Занятие "Звук Ш"
план-конспект занятия на тему
Занятие направлено не только на автоматизацию звука -Ш- , но и на развитие воображения детей, словесно-логическог мышления.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
znkomstvo_s_bukvoy_-sh-_fr.zan_.doc | 43 КБ |
Предварительный просмотр:
Фронтальное занятие для детей 6-летнего возраста с ОНР III уровня.
Учитель – логопед: Плотницкая Л.А.
Республика Тыва, г. Кызыл, МБДОУ №39.
Тема: «Знакомство с буквой –Ш-»
Коррекционные задачи:
1.Воспитание слухового внимания и слухоречевой памяти;
2.Автоматизация правильного произношения звука –Ш- в словах и
предложениях;
3.Дифференциация понятий: «звук» - «буква», «слог» - «слово» -
«предложение»;
4.Укрепление глазодвигательных мышц и преодоление двигательного
автоматизма.
Образовательные задачи:
1.Знакомство и закрепление абриса буквы –Ш-;
2.Чтение слогов, одно, двух, трех –составных слов и анализ 2-составного
слова;
3.Привлечение внимания к правописанию сочетания: -ШИ;
4.Практиковать в составлении распространенных предложений;
5.Анализ простого предложения.
Воспитательные задачи:
1.Учить детей обращать внимание на поведение на занятии, во время игр и
во время общения друг с другом.
Оборудование:
-таблица Звук – буква»;
-схемы на расположение звука в слове;
-демонстрационная буква –Ш-, буквы для составления слов;
-пособие для чтения слогов и развития глазодвигательных мышц «Стрельба
глазами»;
-лист бумаги и 2 белых листа меньшего размера для выкладывания буквы
-Ш- на каждого ребенка;
-красные и синие магниты для проведения звукового анализа слов;
-символы для характеристики звука –Ш-;
-авторское пособие «Измени слово «шут».
Ход занятия:
1.Организационный момент:
-Проверили посадку и вспомнили правило:
«Наши глаза внимательно смотрят,
Наши уши внимательно слушают,
Наши руки нам не мешают, а помогают».
2.Постановка цели занятия:
Логопед читает стихотворение:
«Шорох, шептанье,
Шумок под окном,
Шлепенье легкое …
Что это? –ш-ш-ш-…
Там за шторами, возле окна
Шустрым мышонком шуршит тишина».
-Ребята, какой звук часто повторяется в этом стихотворении? (-Ш-)
Сегодня мы повторим все, что знаем про звук –Ш- и познакомимся с
буквой –Ш-, будем читать слоги и слова.
3.Повторение:
-Что такое звук (работа с таблицей).
-Составьте рассказ о звуке –Ш- при помощи сигналов (сигналы помещены
на доске).
4.Автоматизация звука в словах:
-в словесно- дидактической игре «Найди место звука в слове»:
« Звук –Ш- может находиться в начале, в середине и в конце слова. Назовите слова, в которых звук –Ш- находится в начале слова , в конце, в середине; слова, где два звука –Ш-» –( зрительная опора на схемы расположения звука в слове).
-в словесно-дидактической игре «Прятки»:
«Звук может играть в прятки. Послушайте, в слове «солнце» этого звука нет, но слово можно изменить так, чтобы оно появилось, например, «солнышко»:
рубаха, гармонь, муха, скворец, мальчик, девочка, ухо, ладонь, горох, брат, окно.
5.Знакомство с буквой.
-Что мы называем буквой? (таблица).
-Какой предмет напоминает буква? (расческа, забор, щетка).
-Какие главные, информативные места в этой букве?
-Сколько нужно взять палочек, чтобы выложить букву?
-А сейчас будем выкладывать букву –Ш- при помощи большого листа бумаги и двух маленьких.
6.Гимнастика для глаз и чтение слогов при помощи таблицы «Стрельба
глазами»:
«Глазами находим букву –Ш-, ведем взгляд вверх и читаем: –ша.
Возвращаем взгляд в центр, ведем его вправо и читаем : -шу.
Вновь находим букву –ш-, ведем взгляд влево: - шо.
Ведем взгляд от центра вниз: -ши».
7. Знакомство с правилом: -ши- пишем с гласной –и.
«Эта история произошла со звуком –Ш- давно. Он рос в семье один и был
избалованным и сердитым. Даже гласный звук – и- не смягчал его
сурового характера, хотя с другими звуками это получалось. Вот поэтому
в слоге –ши мы слышим –ы, а пишем –и».
8. Чтение слов.
Слова: «шум», «тишина».
-В каком из этих слов «спряталось» наше правило?
-Подумайте, шум – это хорошо или плохо? ( шум на празднике и шум
на занятии).
-Как бы вы нарисовали «шум», а «тишину»?
9.Трансформация слов:
«Это шут (демонстрация картинки). Он жил при дворе и веселил
придворных и самого царя. При этом он создавал шум и веселье.
Отсюда и название его должности».
Задания: 1).« Подумайте, как слово «шум» превратить в слово «шут»,
заменив одну букву?».
2). «Какой слог мы прибавим к слову «шут», чтобы у нас
получилось новое слово?» (шутка).
10. Звукослоговой анализ слова «шутка»:
«Шутка – это орудие шута. Мы с вами его «зашифруем».
О О О О О
с к с с к
11.Динамическая пауза:
«Дети, руки на пояс поставьте в начале,
Левой рукой закройте свой нос
Правой рукой потрогайте лоб.
Руки на пояс, руки на плечи,
Руки вдоль тела и снова на плечи.
А теперь потянулись,
Приветливо всем улыбнулись,
Сели на стульчики тихо и прямо,
Нам заниматься усердно надо!».
12. Работа над предложением.
Дети по указке логопеда читают слово «тишина» и составляют с ним предложения. Выбирают самое удачное и производят его анализ:
-Сколько слов в предложении?
-Как пишутся слова в предложении (каждое слово отдельно).
-Какое слово первое в предложении? Как оно пишется (с заглавной буквы).
-Какое слово последнее? Что ставиться в конце предложения?
13.Итог в форме короткого опроса.
-Ш- это… (звук).
-Читаем: ша, шо, шу, ши. Это -….(слоги).
-Читаем: шум, тишина. Это -… (слова).
-Вспомните, что мы говорили про «тишину»? Это -… (предложение).
-Работали мы с вами хорошо. Мы (читают новое слово) …МОЛОДЦЫ!