проект рабочей программы по курсу "Окружающий мир"
рабочая программа на тему
Проект рабочей программы по курсу "Окружающий мир и развитие речи" составлен для учащихся с ЗПР в 1 классе. Программа разработана и опробирована с детьми с ЗПР в 1 классе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
okruzhayushchiy_mir_1kl.docx | 28.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Основная общеобразовательная программа начального общего образования
специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья (VII вид).
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ
«Окружающий мир»
Пояснительная записка
Учебная программа по курсу окружающий мир разработана на основе Примерных программ Министерства образования и науки РФ: начального общего образования, авторской программы А.А. Плешакова «Окружающий мир», рекомендованной МО и науки РФ в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования.
Для учащихся данных классов характерна познавательная пассивность, повышенная утомляемость при интеллектуальной деятельности, замедленный тем формирования обобщенных знаний и представлений об окружающем мире, бедность словаря и недостаточный уровень развития устной связной речи. Такие дети, как правило, плохо ориентируются в своем ближайшем окружении. Не могут назвать общественные и бытовые предприятия, которые находятся рядом с домом, не знают назначения многих из них, почти ничего не могут рассказать о работе специалистов, обслуживающих магазин, почту, больницу и т.д. Поверхностные неотчетливые представления складываются у этих детей и о природных объектах и явлениях. При сравнении времен года дети не могут назвать основные отличительные признаки, часто смешивают признаки осени и весны, долго не усваивают названия дней недели, частей суток, названия месяцев, путают последние с названиями времен года. Особое значение для умственного и речевого развития младшего школьника имеет сформированность навыков анализа, сравнения, обобщения, что, в конечном счете, определяет для ребенка возможность приходить к определенным выводам, суждениям, умозаключениям. Дети не могут выполнить задания, связанные с анализом предметов, их сравнением и словесным обобщением. Неумение рассматривать и называть признаки наблюдаемого объекта, выделять существенные признаки отрицательно сказывается на любой умственной деятельности ребенка, в том числе при сравнении конкретных предметов и явлений.
Учащиеся специальных (коррекционных) классов VII вида нуждаются в специальной работе, направленной на расширение их кругозора, развитие познавательных интересов, активизацию мыслительной деятельности, формирование всех сторон устной речи. Такая работа должна быть организована учителем в рамках всего учебного процесса. Особое внимание данной работе необходимо уделять в рамках предмета «Окружающий мир».
Курс «Окружающий мир» имеет экологическую направленность, которая определена особой актуальностью экологического образования в современных условиях. С началом третьего тысячелетия экологические проблемы, возникшие ранее, не только не исчезли, а продолжают углубляться. В XXI веке их решение приобретает характер фактора выживания человечества. Особую остроту экологические проблемы будут иметь в России, поскольку наша страна решает сложнейшие задачи экономического и социального развития в условиях крайнего дефицита экологической культуры в обществе.
Цель – воспитание гуманного, творческого, социально активного человека, уважительно и бережно относящегося к среде своего обитания, к природному и культурному достоянию человечества.
Приоритетной задачей курса является формирование в сознании ученика ценностно-окрашенного образа окружающего мира как дома своего собственного и общего для всех людей, для всего живого. На этой основе происходит становление у ребенка современной экологически ориентированной картины мира, развивается чувство сопричастности к жизни природы и общества, формируются личностные качества культурного человека – доброта, терпимость, ответственность.
К числу важнейших задач курса относятся воспитание любви к своему городу, к своей Родине, формирование опыта экологически и этически обоснованного поведения в природной и социальной среде, развитие интереса к познанию самого себя и окружающего мира, осуществление подготовки к изучению естественно-научных и обществоведческих дисциплин в основной школе.
При этом средствами учебного предмета целенаправленно создаются условия для развития у учащихся познавательных процессов, речи, эмоциональной сферы, творческих способностей, формирования учебной деятельности.
Содержание курса охватывает весьма широкий круг вопросов: от элементарных правил личной гигиены до знаний о нашей планете, о странах и народах мира. При этом человек, природа и общество рассматриваются в их неразрывном, органическом единстве.
Отбор содержания учебного курса «Окружающий мир» осуществлялся на основе следующих ведущих идей:
- идея многообразия мира;
- идея экологической целостности мира;
- идея уважения к миру.
В соответствии с экологической направленностью курса особое внимание необходимо уделять знакомству младших школьников с природным многообразием, рассматривая его и как самостоятельную ценность, и как условие, без которого невозможно существование человека, удовлетворение его материальных и духовных потребностей.
Экологическая целостность мира – важнейший аспект фундаментальной идеи целостности, также последовательно реализуемой в курсе. Идея экологической целостности мира реализуется через раскрытие разнообразных экологических связей: между неживой природой и живой, внутри живой природы, между природой и человеком. В частности, рассматривается значение каждого природного компонента в жизни людей, анализируется положительное и отрицательное воздействие человека на эти компоненты. Важнейшее значение для осознания детьми теснейшей взаимозависимости людей имеет также включение в программу элементарных сведений из области экономики, которые присутствуют в программе каждого класса.
В основе методики преподавания курса «Окружающий мир» лежит проблемно-поисковый подход, обеспечивающий реализацию развивающих задач учебного предмета. При этом используются разнообразные методы и формы обучения. Учащиеся ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни, выполняют практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера, различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги, моделирование объектов и явлений окружающего мира. Для успешного решения задач курса важны экскурсии и учебные прогулки, встречи с людьми различных профессий, организация посильной практической деятельности по охране среды и другие формы работы, обеспечивающие непосредственное взаимодействие ребенка с окружающим миром.
Содержание тем учебного курса
Введение
Мир вокруг нас, его многообразие. Учимся задавать вопросы об окружающем мире. Наша школа. Дорога от дома до школы.
Экскурсии: Знакомство со школой. Знакомство с дорогой от дома до школы и правилами безопасности в пути.
Что и кто?
Что можно увидеть на небе днем и ночью. Солнце, его форма. Облака, их состав. Красота и причудливость облаков. Луна и звезды. Созвездие Большая Медведица.
Что можно увидеть под ногами. Камни, их разнообразие (форма, размер, цвет) и красота. Гранит, кремень, известняк.
Что растет на подоконнике и клумбе. Знакомство с отдельными представителями комнатных растений и растений цветника.
Что это за дерево. Распознавание деревьев своей местности по листьям. Летняя и осенняя окраска листьев. Сосна и ель, их различение по общему виду, хвоинкам, шишкам.
Части растения: корень, стебель, лист, цветок, плод с семенами. Знакомство с разнообразием плодов и семян.
Кто такие насекомые, рыбы, птицы, звери. Знакомство с разнообразием животных, их внешним строением.
Что окружает нас дома. Разнообразие и назначение предметов домашнего обихода. Компьютер, его части и назначение.
Обучение безопасному обращению с вещами, компьютером, домашними животными. Важнейшие дорожные знаки, сигналы светофора, правила перехода улицы.
Наша Родина – Россия. Природа, города, народы России. Знакомство с государственными символами России: флагом, гербом, гимном. Наш город – часть большой страны.
Планета Земля, ее форма. Глобус – модель Земли. Суша и вода на Земле. Изображение нашей страны на глобусе.
Экскурсии: Что у нас над головой? Что у нас под ногами? Знакомство с растениями цветника. Что такое зоопарк?
Практические работы: Знакомство с комнатными растениями. Знакомство с лиственными деревьями ближайшего природного окружения. Распознавание листьев различных деревьев. Сравнительное исследование сосны и ели. Что общего у разных растений? Знакомство с глобусом.
Кто, откуда и куда?
Река и море. Куда текут реки. Пресная и соленая вода. Путь воды в наш дом. Канализация и очистные сооружения.
Роль электричества в быту. Откуда в наш дом приходит электричество. Правила безопасного обращения с электроприборами. Сборка простейшей электрической цепи.
Изучение свойств снега и льда. Откуда берутся снег и лед.
Как живут растения и животные. Знакомство с признаками живого и условиями, необходимыми для жизни организмов. Простейшие правила ухода за комнатными растениями, кошкой, собакой. Птицы, прилетающие к кормушке. Забота о птицах зимой.
Как путешествует письмо. Откуда берутся хорошо известные детям продукты питания, например шоколад, изюм, мед и др.
Откуда берется бытовой мусор и вещества, загрязняющие окружающую среду. Как сделать Землю чище.
Практические работы: Изучение свойств снега и льда. Отработка простейших приемов ухода за комнатными растениями. Изготовление простейшей кормушки для птиц.
Где и когда?
Представление о времени. Настоящее, прошлое, будущее. Дни недели и времена года.
Холодные и жаркие районы Земли.
Перелетные птицы. Где они зимуют и как ученые узнали об этом.
Представление о далеком прошлом Земли. Динозавры – удивительные животные прошлого. Как ученые изучают динозавров.
Одежда людей в прошлом и теперь.
История велосипеда, его устройство. Велосипед в твоей жизни. Правила безопасного обращения с велосипедом.
Профессии взрослых. Кем ты хочешь стать. Каким может быть окружающий мир в будущем. Зависит ли это от тебя.
Почему и зачем?
Солнце – ближайшая к Земле звезда. Форма и размеры звезд. Созвездие Льва. Луна – естественный спутник Земли. Почему на Луне не живут люди.
Почему идет дождь и дует ветер. Роль дождя и ветра в жизни растений, животных, человека.
Звуки окружающего мира. Почему бывает эхо. Как беречь уши.
Цвета радуги. Почему радуга разноцветная.
Объяснение названий растений и животных, например, медуница, недотрога, жук-носорог и др. Что эти названия рассказывают о своих хозяевах.
Почему в лесу нужно соблюдать тишину. Почему не нужно рвать цветы и ловить бабочек.
Разнообразие овощей и фруктов. Витамины. Почему овощи и фрукты перед едой надо мыть. Почему нужно чистить зубы и мыть руки.
Зачем мы спим ночью. Правила подготовки ко сну.
Зачем нужны автомобили. Устройство автомобиля. Автомобили в прошлом и теперь. Какими могут быть автомобили будущего.
Поезд и железная дорога. Поезда метро, пригородные поезда, поезда дальнего следования.
Назначение самолетов. Устройство самолета. Самолеты в прошлом и теперь.
Назначение судна. Спасательные средства на корабле.
Зачем летают в космос. Искусственные спутники Земли, их назначение. Космические станции.
Экология – наука, которая учит нас бережно относиться к окружающему миру, к своей планете. 22 апреля – День Земли.
Практическая работа: Простейшие правила гигиены.
Заключение
Как мы находили ответы на свои вопросы. Роль наблюдений, опытов, книг и других источников информации в познании окружающего мира.
Требования к уровню подготовки обучающихся
К концу 1 класса учащиеся должны знать:
- безопасную дорогу от дома до школы;
- важнейшие дорожные знаки, сигналы светофора, правила перехода улицы;
- название страны, в которой они живут, ее столицы;
- символы России: флаг, герб, гимн;
- простейшие правила ухода за комнатными растениями, кошкой, собакой;
- названия дней недели, времен года;
- имена и отчества родителей; основные формы приветствия, просьбы, благодарности, извинения, прощания; культура поведения в общественных местах;
- цвета радуги;
- назначение основных средств передвижения: автомобиль, поезд, самолет, пароход.
Учащиеся должны уметь:
- различать основные части растения: корень, стебель, лист, цветок, плод с семенами;
- выполнять правила личной гигиены и безопасного поведения на улице и в быту;
- выполнять простейшие правила ухода за комнатными растениями, кошкой, собакой;
- использовать основные формы приветствия, просьбы и т.д. в отношениях с другим людьми; выполнять правила поведения в общественных местах;
- составить небольшой рассказ на тему «Кем ты хочешь стать»;
- различать овощи и фрукты.
ЛИТЕРАТУРА
Литература для учащихся
Основная:
- Плешаков А.А. Окружающий мир. 1 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. – М.: Просвещении, 2010. – (Школа России).
- Плешаков А.А. Окружающий мир: рабочая тетрадь. 1 класс. В 2ч. – М.: Просвещение, 2010.
- Плешаков А.А. Окружающий мир. Проверим себя: тетрадь для учащихся 1 класса начальной школы. – М.: Вита-Пресс, 2011.
Дополнительная:
- Еремеева Е.Ю. Растения: справочник школьника. – СПб.: Литера, 2005.
- Модестов С.Ю. Космос: справочник школьника. – СПб.: Литера, 2005.
- Модестова Т.В. Животные: справочник школьника. – СПб.: Литера, 2005.
- Плешаков А.А. От земли до неба: атлас-поределитель6 пособие для учащихся общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2010 – (Зеленый дом).
- Плешаков А.А. Зеленые страницы: кн. для учащихся нач.кл. – М.: Просвещение, 2010. – (Зеленый дом).
- Плешаков А.А. Великан на поляне, или Первые уроки экологической этики: пособие для учащихся общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2010. – (Зеленый дом).
Пособия для учителя
- Брыкина Н.Т. Нестандартные и интегрированные уроки по курсу «Окружающий мир». 1 – 4 классы. – М.6 ВАКО, 2008.
- Фефилова Е.П. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир». 1 класс. – М.: ВАКО, 2011.
- Я иду на урок в начальную школу: Природоведение: книга для учителя / ред.-сост. М.А. Козлова. – М.: Первое сентября, 2002.
Учебно-тематический план
№ урока | Тема урока | Кол-во часов | Дата |
I четверть | |||
Наша школа. Наш класс | 12 | ||
1 | Я иду в школу | 1 | |
2 | Моя школа. Экскурсия по школе | 1 | |
3 | Я – школьник | 1 | |
4 | Новый распорядок дня | 1 | |
5 | Школьный коллектив | 1 | |
6 | Правила поведения в школе | 1 | |
7 | Времена года | 1 | |
8 | Начало осени. Изменения погоды по сравнению с летом | 1 | |
9 | Изменения в жизни животных и растений осенью | 1 | |
10 | Экскурсия в парк | 1 | |
11 | Фрукты | 1 | |
12 | Овощи | 1 | |
Растения | 7 | ||
13 | Какие бывают растения | 1 | |
14 | Деревья и кустарники | 1 | |
15 | Цветы и травы | 1 | |
16 | Ядовитые растения и грибы | 1 |
II четверть | |||
17 | Признаки ранней и поздней осени | 1 | |
18 | Растения в нашем доме | 1 | |
19 | Редкие и исчезающие растения | 1 | |
Животные | 8 | ||
20 | Дикие животные | 1 | |
21 | Домашние животные | 1 | |
22 | Перелётные птицы | 1 | |
23 | Зимующие птицы | 1 | |
24 | Насекомые | 1 | |
25 | Кто такие рыбы? | 1 | |
26 | Домашние любимцы | 1 | |
27 | Редкие и исчезающие животные | 1 | |
Окружающий нас мир | 12 | ||
28 | Мир, который меня окружает | 1 | |
29 | Цвета и их оттенки | 1 | |
30 | Зима в природе | 1 |
III четверть | |||
31 | Из чего что сделано | 1 | |
32 | Одежда | 1 | |
33 | Сезонная одежда | 1 | |
34 | Обувь | 1 | |
35 | Посуда | 1 | |
36 | Мебель | 1 | |
37 | Инструменты | 1 | |
38 | Бытовая техника | 1 | |
39 | Февраль – последний месяц зимы | 1 | |
Наш дом | 10 | ||
40 | Моя улица | 1 | |
41 | Общественные здания. Их назначение | 1 | |
42 | Магазины | 1 | |
43 | Дом, в котором я живу | 1 | |
44 | Семья. Праздники в семье | 1 | |
45 | Правила личной гигиены | 1 | |
46 | Режим и гигиена питания | 1 |
IV четверть | |||
47 | Признаки весны в неживой природе | 1 | |
48 – 49 | Весенние изменения в живой природе. Экскурсия | 2 | |
Наш город | 13 | ||
50 | Москва – столица России | 1 | |
51 | Мой город | 1 | |
52 | Мы пешеходы и пассажиры | 1 | |
53 | Какой бывает транспорт? | 1 | |
54 | Транспорт города | 1 | |
55 | Знаки, которые нужно знать! | 1 | |
56 | Опасности вокруг нас | 1 | |
57 | Строительство в нашем городе. Профессия строителя. Экскурсия | 1 | |
58 | На почте | 1 | |
59 | Озеленение города. Экскурсия | 1 | |
60 | Скоро лето. Безопасность летом | 1 | |
61 | Природа и люди | 1 | |
62 | Что мы узнали и чему научились. Обобщение знаний | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект рабочей программы по физике 7 класс ФГОС второго поколения
проект содержиттитульный лист, цели и задачи изучения физики в 7 классе в соответствии с ФГОС второго поколения, тематическое планирование и т.д....
Проект рабочей программы по физике 7 класс
содержание рабочей программывыступление на совещании заместителей директоров по УВР...
Педагогический проект рабочей программы "Шаг в будущее"
Педагогический проект рабочей программы "Шаг в будущее" разработан по УМК С.И.Львовой Цель проекта: РАЗВИТИЕ творческой личности обучающегося на основе освоения УУД в соотв...
Проект рабочей программы внеурочной деятельности по физике "Методы решения физических задач"
Проект рабочей программы внеурочной деятельности по физике "Методы решения физических задач" создан на основе проекта примерных программ по учебным предметам "Физика 7-9 классы". Серия "Ст...
Проект «Проект рабочей программы по географии в условиях реализации ФГОС ООО»
В проекте показаны аспекты составления работчей программы по географии в условиях реализации ФГОС ООО...
Проект «Проект рабочей программы по математике с учетом требований ФГОС ООО»
С введением ФГОС изменяются структура и сущность результатов образовательной деятельности, содержание образовательных программ и технологии их реализации, методология, содержание и процедуры оценивани...
Проект рабочей программы по внеурочной деятельности духовно-нравственного направления «Православная культура» для 8 класса ФГОС на основе программы Шевченко Л.Л. учебного предмета «Православная культура» 8 год обучения
Данная рабочая программа по внеурочной деятельности духовно-нравственного направления «Православная культура» для 8 класса соответствует требованиям Федерального государственного образоват...