Иппотерапия - лечение лошадьми детей с ООП в СКОУ VIII вида
статья на тему
Иппотерапия является эффективным методом психологической, физической, социальной реабилитации. Детям, имеющим инвалидность, необходимы занятия, улучшающие их физическое и психологическое состояние. Цель проекта - оказание социальной и реабилитационной поддержки обучающимся школы, нуждающимся в особой защите, через лечебную верховую езду, иппотерапию и спорт для инвалидов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ippoterapia.doc | 748.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ИППОТЕРАПИЯ – ЛЕЧЕНИЕ ЛОШАДЬМИ ДЕТЕЙ С ООП
В ГКОУ «СКОШ № 3 VIII ВИДА» Г. УЛАН-УДЭ
Стативо Т.С., учитель биологии
Государственное казенное образовательное учреждение «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа № 3 VIII вида»
(г. Улан-Удэ, Республика Бурятия)
В ГКОУ «СКОШ № 3 VIII» вида обучается 136 детей, страдающих такими заболеваниями как ранний детский аутизм (РДА), детский церебральный паралич (ДЦП), различные формы умственной отсталости, генетические нарушения (в том числе синдром Дауна), двигательные нарушения и нарушения эмоционально-волевой сферы, поведенческие отклонения. Из них 76% детей имеют инвалидность.
Иппотерапия является эффективным методом психологической, физической, социальной реабилитации. Детям, имеющим инвалидность, необходимы занятия, улучшающие их физическое и психологическое состояние. Занятия гимнастикой, физкультурой и постоянный массаж не вызывает у ребенка положительных эмоций, да и часто вызывает отторжение. Другое дело, когда ребенок занимается на лошади. Он воспринимает нагрузку, даже неудобства на устойчивом положительном эмоциональном фоне, что и объясняет положительные результаты лечебной верховой езды.
Занимаясь иппотерапией, ребенок получает массаж всех мышц; от тепла тела лошади получает физиотерапевтический эффект. Ритмичные движения коня выравнивают ритмические процессы организма ребенка, улучшается кровообращение, обменные процессы и умственная деятельность, а также обеспечивается необходимая ориентация в пространстве. Ребенок обретает свободу – он не зависит в движении ни от костылей, ни от коляски, ни от руки другого человека. Лошадь и всадник сливаются воедино. Родители, имеющие ребенка инвалида, получают возможность наблюдать своего ребенка на красивом грациозном животном, они видят всадника, а не измученного недугом ребенка. Улучшается эмоциональное состояние не только детей, но и родителей.
Мы считаем, что чем раньше ребенок сможет получить это реабилитационное воздействие на организм, тем быстрее и эффективнее можно получить положительные результаты. Поэтому в нашей школе разработан и реализуется проект лечения лошадьми детей с ООП, направленный на социальную адаптацию инвалидов и их семей.
Участниками проекта являются обучающиеся школы, Региональная общественная организация «Конек-горбунок» (руководитель Брюханова З.Д.), члены семей детей с ОВЗ и педагоги школы.
Цель проекта - оказание социальной и реабилитационной поддержки обучающимся школы, нуждающимся в особой защите, через лечебную верховую езду, иппотерапию и спорт для инвалидов. Для достижения намеченной цели были определены следующие задачи:
- информирование обучающихся, родителей, педагогов о воздействии иппотерапии на оздоровление и развитие детей с ОВЗ;
- проведение психодиагностики и мониторинга обучающихся школы;
- организация реабилитационных мероприятий с целью достижения максимальных результатов по медицинской и социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья.
Занятия проводятся 2 раза в неделю на Республиканском ипподроме. С каждым ребенком занимаются три человека: инструктор осуществляет непосредственное занятие, родитель – осуществляет страховку ребенка, помогает инструктору и педагог школы. Родители и педагоги отмечают, что улучшилось физическое, эмоциональное состояние детей. И у нас уже есть некоторые положительные результаты. Например, Лера Х. с диагнозом F-71, синдром кольцевой 18 хромосомы, инвалид занимается с огромным удовольствием, улучшилась координация движений. Аркадий П., диагноз F-71, аутизм, ОНР, не может говорить, слабо реагирует на происходящее, начал осознано реагировать на вопросы о катании на лошади, после занятий кормит лошадь, гладит ее. Саша Д., F-71.09, эквинусная деформация правой стопы, инвалид, выполняет указания инструктора (подними голову, ручку, ложись, вставай). Вова Х., F-70.07, ОНР, инвалид, улучшилась ориентация в пространстве, появились моменты взаимодействия. У всех детей и родителей заметно улучшается настроение после занятий.
Психологом школы проводится входная, промежуточная и итоговая диагностика с целью выявления динамики психомоторного развития детей, а также развития двигательно-моторной координации.
Оценка психомоторного развития участников проекта
(февраль – март, 2015г.)
№ | ФИ ученика | Одновременность движений | Динамическая координация верхних конечностей | Динамическая координация нижних конечностей | Статическое равновесие | Кинестетический праксис | |||||
до | после | до | после | до | после | до | после | до | после | ||
1. | Аркаша П. | 3 | 3 | 3 | 4 | 2 | 2 | 5 | 5 | 4 | 4 |
2. | Максим С. | 5 | 5 | 3 | 3 | 3 | 4 | 6 | 6 | 5 | 5 |
3. | Гоша И. | 4 | 4 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 4 | 4 |
4. | Вова Х. | 5 | 6 | 4 | 5 | 4 | 4 | 5 | 5 | 4 | 4 |
5. | Саша Д. | 3 | 3 | 4 | 4 | 3 | 3 | 4 | 5 | 3 | 3 |
6. | Лера Х. | 3 | 4 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 4 | 4 |
3,83 | 4,17 | 3,17 | 3,5 | 2,83 | 3,0 | 4,17 | 4,33 | 4,0 | 4,0 |
Таким образом, в результате оценки психомоторного развития участников проекта (февраль-март 2015г.) отмечается положительная динамика в развитии координации верхних и нижних конечностей, статического равновесия и одновременности движений.
Ведут свои наблюдения и медицинские работники школы. По итогам ежегодной диспансеризации детей врачами отмечается улучшение здоровья школьников, занимающихся лечебной верховой ездой.
Сотрудничество с РОО «Конек-горбунок» продолжается. И мы надеемся, что наши совместные усилия приведут к тому, что дети, занимающиеся лечебной верховой ездой, станут здоровее, добрее к окружающим, общение с лошадьми даст возможность детям стать более открытыми, уверенными и успешными.
Список использованных источников:
1. Иппотерапия: эффективный метод реабилитации лиц с умственной отсталостью. М. Максимова, А. Денисенков, Н. Роберт. – М.: НФ ЛВЕ ИКС, «Наш Солнечный мир». – 2005 г.
2. Игры в иппотерапии. Карпенкова И., Репина М. – М.: НФ ЛВЕ ИКС, "Наш Солнечный мир". – 2005 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Формирование навыка чтения у учащихся начальных классов СКОУ VIII вида через коррекционно-развивающие приемы»
В данной статье описан процесс формирования навыка чтения у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью, а также представлены рекомендации по формированию правильности, беглости, осоз...
Обследование письменной речи учеников СКОУ VIII вида
Презентация для обследования письменной речи учеников СКОУ VIII вида, позваляющая оптимизировать и разнообразить процедуру обследования, поддержать интерес учащихся ....
Обследование письменной речи учеников СКОУ VIII вида часть 2
Презентация для обследования письменной речи учеников СКОУ VIII вида....
Обследование письменной речи учеников СКОУ VIII вида часть 3
Презентация для обследования письменной речи учеников СКОУ VIII вида....
Конспект урока по математике в СКОУ VIII вида на тему "Все действия с десятичными дробями"
План урока:1) Организационный момент.2) Актуализация знаний учащихся.3) Сообщение и запись темы урока.4)...
Обучение некоторым приемам работы с древесиной (долбление) на уроках столярного дела в СКОУ VIII вида
(из опыта работы ) Долбление, наряду с пилением, строганием и разметкой, относится к числу операций, составляющих фундаментальную базу профессии столяр.Изуч...
Контрольно-измерительные материалы по естествознанию (9 класс СКОУ VIII вида) по разделу «Кровеносная система»
В данной разработке содержатся тестовые задания по темам "Состав крови", "Органы кровообращения", "Круги кровообращения", "Первая помощь при кровотечениях" для учащихся 9 класса коррекционной школы VI...