проект рабочей программы по курсу "Математика"
рабочая программа на тему
Проект рабочей программы по курсу "математика" разработан для учащихся с ЗПР в 1 классе. В программе также находится тематическое планирование. Программа положительно освоена учащимися 1 класса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
matematika_1kl.docx | 30.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Основная общеобразовательная программа начального общего образования
специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья (VII вид).
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ
«Математика»
Пояснительная записка
Учебная программа по математике является традиционной, но адаптированной для специальных (коррекционных) классов VII вида в общеобразовательных школах. Разработана на основе Примерной программы по математике (2004 г.), авторской программы М. И. Моро, Ю. М. Колягина, М. А. Байтовой, Г. В. Бельтюковой, С. И. Волковой, С. В. Степановой «Математика», утвержденной МО и науки РФ в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования, авторской программы Г. М. Капустиной «Математика» и «Математика и конструирование», рекомендованной МО и науки РФ для классов коррекционно-развивающего обучения общеобразовательной школы.
Программа по математике в первых начальных специальных (коррекционных) классах VII вида предназначена для детей, имеющих к началу обучения низкий уровень готовности (по результатам усвоения программ дошкольного образования и итогам психолого-педагогической диагностики), а также детей, воспитанников групп компенсирующей направленности, которые нуждаются в специально созданных условиях обучения. Для детей, проучившихся безуспешно один год в общеобразовательном классе, программа рассчитана на три года обучения: 2, 3, 4 классы.
Начальный курс математики — курс интегрированный: в нем объединен арифметический, алгебраический и геометрический материал. При этом основу начального курса составляют представления о натуральном числе и нуле, о четырех арифметических действиях с целыми неотрицательными числами и важнейших их свойствах, а также основанное на этих знаниях осознанное и прочное усвоение приемов устных и письменных вычислений.
Изучение курса математики направлено на достижение следующих целей:
- развитие образного и логического мышления, воображения;
- формирование предметных умений и навыков, необходимых для успешного решения учебных и практических задач, продолжения образования;
- освоение основ математических знаний, формирование первоначальных представлений о математике;
- формирование интереса к математике, стремления использовать математические знания в повседневной жизни.
Конкретные задачи обучения математике в начальных классах тесно взаимосвязаны между собой:
- обеспечение необходимого уровня математического развития учащихся;
- создание условий для общего умственного развития детей на основе овладения математическими знаниями и практическими действиями;
- развитие творческих возможностей учащихся;
- формирование и развитие познавательных интересов.
На уроках математики решаются как общие с общеобразовательной школой, так и специфические коррекционные задачи обучения детей с пониженной математической готовностью:
- изучение натуральных чисел, арифметических действий, приемов вычислений;
- ознакомление с элементами буквенной символики, с геометрическими фигурами и величинами;
- формирование практических умений (измерительных, графических);
- формирование умений решать простые и составные арифметические задачи.
Изучение программного материала должно обеспечить не только усвоение определенных знаний, умений и навыков, но также формирование приемов умственной деятельности, необходимых для коррекции недостатков развития учащихся, испытывающих трудности в обучении.
С целью усиления коррекционно-развивающей направленности курса начальной математики в программу более широко включены геометрический материал, задания графического характера, а также практические упражнения с элементами конструирования.
Содержание курса математики позволяет осуществлять его связь с другими предметами, изучаемыми в начальной школе (русский язык, окружающий мир, технология).
Сравнение предметов и групп предметов.
Пространственные и временные представления
Сравнение предметов по размеру (больше - меньше, выше ниже, длиннее - короче) и форме (круглый, квадратный, треугольный и др.).
Пространственные представления, взаимное расположение предметов: вверху, внизу (выше, ниже), слева, справа (левее, правее), перед, за, между, рядом.
Направления движения: слева направо, справа налево, сверху вниз, снизу вверх.
Временные представления: сначала, потом, до, после, раньше, позже.
Сравнение групп предметов: больше, меньше, столько же, больше (меньше) на ... .
Практическая работа: Сравнение предметов по размеру (больше - меньше, выше - ниже, длиннее - короче) и форме (круглый, квадратный, треугольный).
Нумерация чисел от 1 до 10. Число 0
Названия, последовательность и обозначение чисел от 1 до 10. Счет реальных предметов и их изображений, движений, звуков и др. Получение числа прибавлением 1 к предыдущему числу, вычитанием 1 из числа, непосредственно следующего за ним при счете.
Число 0. Его получение и обозначение.
Сравнение чисел.
Равенство, неравенство. Знаки > (больше), < (меньше), = (равно).
Состав чисел 2, 3, 4, 5. Монеты в 1 р., 2 р., 5 р., 1 к., 5 к., 10 к. Точка. Линии: кривая, прямая. Отрезок. Ломаная. Многоугольник. Углы, вершины, стороны многоугольника. Длина отрезка. Сантиметр.
Решение задач в одно действие на сложение и вычитание (на основе счета предметов).
Практическая работа: Сравнение длин отрезков (на глаз, наложением, при помощи линейки с делениями); измерение длины отрезка, построение отрезка заданной длины.
Числа от 1 до 10. Сложение и вычитание
Конкретный смысл и названия действий сложения и вычитания. Знаки + (плюс), - (минус), = (равно).
Названия компонентов и результатов сложения и вычитания (их использование при чтении и записи числовых выражений). Нахождение значений числовых выражений в 1-2 действия без скобок.
Переместительное свойство сложения.
Приемы вычислений: а) при сложении - прибавление числа по частям, перестановка чисел; б) при вычитании - вычитание числа по частям и вычитание на основе знания соответствующего случая сложения.
Таблица сложения в пределах 10. Соответствующие случаи вычитания.
Сложение и вычитание с числом 0.
Нахождение числа, которое на несколько единиц больше или меньше данного.
Решение задач в одно действие на сложение и вычитание.
Нумерация от 0 до 20
Названия и последовательность чисел от 1 до 20. Десятичный состав чисел от 11 до 20. Чтение и запись чисел от 11 до 20. Сравнение чисел.
Сложение и вычитание вида 10 + 7, 17-7, 17-10.
Сравнение чисел с помощью вычитания.
Единица времени: час. Определение времени по часам с точностью до часа.
Единицы длины: сантиметр, дециметр. Соотношение между ними.
Единица массы: килограмм. Единица вместимости: литр.
Практическая работа: Единицы длины. Построение отрезков заданной длины.
Табличное сложение и вычитание в пределах 20
Сложение двух однозначных чисел, сумма которых больше чем 10, с использованием изученных приемов вычислений.
Таблица сложения и соответствующие случаи вычитания. Решение задач в 1-2 действия на сложение и вычитание.
Итоговое повторение
Числа от 1 до 20. Нумерация. Сравнение чисел. Табличное сложение и вычитание.
Геометрические фигуры. Измерение и построение отрезков. Решение задач изученных видов.
Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся к концу 1 класса
Обучающиеся должны знать:
- названия и последовательность чисел от 0 до 20; названия и обозначение действий сложения и вычитания;
- таблицу сложения чисел в пределах 10 и соответствующие случаи вычитания учащиеся должны усвоить на уровне автоматизированного навыка.
Обучающиеся должны уметь:
- считать предметы в пределах 20; читать, записывать и сравнивать числа в пределах 20;
- находить значение числового выражения в 1-2 действия в пределах 10 (без скобок);
- решать задачи в одно действие, раскрывающие конкретный смысл действий сложения и вычитания, а также задачи на нахождение числа, которое на несколько единиц больше (меньше) данного.
ЛИТЕРАТУРА
Литература для учащихся
Основная:
- Моро М.И. Математика. 1 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2ч. – М.: Просвещение, 2010. (Школа России).
Дополнительная:
- Узорова О.В. 3000 примеров по математике: счет от 1 до 5. 1 класс. – М.: Астрель, 2006.
- Узорова О.В. 3000 примеров по математике: счет от 6 до 10. 1 класс. – М.: Астрель, 2007.
Пособия для учителя
- Волкова С.И. Проверочные работы к учебнику М.И. Моро и др. «Математика. 1 класс»: пособие для учащихся. – М.: Просвещение, 2010.
- Рудницкая В.Н. Поурочные разработки по математике. 1 класс: к учебнику М.И. Моро и др. «Математика. 1 класс: Школа России». – М.: Экзамен, 2010.
- Я иду на урок в начальную школу: математика: книга для учителя / под ред.-сост. М.А. Козлова. – М.: Первое сентября, 2002.
Учебно-тематический план
№ урока | Тема урока | Кол-во часов | Дата |
I четверть | |||
Подготовительный период | 20 | ||
1 | Выявление подготовленности детей. Счет предметов | 1 | |
2 – 3 | Признаки предметов: цвет, форма, размер | 2 | |
4 | Отношение столько же | 1 | |
5 | Сравнение предметов по длине длинный – короткий | 1 | |
6 | Сравнение предметов по ширине широкий – узкий | 1 | |
7 | Сравнение предметов по высоте высокий – низкий | 1 | |
8 | Понятия глубже – мельче | 1 | |
9 | Сравнение предметов по толщине толстый – тонкий | 1 | |
10 | Сравнение предметов по массе тяжелее – легче | 1 | |
11 | Понятия крайний, первый, последний, перед, после, следом | 1 | |
12 | Пространственные представления слева - справа | 1 | |
13 | Пространственные представления вверху – внизу | 1 | |
14 | Пространственные представления перед, за, между, рядом | 1 | |
15 | Временные представления раньше – позже | 1 | |
16 | Части суток: утро, день, вечер, ночь | 1 | |
17 | Отношения больше – меньше | 1 | |
18 – 19 | Понятия на сколько больше, на сколько меньше | 2 | |
20 | Закрепление пройденного | 1 | |
Числа от 1 до 10. Число 0. | 28 | ||
21 | Понятия много – один. Письмо цифры 1 | 1 | |
22 | Числа 1 и 2. Письмо цифры 2 | 1 | |
23 | Числа 1, 2. Знаки +, - | 1 | |
24 | Число 3. Письмо цифры 3 | 1 | |
25 | Подготовка к решению задач | 1 | |
26 | Числа 1, 2, 3. Знак = | 1 | |
27 | Число 4. Письмо цифры 4 | 1 | |
28 | Чтение и составление записи вида: 2 + 1, 3 + 1 | 1 | |
29 | Чтение и составление записей вида: 3 – 1, 4 – 1 | 1 | |
30 | Число 5. Письмо цифры 5 | 1 | |
31 | Составление числа 5 из двух слагаемых | 1 | |
32 | Закрепление пройденного | 1 | |
II четверть | |||
33 | Точка, кривая линия, прямая линия, отрезок | 1 | |
34 | Ломаная линия. Звено ломаной, вершины | 1 | |
35 | Знаки >, <, = | 1 | |
36 | Равенство. Неравенство | 1 | |
37 | Многоугольники | 1 | |
38 | Число 6. Цифра 6 | 1 | |
39 | Составление числа 6 из двух слагаемых | 1 | |
40 | Число 7. Письмо цифры 7 | 1 | |
41 | Число 8. Письмо цифры 8 | 1 | |
42 | Число 9. Письмо цифры 9 | 1 | |
43 | Число 10. Запись числа 10 | 1 | |
44 | Числа от 1 до 10. Закрепление | 1 | |
45 | Сантиметр | 1 | |
46 | Увеличить, уменьшить | 1 | |
47 | Число 0 | 1 | |
48 | Закрепление изученного материала. Итоговый тест по теме «Нумерация от 0 до 10» | 1 | |
Сложение и вычитание в пределах 10 | 48 | ||
49 | Сложение и вычитание вида [ ] + 1, [ ] – 1 | 1 | |
50 | Сложение и вычитание вида [ ] + 1 + 1, [ ] – 1 – 1 | 1 | |
51 | Сложение и вычитание вида [ ] + 2, [ ] – 2 | 1 | |
52 | Слагаемые, сумма | 1 | |
53 | Знакомство с составными частями задачи | 1 | |
54 | Составление задач на сложение и вычитание по одному рисунку | 1 | |
55 | Составление и заучивание таблиц [ ] ± 2 | 1 | |
56 | Присчитывание и отсчитывание по 2. Закрепление | 1 | |
57 – 58 | Задачи на увеличение, уменьшение числа на несколько единиц | 1 | |
59 | Закрепление изученного материала | 1 | |
60 | Проверка знаний | 1 |
III четверть | |||
61 | Сложение вида [ ] + 3 | 1 | |
62 | Вычитание вида [ ] – 3 | 1 | |
63 | Формирование умения [ ] ± 3 | 1 | |
64 | Закрепление изученного материала. Решение текстовых задач | 1 | |
65 | Составление и заучивание таблицы [ ] ± 3 | 1 | |
66 – 67 | Сложение и соответствующие случаи состава чисел | 2 | |
68 | Решение задач | 1 | |
69 | Закрепление изученного материала. Решение текстовых задач | 1 | |
70 | Проверка знаний | 1 | |
71 | Обобщение знаний [ ] ± 1, 2, 3 | 1 | |
72 | Задачи на увеличение числа на несколько единиц с двумя множествами предметов | 1 | |
73 | Задачи на уменьшение числа на несколько единиц | 1 | |
74 | Сложение вида [ ] + 4 | 1 | |
75 | Вычитание вида [ ] – 4 | 1 | |
76 | Закрепление изученного материала. Тест по пройденному материалу | 1 | |
77 – 78 | Задачи на разностное сравнение чисел | 2 | |
79 | Сравнение разных типов задач | 1 | |
80 | Составление и заучивание таблицы [ ] ± 4 | 1 | |
81 | Решение задач. Закрепление | 1 | |
82 | Перестановка слагаемых | 1 | |
83 | Перестановка слагаемых и её применение для случаев вида [ ] + 5, 6, 7, 8, 9 | 1 | |
84 | Составление таблицы [ ] + 5, 6, 7, 8, 9 | 1 | |
85 | Состав чисел в пределах 10 | 1 | |
86 | Закрепление изученного | 1 | |
87 | Проверка знаний | 1 | |
88 | Связь между суммой и слагаемыми | 1 | |
89 | Решение задач | 1 | |
90 | Уменьшаемое. Вычитаемое. Разность | 1 | |
91 | Вычитание вида 6 – [ ], 7 – [ ]. Состав чисел 6, 7 | 1 | |
92 | Закрепление. Проверочная работа | 1 |
IV четверть | |||
93 | Вычитание вида 8 – [ ], 9 – [ ]. | 1 | |
94 | Вычитание вида 10 – [ ] | 1 | |
95 | Закрепление изученного | 1 | |
96 | Проверочная работа | 1 | |
Второй десяток | 30 | ||
97 | Килограмм | 1 | |
98 | Литр | 1 | |
99 | Название и последовательность чисел от 10 до 20 | 1 | |
100 | Образование чисел из одного десятка и нескольких единиц | 1 | |
101 – 102 | Запись и чтение чисел | 2 | |
103 | Письменная нумерация чисел от 11 до 20 | 1 | |
104 – 105 | Дециметр. Практические упражнения с моделью дециметра | 2 | |
106 – 107 | Сложение и вычитание в пределах 20 в случаях вида [ ] ± 1 | 2 | |
108 – 109 | Сложение и вычитание в пределах 20 в случаях вида [ ] ± 2 | 2 | |
110 – 112 | Сложение и вычитание, основанное на десятичном составе чисел 10 + 3, 13 – 3, 13 – 10 | 3 | |
113 | Закрепление пройденного | 1 | |
114 | Самостоятельная работа | 1 | |
115 – 116 | Повторение и обобщение пройденного материала | 2 | |
117 | Контрольная работа за 1 класс | 1 | |
118 | Работа над ошибками | 1 | |
119 | Решение задач на нахождение целого и остатка | 1 | |
120 | Решение задач на увеличение, уменьшение на несколько единиц | 1 | |
121 | Решение задач на разностное сравнение | 1 | |
122 | Нумерация чисел в пределах 20 | 1 | |
123 | Сложение и вычитание в пределах 20 | 1 | |
124 | Урок – путешествие по стране Математика | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект рабочей программы по физике 7 класс ФГОС второго поколения
проект содержиттитульный лист, цели и задачи изучения физики в 7 классе в соответствии с ФГОС второго поколения, тематическое планирование и т.д....
Проект рабочей программы по физике 7 класс
содержание рабочей программывыступление на совещании заместителей директоров по УВР...
Педагогический проект рабочей программы "Шаг в будущее"
Педагогический проект рабочей программы "Шаг в будущее" разработан по УМК С.И.Львовой Цель проекта: РАЗВИТИЕ творческой личности обучающегося на основе освоения УУД в соотв...
Проект рабочей программы внеурочной деятельности по физике "Методы решения физических задач"
Проект рабочей программы внеурочной деятельности по физике "Методы решения физических задач" создан на основе проекта примерных программ по учебным предметам "Физика 7-9 классы". Серия "Ст...
Проект «Проект рабочей программы по географии в условиях реализации ФГОС ООО»
В проекте показаны аспекты составления работчей программы по географии в условиях реализации ФГОС ООО...
Проект «Проект рабочей программы по математике с учетом требований ФГОС ООО»
С введением ФГОС изменяются структура и сущность результатов образовательной деятельности, содержание образовательных программ и технологии их реализации, методология, содержание и процедуры оценивани...
Проект рабочей программы по внеурочной деятельности духовно-нравственного направления «Православная культура» для 8 класса ФГОС на основе программы Шевченко Л.Л. учебного предмета «Православная культура» 8 год обучения
Данная рабочая программа по внеурочной деятельности духовно-нравственного направления «Православная культура» для 8 класса соответствует требованиям Федерального государственного образоват...