Сценарий релаксационного круга
проект по теме
Сценарий регулярных занятий по релаксации. Релаксация способствует снижению спастики, повышению концентрации внимания, улучшению возможностей направленных движений у детей с ДЦП. Упражнения можно проводить как индивидуально, так и в группе ( в круге).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
relaksatsionnyy_krug.docx | 39.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Общий релаксационный круг для детей надомного обучения с ТМНР
Тема: «Релаксационный круг»
Цель занятия: расслабление тела, снижение физического и психического напряжения
Задачи:
- образовательная:
- Развитие тактильного внимания
- коррекционная:
- Расслабление тела
- Снижение мышечных спазмов
- Углубление и выравнивание дыхания
- воспитательная:
- Развитие эмоционального отклика на взаимодействие с учителем
- Развитие телесного отклика на взаимодействие с учителем
Материалы и оборудование:
магнитофон с записью музыки, затемненная комната, световое оформление
Методы и приемы:
- Метод соматического диалога
- Приём гармоничного чередования напряжения и расслабления
- Приём ритмизации тактильного воздействия с дыханием
- Приём «вылепливания» частей тела
- Метод вибрационного диалога
- Приём передачи вибрационных движений рукой учителя
- Приём передачи вибрационных ощущении с помощью прослушивания релаксационной музыки
- Метод вестибулярного диалога
- Приём покачивающих движений в положении сидя вместе с учителем
- Приём легкого покачивания тела ребёнка в положении лежа
- Метод - дыхательная гимнастика
- Приёмы пассивной дыхательной гимнастики
- Приёмы активной дыхательной гимнастики
- Метод музыкальной релаксации
- Приёмы дыхательной гимнастики в сочетании с ритмом релаксационной музыки
- Стимуляция самостоятельного движения ребёнка под музыку
Пояснительная записка:
Под психофизиологическими техниками релаксации понимаются методы расслабления мышц посредством упражнений. Для применения данных техник важны удобные условия: отсутствие яркого света, комфортная температура, нестесняющая одежда, отсутствие мешающих шумов и других раздражителей. Нежелательно заниматься релаксацией на полный желудок, так как процесс пищеварения мешает расслаблению.
Релаксационный круг для детей с ТМНР включает в себя пассивную и активную дыхательную гимнастику, элементы базальной стимуляции – соматический, вибрационный, вестибулярный диалог, музыкальную релаксацию.
Релаксационные упражнения способствует снятию мышечных спазмов, возникновению условий для развития моторных навыков, концентрации внимания на телесных ощущениях, способности управлять движениями своего тела, повышению концентрации слухового, зрительного, тактильного внимания, создание предпосылок для формирования базового доверия, формирование мотивации к самостоятельным движениям под музыку
Принципы релаксационного круга:
- Целостность
А. Включение всех видов восприятия в общий ритм способствует наиболее эффективному результату.
Слуховое внимание настраивается на общий музыкальный ритм, тактильное внимание резонирует с общим музыкальным ритмом, зрительное внимание концентрируется на движениях тела. Неяркий свет, отсутствие лишних зрительных стимулов способствуют расслаблению.
В. Принцип целостного дыхания тела.
Тактильное воздействие в соответствии с ритмом дыхания на все части тела. Сжатие, надавливание на выдохе (в любой части тела, грудь, лопатка, диафрагма, нога, ступня, ладонь,…), разжатие, отпускание на вдохе. Налаживается равномерное дыхание.
- Принцип формирования базового доверия.
Первое социальное достижение ребёнка – это формирование доверия к людям, формирование базового доверия. Доверие формируется на первом этапе развития ребенка, когда он находится непрерывно рядом с матерью.
Ребенок начинает доверять миру, находясь в телесном контакте с матерью, слушая ее голос, принимая от нее пищу.
Дети с ТМНР и глубокой и тяжелой умственной отсталостью, проживающие в детском доме, проходят этапы психологического развития с нуля. У этих детей фрустрирована потребность в базовом доверии миру (в связи с чем могут наблюдаться возбудимость, аутоагрессия, …). Психологический возраст детей – от 0 лет. Фактически учитель помогает ребёнку начать проходить все этапы развития с самого начала.
Не дав ребёнку ощущение доверия, учитель не сможет сотрудничать с ним, развивать диалог, обучать его дальше.
Учитель, обнимая ребенка, качаясь вместе с ним в такт музыке, воссоздает частично его опыт общения с матерью еще до рождения.
Ребёнок, получая такой опыт, становится расслабленным, открытым к взаимодействию, начинающим замечать и выделять из пространства значимых для него взрослых, что способствует в дальнейшем развитию внимания к окружающему миру в целом.
Для контакта с ребёнком очень важен внутренний настрой самого учителя – позитивная установка на результат, принятие ребёнка, внутреннее расслабление, регуляция собственного дыхания.
- Принцип формирования предпосылок к самостоятельным движениям ребёнка.
Расслабление ребёнка способствует концентрации его внимания на возможностях тела. Спастичные руки, кисти рук, ноги при расслаблении приобретают возможность совершать движения с большей амплитудой. Сначала – это сопряженные движения с помощью учителя. Однако у ребёнка начинает формироваться представление о том, что он может совершать такие движения. И формирование таких представлений может являться предпосылкой к самостоятельному совершению таких движений самим ребёнком.
- Принцип коммуникации
- Любое занятие должно включать коммуникацию
- Нужно предупреждать о всех своих действиях – словами или знаками
- Занятие начинать с определённого обращения и прикосновения
- Говорить о том, к какой части тела прикасаешься (построение схемы тела)
- Принцип непрерывности движения
Ребенок должен на протяжении всего занятия тактильно чувствовать присутствие учителя. Поэтому задача учителя – сохранять тактильный контакт в течение всего релаксационного круга. (Исключение - стимуляция самостоятельных движений ребёнка под музыку)
- Принцип симметрии
Тактильная стимуляция должна проводиться симметрично. Если учитель работает с правой рукой, то потом он переходит на левую руку и т.д.
Ход занятия:
Учитель | Ученик | Примечание | |
1.Тактильная стимуляция. | Учитель приветствует ребёнка инициирующим движением - прикосновение к центру груди, плечу | Ученик прислушивается к тактильному контакту с учителем. | |
Учитель под релаксационную музыку «вылепляет» части тела ребёнка. Руки – от плеча до кистей, ноги – от тазобедренного сустава до пальцев ног, грудная клетка, спина, шея. Учитель произносит к каким частям тела он прикасается. | Ученик прислушивается к тактильному контакту с учителем. Формируется представление о схеме собственного тела. | Качества прикосновения 1. Ожидаемое (одинаковый порядок действий взрослого) 2. Ощутимое (избегать скользящих прикосновений) 3. Поддержание контакта рукой Движения изнутри наружу. Движения выполняются двумя руками. Должен соблюдаться принцип непрерывности движения – нельзя убирать руки. Рекомендуемая последовательность: а) туловище Соблюдается принцип симметрии - правая рука -левая рука, правая нога – левая нога. | |
Учитель садится, сажает ребенка перед собой, обнимая его, начинает покачиваться в такт музыке. | Ребёнок прислушивается к вестибулярным ощущениям в теле. | ||
Учитель кладет ребёнка на мат. Учитель кладет руку на спину или середину груди и начинает слегка покачивать его под ритм музыки. | Ребёнок прислушивается к вестибулярным ощущениям в теле. | ||
Учитель выполняет легкие вибрационные движения рукой по спине, рукам, ногам ребёнка. Вибрационные движения передаются через кости и суставы. | Ребёнок прислушивается к вибрационным ощущениям в теле. | ||
2.Дыхательная гимнастика Пассивная дыхательная гимнастика |
| Очень важно, чтобы ребенок лежал в удобной и комфортной для него позе в время дыхательных упражнений. | |
Активная дыхательная гимнастика (сопряженные действия) | 1. Одновременный поворот головы с поворотом руки на правую сторону под музыку
| ||
3 Музыкальная пауза | Учитель включает музыку | Ребенок прислушивается, двигается в такт музыке. | Подбирается музыка, под которую ребенок хотел бы двигаться самостоятельно, либо как-то меняется его поведение. |
4. | Учитель прощается с ребёнком инициирующим движением - прикосновение к центру груди, плечу | Ученик прислушивается к тактильному контакту с учителем. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий новогодней игровой программы для воспитанников ЦРТДиЮ «Новый год в кругу друзей»
Цель: создание условий для совместного отдыха детей и педагогов.Задачи:- сплочение детского коллектива;- привитие детям умения дарить радость общения в коллективе; умения действовать в группе, с...
Сценарий "Возвращение на круги своя"
Данный сценарий был написан к фильму, который был снят у нас фольклорном отделении. В нем прослеживается взаимосвязь круговорота природы и жизни женщины....
"Новый год в кругу друзей". Сценарий новогоднего праздника.
Интерактивное мероприятие может использоваться на новогоднем классном празднике в 5-7 классах....
Сценарий праздничного концерта, посвященного международному женскому дню 8 марта «Песни весны в кругу семьи» методическая разработка мероприятия (сценарий).
Данная методическая разработка является сценарием праздничного концерта, посвящённого международному женскому дню 8 марта. В разработке представлен полный сценарий со стихами, авторами и названиями пе...
сценарий концерта "В кругу друзей"
разработка сценария на марийском языке для выездных концертов...
А ну-ка, девочки! Сценарий конкурсной программы для девушек "В кругу друзей"
В этот весенний день на нашей традиционной встрече «В кругу друзей» мы будем говорить о весне, о девушках и хорошем настроении. В каждой девушке есть уникальная изюминка, и мы сего...
Сценарий утреннего круга для подготовительной группы.
Создание условий для межличностного и познавательного - делового общения детей с помощью ассоциативных карт МАК....