Как научить ребёнка образовывать новые слова
консультация на тему

Пэдуре Елена Владимировна

Консультация для педагогов и родителей, поможет развивать у ребёнка навыки словообразования

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kak_nauchit_rebenka_obrazovyvat_novye_slova.docx19.58 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование лексики у ребёнка тесно связано с процессами словообразования, так как по мере развития словообразования словарь ребёнка быстро обогащается за счёт производных слов.

Лексический уровень языка представляет собой совокупность лексических единиц, которые являются результатом действия и механизмов словообразования.

Словообразовательный уровень языка выступает обобщённым отражением способов образования новых слов на основе определённых правил комбинации морфем в структуре производного слова.

Единицей словообразовательного уровня являются универбы (модели - типы).

Универб представляет собой производное слово, реализующее в речи сформировавшееся представление о модели - типе словообразования.

Развитие словообразования у детей в психологическом, лингвистическом, психолингвистическом аспектах рассматривается в тесной связи с изучением словотворчества детей, анализом детских словообразовательных неологизмов (К. И. Чуковский, Т. Н. Умакова, С.Н. Цейтлин, А.М. Шахнарович и др.) Механизм детского словотворчества связывается с формированием языковых обобщений, явлением генерализации, становлением системы словообразования.

Если ребёнок не владеет готовым словом, он «изобретает» его по определённым, уже усвоенным ранее правилам, что и проявляется в детском словотворчестве. Взрослые замечают и вносят коррективы в самостоятельно созданное ребёнком слово, если это слово не соответствует нормативному языку. В случае, если созданное слово совпадает с существующим в языке, окружающие не замечают словотворчества ребёнка ( С. Н. Цейтлин)

Механизм словообразовательного уровня складывается из взаимодействия двух уровней: собственно словообразовательного и лексического. (Г.А. Черёмухина, А.М. Шахнарович)

Словообразование представляет собой особый путь развития словаря, одно из основных средств исполнения словарного состава языка, является

составной частью морфологической системы языка, происходит путём соединения, комбинирования морфем.

Формирование словообразовательных навыков происходит постепенно: сначала запоминаются простые, часто употребляемые в языке модели, затем более сложные конструкции.

Осваивая язык, дети стремятся к установлению однозначных соотношений между формой слова и его значением. В этот период в речи детей можно услышать смешные слова («коровячий», «скрипник»)

Не все дети могут успешно преодолеть трудности в словообразовании. Длительное время им не удаётся понять принцип членения слова на значимые элементы. Много лет, включая начальный школьный период, дети делают много ошибок, свидетельствующих о трудностях в словообразовательной системе языка. Не овладев правилами образования слов, ребёнок не может понять принципы их правописания.

Словообразование представляет собой особый путь развития словаря, одно из основных средств пополнения словарного состава языка, является составной частью морфологической системы языка, происходит путём соединения. Комбинирования морфем.

Последовательность появления словообразовательных форм в детской речи определяется их семантикой, функцией в структуре языка. Поэтому вначале появляются семантически простые, зрительно воспринимаемые, хорошо дифференцируемые словообразовательные формы.

Прежде всего ребёнок овладевает уменьшительно-ласкательными формами существительных. Затем появляются названия профессий людей, дифференциация глаголов с приставками и другие сложные по семантике формы.

Овладение словообразованием осуществляется на основе мыслительных операций анализа. Сравнения, синтеза, обобщения и предполагает достаточно высокий уровень интеллектуального и речевого развития.

В средней группе (4-5 лет) отмечено наибольшее число слов-неологизмов, что свидетельствует о преобладании словообразовательного уровня.

На ранних этапах овладения языком ведущая роль принадлежит лексическому уровню, а в дальнейшем на первый план выступает словообразовательный уровень.

Детское словотворчество характеризуется употреблением регулярных

(продуктивных) словообразовательных моделей.

Усвоив продуктивную словообразовательную модель, ребёнок «генерализует» эту модель (по Т.Н.Ушаковой), переносит её по аналогии на другие случаи словообразования, которые подчиняются менее продуктивным закономерностям, что проявляется в разнообразных ненормативных словообразованиях. Суть «генерализации» в том, что аналогичные явления могут быть названы аналогичным образом («заячий - лисячий», «белячий»)

Овладевая речью, ребёнок активен: он анализирует речь окружающих, выделяет морфемы и создаёт новые слова, комбинируя морфемы.

В процессе овладения словообразованием, ребёнок осуществляет следующие операции: вычленение морфемы из слов - обобщение значения и связи этого значения с определённой формой - синтез морфем при образовании новых слов.

Чаще всего неологизмы в детской речи являются следствием того, что ребёнок употребляет словообразовательные морфемы в соответствии с их точным значением, однако при словообразовании правильный корневой элемент комбинируется с чуждыми этому корню аффиксами. Ребёнок при этом использует продуктивные суффиксы вместо непродуктивных.

Другой механизм словообразования лежит в основе неологизмов по типу «народной этимологии» («лопатка» - «копатка»)

Основной особенностью является замена одного звучания слова другим.

При этом происходит изменение этимологии слова.

В процессе овладения словообразованием выделяются следующие основные тенденции:

1)        Тенденция «выравнивания» основы, сохранение тождества корня (основы) в производном слове.

2)        Замена продуктивных словообразовательных аффиксов непродуктивными

3)  Переход от простого к сложному

В процессе формирования словообразования уделяется основное внимание организации системы продуктивных словообразовательных моделей. Прежде всего уточняется связь между значением морфемы и её звучанием. Закрепление связи осуществляется на основе сравнения слов с одинаковой морфемой, определения общего, сходного значения слов с общей морфемой, выделения этой общей морфемы, уточнения её значения. Заключительным этапом работы является закрепление словообразовательных моделей в процессе специально подобранных упражнений.

Логопедическая работа направлена на формирование словообразования существительных, глаголов, прилагательных. Развитие словообразования различных частей речи происходит последовательно-параллельно.

Выделяются 3 этапа логопедической работы по формированию словообразования:

1 этап

Закрепление наиболее продуктивных словообразовательных моделей

2 этап

Работа над словообразованием менее продуктивных моделей

3 этап

 Уточнение значения и звучания непродуктивных словообразовательных моделей.

Консультация

Для логопедов и воспитателей

На тему:

«Как научить ребенка образовывать новые слова»

Учитель-логопед:

Пэдуре Е.В.

Москва

2015г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как научить ребёнка делать домашнюю работу?

Эта статья была мной опубликована на одном социальном сайте и нашла большой отклик родителей. Я попыталась простыми словами дать несколько советов для современных мам и пап, как помочь своим детям гот...

Практическое занятие для родителей детей стационарного отделения «Как научить ребёнка принимать решения и отвечать за сделанный выбор

Цель: развитие у родителей навыков формирования ответственного отношения у детей к последствиям собственного поведения.Задачи: 1.      Способствовать осознанию родителям...

Как научить ребёнка любить животных

   Не у всех детей есть врожденное сострадание к животным. Особенно к насекомым, лягушкам, рыбкам — тем, кто не похож на человека, не симпатичен внешне и не пищит жалобно, когда...

ЛЕГКО ЛИ НАУЧИТЬ РЕБЁНКА ПРАВИЛЬНО ВЕСТИ СЕБЯ НА ДОРОГЕ?

На самом деле очень трудно. Ведь мы, родители, каждый день на глазах родного чада НАРУШАЕМ эти самые Правила и не задумываемся, что ставим перед ребёнком неразрешимую задачу: как правильно? Как ГОВОРЯ...

Как научить ребёнка писать без ошибок?

Почти 70 % школьников делает те или иные ошибки на письме. Что это — повальная безграмотность? Неужели учителя не в состоянии научить каждого писать правильно?...

Как научить ребёнка играть

Консультация для родителей:"Как научить ребёнка играть"....

Как помочь ребёнку и себе преодолеть негативные эмоции? Как научить ребёнка владеть собой?

Многие взрослые, не говоря уже о детях, не могут описать, что творится в их душе, чем они недовольны. А ведь если человек умеет оценить своё душевное состояние к себе, будет легче окружающим, и себе с...