Иппотерапия - лечение лошадьми детей с ООП в СКОУ VIII вида
статья на тему

Стативо Татьяна Сергеевна

Иппотерапия является эффективным методом психологической, физической, социальной реабилитации. Детям, имеющим инвалидность, необходимы занятия, улучшающие их физическое и психологическое состояние. Цель проекта - оказание социальной и реабилитационной поддержки обучающимся школы,  нуждающимся  в особой защите, через лечебную верховую езду, иппотерапию и спорт для инвалидов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ippoterapia.doc748.5 КБ

Предварительный просмотр:

ИППОТЕРАПИЯ – ЛЕЧЕНИЕ ЛОШАДЬМИ ДЕТЕЙ С ООП

 В ГКОУ «СКОШ № 3 VIII ВИДА» Г. УЛАН-УДЭ

Стативо Т.С., учитель биологии

Государственное казенное образовательное учреждение «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа № 3 VIII вида»

(г. Улан-Удэ, Республика Бурятия)

В ГКОУ «СКОШ № 3 VIII» вида обучается 136 детей, страдающих такими заболеваниями как ранний детский аутизм (РДА), детский церебральный паралич (ДЦП), различные формы умственной отсталости, генетические нарушения (в том числе синдром Дауна), двигательные нарушения и нарушения эмоционально-волевой сферы, поведенческие отклонения. Из них 76% детей имеют инвалидность.

 Иппотерапия является эффективным методом психологической, физической, социальной реабилитации. Детям, имеющим инвалидность, необходимы занятия, улучшающие их физическое и психологическое состояние. Занятия гимнастикой, физкультурой и постоянный массаж не вызывает у ребенка положительных эмоций, да и часто вызывает отторжение. Другое дело, когда ребенок занимается на лошади. Он воспринимает нагрузку, даже неудобства на устойчивом положительном эмоциональном фоне, что и объясняет положительные результаты лечебной верховой езды.

Занимаясь иппотерапией, ребенок получает массаж всех мышц; от тепла тела лошади получает физиотерапевтический эффект. Ритмичные движения коня  выравнивают ритмические процессы организма ребенка, улучшается кровообращение, обменные процессы и умственная деятельность, а также обеспечивается необходимая  ориентация в пространстве. Ребенок обретает свободу – он не зависит в движении ни от костылей, ни от коляски, ни от руки другого человека. Лошадь и всадник сливаются воедино. Родители, имеющие ребенка инвалида, получают возможность наблюдать своего ребенка на красивом грациозном животном, они видят всадника, а не измученного недугом ребенка. Улучшается эмоциональное состояние не только детей, но и родителей.

Мы считаем, что чем раньше ребенок сможет получить это  реабилитационное воздействие на организм, тем быстрее и эффективнее можно получить положительные результаты. Поэтому в нашей школе разработан и реализуется проект лечения лошадьми детей с ООП, направленный на социальную адаптацию инвалидов и их семей.

Участниками проекта являются  обучающиеся школы, Региональная общественная организация «Конек-горбунок» (руководитель Брюханова З.Д.),  члены семей детей с ОВЗ и педагоги школы.

 Цель проекта - оказание социальной и реабилитационной поддержки обучающимся школы,  нуждающимся  в особой защите, через лечебную верховую езду, иппотерапию и спорт для инвалидов. Для достижения намеченной цели были определены следующие задачи:

- информирование обучающихся, родителей, педагогов о воздействии иппотерапии на оздоровление и развитие детей с ОВЗ;

- проведение психодиагностики и мониторинга обучающихся школы;

- организация реабилитационных мероприятий с целью достижения максимальных результатов по медицинской и социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья.

Занятия проводятся 2 раза в неделю на Республиканском ипподроме. С каждым ребенком занимаются три человека: инструктор осуществляет непосредственное занятие, родитель – осуществляет страховку ребенка, помогает инструктору и педагог школы. Родители и педагоги отмечают, что улучшилось физическое, эмоциональное состояние детей.  И у нас уже есть некоторые положительные результаты. Например, Лера Х. с диагнозом F-71, синдром кольцевой 18 хромосомы, инвалид занимается с огромным удовольствием, улучшилась координация движений. Аркадий П., диагноз F-71, аутизм, ОНР, не может говорить, слабо реагирует на происходящее, начал осознано реагировать на вопросы о катании на лошади, после занятий кормит лошадь, гладит ее. Саша Д., F-71.09, эквинусная деформация правой стопы, инвалид, выполняет указания инструктора (подними голову, ручку, ложись, вставай). Вова Х., F-70.07, ОНР, инвалид, улучшилась ориентация в пространстве, появились моменты взаимодействия. У всех детей и родителей заметно улучшается настроение после занятий.

Психологом школы проводится входная, промежуточная и итоговая диагностика с целью выявления динамики психомоторного развития детей, а также развития двигательно-моторной координации.

Оценка психомоторного развития участников проекта

(февраль – март, 2015г.)

ФИ

ученика

Одновременность движений

Динамическая координация верхних

конечностей

Динамическая координация нижних  конечностей

Статическое равновесие

Кинестетический праксис

до

после

до

после

до

после

до

после

до

после

1.

Аркаша П.

3

3

3

4

2

2

5

5

4

4

2.

Максим С.

5

5

3

3

3

4

6

6

5

5

3.

Гоша И.

4

4

3

3

3

3

3

3

4

4

4.

Вова Х.

5

6

4

5

4

4

5

5

4

4

5.

Саша Д.

3

3

4

4

3

3

4

5

3

3

6.

Лера Х.

3

4

2

2

2

2

2

2

4

4

3,83

4,17

3,17

3,5

2,83

3,0

4,17

4,33

4,0

4,0

         

Таким образом, в результате оценки психомоторного развития участников проекта (февраль-март 2015г.) отмечается положительная динамика в развитии координации верхних и нижних конечностей, статического равновесия и одновременности движений.

Ведут свои наблюдения и медицинские работники школы. По итогам ежегодной диспансеризации детей врачами отмечается улучшение здоровья школьников, занимающихся лечебной верховой ездой.

F:\НПК шаг в будущее\Фото_ипп\DSC00786.JPG               C:\Users\Татьяна\Desktop\Лошадь\Фото_группа\DSC00533.JPG

C:\Users\Татьяна\Desktop\Лошадь\Фото_ипп\DSC00763.JPG                 C:\Users\Татьяна\Desktop\Лошадь\Фото_иппотерапия\DSC00445.JPG

Сотрудничество с РОО «Конек-горбунок» продолжается. И мы надеемся, что наши совместные усилия приведут к тому, что дети, занимающиеся лечебной верховой ездой, станут здоровее, добрее к окружающим, общение с лошадьми даст возможность детям стать более открытыми, уверенными и успешными.

Список использованных источников:

1. Иппотерапия: эффективный метод реабилитации лиц с умственной отсталостью.        М. Максимова, А. Денисенков, Н. Роберт. – М.: НФ ЛВЕ ИКС, «Наш Солнечный мир». – 2005 г.

2. Игры в иппотерапии.         Карпенкова И., Репина М. – М.: НФ ЛВЕ ИКС, "Наш Солнечный мир". – 2005 г.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование навыка чтения у учащихся начальных классов СКОУ VIII вида через коррекционно-развивающие приемы»

В данной статье описан процесс формирования навыка чтения у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью,  а также представлены рекомендации по формированию правильности, беглости, осоз...

Обследование письменной речи учеников СКОУ VIII вида

Презентация для обследования письменной речи учеников СКОУ VIII вида, позваляющая оптимизировать и разнообразить процедуру обследования, поддержать интерес учащихся ....

Обследование письменной речи учеников СКОУ VIII вида часть 2

Презентация для обследования письменной речи учеников СКОУ VIII вида....

Обследование письменной речи учеников СКОУ VIII вида часть 3

Презентация для обследования письменной речи учеников СКОУ VIII вида....

Конспект урока по математике в СКОУ VIII вида на тему "Все действия с десятичными дробями"

План урока:1)      Организационный момент.2)      Актуализация знаний учащихся.3)      Сообщение и запись темы урока.4)...

Обучение некоторым приемам работы с древесиной (долбление) на уроках столярного дела в СКОУ VIII вида

(из опыта работы )         Долбление, наряду с пилением, строганием и разметкой, относится к числу операций, составляющих фундаментальную базу профессии столяр.Изуч...

Контрольно-измерительные материалы по естествознанию (9 класс СКОУ VIII вида) по разделу «Кровеносная система»

В данной разработке содержатся тестовые задания по темам "Состав крови", "Органы кровообращения", "Круги кровообращения", "Первая помощь при кровотечениях" для учащихся 9 класса коррекционной школы VI...