлогов, падежных, родовых окончаний и пр. Словарь пятилетнего ребенка составляет 3-4 тысячи слов, в нем представлены все части речи; ребенок активно использует словообразование и словотворчество.
Иная картина наблюдается у ребенка того же возраста с общим недоразвитием речи. Словарный запас не превышает 1,5-2 тысяч слов, низок уровень способности к построению предложения. Заметны ошибки при употреблении падежных окончаний, предлогов, согласовании частей речи (три ведры, заботились белкой, медвежонки).
Самостоятельно такие нарушения не проходят, необходима специально построенная логопедическая работа.
· работать над умением составлять рассказы, пересказы;
· обучить ребенка грамоте, чтению и письму;
· справиться с проблемой нарушения чтения, письма - дислексией и дисграфией;
формировать слоговую структуру слова;
Если в речи дошкольника имеются перестановки, пропуски или добавление лишних звуков и слогов, значит структура слова воспроизводится неверно. До трех лет такое явление нормально. Беспокоиться о состоянии речи ребенка не нужно.
В возрасте 4-5 лет указанные явления являются сигналом стойкого нарушения слоговой структуры слова, и в таком случае ребенку требуется помощь специалиста-логопеда. Самостоятельно такие нарушения не проходят.
Работа по устранению нарушений слоговой структуры проходит ряд этапов и требует значительного времени.
Попросите ребенка повторить слова: милиционер, регулировщик, аквариум, сковородка, виноград, черепаха. Он должен произносить их правильно.
безболезненно растянуть подъязычную связку (уздечку);
Что делать, если у ребенка укорочена уздечка?
Укороченная уздечка ограничивает движения языка, это мешает норамальному произношению звуков Л и Р.
Вам могут предложить ее "подрезать", однако хирургический метод не всегда приводит к желаемому результату и может потребовать повторного вмешательства. Уздечку можно не резать, а растягивать. Этот процесс не травмирует психику ребенка, и через несколько занятий уже будут заметны результаты.
И все же в некоторых, довольно редких случаях, хирургическая помощь остается единственным решением.
проводить логопедический массаж
Что такое логопедический массаж и зачем он нужен?
Логомассаж - нетрадиционный и эффективный метод коррекции звукопроизношения у детей и взрослых, страдающих тяжелыми речевыми расстройствами.
В основе метода лежит особый массаж мышц языка, губ, щек, скул, мягкого неба с помощью комплекта специальных зондов. Цель зондового массажа - нормализация речевой моторики, значит и произношения.
Работа начинается с обследования артикуляционного аппарата: жевательных, мимических мышц, мышц языка, губ, щек, мягкого неба. Делаются выводы о том, какие мышцы или группы мышц поражены и в какой степени.
Сроки преодоления недостатков произношения зависят от тяжести речевого дефекта, возраста и индивидуальных особенностей ребенка. Важное значение имеют такие факторы, как регулярность занятий и участие в коррекционной работе родителей.
Автор методики зондового массажа - известный логопед Е.В Новикова.
и не только...
Для ребенка составляется индивидуальная коррекционная программа, подбираются задания и упражнения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей "Дети с ограниченными возможностями здоровья. 10 заповедей для родителей "
Этот материал поможет родителям детей с ограниченными возможностями здоровья в их нелегком деле воспитания детей с проблемами в развитии....
консультация для родителей "Положение подростка в семье и отношение с родителями"
Основная проблема, возникающая у подростков, — это проблема взаимоотношений с родителями. В юношеском возрасте ребенок избавляется от детской зависимости и переходит к отношениям, которые основаны на ...
Консультация для родителей: "Роль родителей при выполнении домашних заданий с детьми, занимающимися у логопеда"
Какова же роль семьи, в преодолении речевых нарушений у детей? Не надо думать, что речевые дефекты исчезнут сами собой со временем. Для их преодоления необходима систематическая, длительная коррекцион...
Развивающие игры в совместной деятельности родителей и детей (консультация для родителей)
В консультации рассматривается роль игры,как ведущей деятельности детей дошкольного возраста.Приводятся примеры игр, в которые родители и другие члены семьи в домашней обстановке могут играть с детьми...
Статья : Консультация для родителей «Памятка родителям по воспитанию детей»
Советы родителям по воспитанию детей, напоминания, рекомендации....
Консультация для родителей в форме он-лайн вебинара, направленная на дистанционное обучение родителей употребления глагола "to be" в Present Simple.
Если Вы столкнулись с тем, что Ваш ребёнок путается в употреблении такого простого и такого сложного глагола "to be", а Вы ничего не можете ему подсказать, приходите на вебинар http://my.we...
Для родителей. Консультация для родителей по пожарной безопасности.
Консультация для родителей по пожарной безопасности....