«Что такое хорошо и что такое плохо»
план-конспект занятия (5 класс) на тему

Трухний Анна Николаевна

Беседа  по нравственному воспитанию.

 Учить  детей  понимать   эмоциональное  состояние  людей,  решать  нравственные  ситуации, аргументировать  свои  ответы. Воспитывать  чувство  вежливости,  доброты,  стремление  к  дружелюбию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chto_takoe_horosho_i_chto_takoe_ploho.docx30.82 КБ

Предварительный просмотр:

                              «Что  такое  хорошо и что  такое  плохо»

Цель: Беседа  на  нравственную  тему.

Задачи:  1.  Учить  детей  понимать   эмоциональное  состояние  людей,  решать  нравственные  ситуации, аргументировать  свои  ответы.

2. Развивать  умение  понимать  правила  и  нормы  поведения.  Помочь  осознать  детям  такие  нравственные  качества  как  добро – зло,  хорошо – плохо. Развивать  творческое  воображение, развитие  и  коррекция  речи.

3. Воспитывать  чувство  вежливости,  доброты,  стремление  к  дружелюбию.

 Материал : два  домика, дерево  без  листьев, цветы, таблицы  с  плохими и  хорошими  поступками, иллюстрации.

Предварительная  работа:  разучивание  сценок, чтение  стихотворения  В. Маяковского «Что  такое  хорошо  и что   такое  плохо».

                                                   Ход   занятия.

Звенит  весёлый  колокольчик

Игрушки  все  свои  отставь!

Нам  надо  дружно  подравняться

И  занятие   пора  начать.

Каждый  день  и  каждый  час  

Говорим  мы  много

Что  такое  хорошо  и  что  такое  плохо.

У меня секретов  нет,

Слушайте  детишки!

Посмотрите, вот  стоят

Какие- то  домишки.

-А  что  же  это  за  домишки?  Да  это  две   улицы.  Одна  улица  называется  ХОРОШО,  а  другая  ПЛОХО. Вам   наверное  интересно  узнать,  а  почему  они   так  называются , а  поможет  нам  в  этом  наше  занятие.   Давайте   все  вместе  скажем,  1,2,3  тема  покажись.

«Что  такое  хорошо  и   что  такое  плохо»

Сегодня  мы  будем  говорить  на  тему «Что  такое  хорошо и   что  такое  плохо» .   Мы   с  вами  попробуем  разобраться, какие   поступки  встречаются  в  жизни  человека хорошие,  а какие  поступки  плохие.

-Что  такое  хорошо  и  что  такое  плохо.  Из какого стихотворения  эта  строчка?

- Какие   примеры  поведения назвал  отец   хорошими? (гулять  и играть  в  хорошую  погоду, следить за  чистотой  тела  и  вещей,  защищать, любить  труд ,помогать)

-Какие  плохие  примеры   поведения   узнал  сын  от  отца?  (гулять  в плохую  погоду,  ходить  грязным, драться, ломать  игрушки и рвать  книжки, всего  бояться  и  быть  трусом)

Сделаем  правильный  выбор. Дети  вывешивают  слова  под  словами   хорошо  и  плохо.  

Хорошо – учить  уроки,  помогать  взрослым, быть  аккуратным ,  быть  вежливым.

Плохо – Обижать  друзей,  лениться,  ссориться  с  друзьями,  не  уважать  старших.

Вот  сколько  слов  живёт  рядом  со  словами  хорошо  и  плохо.

Но есть  ещё  одно  слово, очень  близкое  по  значению  со  словом  хорошо. Что  же  это  за  слово  соберите  его.

РОБДО

-Какое получилось слово?

-А какое очень близкое со словом плохо? (зло)

Закройте глаза и представьте, какого цвета добро и зло.

-Каким мы  увидели добро, каким оно цветом?

А зло?

Добро - яркое,  тёплого  цвета

Зло - темное, черное, холодного цвета

Отгадайте загадку  и вы  узнаете, на что похоже добро.

Доброе,  хорошeе

На людей глядит

А людям на себя

Глядеть не велит   (солнце)

А с чем же мы можем сравнить зло.

 Голубая простыня

Весь свет покрывает

И водой проливает   (туча)

-Туча какая?   (темная, черная)

-С кем бы вам хотелось дружить с солнцем или с тучкой? Почему?  (солнце яркое, согревает нас)

Так давайте сделаем правильный выбор и узнаем, каким  должен  быть  добрый  человек.

Игра “Сделаем правильный выбор”

Добро  -  трудолюбивый,  вежливый,  смелый.

Игра  “Наоборот”

Зло  -   ленивый,  грубый, трусливый.

Работа  по  картине.

- Кто  изображён  на  картине? (два  мальчика)

-Что  у  мальчиков  в  руках?  (у  одного  мороженное,  у  второго  конфета)

-Как  вы  думаете,  почему  мальчик  спрятал  мороженое?

Как  можно  назвать   такого    человека?

- Что  делает   второй  мальчик?  (протягивает, угощает  конфетой)

- похож  ли  поступок первого  мальчика, на  поступок  второго  мальчика? (нет)

-Каким  словом  мы  можем  назвать,  мальчика?  (Добрым,  щедрым)

- Так,  что  означает  слово   «щедрый»?

( Под словами  вывешиваю:  добро – щедрый, жадный)        

-Какое  настроение  у  доброго  человечка? (весёлое,  радостное)

-Какое  настроение  у  злого  человечка?  (грустное)

-Какие  поступки  совершают  добрые  люди?

-Какие  поступки  совершают  злые  люди?

Ребята так вы  догадались,  почему  эти  две  улицы  так  называются, какие  люди  живут  на  улице   Хорошо?  А  на  улице  Плохо?  Верно,  на  улице          Хорошо  живут  хорошие,  добрые  люди, а  на  улице  плохо -  плохие,  злые  люди.   Посмотрите, на  улице  Плохо   нет  ни  одного  цветка и дерево сухое, на нем нет ни одного зеленого листочка. Вернёмся  к  картине.

- Ребята, а как вы думаете, обидно ли мальчику,   который  угощает  мальчика  конфетой?

Мальчик  совершает  плохой  поступок,  пряча  за  спиной  мороженое.  Так он  обижает  мальчика, который  угощает  его  конфетами.

Вот и  на  улице  плохо,  жители,  совершая  плохие  поступки, расстроили  окружающую  возле  них  природу.  И я предлагаю  вам,  давайте  исправим  эту  печальную  картину  разберём  поступки жителей  на  улице  Плохо и   разбудим  дерево  и  цветы.

 Давайте попробуем разобраться, какие плохие поступки встречаются у жителей на улице  Плохо  и  узнаем  хорошо  или  плохо  поступают герои стихотворений

  1. Петя ловко ловит рыбу

Может ловко мастерить

Только здравствуй и спасибо не умеет говорить

-Что не  умеет  говорить  Петя?

-Какие  это слова? (вежливые)

- Как  мы  называем  невежливых  людей?  (грубыми)

Если  с  тобой  разговаривают  невежливо, то  человек  кажется  сухим  деревом.  Как  вот  это  дерево , которое  находится  на  улице    Плохо.  Попробуем  его  разбудить. Вы  должны   назвать   вежливое  слово  и  прикрепить  к  веточке  зелёный  листочек.  И чем  больше  слов, тем  больше  листиков  будет  на  дереве.

(  Деятельность  учащихся)

Посмотрите, ребята, как  много  вы  знаете  вежливых  слов  и  какое красивое  дерево,  сколько,  много  листочков  на нём.

- С какими  людьми  приятнее  общаться?  ( с добрыми, вежливыми)

Давайте  и  мы  будем  говорить, как  можно  чаще  вежливые   слова  ведь так вы  будете  радовать  окружающих  вас  людей.

Молодцы  и  на   клумбе,  на   улице  Плохо  появляется  первый  цветок.

2.  Сценка

-Привет, Даша.

-Привет, Лизка

- Почему  ты  меня  так  называешь?

-Что   такого? Я  ещё  про  тебя  стишок  сочинила   Лизка – миска, вышла  на  лужок

-Мне  не  нравится  такое  стихотворение

- Почему это? Очень  даже  смешное.

Вот  поэтому  и  не  нравится. Это  не  стих,  а   дразнилка. Я  не  хочу  тебя   слушать.

- Подумаешь,  стихи  ей  мои  не  нравятся.

-Я  ухожу,  до  свидания  Даша

- Пока,  пока  Лизка-миска.

-Ребята, скажите,   почему  между  девочками   произошла  ссора? (одна  девочка  обозвала  другую, грубо  назвала  её)

-Можно  ли  давать  другим  обидные   прозвища?

-Почему? ( это  может  обидеть, расстроить человека)

-Можно  ли  исправить эту  ситуацию?

-Как?  (Извиниться  и  называть  по  имени)

Правильно  мы должны  называть  друг  друга только   по  имени,  а  можно  и  ласково

Посмотрите  ласково  в  глаза  друг  другу, чтобы  ваши  ладошки  потеплели.

Сейчас  я  вам  буду  называть  слово, а  вы  это  слово  должны  назвать  ласково, чтобы  ваши  ладошки  потеплели  ещё  больше.

Таня – Танечка, солнце,  Лида, лист, зима,  Ваня,    мама.

И  на  улице  Плохо  вырастает  новый  цветок. Давайте  и  мы  будем  тоже  всегда  вежливыми  и  ласковыми  со  всеми.  И  тогда  наша  жизнь  будет  яркая  и  светлая.

Разберём  следующий  поступок  на  улице  Плохо.

Физминутка.

3..В  поезд  входят  три  мальчишки

  Ух,  народу  сколько  тут?

Занимай  места,  ребята,

А то  бабушки  займут!

-  Как   поступили  мальчики?

-В  чём  заключается  их  плохое  поведение? (неуважение  к  старшим)

- А  как   правильно  надо  поступить?

И  на  клумбе  появляется  новый  цветок.

- Сейчас  послушайте  следующее  стихотворение        

  1. Мы  поссорились  с  подругой

И  уселись  по  углам

Очень  скучно  друг  без  друга!

Помириться  нужно  нам

Я  её  не  обижала

Только  мишку  подержала

Только  с  мишкой  убежала

И сказала  «не отдам!»

-Подумайте,   из-за   чего  поссорились  девочки?

-Как  вы  думаете, что  чувствуют  те   кто   ссорятся?  (обиду, грусть)

А  можно  ли  обойтись  без  ссор?  Как?  (попросить поиграть  с мишкой)

- Как  девочки  могут  помириться?  (вернуть  мишку  и  извиниться)

Если  вы  поссорились,  или  обидели  друг  друга,  то    можно   исправить  свой  плохой поступок,   если  вовремя  извиниться. Обида  сразу  проходит    и  становится  приятно  и  радостно.  Давайте  повернёмся  друг  к  другу,  улыбнёмся  и  проговорим,   мирилку  скрестив  мизинцы.

«Больше   ссориться  не  будем, мир и  дружба, мир  и дружба»

(Появляется  цветок)

-А  ещё  можно наблюдать  среди  ребят  не  только  ссоры,  но и драки.

5.   Инсценировка

Посмотрите мальчики не весёлые и растрёпанные. Что с вами  случилось.

- Я первый увидел  эту  машинку.

- А я первый  её  взял.

-И  мы  из – за  неё   подрались.

-Как  нужно  поступить в  таком  случае, чтобы  не  было   драки?   ( не  драться, а  уметь  договориться)

-А  как  можно  договориться?  ( играть  вместе  или  по  очереди)

Надо  обдумать  ситуацию,  терпеливо  обсудить   и  уметь  договориться.

 (Предлагаю  пожать  друг  другу  руку.)

Появляется  цветок.

       6.Говорит  лентяйке  мать:

Убери  свою  кровать

Я   бы  мама  убрала

Только  я  ещё  мала

– Как  поступает  девочка?

– Как  её  можно  назвать?

- Как  бы  вы  ответили  маме?

Ребята, а вас  когда - нибудь  посещает  лень, только  честно?

-А вы  хотите  избавиться  от  лени?

Давайте  вылепим  из  пластилина  лень  и  спрячем  её  в коробку.

-  Пластилин,  какого  цвета  больше  всего  подойдёт?

( деятельность  учащихся)

Помните,  если   мы  часто  будем  повторять:  я  не  хочу, я  не  буду. То  лень  к вам  вернётся.

- Ребята, мы  разобрали  разные  ситуации, где  дети  совершают  плохие  поступки  и  вы  все  знаете,  что   из  любой  ситуации  можно  выйти  по - хорошему.  Вы  согласны  со  мной? Посмотрите, какой  большой,  красивый  букет  получился  у  жителей  на  улице  Плохо.

К  двум   улицам  ведут  дорожки.

- А  какую  из  этих  дорожек   выбрали бы  вы, по  какой дорожке   вы  бы  пошли?

Я  не  сомневалось,  что  вы   выберете  именно  дорожку на  улицу   хорошо.

Мы помогли жителям  на  улице  Плохо,  стать  добрыми  людьми  и  совершать  хорошие  поступки,  но  к  сожалению и  у  нас  в  школе  и  в  нашем   классе  тоже  надо  работать  над  плохими  поступками.  Я  правильно  говорю,  или  я  ошибаюсь?  И  помните,  что  каждый  человек  должен  иметь  доброе  сердце, добрую  душу,  чтобы  всем  помогать,  жалеть  тех,  кто  попал  в  беду,  конечно, все  добрые  люди  совершают,  только  хорошие,  добрые    поступки.  От  них  на  нашей  планете  становится  светлее  и  радостнее.  Но  свершать  хорошие  поступки  не  всегда  легко,  но  ради  доброго  поступка  можно  уступить,  помочь,  поделиться. Помните  это.

Игра «Продолжи  предложения».

  1. Я  уважаю  себя, и  поэтому  я  не  буду  …обижать  друзей
  2. . Я  уважаю  себя, и  поэтому  я  не  буду … ссориться
  3. . Я  уважаю  себя,  поэтому  я  не  буду…  лениться.

-О  чём  мы  сегодня  беседовали  на  занятие?

-Какой мы  можем  сделать  вывод.

И решили  крохи:

«Будем  делать  хорошо  и не  будем  плохо!»