статья гильоширование, или выжигание по ткани
классный час на тему
из опыта работы с воспитанниками реабилитационного центра
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
статья | 296.5 КБ |
den_vesennikh_imeninnikov.doc | 62.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Воспитатель
ГСКУ АО «СРЦ
для несовершеннолетних
«Вера»
Серебрякова Елена
Михайловна
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДИКИ ГИЛЬОШИРОВАНИЯ В РАБОТЕ С СОЦИАЛЬНО–ДЕЗАДАПТИРОВАННЫМИ
ДЕТЬМИ И ПОДРОСТКАМИ.
Выжигание по ткани - гильоширование – весьма модная и молодая техника рукоделия, подразумевающая отделку ажурным кружевом, а также изготовление аппликаций выжиганием.
Вообще-то выжигание по шёлку, - правильнее вытравка рисунков на шёлке известна уже достаточно давно. Ткань с рисунком, полученная химической вытравкой (выжиганием) части волокон, имеет даже свое, отдельное название - «деворе».
У немцев во второй половине . XIX в. была пиротехника - ручное выжигание по ткани.
В 80-е годы прошлого века Зинаида Петровна Котенкова из города Рыбинска впервые применила новый, абсолютно оригинальный способ обработки тканей - гильоширование. В 1990 г. она получила авторское свидетельство на это изобретение. Многих мастериц обучила Зинаида Петровна этому искусству в Москве, Ярославле, Угличе. Сотрудничала Котенкова и с известным модельером Славой Зайцевым, получила признание от Энни Бурда, получив от нее благодарственное письмо.
Достаточно быстро гильоширование распространилось по нашей необъятной стране.
-1-
Действительно, если понять принцип действия, гильоширование можно вполне освоить и самостоятельно. Благодаря своей оригинальности, неповторимости и изысканности, им стали заниматься многие мастерицы. Возможности данного рукоделия очень широки. Инструментом же может служить аппарат для выжигания по дереву или даже обычный паяльник, но с некоторыми доработками.
Гильоширование очень популярно, как в России, так и в Европе. Учатся основам этого искусства уже и дети, причем начиная с шести лет.
Воспитанники ГСКУ АО «СРЦ для несовершеннолетних Вера» в этом году начали осваивать эту технику рукоделия. Ребята узнали, что гильоширование – это не только красивое слово, дословно в переводе (англ. guilloche) означает отделку изделий ажурным кружевом и изготовление аппликаций выжиганием с помощью специального аппарата. Выполненные работы напоминают затейливую вышивку, легкое воздушное кружево, ажурные цветы. Эту технику можно применить в оформлении кружевных воротничков, шарфов, салфеток, декоративных панно, открыток, платочков, скатертей, штор, покрывал, полотенец, картин, а также в изготовлении цветов. Основу выжигания по ткани составляет вырезание горячей иглой отверстий по нарисованному контуру. Линии рисунка не должны пересекаться. На первом занятии воспитанники центра узнали, что необходимо для работы в этой технике. Для изготовления изделий в технике гильоширования подходят только синтетические ткани: атлас, капрон, нейлон, плащевые ткани, кримплен, ткани с люрексом, искусственный шелк, тонкий и плотный трикотаж, бархат, панбархат и т. д. Эти ткани под действием горячей иглы не горят, а плавятся и становятся клейкими.
-2-
Эскиз или рисунок, выполненный на бумаге черным фломастером или маркером, распечатанный на принтере.
Выжигательный аппарат, немного переоборудованный, при работе с тканью лучше использовать тонкую иглу, ее можно сделать самим из иглы от швейной машинки.
Столик со стеклом и подсветкой.
Ребята повторили и закрепили правила техники безопасности при работе с выжигательным прибором. Воспитатель продемонстрировала детям образцы работ, выполненные в этой технике.
На последующих занятиях ребята самостоятельно изготовили салфетки, применяя данную технику рукоделия на практике.
Занятия по гильошированию способствуют эстетическому и трудовому воспитанию детей, рациональному использованию свободного времени.
-3-
Кроме того, эта методика обеспечивает профессиональную ориентацию обучающихся, знакомя их с новым видом рукоделия и помогая в дальнейшем выбрать направление в творчестве и работе. Актуальность методики заключается ещё и в том, что, имитируя практически все виды рукоделия, можно достаточно просто и самостоятельно создавать неповторимые изделия из ткани, придавая им новое современное звучание. Техника гильоширования ещё мало разработана, поэтому, применяя детскую фантазию, используя другие материалы, можно совершенно случайно открыть новые приёмы выжигания по ткани.
Реализация данной методики позволит решать различные задачи:
Обучающие:
- обучение воспитанников экономному и рациональному использованию ткани, инструментов в соответствии с правилами техники безопасности;
- обучение новым технологиям выжигания по ткани;
- обучение работать с эскизами, шаблонами, трафаретами, самостоятельно выполнять аппликации по ним;
- обучение выполнять изделия в технике прорезного ажура;
- обучение составлять композиции картин, вносить элементы своего творчества, соблюдать последовательность выполнения изделия;
- умение учащихся использовать цветовой круг в подборе тканей для готовых изделий.
Развивающие:
- развитие художественно-творческих способностей детей;
- развитие образного и пространственного мышления и умения выразить свою мысль на плоскости и в объёме;
- развитие навыка анализа и самоанализа применительно к творческой деятельности;
- создание творческой атмосферы, способствующей устойчивому интересу к декоративно-прикладному искусству;
- развитие умения видеть и передавать красоту окружающей действительности через произведения прикладного творчества.
Воспитательные:
- создание атмосферы доверия, творческих контактов между детьми;
- воспитание общей культуры поведения, культуры труда и здорового образа жизни, поддержания в чистоте своего рабочего места, инструмента, сырья;
- воспитание усидчивости, трудолюбия, доведения начатого дела до конца.
-4-
Список используемой литературы
1. Андрианова Т.Н., Макарова О.Н. «Декоративное выжигание по ткани», СПб.: Питер, 2005 г.
2. Белякова О.В. «Искусство выжигания по ткани», Ростов на Дону, 2009 г.
3. Болотина Л.А., Программа декоративной обработки ткани. Выжигание по ткани», М., 2006 г.
4. Вахринцева С., «Русский традиционный костюм», Ек.: Страна фантазий, 2004
5. Горяинова О.В. «Гильоширование, или выжигание по ткани», Ростов на Дону, 2006 г.
6. Максимова Ю.Б. «Шёлковые цветы», Кварто (Великобритания. Лондон), М.: ЗАО «Кураре-Н»,1995 г.
7. Мастер-классы и материалы по гильошированию на сайтах интернета.
8. Постнова М.В., «Женское рукоделие», серия «Домашней волшебнице», СПб.: 000 «Диамант», 1999г.
9.Поташников Л.В., Поташников Д.Л. «Интерьер жилища», ГУИПП «Кострома», РИО, 2001 г.
10. Сарафанова Н.А. «Подарки к праздникам», М.: 2004 г.
11. Смирнова Н.А. «Выжигание по ткани», Санкт-Петербург, 1999 г.
12. Федотова М., «Цветы из ткани», КТ: М, 2001 г.
113. Чижик Т., Чижик М., «Делаем одежду модной», Ростов на Дону «Проф-Пресс», 2004 г.
14. Энциклопедия «Техника. Приёмы. Изделия», М.: АСТ ПРЕСС, 1999г.
715. Энциклопедический словарь юного художника. – М: Педагогика,1983 г.
Предварительный просмотр:
Ведущий:
Друзья, мои! Я пригласить хочу Веселье в наш светлый и уютный зал.
И всенародно объявляю: «День именинника настал!»
Пришла весна, и воздух светел.
И синева над головой.
Среди ветвей задира – ветер
Играет нежною листвой.
И струны солнечного света
Поют мелодию без слов
О том, что скоро будет лето
И мир для праздника готов.
Все рады девице – весне,
Природы видя обновленье,
Но больше всех довольны те,
У кого весною день рожденья.
А таких детей у нас не мало, давайте их поприветствуем.
Самая старшая именинница
Попова Анна, ей 21.04.14г. исполнилось 15 лет,
Сахараву Виталию 02.03.14г. исполнилось 14 лет,
Мурзагалиеву Растяму 26.04.14г. исполнилось 14 лет,
Максутову Славе 11.05.14г. исполнилось12 лет,
Лагутину Николаю 04.05.14г. исполнилось 11 лет,
Манько Никите 22.04.14г. исполнилось10 лет,
Турченко Юлии 07.03014г. исполнилось 9 лет,
Никитенко Алексею 16.03.14г. исполнилось 9 лет,
Пушкину Максиму 05.04.14г. исполнилось 9 лет,
Масленниковой Антониде 07.04.14г. исполнилось 8 лет,
Анохиной Веронике 28.05.14г. исполнится 8 лет,
Никитенко Максиму 16.03.14г. исполнилось 7 лет,
Пушкину Александру 26.05.14г. исполнится 7 лет.
1 ребёнок.
Сегодня мы поздравим тех,
Чей День рождения весною,
Тех, для кого растаял снег,
И лес покрылся вновь листвою.
2 ребёнок.
Звенит ручей словами поздравленья,
Летит луч солнца и ласкает вас.
-1-
Подснежник тихо молвит: «С Днём рожденья!»
И мы все вместе: « Поздравляем вас!»
3 ребёнок.
Вы примите наши поздравленья,
Радуйтесь и жизни, и цветам.
Желаем крепкого здоровья и успехов,
И множество улыбок дарим вам!
А теперь – ка вы , ребятки, отгадайте – ка загадку:
Она приходит с ласкою,
Со своею сказкою.
Волшебной палочкой взмахнёт,
В лесу подснежник расцветёт.
(Весна)
Заходит Весна.
Весна:
Принесла я вам тепло,
Чтобы всё вокруг цвело,
Чтоб листочки распускались,
Птицы чтобы возвращались,
И цветы чтоб расцветали,
На лужайке танцевали.
Вы, ребята, не сидите,
На полянку все бегите.
В хоровод все становитесь,
Танцуйте и веселитесь.
Весна:
А сколько у вас именинников, рождённых весною. Я их всех хочу поздравить с Днём рождения.
Тает в марте снег, осколки льда,
Ручейком звенящим убегают
И приходит славный день, когда
-2-
Все вас с Днём рожденья поздравляют!
Пусть растают, словно тонкий лёд,
Прошлые печали и тревоги!
Пусть обида навсегда уйдёт
И обратно не найдёт дороги!
А ещё желаю горячо:
Пусть для вас чудесный миг настанет,
И с весенним ласковым лучом,
Счастье пусть в окошко к вам заглянет!
Весна:
Очень люблю я гостей забавлять, загадки различные им задавать!
А вы готовы отгадать мои сказочные загадки? Ну, тогда слушайте внимательно.
- Какой гостинец несла Красная Шапочка бабушке? (пирожки)
- Какую вещь проглотил крокодил в сказке “Мойдодыр”? (мочалку)
- Вспомните, кто рос вместе с волчатами, и отец Волк его учил? (Маугли)
- Кто из героев русской народной сказки был хлебобулочным изделием? (колобок)
- Назовите героиню сказки, которая получила своё прозвище благодаря головному убору? (Красная Шапочка)
- Что за герой сказки очень любил обувь, и как его прозвали? (Маленький Мук)
Какой сказочный герой посеял деньги в надежде, что вырастет денежное дерево? (Буратино)
-3-
- Туфелька Золушки простая или золотая ?( хрустальная).
- У колобка на шее был бант или галстук? (нет)
- Мальвина - брюнетка или блондинка? (голубые волосы)
- Чиполино-это помидор или тыковка? (луковичка).
Весна:
Молодцы, ребята, легко вы справились с заданием.
За внимание и смекалку,
Я хочу вас отблагодарить
И решила цветок необычный
На ваш праздник вам подарить.
На созвездии Дней Рождений
Распустился он в солнечный день.
Не похож он на розы и маки
И совсем не похож на сирень.
Я надеюсь, его вы узнали?
На ромашку земную похож,
От которой судьбу ты узнаешь,
Только лишь лепесток оторвешь.
А в его лепестках есть сюрпризы.
Именинник, листок оторви,
Прочитаешь заданье на конкурс
И найдешь поздравленье внутри.
Весна:
А мне настал час уходить,
Всё в порядок приводить.
Ждут меня луга, поля
И уставшая земля.
Подарю земле цветы
Небывалой красоты.
Загляну я в лес и сад,
Всем деревьям дам наряд.
Радуйтесь природе нашей,
Нет на свете её краше.
До свидания, ребята!
-4-
Ведущий: Ну, что, ребята, сейчас мы с вами узнаем, какие задания приготовила для нас Весна.
(Именинники по очереди отрывают лепестки читают задания).
КОНКУРСЫ
Конкурс 1
Весенний цветок
На лугу расцветет,
А солнце на улицу
Всех нас зовет.
Скорей, что под руку
Попалось, надень,
И бегай, и прыгай,
Гуляй целый день.
Участники конкурса должны с завязанными глазами надеть на себя как можно больше различных предметов одежды (свитера, штаны, шапки, шарфы и т.д.). Побеждает тот, у кого количество предметов будет больше.
Конкурс 2
Весенним днем
На солнце вдвоем
Так здорово в танце кружиться!
А если нет места,
То и на газете
Сумеете вы уместиться.
На полу раскладывают несколько газет большого формата. На каждой газете танцует одна пара. Музыка останавливается, газета складывается сначала пополам, потом еще раз пополам и так до тех пор, пока игроки могут на ней уместиться и продолжать танец.
Конкурс 3
Чтоб выросли фрукты и ягоды,
Деревья должны расцвести.
Пока же попробуйте в ложечке маленькой
Апельсин до конца донести.
На линии старта выстраивается несколько команд по 4–5 человек. Игроки должны пронести большой апельсин в маленькой ложечке до линии финиша. Побеждает та команда, которая сделает это быстрее.
-5-
Конкурс 4
Бабочка из кокона
Весною родилась.
А вы свой кокон собственный
Сделайте сейчас.
Бумагой обернуться
Попробуйте скорей.
Ну, у кого получится
Плотнее и быстрей?
Выбирается несколько команд по два человека. Один из игроков обматывает другого, используя рулон туалетной бумаги.
Конкурс 5
Газеты можно не только читать
Зимою, весною и летом.
Газетой можно в ведро пулять,
Скомканной газетой.
И чем плотнее газету сомнешь,
Тем точнее в ведро попадешь.
Участникам предлагается смять комочки из 5 листов бумаги и попасть ими в ведро. Побеждает самый меткий.
Конкурс 6
Как хорошо, коль знаешь,
Что друг всегда с тобой.
Так важно его чувствовать
За собственной спиной.
И победить сумеет тот,
Кто к финишу быстрей придет.
Участники становятся по двое спиной друг к другу и сцепляются руками. В таком положении они должны добраться до маячка, обогнуть его и вернуться назад.
Конкурс 7
Весенним утром так красив
Букет фиалок полевых!
Цветок к цветку – и вот готов
Букет из солнечных цветов.
Вы обруч в вазу превратите,
Друзей в букет всех соберите.
У старта выстраиваются команды из 6–8 человек. Один из них бежит с обручем до маячка и возвращается назад.
-6-
Второй круг бегут уже два игрока, которые находятся внутри обруча. Так на каждом круге добавляется по одному игроку. Побеждает та команда, которая быстрее соберет всех игроков в обруч и добежит до финиша.
Конкурс 8
Весенний дождик намочил асфальт,
Оставив за собою только лужи.
По ним так здорово и весело шагать,
Ведь нет дождя и даже зонт не нужен.
А веселее в папиных ботинках
Бежать по лужам, брызги рассыпая.
Попробуйте, кто к финишу придет
Быстрее всех, лишь в воду наступая.
По дорожке к финишу раскиданы "лужицы", нарисованные на бумаге. Участники конкурса обувают ботинки очень большого размера и, прыгая от лужицы к лужице, добираются до маячка. Обратно они бегут босиком с ботинками в руках и передают их следующему игроку.
Конкурс 9
Весной так дышится легко,
Пищит в лесу комарик.
Вздохнем и конкурс проведем
"Наш реактивный шарик".
Вам надо лишь по шарику
Надуть и отпустить.
Тот победит, чей шарик
Подальше улетит.
Участники конкурса становятся в одну линию. По команде ведущего они начинают надувать шарик. Ведущий считает до десяти. На счет "десять" все игроки выпускают свои шарики. Побеждает тот игрок, чей шарик улетел дальше.
Конкурс 10
Однажды мы играли
Уже в эту игру.
Представьте, превратились вы
Сегодня в кенгуру.
Между ногами шарик
Зажмите – и вперед.
Посмотрим, кто же первый
-7-
К финишу придет?
К месту старта приглашается несколько команд по 4–5 человек. Зажав шарик между коленками, игрок должен допрыгать до фишки, вернуться обратно и передать шарик следующему игроку.
Конкурс 11
Устроим танцевальный
Весенний марафон,
Но только необычный,
И с шариками он.
Вы конкурс этот помните,
Не надо пояснять.
Скорей берите шарики,
Давайте танцевать.
Ребята танцуют парами, взявшись за руки. Темп музыки сначала медленный, но постепенно становится все быстрее. Победителем объявляется пара, не уронившая свой шарик до конца танца.
Конкурс 12
Вы ловкие и смелые!
А кто быстрей из вас?
Вот это и попробуем
Мы выяснить сейчас.
Под музыку вам надо
Вокруг стульев обежать,
Но лишь она умолкнет,
Успейте стул занять.
Под стулом есть веревка,
И тот лишь победит,
Кто сможет всех быстрее
Веревку ухватить.
В конкурсе участвуют 2 человека. Как только закончится музыка, нужно сесть на стул, схватить конец веревки и выдернуть ее из-под стула.
Конкурс 13
Весна нас солнцем радует,
И снова на лугу
Цветы, весной согретые,
Конечно, расцветут.
-8-
Кто больше их названий знает,
Тот в конкурсе и побеждает.
Команды по очереди называют цветы. Побеждает та команда, которая произнесет последнее название.
Ведущий:
И в заключении праздника я хочу обратиться к именинникам.
С днём рожденья мы вас поздравляем.
В день весенний мы вам желаем,
Чтоб росли людьми хорошими,
Были добрыми, пригожими.
Будьте здоровы и счастливы,
Веселы в будни и праздники,
Как деревья в поле растите на воле.
Родителям на радость, державе на помощь.
Ребята, ваши друзья приготовили для вас подарки, которые они вам сейчас вручат.
Вручение подарков.
-9-
ГСКУ АО «СРЦ для несовершеннолетних «Вера» «День весенних именинников»
Подготовила: воспитатель Серебрякова Елена Михайловна. Дата проведения: 13.05.2014г. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект открытого занятия "Выжигание по ткани. Введение в программу"
План-конспект открытого занятия, проводимого в рамках конкурса педагогического мастерства "Педагог-внешкольник Москвы-2011". Участникам занятия предлагалось познакомиться с новым видом декоративно-пр...
Презентация открытого занятия "Выжигание по ткани. Введение в программу"
Данная презентация является дополнением к плану-конспекту открытого занятия, проводимого в рамках конкурса педагогического мастерства "Педагог-внешкольник Москвы-2011"...
Текстильные волокна и ткани. Получение ткани. Стороны ткани.
Данный материал знакомит учащихся с видами текстильных волокон. Подробно дан материал о видах натуральных волокон растительного происхождения, а также рассмотрены этапы производства ткани ...
Творческий проект по технологии "Гильоширование" (выжигание по шелку) Желяско Марианна
Гильоширование (англ. guilloche) в рукоделии означает отделку изделий ажурным кружевом и изготовление аппликаций выжиганием с помощью специального аппарата. В Германии в 70-е...
«Выжигание по дереву. Техники выжигания»
Урок по технологии, 5 класс...
Пошаговый мастер-класс по изготовлению панно в технике выжигание по ткани: «Осенняя пора, очей очарованье».
Панно в технике выжигание по ткани: «Осенняя пора, очей очарованье».Цель: Изготовить декоративное панно в технике гильоширование.Задачи: - воспитательные: трудовое и эстетическое вос...
Пошаговый мастер-класс по изготовлению панно в технике выжигание по ткани: «Натюрморт».
Панно в технике выжигание по ткани: «Натюрморт».Цель: Изготовить декоративное панно в технике гильоширование.Задачи: - воспитательные: трудовое и эстетическое воспитание, привитие навыков ...