Таблицы "Учимся читать"
консультация на тему

Илюшина Ольга Львовна

Таблицы составлены для формирования навыка чтения. Они помогут родителям и педагогам начальных классов в обучении детей, испытывающих трудности в освоении чтения и письма.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Уважаемые родители, предлагаю Вам таблицы для формирования навыка чтения.

Работать с таблицами можно по столбикам, по строчкам, по диагонали слева – направо и наоборот. Таблицы выстроены на основе слогового чтения, что облегчит ребёнку процесс обучения чтению. Вспомните с ребёнком, сколько в слове гласных, столько и слогов. Начинайте с простых слов (коротких), по мере освоения увеличивайте слоговую структуру слов и переходите на предложения.

Главное в работе многократное прочитывание слов, результате чего достигается узнавание слова, т.е. графическое его запоминание, что способствует в дальнейшем и правильному написанию этого слова при письме. На основе этих таблиц строится работа и по лексическому значению слова. Спросите у ребёнка, как он понял, что означает слово, если не может объяснить, помогите ему. Составьте с этим словом словосочетание, предложение и Вы можете быть уверены, что словарный запас у вашего ребёнка будет пополняться, а, следовательно, и расширяться его кругозор.

Желаю успеха в работе.

Учитель-логопед: Илюшина Ольга Львовна


 

                            ФОРМИРУЕМ   НАВЫКИ   ЧТЕНИЯ

сам

сом

сок

суп

сук

сто

сто -  ит

сто -  ит

у – сы

о – сы

о – са

ко – са

си – то

сос – ка

ук – сус

ску - ка

ки – оск

по – сох

пас – та

сум – ка

кис- ти

кос – ти

пас – тух

ко - кос

мост

куст

аист

укус

мас -ка

мис – ка

кис – ка

кас - ка

ка – пус – та

са – мо – кат

как -ту- сы

у – си – ки

ком – пас

так – са

так – си

ку - сок

У Са – ни   ко – са. Он  ко – сит.        У  Кос – ти   кек – сы.

У Со – ни   ко – са.                                  У   так – сы   кос – ти.

                            ФОРМИРУЕМ   НАВЫКИ   ЧТЕНИЯ

О – СИ - НА

А – НА - НАС

СТА - КАН

СЫ – НОК            СТА – НОК

КНОП –КА          СНИ-МОК           КАП –КАН

НО – СОК      

КОП - НА      

СПИ - НА             НИТ – КИ

НОС – КИ

КА – НАТ             

НО – ТЫ          

 КИ – НО

ПИ – ОН

КНУТ               УН-ТЫ                СНОП

СЫН

СНЫ

КАМ – НИ

КО – НИ

ТКА – НИ

ТЕ – НИ

О-КУ-НИ

ПНИ

Нос    –    но- сы  -    но – сик     -     но – си – ки

На,   Ни – на,  сан –ки!

У   Ан – то –на    о –ку- ни.

У   Са- ни   танк.     Он  тан- кист.

А  у   Кос –ти   так – си.  Он  так -  сист.

ОН –    ПИОН,……

ОНА – СПИНА,…..

ОНО – ОКНО,…..

ОНИ -  КАМНИ,…..

                            ФОРМИРУЕМ   НАВЫКИ   ЧТЕНИЯ

ЛАК

ЛУК

ЛОМ

ПОЛ

КОЛ

МУЛ

МЫЛ

СЛОН

ЛИСТ

КЛИН

ЛОСЬ

СОЛЬ

ПЛОТ

ПЛАН

СТОЛ

СТУЛ

СТАЛ

СПАЛ

ЛО –ТО

ЛУ –НА

ЛУ –ПА

ЛА –ПА

ЛА –МА

У –КОЛ

МЫ –ЛО

СИ –ЛА

ПИ -ЛА

КЛАСС

ХА-ЛАТ

ТА –ЛОН

СА –ЛОН

ЛО – КОН

ТУ –ЛУП

СА – ЛАТ

ОС –ЛИК

КО – ЛОС

ЛИ –МОН

КЛО – УН

КУК –ЛА

СКА – ЛА

СКУ - ЛА

А –КУ -ЛА

ПЛИ – ТА

ЛАМ – ПА

СО – КОЛ

АТ -ЛАС

КО –ЛЕ-СО

КО-ЛЕ-НО

СТЕК –ЛО

ЛО-ПА-ТА

МА-ЛИ-НА

КА-ЛИ-НА

КА-ЛИТ-КА

МО-ЛО-ТОК

КО-ЛО-КОЛ

КО-ЛО-СОК

ПАЛ-КА

ПОЛ-КА

ЛАС-КА

КО-ПИЛ-КА

ПА-ЛАТ-КА

КО-ЛОН-КА

СО-ЛОМ-КА

СО-ЛОН-КА

У-ЛИТ-КА

ФОРМИРУЕМ   НАВЫКИ   ЧТЕНИЯ

БОМ

БИМ

БАМ

БУМ

ЛОБ

КУБ

БОК

БАК

БЫК

БАЛ

БЫЛ

БИЛ

ХЛЕБ
БОКС
БУНТ
КЛУБ

БАЛЛ
БАНТ
БИНТ
БЛИН
СТОЛБ
БА - НЯ

БА - ЯН

О -БОИ
БА - БА
БУ - СЫ

САМ – БО

САБ –ЛИ

БА – НАН

КУ – БОК

ХО – БОТ

КА – БАН

ОБ – МАН

ТА – БУН

БА – ТОН

БУ – ТОН

КУ – БИК

БО – БИК

ЛО – БИК

БО – КАЛ

ТУМ – БА

КОЛ – БА

БУЛ – КА

БЕЛ - КА

БАЛ - КА

БЛОК –НОТ

       КЛУМ -БА

БАЛ – ЛОН
БАЛ – КОН

БУБ – ЛИК

КЛУ –БОК

КАБ – ЛУК

БАМ – БУК

КА – БИ –НА

ОБ – ЛА –КО

СО – БА –КА

ЯБ – ЛО – КО

БО – ЛО – ТО

БО – ТИН – КИ

БУ – ТЫЛ – КА

БО – ЛОН –КА

БУ – ХАН – КА

КО –ЛО –БОК

КОЛ – БА – СА

КЛУБ – НИ –КА

ФОРМИРУЕМ   НАВЫКИ   ЧТЕНИЯ

ШУТ

УШИ

ШУМ

НАШ

НА-ШИ                   ШИ-ЛО

ШИ-НА

МЫ-ШИ

ШИ-ПЫ

КОВШ

ШТЫК

ШЛАК

ШИРЬ

ШАЛЬ

ШИТЬ

КА-ША

ШУ-БА

ША-ЛАШ

МА-ЛЫШ

ГО-ЛЫШ

КА-МЫШ

МЕ-ШОК

ПУ-ШОК

ША-ЛУН

ШКО-ЛА

ЛАП-ША

ШПА-ЛЫ

БАШ-НИ

Шах–ты

ШАХ-ТА

ША-ЛУН

КОШ-КА

МОШ-КА

МУШ-КА

МИШ-КА

МЫШ-КА

ПЫШ-КА

ПУШ-КА

СУШ-КА

ШАП-КА

ШАШ-КА

ШИШ-КА

ШУТ-КА

ШУТ-НИК

ШАС-СИ

БАШ-ЛЫК

ШАШ-ЛЫК

КА-ЛО-ШИ

КУВ-ШИН

О-ШИБ-КА

МА-ШИ-НА

ТИ-ШИ-НА

ШЛЁП-КИ

ШПИ-О-НЫ

На-та-ша

Па-ша

Ма-ша

Са-ша

Ми-ша

Пу-шок

Тиш-ка

Гла-ша

У-шас-тик

СОЛ-НЫШ-КО

БА-БУШ-КА

ЛУ-КОШ-КО

О – КОШ-КО

ШАХ-МА-ТЫ

МЫ-ША-ТА

МА-ШИ-НИСТ

ШТА-НИШ-КИ

У-ШАН-КА

СЫ-НИШ-КА

КУ-КУШ-КА

МА-ЛЫШ-КА

МА-КУШ-КА

ЛА-ПУШ-КА

ПУ-ШИН-КА

ПЛУ-ТИШ-КА

ША-ЛУ-НИШ-КА

ФОРМИ РУЕМ   НАВЫКИ   ЧТЕНИЯ

МА

АМ

МА – МА

АОУМ

МО

ОМ

             МОИ

ОИУМ

МУ

УМ

   

МУ - МУ

МОУА

МИ

ИМ

 МИ - МО

ИМАУ

ФОРМИРУЕМ   НАВЫКИ   ЧТЕНИЯ

АХ !

У – ХО

ХИ – ХИ – ХИ

УХ !

У – ХА

ХА – ХА – ХА

ОХ !

МОХ

 

МУ - ХА

ЭХ !

МЕХ

МАХ

ФОРМИРУЕМ   НАВЫКИ   ЧТЕНИЯ

КОМ

УМ

МАК

ОКО

КУМ

МА – КИ

КОК

КУ- МА

УМ – КА

КАК

МУ - КА

КО - МОК

ФОРМИРУЕМ   НАВЫКИ   ЧТЕНИЯ

ток

       

              кот

ха – та

ка – ток

ко – тик

о – хо – та

мо – ток

ко – ти – ку

хо – хот

то - мат

тик - так

То - ма

Тук – тук. Кто там?  Как кто? Кит!              

Тук – тук.  Кто тут? Тут  хомка.

1 утка -  2 утки -  5  уток

 

ТАБЛИЦА ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ БЕГЛОГО ЧТЕНИЯ

ап                 оп                  уп              ып                ип

па                 по                  пу              пы                пи

пап               поп               пуп             пып             пип

пах               пох               пух             пых              пих

пак               пок               пук             пык              пик

пат               пот                пут             пыт              пит

пам              пом               пум             пым             пим

   пи –ка            та – пок            пап – ка

  пу – ма           пу – пок           ту – пик

   па – ук            по – ток           пом – па

  пу – ти            мо – ток           ка – пот

У па – пы  тап – ки.  Ма – ма , ки – пит!

Тут  ком – по – ты   и   то – мат.



Предварительный просмотр:

Уважаемые родители, данные упражнения помогут Вам при занятии с ребёнком во внеурочное время в устранении трудностей по распознаванию гласных и согласных звуков и букв, по закреплению и отработке правописания буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу, по составлению словосочетаний и предложений, по развитию связной речи.

Желаю успеха!

Учитель- логопед: Илюшина Ольга Львовна

Виды упражнений по устранению дисграфии

Дифференциация ы-и

        1.Вставьте пропущенную букву ы или и . Запишите слова. Прочитайте их.

        

        Р…с, м…с, м…р, с…р, к…т, р…сь, б…т, м…ло, л…па, Л…да, к…но, Р…та, с…ро, с…ла, м…л…, в…л…, в…л…, л…с…, р…л…, п…л…, п…л…

        2. Закончите слова, дописав букву ы или и.

        Ног…, стол…, книг…, мак…, сыр…, лом…, шар…, сан…, бус…, кур…, сол…, сор…

3. Закончи предложения словом, которое заканчивается на звук [ы]

В январе ударили сильные...                                 В цирке выступают ...

Папа принес...                                                Мы засолили на зиму ...

Дифференциация  а-я

        1.Вставьте буквы а-я

        Мо…, Зо…, Мил…, Миш…, зме…, рыб…, мор…, земл…, трав…., стран…, сем…, семена…, осок…, вым…, гор…

        2. Спишите предложения, вставьте пропущенную букву а или я.

        У В…ли з…в…ли ром…шки. Ир…, Ан… и В…л… игр…ли в пр…тки. Ир… водил…, а В…л… и Ан… были р…дом. Н…д…  и Д…ш… ед…т л…пшу. Кол… р…д, он поп…л в первый р…д.

        3. Закончи предложение словом, которое начинается со звука [а]

Мама купила... (астры)   Мы ехали в... (автобусе)               В море плавала... (акула)

        

Саше купили …                      Ася ела …                         В вазе лежали ….(апельсины)

Закончи предложения словом, которое начинается со звуков [й а].

С яблони упало                          У причала стояла                 Клубника – крупная

сочное …                                      небольшая …                        ароматная….

Самая хищная птица - ...

Дифференциация  о-ë

  1. Вставьте пропущенные буквы о-ë

Тел…н…к, козл…н…к, ут…н…к, лис…н…к, ягн…н…к, щен…к,

жереб…н…к

        2.Спишите предложения вставляя пропущенную букву о или ë

        Л…ня прив…з в…з сена. Мы услыхали р…в б…ков. У т…ти П…ли есть т…лка Т…мка. Пч…лка делает мед. У Л …ши н…вые тап…чки.

Дифференциация  у-ю

        1. Вставьте в слова пропущенную букву у или ю

        Кат…ша кормит к…р. К…ры кл…ют зерна. Л… ша л…бит л…к. ….лю надела …бку. Л…ба и Л…ша г…ля…т. Я вста… рано …тром. Ил…ша рис…ет ваз… .

        2. Измените слова по образцу. Подчеркните последнюю букву в измененном слове.

        Образец: писать – пишу.

        Писать-…, кричать-…, петь-…, лететь-…, спать-…, читать-…, вертеть…, качать-…, смотреть-…, пищать-…, трещать-…, говорить-…

3. Закончи предложения словом, которое начинается со звука [у].

Я увидел в зоопарке ...                                        Папа купил...

В пруду плавает…                                                По траве ползёт…

Дифференциация  з-с

  1. Вставьте в слова пропущенные буквы.

…такан, …акон, …покойно, …ладкий, …лой, …абота, …лово, …доровье, …оловей, …а…лонка, …драв…твуй, …па…ибо, …анаве…ка, …о…нательный, …али…ать, …о…тавить, …а….тавить, …ано….а

2.Допишите недостающий слог с буквой з или с.

Та…, ко…, ко…, ва…, у…, ро…, бу…, ро…, ва…

3.Вставьте пропущенную букву з или с.

Зима.

На…тупила …има. Были …ильные морозы. …ина в…яла …анки и пошла на горку. Она катала…ь на … анках с горки. За ней бегала …обака Тре…ор. Не боит…я …ина моро…а.

4. Выпишите из текстов слова с буквами з. с.

Золотой луг

Мы жили в деревне. Перед окном у нас был луг. На лугу росли одуванчики, и луг был весь золотой. Это было очень красиво. Это было очень красиво.

Один раз я встал удить рыбу. Посмотрел в окно и увидел, что луг был не золотой, а зеленый. Когда я днем шел домой , луг опять весь был золотой. Я стал наблюдать. К вечеру опять луг зазеленел. Тогда я сорвал одуванчик и рассмотрел. Оказалось, что он закрылся, спрятал свои золотые лепестки в зеленую чашечку.

Когда солнце взошло, я мог видеть, как одуванчики раскрываются и как луг становится опять золотым.

Дифференциация  б-п

1.Вставьте пропущенные в словах буквы.

а) …ок, …ол, су…, зу…ы, …лины, за…ор, …елка, та…очки, …ольшой, …удка, ка…ли, хло…ок, …латок, …лузка, …альто, …антик,то…ор, о…ои

б) …а…очка, …о…лавок, …о…елка, …о…елка,…о…ольше, …о…утный, …о…еда, …о…оище, …ро….олка, …о..итый, …о…итый, …о…ороть, …оку…ка

2.Составьте рассказ по опорным словам. Запишите его.

Приблудный

Паша, Боря, прыгали, забор, тропинка, близко, бегал, заблудился, пес, погладили, прижался, побрел, привели, печка, пригрелся, приблудный.

Дифференциация  д-т

1.Закончите слова, добавив слог да или та

бе…                        …бун                горо…                приро…

коф…                …та                        воро…                порося

во                        …кой                        боро…                свобо…

ва…                        …ры                        гуся…                добро…

ро…                        …ют                        утя…                        полно…

2.Вставьте в слова пропущенную букву д или т.

Трак…ор, боро…а, с…рела, воро…а, гра…сник, заво…ной, ве…ка, ве…ро, пого…а, желу…и, моло…ок, о…еяло, ве…ер, капус…а, пар…а, у…очка, …е…ра…ь, …ож…ик, с…а…о, …ру…но

3.Составьте и запишите рассказ по опорным словам.

Дача, отдыхали, Дима, таскал, тяжелые ведра, вода, поливал, грядки, выросла, редиска, смородина, потрудился.

Дифференциация  в-ф

1.Вставьте в слова пропущенные буквы.

а) …лакон, …агон, …орота, …торой, …люс, ….орона, …оробей, …орма, …рукты, …орточка, …игура, …ратарь, …ильм, …лот, …ыркает, …ото, …орель, …етер, …ихрь, …ихор.

б) Ци…ра, про…од, с…ерток, ке…ир, с…екла, сара…ан, ко…ер, ли…тер, сли…а, сли…очный, соло…ей, пер…ый, сал…етка.

в) …ежли…ый, …рукто…ый, …ор…ался, …иолето…ый, …ланели…ый, го…орли…ый, …ар…ор, …е…раль, …ести…аль, …отогра…ия, …а…ли, …ыдерги…ает

2.Спишите предложения, вставляя в слова пропущенные буквы

В классе показы…али учебный …ильм. Зимой надо откры…ать …рамугу. ....аря надела шар… и …арежки. У …анюши мехо…ая шубка.

В походе нужны …онари и …ляжки. У …ити но…ая …уражка.

Дифференциация г-к

        

1. Прочитайте слова, запишите слоги с буквой г и к.

Голос, город, кот, кошка, кубик, кости, голубь, губы, гуси, кукла, груша, гитара, икра, иголка, луга, Игорь, игра, окно, огонь, речка, кеды, книга, Галя, Коля, котик, голубь, губы, кулак, кусок, гири, кино, гулять.

2. Вставьте в слова пропущенную букву г или к.

а) У…ол, ва…он, у…сус, по…ода, у…оль, лав…а, …амень, …усто, …усты, …рафин, я…ода, …аль…а, …ал…а, с…аз…а, я…од…а, …олуб…а, за…ад…а, …ро…одил.

б) Сне…, кула…, творо…, пау…, ро… , столби…, замо…, дуршла…, пиджа…,дру… , каблу…, шлан…,  гон…, гама…, зна… , остро…, рыно…, плу…, клубо…, лу… .

3. Составьте словосочетания, подбирая к словам пункта а подходящие по смыслу слова из пункта б.

а) Горький, губная, громкий, маленькие, гречневая, голубая, горячее, красная красивый, глубокий.

б) Гармошка, каша, ленточка, молоко, лук, город, голос, гусята, гуашь, колодец.

4. Выпишите слова с буквами г , к.

Небо заволокла грозовая туча. Гуля каждый день кормит голубей. Гриша любит гречневую кашу. Мама мыла малыша мягкой губкой. На конюшне есть гнедой конь. Мы ели горячую картошку. У Аленки есть беговые коньки. Наша команда выступала в голубых майках. Коля забил гол. Была интересная игра. Красная кофта висит на стуле.

Дифференциация ж-ш

1. Вставьте буквы ж-ш.

…уба, …ук, …ум, кра…а, …ивой, ви…ня, вра…да, ли…ний, булы…ник, умно…ение, ве…алка, пе…ка, сло…ение, дви…ение, дол…ен, ти…е, бли…е, творо…ники, …ирный, бума…ный, …поры, …палы, кры…овник, эта…ерка,

        …а…ки, мо…е…ь, …ур…ал, …иве…ь, ле…и…ь, …тани…ки, …ари…ь, ма…е…ь, …ме…ь, …ур…ит.

 

2. К словам из первого столбика подберите подходящие слова из второго столбика.

а)        послушная                        дружба

свежая                        Жанна

надежная                        каша

шерстяная                        крыша

железная                        одежда

рыжая                        кошка

б)        книжный                        машинка

бумажный                        шкаф

швейная                        шлем

ближняя                        животное

домашнее                        школа

тяжелый                        мешок

в)        Женя                                ржут

бабушка                        жужжит

лошади                        пишет

Маша                        вяжет

шмель                        дежурит

дедушка                        бежит

3.Спишите предложения, измените по смыслу слова, данные в скобках.

Ты (вязать) варежки. Я (вязать) шарф. Ты (дежурить) сегодня в классе. Я (дежурить ) в холле. Ты (жарить) картошку. Я (жарить) рыбу. Ты (лежать) на диване. Я (лежать) на софе. Ты (мазать) хлеб маслом. Я (мазать) хлеб вареньем.

Дифференциация с - ш

1 Составьте словосочетания, подбирая к словам первого столбика подходящие по смыслу слова из второго столбика.

а)        веселый                шоссе

        ясное                        пастушок

        сухое                        солнышко

        интересное                кошка

серая                        путешествие

б)        высокая                овес

                                                        синий                башня

                                                        шерстяной                шар

                                                        пушистый                снег

                                                        сушённый                 шкаф

в)        сосна                        спешит

        Соня                        сохнет

        мыши                шумят

камыши                осыпаются

        листья                шуршат

        2. Спишите предложения, вставляя пропущенные буквы с, ш.

Куку…ка ве…ело кукует. …а…а не…ет гру…и. Па…ту…ок …пе…ит домой. …е…тра …шила ….а…е руба…ку. Ма…а не…ет бабу…кину …умку. …а…е …тра…но. Он тру…и…ка. Как по…тели…ь, так и по…пи…ь. …тоит Анто…ка на одной ножке.

Дифференциация ч - ш

1. Закончите слово, дописав слоги ча, ша (вспомните, как всегда пишется слог ча);

Ка…, ту.., Ма…, ку…, кры…, встр…, Ми…, лап…, да…, на…, зада…, Па…, переда…, све.., поро…, отда…, сда…, уда…

2. Закончите слово, дописав слоги чи, ши (вспомните, как всегда пишется слог ши);

Но…, на…, мы…, да…, у…, ту…, гало…, кала…, зада…, малы,,,. встре…, ланды…, гра…, мол…, пи…, ды…, ни…

3. Закончите предложения подходящими по смыслу словосочетаниями. (Используя ранее отработанные словосочетания.)

Бабушка сварила …(какую? что? ) На грушевом дереве созрели …(какие? что?). У белой кошки было одно …(какое? что?). У малышки всегда …(какие? что?). В углу шуршит … (какая? что?). Наташа любит … (какой? что?)

4. Спишите предложения, вставляя пропущенные слова.

        Письма опускают в почтовый… . Для дождливой погоды мама купила … . Надо отдать чужую … . мы собирали на огороде сочные … . Очень вкусен копченный … . В лесу раздавался птичий … . туристы вошли в чудесное… .

Слова для справок: ящик, плащ, вещь, овощи, лещ, щебет, ущелье.

5. Вставьте в слова пропущенные буквы

Пи…а, све…а, ту…а, мо…ный, пло…адь, зада…а, по…ада, …ит, …естный , …еткий, …а…а.

…и…е, …у…ка, …ено…ек, ве…и…ка, ру…и…а, то….иль…ик.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Читать... Читать? Читать!

Ситуационный классный час для учащихся 10 - 11 класса, который поможет учителю выявить читательские интересы учеников...

Библиотечный проект "Читаем сами-читаем с мамой".Школьная библиотека как центр возрождения традиций семейного чтения.

Возрождение традиций семейного чтения – это актуальная проблема сегодняшнего дня. И оно должно быть вдвойне актуальнее, ведь родители и дети перестали слушать и слышать друг друга. Только читая с мамо...

Люблю читать! (Список книг для тех, кто любит читать хорошую литературу)

Статья -помощь в выборе книг для читающих детей и не только....

Читать или не читать?

О пользе чтения сказано немало, но, тем не менее, с некоторым разочарованием мы видим досадное отсутствие тяги нынешних школьников к книгам, тем самым книгам, которые несут бесценное знание о жи...

конспект урока по английскому языку для 8 класса на тему:"Читать или не читать"

письменный контроль грамматики по теме «Косвенная речь»; совершенствование навыков монологической речи....

Эссе «Читаешь ты, читаю я, читает вся Российская земля!»

Эссе на форум "Одарённые дети". 2015 год....

Читаем,читаем,читаем

Литература для чтения на летних каникулах...