«Что такое хорошо и что такое плохо»
план-конспект занятия (5 класс) на тему
Беседа по нравственному воспитанию.
Учить детей понимать эмоциональное состояние людей, решать нравственные ситуации, аргументировать свои ответы. Воспитывать чувство вежливости, доброты, стремление к дружелюбию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chto_takoe_horosho_i_chto_takoe_ploho.docx | 30.82 КБ |
Предварительный просмотр:
«Что такое хорошо и что такое плохо»
Цель: Беседа на нравственную тему.
Задачи: 1. Учить детей понимать эмоциональное состояние людей, решать нравственные ситуации, аргументировать свои ответы.
2. Развивать умение понимать правила и нормы поведения. Помочь осознать детям такие нравственные качества как добро – зло, хорошо – плохо. Развивать творческое воображение, развитие и коррекция речи.
3. Воспитывать чувство вежливости, доброты, стремление к дружелюбию.
Материал : два домика, дерево без листьев, цветы, таблицы с плохими и хорошими поступками, иллюстрации.
Предварительная работа: разучивание сценок, чтение стихотворения В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо».
Ход занятия.
Звенит весёлый колокольчик
Игрушки все свои отставь!
Нам надо дружно подравняться
И занятие пора начать.
Каждый день и каждый час
Говорим мы много
Что такое хорошо и что такое плохо.
У меня секретов нет,
Слушайте детишки!
Посмотрите, вот стоят
Какие- то домишки.
-А что же это за домишки? Да это две улицы. Одна улица называется ХОРОШО, а другая ПЛОХО. Вам наверное интересно узнать, а почему они так называются , а поможет нам в этом наше занятие. Давайте все вместе скажем, 1,2,3 тема покажись.
«Что такое хорошо и что такое плохо»
Сегодня мы будем говорить на тему «Что такое хорошо и что такое плохо» . Мы с вами попробуем разобраться, какие поступки встречаются в жизни человека хорошие, а какие поступки плохие.
-Что такое хорошо и что такое плохо. Из какого стихотворения эта строчка?
- Какие примеры поведения назвал отец хорошими? (гулять и играть в хорошую погоду, следить за чистотой тела и вещей, защищать, любить труд ,помогать)
-Какие плохие примеры поведения узнал сын от отца? (гулять в плохую погоду, ходить грязным, драться, ломать игрушки и рвать книжки, всего бояться и быть трусом)
Сделаем правильный выбор. Дети вывешивают слова под словами хорошо и плохо.
Хорошо – учить уроки, помогать взрослым, быть аккуратным , быть вежливым.
Плохо – Обижать друзей, лениться, ссориться с друзьями, не уважать старших.
Вот сколько слов живёт рядом со словами хорошо и плохо.
Но есть ещё одно слово, очень близкое по значению со словом хорошо. Что же это за слово соберите его.
РОБДО
-Какое получилось слово?
-А какое очень близкое со словом плохо? (зло)
Закройте глаза и представьте, какого цвета добро и зло.
-Каким мы увидели добро, каким оно цветом?
А зло?
Добро - яркое, тёплого цвета
Зло - темное, черное, холодного цвета
Отгадайте загадку и вы узнаете, на что похоже добро.
Доброе, хорошeе
На людей глядит
А людям на себя
Глядеть не велит (солнце)
А с чем же мы можем сравнить зло.
Голубая простыня
Весь свет покрывает
И водой проливает (туча)
-Туча какая? (темная, черная)
-С кем бы вам хотелось дружить с солнцем или с тучкой? Почему? (солнце яркое, согревает нас)
Так давайте сделаем правильный выбор и узнаем, каким должен быть добрый человек.
Игра “Сделаем правильный выбор”
Добро - трудолюбивый, вежливый, смелый.
Игра “Наоборот”
Зло - ленивый, грубый, трусливый.
Работа по картине.
- Кто изображён на картине? (два мальчика)
-Что у мальчиков в руках? (у одного мороженное, у второго конфета)
-Как вы думаете, почему мальчик спрятал мороженое?
Как можно назвать такого человека?
- Что делает второй мальчик? (протягивает, угощает конфетой)
- похож ли поступок первого мальчика, на поступок второго мальчика? (нет)
-Каким словом мы можем назвать, мальчика? (Добрым, щедрым)
- Так, что означает слово «щедрый»?
( Под словами вывешиваю: добро – щедрый, жадный)
-Какое настроение у доброго человечка? (весёлое, радостное)
-Какое настроение у злого человечка? (грустное)
-Какие поступки совершают добрые люди?
-Какие поступки совершают злые люди?
Ребята так вы догадались, почему эти две улицы так называются, какие люди живут на улице Хорошо? А на улице Плохо? Верно, на улице Хорошо живут хорошие, добрые люди, а на улице плохо - плохие, злые люди. Посмотрите, на улице Плохо нет ни одного цветка и дерево сухое, на нем нет ни одного зеленого листочка. Вернёмся к картине.
- Ребята, а как вы думаете, обидно ли мальчику, который угощает мальчика конфетой?
Мальчик совершает плохой поступок, пряча за спиной мороженое. Так он обижает мальчика, который угощает его конфетами.
Вот и на улице плохо, жители, совершая плохие поступки, расстроили окружающую возле них природу. И я предлагаю вам, давайте исправим эту печальную картину разберём поступки жителей на улице Плохо и разбудим дерево и цветы.
Давайте попробуем разобраться, какие плохие поступки встречаются у жителей на улице Плохо и узнаем хорошо или плохо поступают герои стихотворений
- Петя ловко ловит рыбу
Может ловко мастерить
Только здравствуй и спасибо не умеет говорить
-Что не умеет говорить Петя?
-Какие это слова? (вежливые)
- Как мы называем невежливых людей? (грубыми)
Если с тобой разговаривают невежливо, то человек кажется сухим деревом. Как вот это дерево , которое находится на улице Плохо. Попробуем его разбудить. Вы должны назвать вежливое слово и прикрепить к веточке зелёный листочек. И чем больше слов, тем больше листиков будет на дереве.
( Деятельность учащихся)
Посмотрите, ребята, как много вы знаете вежливых слов и какое красивое дерево, сколько, много листочков на нём.
- С какими людьми приятнее общаться? ( с добрыми, вежливыми)
Давайте и мы будем говорить, как можно чаще вежливые слова ведь так вы будете радовать окружающих вас людей.
Молодцы и на клумбе, на улице Плохо появляется первый цветок.
2. Сценка
-Привет, Даша.
-Привет, Лизка
- Почему ты меня так называешь?
-Что такого? Я ещё про тебя стишок сочинила Лизка – миска, вышла на лужок
-Мне не нравится такое стихотворение
- Почему это? Очень даже смешное.
Вот поэтому и не нравится. Это не стих, а дразнилка. Я не хочу тебя слушать.
- Подумаешь, стихи ей мои не нравятся.
-Я ухожу, до свидания Даша
- Пока, пока Лизка-миска.
-Ребята, скажите, почему между девочками произошла ссора? (одна девочка обозвала другую, грубо назвала её)
-Можно ли давать другим обидные прозвища?
-Почему? ( это может обидеть, расстроить человека)
-Можно ли исправить эту ситуацию?
-Как? (Извиниться и называть по имени)
Правильно мы должны называть друг друга только по имени, а можно и ласково
Посмотрите ласково в глаза друг другу, чтобы ваши ладошки потеплели.
Сейчас я вам буду называть слово, а вы это слово должны назвать ласково, чтобы ваши ладошки потеплели ещё больше.
Таня – Танечка, солнце, Лида, лист, зима, Ваня, мама.
И на улице Плохо вырастает новый цветок. Давайте и мы будем тоже всегда вежливыми и ласковыми со всеми. И тогда наша жизнь будет яркая и светлая.
Разберём следующий поступок на улице Плохо.
Физминутка.
3..В поезд входят три мальчишки
Ух, народу сколько тут?
Занимай места, ребята,
А то бабушки займут!
- Как поступили мальчики?
-В чём заключается их плохое поведение? (неуважение к старшим)
- А как правильно надо поступить?
И на клумбе появляется новый цветок.
- Сейчас послушайте следующее стихотворение
- Мы поссорились с подругой
И уселись по углам
Очень скучно друг без друга!
Помириться нужно нам
Я её не обижала
Только мишку подержала
Только с мишкой убежала
И сказала «не отдам!»
-Подумайте, из-за чего поссорились девочки?
-Как вы думаете, что чувствуют те кто ссорятся? (обиду, грусть)
А можно ли обойтись без ссор? Как? (попросить поиграть с мишкой)
- Как девочки могут помириться? (вернуть мишку и извиниться)
Если вы поссорились, или обидели друг друга, то можно исправить свой плохой поступок, если вовремя извиниться. Обида сразу проходит и становится приятно и радостно. Давайте повернёмся друг к другу, улыбнёмся и проговорим, мирилку скрестив мизинцы.
«Больше ссориться не будем, мир и дружба, мир и дружба»
(Появляется цветок)
-А ещё можно наблюдать среди ребят не только ссоры, но и драки.
5. Инсценировка
Посмотрите мальчики не весёлые и растрёпанные. Что с вами случилось.
- Я первый увидел эту машинку.
- А я первый её взял.
-И мы из – за неё подрались.
-Как нужно поступить в таком случае, чтобы не было драки? ( не драться, а уметь договориться)
-А как можно договориться? ( играть вместе или по очереди)
Надо обдумать ситуацию, терпеливо обсудить и уметь договориться.
(Предлагаю пожать друг другу руку.)
Появляется цветок.
6.Говорит лентяйке мать:
Убери свою кровать
Я бы мама убрала
Только я ещё мала
– Как поступает девочка?
– Как её можно назвать?
- Как бы вы ответили маме?
Ребята, а вас когда - нибудь посещает лень, только честно?
-А вы хотите избавиться от лени?
Давайте вылепим из пластилина лень и спрячем её в коробку.
- Пластилин, какого цвета больше всего подойдёт?
( деятельность учащихся)
Помните, если мы часто будем повторять: я не хочу, я не буду. То лень к вам вернётся.
- Ребята, мы разобрали разные ситуации, где дети совершают плохие поступки и вы все знаете, что из любой ситуации можно выйти по - хорошему. Вы согласны со мной? Посмотрите, какой большой, красивый букет получился у жителей на улице Плохо.
К двум улицам ведут дорожки.
- А какую из этих дорожек выбрали бы вы, по какой дорожке вы бы пошли?
Я не сомневалось, что вы выберете именно дорожку на улицу хорошо.
Мы помогли жителям на улице Плохо, стать добрыми людьми и совершать хорошие поступки, но к сожалению и у нас в школе и в нашем классе тоже надо работать над плохими поступками. Я правильно говорю, или я ошибаюсь? И помните, что каждый человек должен иметь доброе сердце, добрую душу, чтобы всем помогать, жалеть тех, кто попал в беду, конечно, все добрые люди совершают, только хорошие, добрые поступки. От них на нашей планете становится светлее и радостнее. Но свершать хорошие поступки не всегда легко, но ради доброго поступка можно уступить, помочь, поделиться. Помните это.
Игра «Продолжи предложения».
- Я уважаю себя, и поэтому я не буду …обижать друзей
- . Я уважаю себя, и поэтому я не буду … ссориться
- . Я уважаю себя, поэтому я не буду… лениться.
-О чём мы сегодня беседовали на занятие?
-Какой мы можем сделать вывод.
И решили крохи:
«Будем делать хорошо и не будем плохо!»