Коррекция дизорфографии
книга на тему
Методические рекомендации и примерные виды упражнений для коррекции дизорфографии у учащихся 5 - 6 классов. Данный материал могут использовать учителя русского языка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
korrektsiya_dizorfografii_u_uchashchikhsya_5.doc | 155 КБ |
Предварительный просмотр:
Коррекция дизорфографии у учащихся 5 – 6 классов
на занятиях по русскому языку
Методические рекомендации и
упражнения
Учитель-логопед ГБС(К) ОУ 480
Мартыненко Е.Н.
Содержание
- Введение.
- Общая характеристика основных этапов коррекционной работы.
- Оценка уровня развития пространственных представлений на диагностическом этапе.
- Развитие пространственно-временных представлений на подготовительном этапе:
а). Развитие и уточнение пространственных представлений.
б). Развитие и уточнение временных представлений.
5. Приложение.
6. Литература.
Литература
- Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. как преодолеть трудности в обучении детей. – М.: Ось, 1998 г.
- Веретенникова С.А., Клыков А.А., Четыре времени года. – Просвещение, 1971 г.
- Волина В.В. Учимся играя. – М.: Новая школа, 1994 г.
- Елецкая О.В., Горбачевская Н.Ю. Коррекция дизорфографии.- М.: Школьная Пресса, 2003 г.
- Ефименкова Л.Н. Коррекция письменной и устной речи учащихся начальных классов: Книга для логопедов. – М., 1991 г.
- Ефименкова Л.Н., Мисаренко Г.Г. Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте. – М.:Просвещение,1991 г.
- Иванова В.А., Потиха З. А., Розенталь Д.Э. Занимательно о русском языке. – Л.: Просвещение, 1990 г.
- Кобзарева Л.Т., Резунова М.П., Юшина Т.Н. Коррекционная работа со школьниками с нерезко выраженным или общим недоразвитием речи на первом этапе обучения. – ТЦ «Учитель», 2001 г.
- Львова с.И. Словообразование. Словообразовательная модель на уроках русского языка. – М.: Русское слово, 2001 г.
- Прищепова И.В. Методика коррекции дизорфографии у младших школьников. – СПб.: СПГУПМ, 2000 г.
- Садовникова И.Н. Нарушение письменной речи у младших школьников. - М.: ВЛАДОС, 1997 г.
Введение
Дизорфография – специфическое нарушение орфографического навыка письма на фоне сохранного интеллекта и устной речи.
Цель работы: коррекция и развитие пространственно-временных представлений у детей, имеющих трудности в обучении при переходе из начальной школы в среднюю по преодолению дизорфрграфии.
Задачи:
- При рассмотрении пространственных представлений осветить следующий круг вопросов: определение схемы собственного тела; правого и левого направления в пространстве; пространственных взаимоотношений объектов; схемы тела, стоящего напротив; последовательности предметного ряда; последовательности числового ряда; графическое обозначение направлений.
- Выявить круг временных представлений учащихся предполагающий: уточнение понятий об основных единицах времени, о периодах человеческого возраста; наблюдение и определение временной последовательности каких-либо действий и событий; расширение и активизацию словарного запаса.
- Дать общую характеристику основных этапов коррекционной работы по преодолению дизорфографии.
Отсутствие в школах специально организованной коррекционной работы вызывает закрепление и усложнение симптоматики дизорфографии. Стойкие и специфические нарушения в овладении орфографическими знаниями, умениями и навыками отмечаются не только в начальный период обучения детей с различными нарушениями речи, но и в средних и старших классах.
Наиболее частыми дизорфографическими проявлениями являются ошибки на правила начальной школы. При этом данные орфограммы не усваиваются именно в этот временной период, который положен по программе. Нарушение усвоения правописания у школьников часто сочетается с дислексией, дисграфией, фонетико- фонематическим недоразвитием речи.
В средних и старших классах общеобразовательной школы дизорфография возникает у детей, имеющих в анамнезе:
- общее недоразвитие речи (ОНР);
- фонетическое недоразвитие речи (ФНР) фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР);
- дисграфию и дислексию ( в период обучения в начальной школе);
- различную неврологическую симптоматику: минимальную мозговую дисфункцию, энцефалопатию;
- пренатальную и постнатальную патологию.
У большинства учащихся, имеющих данное нарушение, отмечается:
1) снижение слухоречевой памяти;
2) нарушение буквенного гнозиса;
3) нарушение динамического праксиса руки;
4) затрудненность восприятия ритмической структуры слова;
5) нечеткая дикция, плохая артикуляция;
6) нарушение лексико-грамматического строя речи.
Подробнее остановимся на проблемах учащихся, возникающих при переходе из начальной школы в среднюю. Известно, что ведется коррекционная работа с дошкольниками и с младшими школьниками, имеющими нарушения звукопроизношения и письменной речи (письма и чтения). В 5 – 6 классах проблема не исчезает, но школьные логопеды, как правило, не берут таких детей на коррекционные занятия – и в первую очередь потому, что в этой области реально не существует ни методических рекомендаций, ни практических материалов, ни теоретических исследований, позволяющих работать с такими детьми (а также с подростками и взрослыми с нарушениями письменной речи).
Дети с дизорфографией принадлежат к той категории учащихся, которые особенно нуждаются в логопедической помощи. Без нее они не только испытывают затруднения в процессе обучения, но и зачастую оказываются в числе неуспевающих по всем предметам. Своевременная и систематическая помощь позволяет преодолеть данное нарушение и в определенной мере предотвратить обусловленные ими отрицательные последствия.
Подобранный практический материал, методические рекомендации помогут логопедам, педагогам коррекционных занятий по русскому языку
вести работу по устранению дизорфографических нарушений у учащихся особенно при переходе из начальной школы в среднюю.
Общая характеристика основных этапов коррекционной работы
Коррекционная работа по преодолению дизорфографии проводится в четыре этапа.
1 – й этап - диагностический.
* Проводится анализ письменных работ, процесса чтения.
* Определяется состояние звукопроизношения, языкового анализа и синтеза, языковых представлений; фонематического восприятия.
* Проверяется состояние лексико-грамматического строя, состояние связной речи.
* Выявляются индивидуальные особенности таких психических процессов, как память, мышление, внимание.
* Выявляется наличие мотивации к коррекционной работе по устранению дефекта.
Общая характеристика коррекционной работы.
- Проведение фронтальных диктантов; проверка и анализ ошибок.
- Повторная письменная работа, включающая в себя списывание и диктант слогов, слов, предложений и текстов; устный рассказ или сочинение по опорным словам, по серии сюжетных картинок.
- Обследование состояния лексико-грамматической стороны речи с использованием тестовой методики (письменно).
- Обследование связной речи. Проводится индивидуально с каждым учеником в форме беседы.
- Анализ результатов обследования. Комплектование групп.
2 - й этап - подготовительный.
* Уточняются созданные в процессе обучения в начальной школе простые предпосылки овладения орфографией (зрительное восприятие, оптико-пространственные представления).
* Проводится работа:
- по развитию таких мыслительных операций, как анализ, синтез, сравнение, сопоставление;
- по развитию внимания, памяти;
- по коррекции почерка (упражнения направленные на развитие мелкой моторики).
* Совместная работа учителя с психологом направляется на снятие «страха письма», неуверенности, тревожности, склонности к негативным реакциям.
Общая характеристика коррекционной работы.
- развитие общей и мелкой ручной моторики.
- Развитие и уточнение пространственно-временных представлений.
- Развитие внимания. Важно для нахождения «ошибкоопасных» мест в слове, нахождения собственных ошибок (корректурные пробы).
- Развитие памяти. Запоминание при помощью ассоциативных рядов, эмоциональной близости запоминаемого, графической зашифровки объекта запоминания.
- Развитие мышления.
- - й этап - коррекционный.
Осуществляется работа по преодолению дизорфографических нарушений. Она проводится на фонетическом, лексическом и синтаксическом уровнях по направлениям, соответствующим основным видам ошибок. Комплексный подход данной методики по коррекции дизорфографии предполагает при необходимости параллельную работу, направленную на устранение нарушений звукопроизношения, чтения и письма.
Общая характеристика коррекционной работы.
- Уточнение и развитие следующих понятий: алфавит, гласные и согласные буквы и звуки. Написание заглавной буквы в начале предложения. и именах собственных.
- работа над ударением. Родственные и однокоренные слова. Безударные гласные.
- Уточнение и повторение трудных слов; работа со словарем. Правописание непроизносимых согласных, звонких и глухих согласных в конце слова и в словах с течением согласных. Уточнение употребление правил переноса слов.
- Написание гласных после шипящих. Работа по коррекции употребления мягкого знака в середине и конце слова для смягчения мягкости согласного. Употребление разделительного твердого и мягкого знаков.
- Коррекционная работа по употреблению в устной и письменной речи омонимов, синонимов, антонимов. Многозначные слова. Устойчивые словосочетания. Фразеологические обороты.
- Рассмотрение тем: словоизменение и словообразование; состав слова: корень, суффикс, приставка, окончание, основа.
- Уточнение понятий: части речи, имя существительное. Употребление мягкого знака после шипящих.
- Рассмотрение и уточнение понятий: глагол, неопределенная (начальная) форма глагола.
- Работа над дифференциацией прилагательных и причастий.
- Работа над дифференциацией приставок и предлогов.
- Работа над компонентами речи. Интонация. Темп. Ритм. Логическое ударение. Фонетическая ритмика.
- рассмотрение и уточнение понятий: причастный и деепричастный оборот.
- Работа над развитием связной речи. Диалог. Монолог. Рассказ. Пересказ.
- - й этап - оценочный.
- Оценивается эффективность коррекционной работы.
- Проводится повторная проверка навыка письма.
- Анализируются различные виды письменных работ учащихся.
Общая характеристика коррекционной работы.
Проводится в виде контрольной работы, включающей в себя:
- диктант с грамматическим заданием;
- тестовое задание, по которому оцениваются усвоение учебной терминологии и состояние лексико-грамматической стороны речи;
- изложение и сочинение для оценки состояния речевого внимания и памяти;
- устный опрос, позволяющий оценить состояние связной речи и наличие в ней аграмматизмов.
Оценка уровня развития пространственных представлений на диагностическом этапе
С целью обследования состояния пространственных представлений рекомендуется использовать методики: «Домик» и «Графический диктант».
Методика «Домик».
Ученику предлагается как можно точнее срисовать изображение домика
(См. Приложение). После окончания работы его просят проверить., все ли верно. Данная методика позволяет выявить умение ориентироваться на образец, точно скопировать его; степень развития произвольного внимания, сформированности пространственного восприятия.
Точное воспроизведение оценивается в 0 баллов; за каждую допущенную ошибку начисляется 1 балл. Ошибками являются:
а). неправильно изображенный элемент (правая и левая часть забора оценивается отдельно);
б). замена одного элемента другим;
в). отсутствие элемента;
г). разрывы между линиями в тех местах, где они должны быть соединены;
д). сильный перекос рисунка.
Методика «Графический диктант»
Данная методика используется для определения уровня развития произвольной сферы ученика, а также изучения возможности в области моторной организации пространства.
Материал состоит из 4-х диктантов, первый из которых – тренировочный.
Каждый начинается с одной из четырех точек, поставленных на листе в клеточку (См. Приложение).
На самостоятельное выполнение каждого узора дается 1,5 – 2 минуты. Общее время проведения методики составляет около 15 минут.
Анализ результатов:
Безошибочное воспроизведение узора - балла.
За 1 -2 ошибки ставят 3 балла. За 3 - 4 ошибки – 2 балла. Если ошибок больше, то ставят 1 балл. Если правильно воспроизведенных участков нет, то ставят 0 баллов.
На основе полученных данных возможны следующие уровни выполнения: 10 – 12 баллов - высокий; 6 - 9 баллов - средний; 3 - 5 баллов - низкий;
0 - 2 балла - очень низкий.
На диагностическом этапе уточняется понимание детьми следующих пространственных представлений.
- Подними правую руку, левую руку.
- Покажи, где у меня правая, левая рука.
- Назови предметы, которые расположены справа от тетя, слева от тебя.
- Определи пространственное расположение предметов на рисунке
(См. Приложение) относительно друг друга.
- Что находится в центре рисунка? (Самолет)
- Что находится в правом верхнем углу? (Облако)
- Что находится слева от самолета? (Дом, солнце)
- Где находится дом по отношению к самолету? (Внизу слева)
- Где находится облако по отношению к самолету, дереву и солнцу?
(Наверху справа, над деревом, справа)
- Что находится в правом нижнем углу? (Дерево).
По результатам полученных ответов проводится анализ, и ученики условно делятся на две группы для проведения дальнейшей коррекционной работы.
В первую группу войдут те дети, у которых наблюдаются нарушения буквенного гнозиса, динамического праксиса руки, зрительного восприятия и внимания.
У данной категории учащихся преобладают орфографические ошибки на правила, изученные преимущественно в начальной школе, пунктуационные ошибки, а также ошибки, возникающие при оптической дисграфии.
Вторую группу составляют дети, у которых преобладает снижение слухоречевой памяти, затруднено восприятие ритмической структуры слова, лексико-грамматического строя речи.
У данной категории детей ограничен словарный запас, нарушено понимание сложных речевых конструкций, словесно-логических связей. При этом преимущественно наблюдаются ошибки, связанные со сложностями в различении частей слова и частей речи(словообразования и морфологии), а также дисграфические ошибки, возникающие на почве нарушения языкового анализа и синтеза. Присутствуют множественные аграмматизмы.
Развитие пространственно – временных представлений на подготовительном этапе.
Последовательность во времени звуков и слогов, составляющих слово, а также слов, составляющих фразу, в письме находит отражение в соответствующей пространственной последовательности букв, слогов, слов, располагающихся на строках тетради при записи. Упражнения в определении последовательности в пространстве и времени создают основу для воспитания звукослогового и морфемного анализа слов.
Исходным при работе по развитию пространственных ориентировок является осознание детьми схем собственного тела, определения направления в пространстве, ориентировка в окружающем малом пространстве. Далее учащиеся тренируются в определении последовательности расположения предметов или их изображений, а также графических знаков. Такие задания способствуют тренировки руки и взора в последовательном перемещении в заданном направлении.
Следующее по сложности задание – вычленение одного из звеньев в цепи однородных предметов, изображений, графических знаков. Такие
упражнения создают предпосылки для воспитания позиционного анализа звуков в составе слова.
Своеобразным продолжением развития пространственных дифференцировок становится изучение темы «Предлоги» (рассматриваются те из них, которые имеют конкретное пространственное значение).
Выяснение круга временных представлений предполагает уточнение и активизацию соответствующего словарного запаса (понятий об основных единицах времени, о периодах человеческого возраста и т.д.): наблюдение и определение временной последовательности каких-либо действий и событий, а также пропедевтику усвоения времен глагола.
Развитие и уточнение временных представлений.
При работе над развитием временных представлений рассматриваются следующие понятия и связанный с каждым из них круг вопросов: сутки, неделя, времена года, семья, возраст и роли в семье. Для этого можно использовать предлагаемые задания и упражнения.
Работа с серией сюжетных картинок.
Детям предлагается рассмотреть изображения и определить временную последовательность происходящих событий. При этом отрабатываются понятия: раньше – позже, сначала – потом ( что отражает временные характеристики предметов и явлений), но и пространственные: дальше – ближе, за – перед, над – под и т. п. В качестве наглядного материала можно предложить ученикам иллюстрации к сказкам В.Сутеева ( Сутеев В. Сказки и картинки. М.:Детская литература, 1977).
Диктанты
При коррекционной работе с детьими. Имеющими дизорфографическик ошибки, целесообразно использовать различные виды диктантов, которые в данном случае проводятся не с целью проверки и контроля, а как обучающие и развивающие задания.
1. Зрительный предупредительный диктант. В этом случае текст пишется на доске. Ошибкоопасные места выделяются цветным мелом. Сначала текст подвергается устному разбору, а затем стирается. Ученики по памяти или диктовку учителя пишут его в тетради.
2. Слуховой предупредительный диктант. Текст читается сначала целиком, а затем отдельными предложениями. В каждом предложении ученики находят слова с нужной орфограммой, объясняя ее написание, и только потом записывают предложение в тетрадь.
3.Объяснительный диктант. Его сущность в орфографическом разборе после того, как ученики самостоятельно его напишут. Учитель задает вопросы, а дети отвечают на них по вызову или по собственному желанию.
4.Выборочный диктант. Он дает возможность за короткий срок написать наибольшее количество слов определенной грамматической категории или слов с соответствующей орфограммой. Суть его в том, что под диктовку записываются только нужные слова, а не весь текст.
5.Творческие диктанты. Они представляют собой такой вид упражнений, при котором ученик вставляет или заменяет определенные слова в предложенном тексте другими, близкими по значению грамматическими категориями. Этот вид диктанта также имеет несколько вариантов:
- Предупредительный творческий диктант;
- Творческий диктант на вставку слов и словосочетаний;
- Объяснительный творческий диктант;
- Творческий диктант по опорным словам;
- Творческий диктант с использованием серии предметных картинок
- Творческий диктант с заменой слов.
6. Диктант «Проверяю себя». Его отличительной особенностью является то, что по окончании работы ученик может задать учителю любой вопрос, связанный с написанием слова, которое вызывает у них сомнение.
7. Диктант – молчанка по картинкам. Этот вид диктанта проводится следующим образом: учитель молча показывает серию предметных картинок с изображенными на них предметами, объединенными одной темой. Дети молча записывают слова, по необходимости выполняют грамматические задания.
8. Выборочный диктант - молчанка по картинкам. Отличается от предыдущего тем, что из демонстрируемой серии выбирают только слова на заданную тему или записывают слова в два-три столбика. Например, записать только слова, содержащие парные гласные: баня, утюг, знамя, маяк, сливы, костер, овес и т.п.; в первый столбик записать слова с с сочетание жи, во второй - ши и т. д.
9. Устный диктант по картинкам. Проводится с использованием предметных картинок и индивидуальных карточек учащихся. Учитель
показывает картинки с изображениями предметов, названия которых являются словами с различными орфограммами.
10. Устный диктант. Проводится с использованием индивидуальных карточек учащихся, на которых написаны разные орфограммы. Учитель диктует слова, в которые входит орфограмма, имеющаяся на индивидуальной карточке ученика. На каждое продиктованное учителем слово ученик поднимает карточку с той орфограммой, которую следует использовать при написании данного слова.
11. Проверочный или контрольный диктант. Проверочный или контрольный диктант на коррекционных занятиях проводится на диагностическом и оценочном этапе работы.
Подробнее остановимся на тех видах диктантов, которые особенно актуально проводить при работе над темой «Временные представления».
1.Зрительный предупредительный диктант с опорой на зрительный анализатор. Данный вид диктанта проводится как тренинг зрительного восприятия. Текст пишется на доске, а затем стирается.
2. Творческий диктант по опорным словам. Опорные слова имеются в тетради или могут быть записаны на доске. Они Объединены одной лексической темой.
3. Творческий диктант пишут ученики самостоятельно или учитель диктует текст, пропуская опорные слова.
4. Творческий диктант с использованием серии предметных картинок. Данный вид диктанта может быть использован при закреплении тем «Времена года», «Дни недели», а так как позволяет определить, усвоена ли учениками временная последовательность предметного ряда.
Работа с деформированным текстом
Составление рассказа из разрозненных предложений
Предложения записаны на доске вразброс, вне логической последовательности. Ученику предлагается внимательно прочитать их и обдумать. После этого учитель задает вопросы, которые помогут ребенку в составлении рассказа: - С какого предложения надо начать рассказ?
- Почему? – Почему второе предложение нельзя поставить первым? и т. д.
После составления ученик читает полученный рассказ.
Работа с деформированным предложением.
Игра «Кому что досталось».
Ученик достает из конверта карточку, где написаны слова, с которыми надо устно составить предложение. Если он сделает это правильно, то с одобрения учителя записывает его на доске, комментируя каждое слово.
Изложение.
Большая роль в системе занятий по развитию и коррекции письменной речи принадлежит изложениям. Они способствуют развитию активного внимания, памяти, восприятия, связной речи, обогащению словаря учащихся. При работе над изложением появляется необходимость сознательно применять полученные орфографические навыки и грамматические знания. При рассмотрении данной коррекционной темы я считаю нужным подробнее остановиться на изложении- описании. Обычно оно связано с описанием природы, сезонных явлениях, окружающего мира в различное время суток, года.
Основным в работе над изложением является составление плана. Планы могут быть полные и краткие. Могут быть даны в форме вопросительных, повествовательных и назывных предложений. На самом начальном этапе предлагается готовый план, но в дальнейшем ученик может и должен составлять план самостоятельно – с данным видом работы ученики ознакомлены на уроках русского языка в начальной школе.
Работа над планом может проводиться в следующем порядке:
- Деление текста на части – сначала под руководством учителя, затем самостоятельно.
- Подбор заголовков к каждой части. Ответы на вопросы плана.
- Чтение текста по частям и определение по данному плану, не пропущено ли что-либо в нем.
- Составление нескольких вариантов заголовков к некоторым частям. текста.
- Работа над заглавием текста в целом.
Можно дать задание ученику нарисовать к тексту рисунки. Помимо того, что в этом проявляется иллюстрированное изложение материала, картинки можно сравнивать, а поэтому создается возможность упражнять детей в описаниях-сравнениях. Особенное внимание в работе над изложением должно быть уделено работе со словарем.
Анализ художественного произведения.
Невозможно сформировать у ребенка грамотную устную и письменную речь, если не приучить его систематически читать художественную литературу. Она воспитывает интерес и любовь к родному языку, обогащает словарный запас, учит стилистически правильным оборотам речи.
В рамках рассматриваемой темы рекомендуется чтение вслух прозаических отрывков, рассказов, стихотворений, пересказ прочитанного, ответы на вопросы к тексту. Очень полезно заучивать наизусть понравившиеся стихи и маленькие рассказы. Все перечисленные виды работ приносят особенно хорошие результаты, когда дети не просто читают и слушают, а вдумчиво анализируют прочитанное – конечно, с помощью преподавателя.
Можно использовать следующие задания.
1.Послушай стихотворение А. Барто «Я расту».
А я не знал, что я расту Сажусь я с книжкой
Все время, каждый час. На тахту,
Я сел на стул - Читаю книжку
Но я расту, И расту.
Расту, шагая в класс. Стоим мы с папой
Расту, На мосту.
Когда гляжу в окно, Он не растет,
Расту, когда сижу в кино, А я расту.
Когда светло, Отметку ставят мне
Когда темно, Не ту,
Расту, Я чуть не плачу,
Расту, я все равно. Но расту.
Идет борьба за чистоту, Расту и дождик,
Я подметаю И в мороз,
И расту. Уже я маму перерос!
- Найди в тексте глаголы. Определи, в каком времени они употреблены.
- Вспомни, как изменяются глаголы по временам.
- Найди в тексте обозначение частей суток. Какие наречия при этом использованы?
2. Прочитай дома и проанализируй произведение Е. Шварца
«Сказка о потерянном времени» (с последующим разбором в классе) и д.р.
Работа над загадками, скороговорками, пословицами.
Развитие и уточнение временных представлений очень хорошо проводить на фольклорном материале. Используя на занятиях пословицы, поговорки, народные приметы, подходящие к данной теме, а также загадки, которые дети очень любят отгадывать, можно достаточно легко вызвать интерес учащихся к занятиям и быстро достичь желаемых результатов. Очень важно при этом вместе с ними порассуждать над смыслом пословиц, понаблюдать за природными явлениями, которые описываются в народных приметах. Естественно, здесь необходим внимательный отбор фольклорного материала, ибо пословицы, поговорки и т.д. усваиваются детьми только тогда, когда содержание их отражает близкие и понятные им явления, например: «Мороз невелик, да стоять не велит» или « Береги нос в большой мороз». Народные приметы, в которых хорошо отражены доступные для детей связи в явлениях природы, можно использовать время наблюдений на прогулках, например: «Дым столбом – к морозу», «Ласточки летают низко - перед дождем».
Задания и упражнения.
Сутки (четыре времени суток).
- Как называется прием пищи в разное время суток?
- Расположи в нужном порядке карточки с названием времени суток.
- Нарисуй один и тот же пейзаж в разное время суток.
- Какой прибор люди используют для измерения времени? Какие бывают часы? ( Солнечные, механические, электронные).
- Нарисуй часы, которые есть у тебя дома.
- Парикмахер начал работать над прической ровно в 4 часа. Закончил работу через час. В каком часу он закончил работу? Нарисуй часы, которые показывают это время.
- повар начал печь торт ровно в один час. Пек его два часа. Что показывали часы, когда торт испекся? Нарисуй эти часы.
Неделя
1.Назови пять дней недели без дат и дней недели.(Позавчера, вчера, сегодня, завтра, позавчера).
2.Запомни по порядку названия дней недели. О чем говорят названия: вторник, среда, четверг, пятница?
3.Прочитай стихотворение:
Рожь две недели зеленится, Лен четыре недели растет,
Две недели колосится, Две недели цветет,
Две недели отцветает, Четыре спеет,
Две недели наливает, А уж потом семя летит.
Две недели подсыхает.
- Сколько всего недель растет и спеет рожь? А месяцев? Сколько нужно ждать недель, чтобы у льна полетело семя? А месяцев?
4. Закончи предложения:
Если сегодня понедельник, то завтра будет ___ . если сегодня четверг, то завтра будет ___. Если сегодня пятница, то вчера был __. Если сегодня вторник, то вчера был ___.Если сегодня воскресенье, то вчера была __.
5. Закончи предложения:
Золушка шила платье с понедельника по среду. Значит, она работала ___ дня. Буратино и Пьеро выступали в театре с четверга по воскресенье. Значит, они выступали __ дня. Незнайка пошел в поход и шел 4 дня. Вышел он во вторник, а закончил свой поход в __. Чиполлино копал грядку 3 дня. Начал работу в среду, а закончил ее в __.
- Наф – Наф строил дом. С понедельника по четверг он возводил стены. А за следующие два дня сделал крышу. Сколько дней Наф – Наф возводил стены? В какой день недели Наф –Наф закончил делать крышу? Сколько всего дней строился дом?
Времена года.
- Отгадай загадки:
Тает снежок, Пусты поля,
Ожил лужок, Мокнет земля,
День прибывает - Лист опадает –
Когда это бывает? Когда это бывает?
(Весной) (Осенью)
Солнце печет, Снег на полях,
Липа цветет, Лед на реках,
Рожь поспевает - Иней сверкает –
Когда это бывает? Когда это бывает?
(Летом) (Зимой)
- Расположи названия времен года в нужной последовательности:
лето ____ ____ ____
____ ____ лето ____
____ лето ____ ____
____ ____ ____ лето
3. Прочитай рассказ К. Ушинского «Четыре желания».
Митя катался на саночках с ледяной горы и на коньках по замерзшей реке, прибежал домой румяный, веселый и говорит отцу:
- Уж как весело зимой! Я бы хотел, чтобы всегда зима была!
- Запиши твое желание в мою карманную книжку, - сказал отец.
Митя записал.
Пришла весна. Митя в волю набегался за пестрыми бабочками по зеленому лугу, нарвал цветов , прибежал к отцу и говорит:
- Что за прелесть эта весна! Я бы желал, чтобы все весна была!
Отец опять вынул записную книжку и приказал Мите записать свое желание.
Настало лето. Митя с отцом отправились на сенокос. Весь длинный день веселился мальчик: ловил рыбу, набрал ягод, кувыркался в душистом сене, а вечером сказал отцу:
- Вот уж сегодня я повеселился вволю! Я бы хотел, чтобы лету конца не было!
И это желание Мити было записано в ту же книжку.
Наступила осень. В саду собирали плоды - румяные яблоки и желтые груши. Митя был в восторге и говорил отцу:
- Осень лучше всех времен года!
Тогда отец вынул записную книжку и показал мальчику, что он то же самое говорил и о весне, и о зиме, и о лете.
- Сколько желаний записал мальчик в отцовскую книжку?
4. Соедини линиями картинки, которые относятся к одному времени года
(верба – подснежник, снежинка – снеговик, дождик – опавшие листья, ягоды – бабочки).
5. Нарисуй свой двор, дачу в разные времена года.
6. Прочитай и проанализируй произведение В. Даля «Старик – годовик».
Вышел старик-годовик. Стал он махать рукавом и пускать птиц. Каждая птица со своим особым именем. Махнул старик-годовик первый раз – полетели первые три птицы. Повеял холод и мороз.
Махнул старик годовик второй раз – полетела вторая тройка. Снег стал таять, на полях показались цветы.
Махнул старик-годовик третий раз – полетела третья тройка. Стало жарко, душно, знойно. Мужики стали рожь жать.
Махнул старик-годовик четвертый раз – и полетели еще три птицы. Подул холодный ветер, посыпался частый дождь, залегли туманы.
А птицы были не простые. У каждой птицы по четыре крыла. В каждом крыле по семи перьев. Каждое перо тоже со своим именем. Одна половина пера белая, другая черная. Махнет птица раз – станет светлым – светло, махнет другой – станет темным – темно.
- Что за птицы вылетели из рукава старика – годовика?
- Какие это четыре крыла у каждой птицы?
- Что за семь перьев в каждом крыле?
- Что это значит: у каждого пера одна половина белая, а другая – черная?
Месяцы
- Запомни названия месяцев по временам года. Подбери карточки с названиями месяцев по сезонам. В случае правильного выполнения задания на обратной стороне сложится изображение - символ данного времени года.
- Узнай у родных, в какие месяцы и числа у них дни рождения.. Составь таблицу. Запиши туда эти сведения.
- На листе бумаги - 12 названий месяцев. Обведи отдельно зимние , весенние, летние, осенние месяцы и напиши, к какому времени года они относятся.
- Прочитай загадки. Подумай и скажи, как изображены в этих загадках год, месяц, дни недели.
Стоит дуб,
На дубу двенадцать ветвей,
На каждой ветке по четыре отростка.
Стоит дом в двенадцать окон,
В каждом окне по четыре девицы.
Стоит город.
В городе двенадцать башен,
В каждой башне по четыре окна.
5. Исправь замеченную ошибку в перечне дней недели, летних месяцев и т.п. (учитель диктует или пишет с намеренной перестановкой или пропуском).
Возраст и роли в семье.
- Сопоставь понятия: дед – отец - сын – брат; бабушка – мать – дочь – сестра. Дай варианты этих понятий.
- Составь рассказ о своей семье, используя понятия: старше, младше, сестра, брат, внук, внучка, сын, дочка и др.
- Заполни схему состава семьи. Объясни, кем ты приходишься каждому из членов семьи.
- Объясни смысл пословицы: «Ноябрь – сентябрю внук, октябрю – сын, зиме – родной батюшка». Начерти схему, отражающие эти отношения.
- Рассмотри фотографии одного человека, сделанные в разные периоды его жизни. Теперь он дедушка. Какая фотография сделана раньше других? Пронумеруй эти фотографии в том порядке, в котором их делали.
- Это Вася и Наташа. Васе 15 лет, а Наташе 4 года. Кто младше? Кто старше? Сколько лет было в прошлом году Наташе? Сколько будет в будущем году Васе?
- Заполни пропуски в следующем тексте:
Это я. Меня зовут___. Мне ____ лет. В прошлом году мне было ____лет. А в следующем году мне будет ____.лет.
- Ане 13 лет, а Тима на 4 года ее младше. Сколько лет Тиме?
- Меня зовут Анна Петровна. Моего дедушку – Василий Иванович. Напиши имя и отчество моего отца.
Дидактические игры
Круглый год.
Цель: закрепить знания детей о временах года, их характерных признаках; развивать связную речь, внимание, находчивость.
Оборудование: картинки с изображением времен года ( зимний пейзаж, зимние забавы, труд людей зимой: расчищают снег, кормят птиц); волчок со стрелкой.
Ход игры. Детям раздаются картинки. Раскручивается волчок. Тот, на кого указывает стрелка, описывает свою картинку. Остальные участники должны угадать, о каком времени года идет речь. Отвечать будет тот из них, на кого укажет стрелка при повторном раскручивании.
Вариантом этой игры может быть чтение учителем отрывка из художественного произведения о сезонных природных явлениях, загадывание загадок, поиск картинок с соответствующим содержанием.
Примечание. При описании предметов, явлений природы дети должны использовать слова, усвоенные в процессе группировки предметов по их признакам и действиям, а также проводить сравнение предметов и явлений между собой и с другими предметами и явлениями.
При разговоре о сезонных изменениях в природе можно обратиться к следующим темам.
- Погода: ясно, пасмурно, дождь, гроза, ветер.
- Высота солнца в разное время дня.
- Признаки лета: солнце сильно греет, жарко, роса, туман, на небе бывают облака и тучи, летний дождь. Ливень, град, гроза (молния, гром). Летние работы в деревне. Названия летних месяцев.
- Признаки осени: дует холодный ветер. Часто идут дожди, становится холоднее, листья на деревьях желтеют и опадают; птицы (грачи, скворцы) собираются в стаи, улетают в теплые края. Заморозки. Осенние работы в поле. Название осенних месяцев.
- Признаки зимы: снегопады, морозы, метели; в морозную пору снег скрипит под ногами, красиво сверкает на солнце; зимой солнце поздно
восходит, рано заходит, дни короче, ночи длиннее, самый короткий день, самая длинная ночь; замерзли пруды, на реке твердый лед, скользко. Птицам голодно, они прилетают к домам, ищут корм, люди заботятся о птицах. Труд людей. Название зимних месяцев.
- Признаки весны: солнце поднимается выше, греет все сильнее; ледоход, разлив; первые проталины ,первые травы и цветы; цветут фруктовые деревья, на улицах и в садах люди сажают деревья и кустарники, в огородах и цветниках сеют семена; появляются насекомые, прилетают птицы. Названия весенних месяцев.
О чем рассказал писатель?
Цель: учить детей соотносить описание природы в стихах или прозе с определенным временем года; развивать слуховое внимание, быстроту мышления.
Оборудование: карточки с отрывками из стихов и прозы на тему разных времен года; карточки с изображениями, соответствующими содержанию текстов.
Ход игры.У учителя на карточках написаны короткие тексты о разных временах года. Тексты даются вперемежку. Учитель говорит:
- Давайте подумаем, о чем рассказал писатель и когда это бывает?
Открывает карточку, читает текст. Ученики отгадывают, демонстрируют свои карточки с изображением отгадок.
Не ошибись.
Цель: развивать быстроту мышления, закреплять знания детей о том, что они делают в разное время суток.
Оборудование: мячик (или кубик и т. п.)
Ход игры. Учитель проводит с детьми беседу, закрепляя их знания о разных частях суток. Дети вспоминают, что они делают утром, днем, вечером, ночью. Затем проводится игра. Учитель говорит:
- Я буду называть слово, обозначающее часть суток, а вы вспомните, что вы делаете в это время. Но во время игры будет отвечать тот, кому я брошу мячик. Если ответа не последует, то мячик переходит другому игроку. Выигрывает тот, кто назовет действие последним.
Учитель называет различные части суток. Ученики отвечают.
Эта же игра может проводиться по- другому. Учитель называет действия, ученики должны ответить, в какое время суток это происходит: днем, утром, ночью, вечером.
Времена года.
Цель: закрепление названий времен года и их признаков, отработка связности высказывания.
Оборудование: четыре большие картины с изображением времен года. 12 маленьких картинок, на которых помещена треть больших картинок: на четырех – небо, на четырех – дома и деревья, на остальных четырех – земля ( в разное время года). Маленькие картинки пронумерованы от 1 до 12. Два кубика с нумерацией от 1 до 6 и от 7 до 12.
Ход игры. Большие картинки вывешиваются на доске, а маленькие по одной раздаются ученикам. Двое ведущих находятся у стола. Один из них кидает кубик и называет номер. Ученик, на картинку которого выпал номер, соотнеся ее с большой, должен сообщить, какое на ней время года и по каким признакам он это узнал. Другой ведущий выдает игровую фишку, берет картинку и подставляет ее к большой. Первый ведущий снова кидает кубик, и игра продолжается. Если ученик не может определить, что это за время года, или рассказать о его признаках, ведущий вызывает желающего и за верный ответ также награждает его фишкой. Выигрывает тот, у кого боьше фишек.
Лови – назови.
Цель: закрепление названий и порядка следования времен года, месяцев, и дней недели.
Оборудование: мяч.
Ход игры. Учитель бросает мяч ученику и говорит:
- Зима, а за нею…
Ученик должен вернуть мяч со словом «весна». Учитель, произнося :
- Весна, а за нею…, - бросает мяч другому школьнику и т.п.
Подобным образом повторяются месяцы, дни недели.
Эстафета.
Цель: закрепление знаний о временах года, совершенствование умения строить простые предложения.
Оборудование: эстафетная палочка.
Ход игры. Учитель называет какое-либо время года и передает палочку одному из учеников. Получивший ее должен ответить простым предложением, в котором называется какой-либо признак этого времени года, и передает эстафету любому товарищу. Тот указывает другой признак этого времени года, и передает эстафету товарищу. Тот указывает другой признак оттого времени года. Правильное название признака и оформление предложения оценивается двумя фишками. В конце игры подсчитывается количество фишек и объявляется победитель.
Так бывает или нет?
Цель: закрепление признаков времен года, воспитание умения замечать нереальность суждений, правильно выражать свою мысль в предложении.
Ход игры. Учитель говорит, что он будет рассказывать о каком-либо времени года, а учащиеся должны внимательно слушать и замечать все верное и неверное в этом рассказе, а потом сказать: «Так бывает» или «не бывает» - доказать, что бывает и что не бывает.
Например. Летом, когда солнце ярко светило, мы с ребятами вышли на прогулку. Сделали из снега горку и стали кататься.
Наступила зима. Выпало много снега. После уроков ребята оделись и побежали играть в снежки. и т.п.
По мере отработки умения отличать быль от небылиц, задания усложняются.
Угадай, что это.
Цель: закрепление словаря, обозначающего времена года и их признаки, отработка умения обосновывать отгадку, правильно строить предложения.
Ход игры. Учитель загадывает загадки. Учащиеся отгадывают их и называют признаки, по которым они догадались, что это такое. За каждую отгадку и правильное ее объяснение полагаются игровые фишки. Выигрывает тот, кто наберет больше фишек.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Коррекция дизорфографии у учащихся с ЗПР"
Коррекция дизорфографии у учащихся с ЗПР . Краткое содержа Краткое содержание программы...
ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО КОРРЕКЦИИ ДИЗОРФОГРАФИИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НЕРЕЗКО ВЫРАЖЕННЫМ ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Среди учащихся младших классов общеобразовательных школ имеется группа детей с так называемым "нерезко выраженным общим недоразвитием речи" (НОНР). Они нуждаются в целенаправленной и своевременной пом...
Коррекция дизорфографии у учащихся 5 – 6 классов на занятиях по русскому языку
Коррекция дизорфографии у учащихся 5 – 6 классов на занятиях по русскому языку ...
КОРРЕКЦИЯ ДИЗОРФОГРАФИИ У УЧАЩИХСЯ 5-6 КЛАССОВ
Дизорфография-избирательное нарушение письменной речи, наиболее часто встречающееся расстройство среди учащихся общеобразовательных школ. Особая социальная значимость эт...
Рабочая программа по коррекции дизорфографии у учащихся 5 классов
Резкое увеличение числа учащихся с дефектами речи, предъявление более высоких требований к работе логопеда, отсутствие четкого планирования коррекционной работы с учащим...
Коррекция дизорфографии.
Коррекция дизорфографии у учащихся 5-6 классов на занятиях по русскому языку....
Коррекция дизорфографии у младших школьников.
В данном материале представлены основные направления коррекции дизорфографии у младших школьников на логопедических занятиях....