формирование самооценки и самоконтроля на уроках
методическая разработка на тему

формирование самооценки и самоконтроля на уроках

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование самоконтроля учащихся  с ОВЗ на уроках письма и чтения

Современная школа должна формировать у учащихся опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности. И ученики коррекционной школы не исключение. Сложившаяся в школе привычная отметочная система оценивания отнюдь не способствует формированию самостоятельной деятельности и личной ответственности.

Как в традиционной системе?                

                                                             

Приходя в школу, дети с первых дней ждут от учителя отметок. Они хорошо знают, что «5»- это очень хорошо, а « 2»- очень плохо, значимость других отметок относительно размыта. Если ученик ошибается, то это плохо. У ученика появляются страхи перед плохой отметкой, тревожность. Он боится вступать в соревнование с другими учащимися, чтобы избежать неудачу.

Такой учащийся не прилагает максимум усилий в деятельности, а довольствуется минимумом, достаточным для того, чтобы его не наказали, хотя может быть, способен и на большее.

Давайте поставим себя на место ученика. Представьте, нашу педагогическую деятельность каждодневно начнут оценивать по пятибальной шкале вышестоящие по положению в школе коллеги. Каждую четверть нам будет выставляться: кому 3, кому 4, кому 5, а кому и 2. При этом мы будем в неведении, почему нам поставили именно такую отметку и, как правило, будем с ней не согласны. И все! Как нам это понравится? Почему-то когда речь идет о детях, мы полагаем, что в отношении их такая оценочная деятельность - норма. А ведь именно такая система оценивания очень часто ставит барьер между учеником и учителем, семьей и школой.

Отрицательной стороной деятельности учителя по контролю и оценке является его эгоцентричность. Он стоит как бы над детьми, только сам имеет право оценить, похвалить, исправить ошибки. Ученик не принимает участия в этой деятельности. Более того: его участие часто наказывается (“не подсказывай” – а он нашел у соседа ошибку; “исправил” – а он у себя нашел ошибку…). Такой подход формирует у школьника убеждение в том, что оценка – проявление отношения учителя не к его деятельности, а к нему самому.

         И конечно если педагог хочет формировать у детей навыки самоконтроля и самооценки важно с первых уроков полностью изменить отношение к оценке. Следует изменить существующее отношение к ошибке как к чему-то недопустимому, наказуемому. Ученик должен усвоить, что ошибки неизбежны в ходе нормальной познавательной деятельности и могут помочь глубже понять материал. Учитель должен восприниматься учеником как человек, основная функция которого – укрепление веры в себя, помощь в развитии и в решении проблем. По возможности нужно свести к минимуму негативные оценки деятельности учеников, а обращать особое внимание на качественный анализ.

Контрольно-оценочный  механизм включает в себя два компонента: самоконтроль и самооценку.

Проблема исследования самоконтроля и самооценки у учащихся с интеллектуальной недостаточностью в литературе представлена недостаточно. В.Г. Петрова, С.Л. Мирский и др. указывали на то, что у данной категории детей отмечаются значительные нарушения в организации самоконтроля произвольной деятельности,  также наблюдаются затруднения в самоконтроле умственных действий, обусловленные психофизиологическими особенностями.                                                    Теоретический анализ проблемы самоконтроля в педагогике и психологии показал, что имеются различные точки зрения  в трактовке  самого понятия,  его содержания, особенностей протекания.

В.А. Иванников, трактует самоконтроль как осознание и оценку субъектом собственной деятельности в соответствии с эталоном и считает его одним из важнейших факторов, обеспечивающих самостоятельную деятельность учащихся. 

Его назначение заключается в своевременном предотвращении или обнаружении уже совершенных ошибок, а сформированность операций, умений и навыков самоконтроля является важнейшим условием эмоциональной регуляции поведения, формирования социальных отношений и социальной адаптации ребенка.                                                                 Полтора года назад я решила уделить больше внимания контрольно- оценочной деятельности, чтобы формировать у учащихся навыки самоконтроля и самооценки

Главные вопросы в оценочной деятельности: как оценивать, что оценивать, с какой целью оценивать работу ученика на уроке. Самый сложный, наверное, вопрос о том, как оценивать. Но прежде всего, хочется назвать некоторые принципы, которыми следует руководствоваться учителю при осуществлении оценочной деятельности:

-любая деятельность ученика по добыванию знаний должна быть оценена;

-оценка на уроке должна быть полностью лишена какого-либо момента сравнения одного ученика с другим;

-она в первую очередь должна отмечать изменения, происходящие с данным учащимся, позитивные или негативные;

-оценка не должна быть наказанием для ученика со стороны учителя;

-оценке учителя должна предшествовать самооценка ученика, а отсюда необходимое условие - постоянно учить детей самооценке и саморефлексии;

-оценка должна быть понятна ученику и восприниматься им как объективная;

-оценка не должна быть убийственной для того, кто старался и у него пока не получается, она должна постоянно давать ему надежду на то, что количество обязательно перейдет в качество;

-оценку должен давать не только учитель, но и ученики друг другу.

На мой взгляд, следует оценивать всякую деятельность детей, направленную на добывание знаний и прежде всего успехи. Оценочной деятельностью занимается не только учитель. Очень важно сместить акценты в этом вопросе таким образом, чтобы учащиеся прочувствовали, что они наравне с учителем имеют право на оценивание и своего ответа, и ответа товарища.

Что сегодня предлагают ученые, педагоги и психологи для совершенствования контрольно-оценочной деятельности. Процесс обучения самооценке должен строиться на мотивации. В начальных классах в качестве мотива могут выступать такие моменты, как создание игровой ситуации, где правильность выполнения задания( а они должны соответствовать какому-то образцу, эталону) поможет какому-либо герою выйти из трудного положения или попасть в желаемое место. Ученик получает одобрение или похвалу героя, учащихся или учителя. Изредка возможен как вариант поощрения сюрприз- подарок: картинка, открытка. В средних и старших классах мы постепенно обучаем контролю над процессом формирования предметных знаний ( т.е. можно сказать по другому процессуальному или пошаговому). По письму –это выполнение заданий  по плану, опираясь на правила, самопроверка с выполненного образца и поиск ошибок в каком либо шаге. Какие виды оценивания можно использовать ? (Т.Е отвечаем на вопрос как оценивать)

1.Оценочные высказывания: С 1 класса формировать словесную оценку успеха « умница», «молодец», «Отлично», «тебя приятно слушать», «мне нравится твоя работа», достаточно бывает улыбки или кивка головой.

Оценочные высказывания носят стимулирующую функцию (оценка побуждает ученика к деятельности), Ориентирующую ( через оценочное высказывание ученик получает представление о результативной сторонах своей учебной работы) и организующую( усваивает требования, предъявляемые к знаниям и умениям).

Для того, чтобы дети научились создавать оценочные высказывания нужно формировать следующие умения

- умение определять предмет оценивания ( т.е , то что подлежит оценке)

- умение воспринимать предмет оценки;

- умение устанавливать критерии оценки;

- умение сопоставлять предмет оценки с критериями оценки.

3. Основное – научить детей пользоваться критериями оценки основных видов работы на уроке. Критерии выполненной работы обязательно по образцу в учебнике или по эталону предложенным учителем. Каждому ученику дается возможность сравнить себя с эталоном, увидеть свои продвижности или погрешения. Первый тип - работа с эталонами оценки. Задача учителя на таких уроках - создавать  условия для того, чтобы ребенок  в своей учебной работе не упускал  из виду эталон, умел им пользоваться, а после сравнения с эталоном сам делал выводы о результатах своего труда, сам ставил себе задачу по совершенствованию подлежащего усвоению действия. На первых этапах этой работы учитель формирует у детей первоначальные оценочные действия путем ненавязчивой, как бы для себя, демонстрации своих оценочных суждений, давая им возможность принять участие в определении эталонов и способов работы с ними. При этом педагог специально совершает «ошибки», чтобы дать детям возможность уловить неточности, включиться в их обсуждение, ввести оценочные суждения.

Второй тип  занятий - выработка детьми собственных  эталонов. Очень важно создавать  на этих занятиях такие ситуации, когда  дети начинают вырабатывать собственные  эталоны в виде позиции, вкусовых пристрастий, собственной точки  зрения и ее обсуждения. В такой ситуации учитель не навязывает школьникам свое мнение, не устраняет возникшие разногласия, а только включается в обсуждение наравне с другими.

Например, на уроках русского языка используется следующий прием. Ответ ученика оценивается по следующим критериям:

-правильность ответа

-его полнота

-наличие примеров

-степень самостоятельности ответа

( данные критерии будут к месту, когда проверяем знание правил, при устном ответе, по данным критериям можно рассказать о любой части речи).

На уроках чтения выработаны критерии по устному рассказу. Рассказ должен быть:                                                      

-логичным                                                    

- последовательным

На уроках чтения при оценке пересказа текста учитываю:

        - полноту, правильность, последовательность пересказа;

        - ясность, чёткость, выразительность речи;

        - отсутствие речевых ошибок и слов-«паразитов».

При оценке выразительного чтения стихотворения наизусть  оцениваю:

- выразительность, уверенность, нужный темп чтения, отсутствие ошибок;

- учащийся должен четко, без запинок проговаривать слова,  выдерживать паузы, интонационно выделять слова, на которые падает логическое ударение.

        При оценке чтения учащегося учитываю:

- беглость, выразительность чтения;

- учащийся должен читать четко, понятно, уверенно, целыми словами, в оптимальном темпе, осознанно.                                      

            За письменную работу

Баллы

Основные показатели для оценочных суждений

1 балл – очень слабо

Текст написан под диктовку полностью, но имеется 8 и более ошибок

2 балла – слабо

6-8 ошибок

3 балла – удовлетворительно

3-5 ошибок

4 балла – хорошо

1-2 ошибки

5 баллов – отлично  

Работа без ошибок( 1-2 исправления)

 

Учащимся, получившим «5», комментирую ответ: «Ответ правильный, ученик понимает, о чем говорит, ответ полный, последовательный, речь правильная, без ошибок, молодец, прекрасно ответил» или «Пересказывал правильно, последовательно, не нарушал порядок событий, пересказ полный, говорил чётко, понятно, громко, выразительно, в речи не было речевых ошибок и слов-«паразитов», очень порадовал» и т.п.  При снижении отметки указывают недостаток в ответе, важно делать это доброжелательно, корректно, с обязательным выражением уверенности в том, что в следующий раз ответ получится более удачным, задание будет выполнено точнее.

Когда учащиеся приучаются к выслушиванию комментариев отметок, начинаю привлекать их к оцениванию ответов одноклассников. Оценить собственный ответ учащимся труднее, т.к. учащихся с нарушением интеллекта часто либо завышена, либо занижена самооценка, у многих нет критического отношения к своим ответам и действиям, не сформирована привычка к самокритике и к постоянной рефлексии. Оценить ответ другого им легче. Работа с 9-классниками в течение учебного года показала, что даже такие дети стремятся к объективной оценке товарища, начинают более внимательно следить за ответами одноклассников. Кроме того, такая работа на уроке попутно помогает развивать навык полного, развернутого, последовательного высказывания. К концу учебного года почти все ученики уверенно комментируют ответы друг друга, четко определяя, за что снижена отметка. Психологи советуют оценочную деятельность учащихся постепенно усиливать, сочетать её с дифференцированной отметкой учителя.

Если есть малейшая возможность похвалить ученика за что-то (читал на уроке более уверенно, чем обычно; часть  длинных слов проговорил не по слогам, а целым словом, уверенно, а не так, как ранее – по слогам, многократно повторяя одно слово; нарисовал яркий рисунок – иллюстрацию к эпизоду, а до этого рисовал небрежно, неярко, невыразительно; подобрал удачное оценочное слово для характеристики литературного героя, в то время как весь класс затруднился, и т.п.), нужно эту возможность использовать, заострить на этом внимание, выразить удовлетворение работой ученика на данном уроке (этапе обучения) и надежду, что и впредь он будет работать также успешно. Психологи советуют педагогам замечать любые достижения ребенка, доводить до его сознания, что именно он сам является источником своих успехов. В случае командного успеха рекомендуется хвалить всех, кто был участником группы, так, чтобы у каждого ребенка складывалось ощущение, что его вклад был незаменим.

Вместе с тем рекомендуется иногда  игнорировать неуспехи, либо причины их приписывать внешним обстоятельствам. Поддерживать стоит не только успех, но и движение к нему. Важен и результат, который достигнут учеником, и старание, попытка достигнуть максимального результата.    

4. Рейтинговое оценивание – это, когда мы определяем результат в виде суммы баллов, т.е. когда проверочная работа имеет определенную «цену». При выполнении задания дети должны знать, сколько баллов будет содержать то или иное задание. Выполнив задание, дети могут оценивать себя сами, оценивать своих товарищей по заданным « ценам». Должны знать, сколько баллов работает на высокий уровень, средний, низкий.

Примеры: упражнение для самопроверки по теме « Прилагательное». Учащимся раздаются карточки , состоящие из двух заданий.

  1. В результате перестановки букв в словах получи названия животных.

К каждому животному подбери подходящее по значению прилагательное. ( 5 баллов)

  1. Одно прилагательное просклоняйте по падежам. ( 5 баллов)

Высокий- 12 б.  средний- 8-10 б. ниже среднего 5-7б низкий- ниже 7б.

Оценивание в баллах.

Оценочные шкалы должны быть разные, чтобы система оценок не была привязана только к 5,10,100- бальной шкале, а обладала гибкостью.

Начинать нужно самого легкого. Например, на уроках письма в начальных классах, при выполнении письменных заданий учитель просит детей ставить плюсики за каждое правильно выполненное задание. Также можно использовать вместо шкалы линейку.

Для того, чтобы приблизиться к учебной самостоятельности, ребенок должен четко понимать как оценивается каждая работа.

 Каким образом на практике формирую и развиваю навык самоконтроля и самооценки, взаимоконтроля и взаимооценки?

1. Подбираю такие упражнения, чтобы у ученика появился интерес к предлагаемому заданию. Карточка состоит из нескольких заданий, но первое задание- это всегда игра или упражнение тренировочного характера, на развитие внимания, памяти, формирование учебной мотивции.

2.    Предлагать учащимся такие задания, неправильность полученного ответа которых требует проверки.                                         

Пример: На уроках письма и развития речи часто используются программированные диктанты с дальнейшей самооценкой (отметка выставляется карандашом).

На доске записано условие: 1 – в корне буква О, 2 – в корне буква А. Диктуются слова, ученики пишут в ряд нужные цифры.

Ночевать, подарить, сказать, домовой, горевать, варить, уколоть.

На доске записывается ключ: либо учителем, либо учеником (или двумя учениками):    1 2 2 1 1 2 1

Учащиеся проверяют свою запись, указывают на ошибки одноклассников. Спорные ответы обсуждаются, подбираются проверочные слова. Ученики выставляют оценку себе карандашом по шкале: нет ошибок – «5», 1-2 ошибки – «4», 3-4 ошибки – «3». Ученики быстро усваивают систему оценивания. Бывают случаи, когда ученик не хочет выставлять себе отметку «3», позволяю это, ведь он всё равно сам для себя знает, что выполнил работу на «3». Есть в классе ученики, которые критично настроены к себе и не стесняются выставить себе «3», понимают, что ошибок много и есть над чем работать.

рых выясняется только в результате проверки.

3.Предлагать учащимся задания, проверку которых они осуществляют по «ключам»                                                                  

4  Применяю тесты и упражнения с взаимопроверкой. Взаимооценка - важнейшая составляющая оценочной деятельности на уроке, ибо эта деятельность побуждает ученика быть на уроке в активной деятельной позиции, анализировать, сравнивать, оценивать, делать выводы, стремиться работать лучше.

Перед началом взаимопроверки каждый учащийся дает самооценку своей работе. А затем под руководством учителя идет взаимопроверка. Далее работы возвращаются авторам, и они могут задать вопросы, если не согласны с действиями проверяющих, мы это называем апелляцией.

  1. Каждый ученик получает карточку, подписывает её (фамилия, имя), выполняет тест, обводит в каждом вопросе один из предложенных ответов, который, на его взгляд, правильный. Затем ребята обмениваются карточками, проверяют друг друга. Если ответ верный, по мнению проверяющего, он рядом с номером задания ставит «+», если неверный, ставит «-». Внизу на специальных строчках пишет свою фамилию (кто проверил) и оценку, которую он выставляет в соответствии с известной шкалой оценивания. После взаимопроверки тесты сдаются и проверяются учителем, выявляется совпадение / несовпадение отметок проверявших и учителя. Тем, кто проверил точно, пишу «Молодец!»
  2. Примеры таких карточек: 9 класс. Повторение темы «Части речи».

Фамилия, имя __________________________________________________________

1. К существительным относится:  а) быстро  б) золотой   в) мы   г) веселье   д) веселить

2. Прилагательное обозначает: а) предмет    б) признак предмета    в) признак действия   г) действие

3. Вопросы числительных:  а) какой? который? сколько?   б) кто? что?  в) как? куда? где?

4. Чудесной и удивительной показалась мне эта сказка.

     В этом предложении существительным является слово:

        А) мне     б) эта     в) сказка    г) чудесной

5. Наречие зависит от:     а) числительного    б) местоимения    в) глагола

Проверил _____________________________________________Оценка ___________

6 класс.  Р.Киплинг «Рикки-Тикки-Тави».

Фамилия, имя ________________________________________________

1. Рикки-Тикки – это:      а) щенок;    б) обезьянка;    в) мангуст.

2. Мальчика, к которому попал жить Рикки-Тикки, звали:      а) Тедди;       б) Том;  в) Джон.

3. По характеру Рикки-Тикки:     а) ленивый;    б) любопытный;   в) жестокий.

4. В саду в кустах  терновника:  а) было гнездо птицы Дарзи;  б) была нора крысы;   в) была мусорная куча.

5. Наг – это:    а) медведь;    б) волк;    в) змея.

6. Нагайна – это:   а) кошка;    б) жена Нага;    в) сестра Нага.

Проверил (а) _________________________________________ Оценка ___________

  1. Иногда учащимся всегда интересно задание на самопроверку «Вслепую».

Я называю существительные с шипящей на конце. И даю установку , что задание выполняется с закрытыми глазами

Если (ь) знак пишется поднимаем один палец к верху

Если не пишется не поднимаем ничего.

 Предлагаю 9-классникам закрыть глаза, я буду называть числительные. Если Ь на конце числительного, ученики должны поднять вверх один палец, если Ь в середине числительного – поднять два пальца. Ученики не видят друг друга, не знают, кто как отвечает. Проверить себя, правильно ли дан ответ, ученики могут так: учитель прикоснется рукой к плечу, если ответ неверный. Знать о том, что он неверно ответил, будет только сам ученик. Задача учителя – двигаться по классу тихо. После такой работы тем, кто допустил много ошибок, можно дать дополнительную карточку, чтобы они еще раз поработали с подобными словами.

6. преднамеренно допускать ошибки на доске.

7.    Предлагать учащимся самим  оценить свою работу (контрольную и самостоятельную или домашнюю). Это повышает ответственность ученика за ее выполнение и способствует воспитанию умения и привычки самоконтроля.

6.    Предлагать учащимся проверить и оценить работу товарища.

В процессе реализации воспитательной функции создаются условия для формирования тех качеств личности, которые становятся стимулом положительного отношения к учению. Это касается прежде всего умения и желания осуществлять самоконтроль. Сюда относятся:

  • умение сравнивать результат своей деятельности с эталоном;
  • умение анализировать правильность (неправильность) выбора способа учебного действия, средств достижения цели;
  • поиск ошибок в чужой и своей работах, анализ их причин и определение путей исправления.

Таким образом, система контроля и оценки становится регулятором отношений школьника и учебной среды. Ученик превращается в равноправного участника процесса обучения. Он не только готов, он стремится к проверке своих знаний, к установлению того, чего он достиг, а что ему еще предстоит преодолеть. Нужно помогать ребенку с первых дней обучения овладевать контролем, показать, что это такое, как он осуществляется, и постепенно приучить его самого контролировать и оценивать свои действия – вот задача, которая встает перед взрослыми.

в конце урока предлагаю детям ответить на следующие вопросы:

Памятка для учащихся «Рефлексия урока»

Наш урок подошёл к концу, и Я хочу сказать ...

Мне больше всего удалось ...

За что я могу себя похвалить?

За что я могу похвалить одноклассников?

Что приобрёл?

Что меня удивило?

Для меня было открытием то, что ...

Что, на мой взгляд, не удалось? Почему? Что учесть на будущее?

Итак, оценка - мощное средство в руках учителя, с помощью которого можно добиться очень многого. Прежде всего оценка должна быть справедлива. Под этим понимается как оправданность ее с точки зрения качества ответа, так и понятность ее для ученика. Далее, психологическая грамотность подразумевает умение учесть индивидуальные особенности учащегося. Скажем, ребятам хрупкого душевного склада, обладающим большой впечатлительностью, нередко можно причинить психологическую травму неосторожно высказанным оценочным суждениям.

Поэтому важнейшим компонентом педагогического мастерства учителя является умение найти верный тон для высказывания своей оценки.

Давая оценку, каждый учитель думает о дальнейшем росте ученика. Не бывает учащегося, который бы, переступая порог школы, не хотел учиться и иметь положительные оценки. Есть ученики, не умеющие учиться, есть, которым учение дается трудно, и есть, которым что-то может мешать учиться. Причины могут быть разными, но последствия получаются схожими – не умеющие учиться и не имеющие нормальных условий к учению постепенно становятся не желающими учиться, "трудными" учениками, если учитель формально относится к результату и оценке учебного труда таких учащихся.

Ребенок нуждается в оценке буквально каждого своего усилия. Но как сделать, чтобы усилие совершалось не ради учительской оценки или хотя бы не только ради нее? Зависимость от внешней оценки снижается тогда, когда у человека формируется внутренняя оценочная инстанция — САМООЦЕНКА.

        

        Задания тестового характера на уроках чтения также развивают навык самооценки (выполнив тест, проверив его по ключу на доске, ученики ставят себе отметки в соответствии с известной им шкалой). Данные задания попутно позволяют развивать внимание учащихся и навык осознанного чтения. Перед чтением текста на уроках чтения и развития речи учащиеся предупреждаются, что после чтения будет проведен тест, чтобы проверить, насколько внимательно они слушали или читали. Такой тест можно проводить на последнем уроке после изучения большого по объему текста как викторину, чтобы выявить, как хорошо дети помнят текст.

А.Белорусец «Звонкие Ключи». Задание – послушать предложения и записать последние слова, которые при чтении предложений не называются.

1. Однажды мальчик …

1. заболел

2. В деревне мальчик и мама жили на берегу…

2. реки

3. Мама говорила, что в реке спрятана …

3. тайна

4. Маму и мальчика часто по утрам будили…

4. ворота

5. Бабушкиного кота звали …

5. Василий

6. Чтобы расшевелить кота, мальчик выносил на нитке бумажный…

6. бант

7. Волосы у мальчика посветлели на солнце, как…

7. солома

8. Когда мальчик вырастет, он будет как…

8. папа

        Р.Киплинг «Рикки-Тикки-Тави». Задание – послушать предложения, определить, какие из них правильные, какие неверные. Под цифрами ставить + или –; ключ может быть заранее записан на доске и закрыт.

1. Люди спасли мангуста во время наводнения.

1.  +

2. Рикки-Тикки так назван, потому что в Индии всех мангустов так называют.

2.  –

3. Рикки-Тикки большой, пушистый, с чёрными глазками.

3.  –

4. У Большого человека есть жена Элис и сын Тедди.

4.  +

5. Птица-портной Дарзи помогала змеям в войне с мангустом.

5.  –

6. Мускусная крыса Чучундра труслива, она хнычет всю ночь.

6.  +

7. Рикки-Тикки сначала победил змейку Карайт.

7.  +

8. В гнезде Нагайны было 20 яиц.

8.  –

       

В 9 классе в ходе изучения темы «Числительное» активно применяю такие тесты, как например:

Тест № 1.

1. Укажи предложение с числительным.

а) Я приеду домой завтра.

б) Поезд прибывает в шесть часов вечера.

в) У меня много друзей.

2. Числительное – это часть речи, обозначающая:

а) предмет;       б) признак предмета;    в) количество или порядок при счете.

3. Укажи порядковое числительное:

а) восемьсот пять;     б) сто сороковой;     в) две целых три четвертых.

4. Числительное отвечает на вопросы:  

 а) как? где? когда?      б) сколько? какой?    в) кто?  что?

5. Укажи количественное числительное:

а) одна десятая;   б) восьмой;     в) пятьсот двадцать второй.

Тест № 2.

1. Указать вопросы числительного:     а) какой, который, сколько?     б) кто, что?  

                                                                     в) где, куда, как?

2. Если числа записать словами, в каком числительном Ь будет в середине слова?

а)  15          б)  60            в) 30

3. Указать правильный ответ:

                                                                    а)                   б)                  в)

сем…надцать                                            -                      ь                   -

сем…десят                                                -                      ь                   ь

сем…сот                                                    ь                     -                    ь

4. Указать числительное, на конце которого пишется О:

а) трист…               б) девяност…                      в) четырест…

5. Указать правильное суждение:

а) у числительных от 5 до 20, 30 в середине слова пишется Ь;

б) у числительных от 50 до 80 на конце слова пишется Ь;

в) у числительных от 500 до 900 в середине слова пишется Ь.

таких карточек:

9 класс. Повторение темы «Части речи».

Фамилия, имя __________________________________________________________

1. К существительным относится:  а) быстро  б) золотой   в) мы   г) веселье   д) веселить

2. Прилагательное обозначает: а) предмет    б) признак предмета    в) признак действия   г) действие

3. Вопросы числительных:  а) какой? который? сколько?   б) кто? что?  в) как? куда? где?

4. Чудесной и удивительной показалась мне эта сказка.

     В этом предложении существительным является слово:

        А) мне     б) эта     в) сказка    г) чудесной

5. Наречие зависит от:     а) числительного    б) местоимения    в) глагола

Проверил ______________________________________________ Оценка ___________

6 класс.  Р.Киплинг «Рикки-Тикки-Тави».

Фамилия, имя ________________________________________________

1. Рикки-Тикки – это:      а) щенок;    б) обезьянка;    в) мангуст.

2. Мальчика, к которому попал жить Рикки-Тикки, звали:      а) Тедди;       б) Том;  в) Джон.

3. По характеру Рикки-Тикки:     а) ленивый;    б) любопытный;   в) жестокий.

4. В саду в кустах  терновника:  а) было гнездо птицы Дарзи;  б) была нора крысы;   в) была мусорная куча.

5. Наг – это:    а) медведь;    б) волк;    в) змея.

6. Нагайна – это:   а) кошка;    б) жена Нага;    в) сестра Нага.

Проверил (а) _________________________________________ Оценка ___________

Развивать навык взаимоконтроля помогает задание «По цепочке». После обсуждения прочитанного на уроке чтения текста (рассказа, сказки)  учащимся дается полминуты, чтобы они придумали свой вопрос по тексту (по содержанию либо на выражение отношения к героям или впечатления от прочитанного). Затем ученики «по цепочке» задают вопросы друг другу, выслушивают ответ и определяют, верный ответ или неверный. Если ответ неверный или неточный, сами дают правильный ответ. Первый ученик задает вопрос второму, второй отвечает и задает вопрос третьему, третий ученик отвечает и задает вопрос четвертому и т.д. Последний ученик задает вопрос первому или всему классу.

Подобную работу можно проводить и на уроках письма. Например, в 9 классе перед выполнением задания вспоминаем опорные схемы «Ь на конце и в середине числительных», записываю их на доске. Затем предлагаю 1-му ученику придумать числительное, одно из указанных в схемах, и продиктовать его 2-му ученику. 2-й ученик проговаривает числительное по слогам и объясняет написание ь – в середине или в конце слова. 1-й ученик оценивает – «правильно» или «неправильно». Если «правильно», все записывают. Если «неправильно», 1-й ученик поправляет ошибку, объясняет правильное написание, все записывают. Затем 2-й ученик придумывает свое числительное и называет его 3-му ученику. Работа продолжается так «по цепочке». Последний ученик предлагает числительное первому ученику.

Интересно и полезно задание «Найди ошибку». Прочитав на уроке внеклассного чтения сказку Р.Киплинга «Откуда взялись броненосцы», готовлю ребят к выполнению данного задания. Читаю им заранее приготовленный мною небольшой (4-5 предложений) рассказ о Ягуарихе – маме Расписного Ягуара. В рассказе намеренно допускаю несколько фактических ошибок. Ученики называют их после чтения текста. Затем предлагаю самим придумать небольшой рассказ о герое сказки (из 3-4 предложений): 1 ряд – о Еже, 2 ряд – о Черепахе, 3-й ряд – о Ягуаре. Даю время (5 минут), затем ребята читают вслух получившиеся тексты, ученики с других рядов называют ошибки, допущенные в текстах. Развивается мышление, память и речь учащихся, ребята проверяют друг друга на хорошее знание текста сказки.

        На уроках по отработке навыков написания падежных окончаний прилагательных применяю задание-соревнование «Самый грамотный ряд». К  доске вызываю от каждого ряда представителя (три ряда – три ученика у доски), диктую 5-6 словосочетаний «сущ. + прил.», (например: «раннюю птицу», «дальняя дорога», «в старом доме»,  «по высокой траве» и т.п.). Все молча записывают – в тетрадях и на доске, затем представители рядов садятся на места, а класс проверяет, кто правильнее всех написал словосочетания, ученики находят и называют ошибки, допущенные одноклассниками на доске, комментируют правильное написание, коллективно выставляется оценка каждому представителю рядов с учетом допущенных ошибок. По выставленным отметкам определяется самый грамотный ряд. Ученики, работающие у доски, несут двойную ответственность – за себя и за свой ряд.

Часто использую карточки с одинаковым заданием, которое по цепочке выполняет весь ряд: первый ученик работает с первым словом (словосочетанием), второй – со вторым и т.д. Все слова (словосочетания) на одно правило. Важно сделать задание быстро и без ошибок. Ряд может выиграть в скорости, но проиграть в качестве выполнения. По окончании работы можно открыть заранее записанный на доске правильный вариант выполнения задания, сверить с ним работу каждого ряда и оценить. Например:

        Задайте вопрос от существительного, вставьте окончания прилагательных. Выделите окончание прилагательного:

Солнце ( _____________? ) жарк…

Другом ( _____________? ) верн…

Весна  ( ______________? ) ранн…

О платье ( _______________? ) зелен…

Брата ( ________________ ?) любим…

Соседу ( _______________? ) ново…

Повышению самооценки и формированию умения видеть в других людях положительные черты, достоинства, объективно оценивать себя и других способствуют такие задания, как выставка иллюстраци к прочитанному произведению и выполнение проекта, рассчитанного на один-два урока.

Перед итоговым уроком по сказке Р.Киплинга «Рикки-Тикки-Тави» дается домашнее задание: нарисовать иллюстрацию к любому эпизоду сказки, подготовиться к защите своего рисунка. Я  даю  пример защиты рисунка, используя для этого иллюстрацию в учебнике, предлагаю представить, что это я нарисовала рисунок и поясняю, почему я выбрала именно этот эпизод для иллюстрации и чем мне в этом эпизоде понравился Рикки-Тикки (таким образом наглядно объясняю ученикам, что можно отметить важность самого эпизода в истории про мангуста, можно отметить те черты характера главного героя, которые проявились в эпизоде, выразить свое отношение к герою и данному эпизоду). На заключительном уроке классу дается задание: посмотреть рисунки одноклассников, послушать защиту работ, выбрать тот рисунок, который нравится больше всех, назвать и похвалить автора рисунка, объяснить, чем рисунок понравился. Каждый ученик представляет классу свой рисунок и защищает его, т.е. проговаривает несколько связных предложений, поясняя свой выбор эпизода  (развивается в том числе и речь учащихся). Затем рисунки крепятся на доску, получается небольшая выставка. Желающие с мест называют особенно понравившиеся рисунки, отмечают яркость красок, правильность изображения (соответствие тексту), точность передачи характеров героев сказки и т.д. Авторам работ приятно выслушать комплименты в свой адрес, тем более что они заслуженны.  Мне, как учителю, остается похвалить всех, особенно выделив тех ребят, чьи рисунки не были названы одноклассниками как лучшие (важно найти, за что их тоже похвалить, и сделать это искренне).

         Работу над проектом «Добрые слова» провели на одном из резервных уроков в конце I учебной четверти в 6-м классе. На плакате, мною заранее ярко раскрашенном, предлагалось наклеить имена всех учеников 6 класса (они были заранее заготовлены в форме абстрактных фигур, напоминающих звезды). Мною были сделаны шаблоны разных фигур – бабочка, звездочка, цветок, бант и т.п. Класс обсуждает название плаката: предлагаются заранее (на принтере распечатанные крупными буквами) «Вот какие мы молодцы!», «Наш веселый дружный класс!», «Знакомьтесь: это  мы!» и др. Название выбрано голосованием, наклеено одним из учеников в верхней части плаката. Затем обсуждаем достоинства друг друга. Начинаю я, подавая пример: называю такое качество, например, Пети Блинова, как жизнерадостность, Бачурина Сергея – сообразительность и трудолюбие, Соколова Саши – наблюдательность и т.п. Предупреждаю, что плохое слышать о себе никому неприятно, а хорошее – очень приятно. «Давайте в конце учебной четверти скажем друг другу побольше хороших слов! Мы хорошо поработали в течение учебной четверти. Похвалим друг друга!» Дети включаются постепенно в работу и дают в целом объективные положительные оценки друг друга: хороший друг, отличный спортсмен, помощник, трудолюбивый, веселый и др. Один из учеников с хорошим почерком подписывает к наклеенным звездам с именами те характеристики, которые озвучены. В это время все выбирают шаблоны и цветную бумагу, вырезают те фигурки и того цвета, которые нравятся. Наклеивают свои фигурки как знак дружбы и хорошего отношения рядом с именами ребят, которые особенно нравятся. Учителю нужно следить и аккуратно направлять расклеивание фигурок, если есть перекос – рядом с именами одних ребят много фигурок, рядом с именами других – меньше. Работа так увлекает, что наклеить фигурки ребята хотят под всеми именами. Плакат вешаем на доску, любуемся работой, благодарим друг друга за работу и дружбу, за доброжелательность. Еще раз проговариваем усвоенные на уроке доброжелательные характеристики человеческой личности. Плакат долго висит на доске, всем нравится и повышает настроение. Данная работа позволяет также обогатить словарный запас учащихся оценочной лексикой.

Осознанию своего места в классном коллективе, своей значимости способствует участие детей в реализации издательских проектов. В 7-м классе ребята с увлечением создавали альбом по русским сказкам, книжку-малышку по сказкам Пушкина. У каждого была своя страничка. Ребята сами выбирали, что они сделают: викторину или кроссворд, тест или рисунок. Попробовав себя в одном жанре, ученик в следующий раз изъявлял желание сделать что-то другое. Учащиеся видели результат свое работы, чувствовали удовлетворение и гордость от того, что у них получились хорошие работы. Свои проектные работы ученики защищали на школьной конференции учебных проектов, рассказывали о цели своей работы, последовательности действий, вкладе каждого в общую работу, показывали получившиеся плакаты, альбомы. Опыт выступления с серьезным сообщением перед большой аудиторией очень важен и полезен для детей с ОВЗ, придает им уверенности в себе.

         Усиление внимания к самоконтролю объясняется его принципиальной ролью в организации психической жизни человека. Самоконтроль относится к числу обязательных признаков сознания и самосознания человека. Он выступает как условие адекватного психического отражения человеком своего внутреннего мира и окружающей его объективной реальности. В этом качестве самоконтроль оказывается включенным во все формы психических явлений, присущих человеку.



Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья  "Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 11 VIII вида" д.Горьковская

                                                               

 «Использование элементов  здоровьесберегающих технологий для детей с ограниченными возможностями здоровья на уроках письма и развития речи .

 

Подготовила учитель русского языка и чтения: Шарапова Т.А.

2012г. д Горьковская.

Использование элементов здоровьесберегающих технологий для детей с ограниченными возможностями здоровья на уроках письма и развития речи. 

      Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обучения – обеспечить школьнику возможность сохранения физического и психического здоровья  за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания и навыки  по здоровому образу жизни, научить  использовать полученные знания в повседневной жизни. Здоровьесберегающие технологии  ориентированы на признание учащимися ценности здоровья, чувства ответственности за его сохранение и укрепление. Элементы этих технологий, несомненно, должны присутствовать на каждом уроке: их применение занимает мало времени, однако имеет колоссальное значение для повышения работоспособности учащихся и сохранения их здоровья.

      Учитель, осуществляя свою педагогическую деятельность,  может сделать многое для сохранения здоровья  учеников. Русский язык и чтение в коррекционной школе серьезные и сложные предметы. На этих уроках учащимся с ОВЗ  приходится много писать, читать, думать, рассуждать,   поэтому я  стараюсь уделять  особое внимание здоровьесберегающим технологиям.

   Важная часть моей  работы по здоровьесбережению – это рациональная организация урока. Помещение, в котором проводится занятие, должно соответствовать гигиеническим требованиям ( оптимальный температурный режим, чистота, хорошая освещённость).Для предупреждения преждевременного утомления учеников, я провожу  на каждом уроке физкультминутки, включающие упражнения для глаз, кистей рук, опорно-двигательного аппарата (учащиеся в старших классах могут сами организовать  физкультурную  паузу в середине урока). В течение урока использую разнообразные виды деятельности, применяю  различные формы работы: коллективную, групповую, парную, индивидуальную.  На уроках   письма веду дифференцированную работу, предлагая разноуровневые задания. Осуществляю индивидуальный подход во время уроков. ( В коррекционной школе это очень важно).   Целью своей работы как учителя ставлю: организация образования и воспитания на основе здоровьесберегающих  технологий как фактор формирования познавательной активности и самостоятельности обучающегося с ОВЗ.

   Данная проблема заинтересовала меня настолько, что я стала по крупицам собирать интересующий меня материал. Читала и собирала любые публикации, касающиеся здоровьесбережения.

  Здоровый урок – это тот урок, в рамках которого удается активно управлять работоспособностью учащихся. Удерживая её на индивидуально-высоком уровне. Здоровый урок – это тот урок, плотность которого задается эффективностью предшествующего отдыха, урок, который сохраняет желание учащихся работать дальше. Здоровый урок – это тот урок, который не научает, а развивает. Создать такой урок и учить каждого в соответствии с его природными возможностями очень сложно. Постоянно приходится искать материал, соответствующий целям урока, способствующий снятию усталости, создавать комфортные условия для учебной деятельности и следовать принципу природосообразности: не научать, а развивать.

    При подготовке к уроку стараюсь чередовать разные виды деятельности. Работа на уроках проходит в режиме динамических позУроки начинаю с эмоционального настроя, в которые включаю стихи, музыку. Подачу нового материала организую так, чтобы обеспечить активную аналитико-синтетическую деятельность. Новую информацию преподношу таким образом, чтобы она вызывала у ребят последовательную цепь положительных эмоций: удивление, интерес, радостьУчебный материал увязываю с уже известными данными, с прошлым опытом.

    При выборе формы урока продумываю все упражнения для того, чтобы не допустить перенапряжения мышц туловища и глазодвигательных мышц. Учебный материал распределяю в соответствии с динамикой текущей работоспособности учащихся, осуществляю дифференцированный подход.

Первые 3-5 минут – это фаза вхождения в урок. Поэтому нагрузку даю небольшую. Период устойчивой оптимальной работоспособности 15-20 минут, и нагрузка должна быть максимальной. Затем идет снижение нагрузки, так как развивается утомление. В последние минуты урока, когда наблюдается небольшое повышение работоспособности, провожу закрепление нового материала, обращаю внимание на главные моменты пройденной темы. Физические упражнения являются небольшой паузой в процессе обучения и положительно влияют на умственную работоспособность детей, поэтому их провожу обязательно.

    На уроках  использую  веселые физкультминутки в стихотворной форме, когда двигательные упражнения сопровождается выразительным хоровым произношений четверостиший.  Физминутки применяются на разных этапах урока для тренировки и разминки определенных частей тела и органов.

     Кроме игровых оздоровительных пауз, используемых на каждом уроке , систематически провожу игровые уроки. Ведь игра – это самый эффективный вид деятельности, в цепи ученик – учитель, позволяющий как можно дольше сохранять продуктивную работоспособность ребенка. В играх дети вступают в различные соотношения: сотрудничества, соподчинения, взаимного контроля и т.д. Используя игру, учитель раскрывает большой потенциал, подчиняя правила игры своим образовательным и воспитательным задачам.

      Основная цель здоровьесберегающих технологий - сохранение и укрепление здоровья учащихся. Отсюда возникают основные задачи, которые я ставлю в своей работе на первое место:

       обеспечение школьнику возможности сохранения здоровья на период обучения в школе;

       снижение уровня заболеваемости  учащихся;

       сохранение работоспособности на уроках;

       формирование у учащихся знаний, умений и навыков по здоровому образу жизни;    

    В нашей школе работает программа « Азбука Здоровья», которая охватывает все ступени обучения. Но я, как учитель среднего звена, поставила перед собой задачу – создать здоровьесберегающую среду на все 5 лет обучения .

    Перечень дополнительных направлений работы для формирования знаний, умений и навыков здорового образа жизни, для создания условий сохранения здоровья младших школьников такой:.

       Проведение специальных уроков по формированию здорового образа жизни, уроки гигиены как самостоятельные уроки и использование элементов на обычных уроках.

       Организационная деятельность: привлечение к поддержанию санитарного состояния класса дежурных (соблюдение режима проветривания, протирания пыли), а также контроль  за соблюдением учащихся правил личной гигиены, опрятность одежды и другие.

       Проведение профилактики травматизма путем инструктажа по технике безопасности, бесед по охране труда.

       Оздоровление детей в условиях школы: здоровое питание, применение на уроках элементов лечебной физкультуры.

       Организация конкурса рисунков на темы здорового образа жизни.

 Наблюдения показывают, что использование здоровьесберегающих технологий в учебном процессе позволяет учащимся более успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве.

     Здоровый  образ жизни не занимает пока первое место среди ценностей человека в нашей стране. Но если мы не научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье. Если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в этом случае можно надеяться, что будущее поколение будут более здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически. 

  Доброжелательная атмосфера на уроке  –  важный момент здоровьесберегающих технологий.  Использую приёмы, способствующие  появлению  и сохранению интереса к учебному материалу (игровые технологии, ИКТ и т.д.). Таким образом, на занятиях создаётся благоприятный психологический фон, что также важно для сохранения здоровья учащихся.

       Наблюдения специалистов показывают, что использование здоровьесберегающих технологий позволяет учащимся более успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, раскрыть свои творческие способности.

    Принципы здоровьесберегающих образовательных технологий:

       - принцип «Не навреди!»;

       - принцип сознательности и активности;

       - непрерывности здоровьесберегающего процесса;

       - принцип систематичности и последовательности;

       - принцип доступности и индивидуализации;

       - принцип всестороннего и гармонического развития личности;

       - системного чередования нагрузок и отдыха;

       - возрастной адекватности здоровьесберегающего процесса;

       -  принцип формирования ответственности у учащихся за своё здоровье и здоровье окружающих людей.

На уроках письма и развития речи использую тексты о здоровье человека, о здоровом питании, здоровом образе жизни, спорте. Уроки письма и развития речи дают прекрасную возможность для формирования у 

ребёнка позиции признания ценности здоровья,  чувства ответственности за сохранение своего здоровья. 

Текстовый материал  способствует  пропаганде здорового образа жизни. Такого содержания  тексты   можно использовать по-разному: предлагать в качестве проверочных, самостоятельных, контрольных работ, предлагать тексты для списывания.  Задания можно использовать как при изучении какой-либо новой темы, так и на уроках повторения пройденного материала. Часто на уроке русского языка я провожу орфографические пятиминутки, цель которых - актуализация определённых орфографических правил. Эти пять минут можно использовать и в целях формирования привычки к здоровому образу жизни, подобрав соответствующий материал. Работа над орфограммами в таких упражнениях, имеет смысл ненавязчиво и легко коснуться данной темы.

Соответствующие тексты дадут возможность каждому учителю не только 

проверить грамотность  учащихся, но и научить ребёнка быть здоровым, стремиться творить своё здоровье, применяя знания и умения в согласии с законами природы.

http://www.aphorisme.ru/templates/img/and.gif  1.Тексты для списывния с грамматическим заданием.

  1.    Бананы всегда попадают в список самых полезных фруктов. В них много клетчатки, необходимой для кишечника. Немало витамина С. Бананы содержат огромное количество калия. Калий способствует снижению кровяного давления, улучшению состояния мускулатуры.

( Спиши текст. Четвертое  предложение разбери по членам).

  1.   Для народов севера клюква всегда была самой полезной ягодой, помогающей выздоравливать от многих болезней. Хороша она и тем, что ее можно хранить свежей, без специальной заготовки – достаточно лишь высыпать свежую клюкву в деревянный ящик или картонную коробку и убрать на холод.

( Разбери по составу слова: севера, заготовки, коробку)

  1.    Киви очень богат витамином С. Он способствует улучшению иммунитета. Киви полезен для костей, зубов, десен, хрящей. Киви обычно чистят от кожи. А можно просто вымыть киви и нарезать его колечками прямо с кожицей. Кожица киви съедобна.
  2.    Арбуз на 92% состоит из воды. Он дает ощущение сытости, при этом человек получает очень мало калорий. А значит, арбуз позволяет сбрасывать лишний вес. Арбуз избавляет от отеков. Арбуз можно есть очень часто, но не огромными порциями.  Три  ломтика арбуза в день будет достаточно.

Тексты для диктантов в различных классах.

                                                  Улица и пешеход.

              Переходить дорогу нужно осторожно. Сначала надо посмотреть налево. Машины нет - можешь переходить. На середине дороги ты должен посмотреть направо. Нельзя играть на проезжей части, бегать, прыгать, ехать на велосипеде. Опасно стоять на краю тротуара.

Музыка лечит.

              Музыку любят все. Хорошая музыка улучшает настроение. А плохая музыка разрушает нервную систему человека.

             От хорошей музыки даже растения  быстрее растут. От плохой музыки они могут засохнуть,  погибнуть.

                                     

Инфекционные болезни.

                Мы часто говорим о заразных болезнях. В медицине такие болезни называются инфекционными. В переводе с латинского языка слово инфекция означает заражать, портить. Заразиться можно от больного человека или животного (собаки, кошки).

               Инфекция распространяется микробами, которые живут в воздухе, воде, пище, земле, на поверхности игрушек и книг.

               Чтобы не заразиться инфекционными болезнями, надо знать и соблюдать правила личной гигиены.

               Основное требование личной гигиены – чистая кожа. Микробы с грязной кожи рук попадают в рот и вызывают инфекционные заболевания.

              Чаще мойся – воды не бойся!

.

Огонь – друг и враг человека.

             Огонь – один из самых первых друзей человека. Тысячи лет назад он согревал его, защищал от диких зверей, помогал готовить пищу. Огонь и сейчас остается нашим другом. Без него нельзя согреться в лесу, приготовить обед.

           Но если с ним не дружить, он может превратиться в злобного и жестокого врага, стать причиной пожара.

           Пожары очень опасны. Они приносят людям громадные убытки и уносят человеческие жизни. От одной спички может сгореть целый дом. Главная причина пожара – это сами люди. А лучшая защита от пожара – знание и соблюдение правил пожарной безопасности.

Умейте купаться

          В жаркий летний день часто возникает желание искупаться, поплавать в чистой  воде. Вода – одна из тех стихий, которые давно известны человеку. Несмотря на это, люди продолжают тонуть в реках.

         Надо помнить правила поведения на воде.

         Первое купание нужно начинать в солнечную погоду, когда вода достаточно прогрелась. Купаться можно утром и вечером и только в безопасных для этого местах. Нельзя купаться одному, так как в случае беды никто не сможет вам помочь.

        Чтобы не случилось несчастья, знайте и соблюдайте эти простые правила. Будьте осторожны на воде!

Безопасность на льду

         Мы все любим зиму. Нам не терпится надеть коньки и покататься на льду в легкий морозец. Приятно на саночках скатиться с ледяной горы.

        Много радости несет зимняя пора. Но эти удовольствия не должны приносить вред вашему здоровью. Чтобы избежать несчастных случаев, надо соблюдать осторожность на льду. Он лишь на первый взгляд кажется крепким. Но в первые  дни зимы лед еще непрочный и не всегда выдержит вес человека. Поэтому кататься на неокрепшем льду опасно.

         И не стоит ловить рыбу у края полыньи. Будьте осторожны на льду.

.

 Индивидуальная работа  с текстом.

Задание:  прочитайте текст, затем спишите его, раскрывая скобки и вставляя пропущенные буквы.

   В летнюю пору ч…сты укусы нас…комых  пч…л, ос, шм…лей, к…маров. В местах укуса по…вляются кр…снота отечность. Человек  жалуется на боли, оп.. хлость, зуд. Не…бходимо ост…рожно уд…лить жало нас…комого и нал…жить х…лодный к…мпресс или п…вязку с нашатырным спиртом. Хор…шо пом…гает при укусах нас…комых бальзам” Зол…тая зв…зда”.

Творческий словарный диктант “ Если хочешь быть здоров…”. ( для учащихся 8-9 классов)

   Вид спортивной гимнастики (аэробика), приспособление для обливания тела водяными струйками (душ), система физических упражнений, способствующих общему развитию организма и укреплению здоровья (гимнастика), поглаживание, растирание тела с лечебной и гигиенической целью (массаж),.

 Учащимся можно предложить составить словарь спортивных слов, словарь здоровья, словарь туриста;  придумать  меню в столовой и.т.д.

Задание для 9 класса.  В данном тексте исправьте все глаголы, поставьте их в форму повелительного наклонения.

Гимнастика для глаз.

1. Сидя за столом расслабиться и медленно подвигать зрачками слева направо. Затем справа налево. Повторить по 3 раза в каждую сторону.

2. Медленно переводить взгляд вверх–вниз, затем наоборот. Повторить 3 раза.

3. Положить ладони одну на другую так, чтобы образовался треугольник, закрыть этим треугольником глаза и повторить все упражнения в той последовательности, как описано выше.

В качестве отдельных предложений на уроках можно использовать пословицы   о здоровье.

Аппетит от больного бежит, а к здоровому катится.
Береги платье снову, а здоровье смолоду.
Болен - лечись, а здоров - берегись.
Больному и мед не вкусен, а здоровый и камень ест.
Будь не красен, да здоров.
Быстрого и ловкого болезнь не догонит.
Где здоровье, там и красота.
Глупого учить - что мертвого лечить.
Деньги потерял - ничего не потерял, время потерял многое потерял, здоровье потерял - все потерял.
Здоров будешь - все добудешь.
Здоровье - всему голова, всего дороже.
Здоровье дороже богатства.
Здоровье дороже денег, здоров буду и денег добуду.
Здоровье не купишь - его разум дарит.
Здоровью цены нет.
Здоровья за деньги не купишь.
Кто не курит, кто не пьет, тот здоровье бережет.
Курить - здоровью вредить.
Лук семь недугов лечит, а чеснок семь недугов изводит.

Использование Словарных диктантов.(8-9 классах)

«Болезни». Расскажите об одной из них.

Ангина, коклюш, корь, ветрянка, краснуха, свинка, скарлатина, дизентерия, острое респираторное заболевание, анемия, отит, чесотка.

М…локо,  хлеб,  м…кароны, каши,  рыба.  сыр,  к…ртофель, крупы,  сух…  фрукты, лимонад,  сах…р,  м…рковь, сла…кий пер…ц, шп…нат, см…родина, к…пуста, р…стительное масло, м..рг..рин,чипсы,торт  рис, м…ндаль, овсян(нн)ая крупа, яйца, …бл...пиха.

( Спиши слова. Вставь пропущенные орфограммы. Подчеркни одной чертой вредные для здоровья продукты.

  Работа со словосочетаниями.

(Прочитайте словосочетания. Какой темой они объеденены?

Советоваться  с  врачом, заведовать  поликлиникой, осматривать  больного,  оказывать помощь,  обрадоваться выздоровлению, вести здоровый образ жизни.

 Представьте, что вы хозяин магазина «Здоровое питание». Составьте ассортимент товаров вашего магазина.

 Минуты релаксации. Звучит музыка из альбома П.И. Чайковского «Времена года. Октябрь». На экране – осенние пейзажи. 

Какое впечатление произвела на вас музыка.

Проблема сохранения и укрепления здоровья остается на сегодня очень острой. Подобные задания позволят учащимся закрепить орфографические  умения и навыки, развивать речь, обогатить словарный запас, почерпнуть немало интересных дополнительных сведений о здоровом образе жизни, воспитывать у учащихся с ОВЗ  культуру здоровья, личностные качества, способствующие его сохранению и укреплению, мотивацию на ведение здорового образа жизни . И главная роль в этом принадлежит, конечно, учителю.

       

 Литература:

4. Верескун Н.В. Русский язык. Нестандартные уроки и внеклассные мероприятия с применением современных технологий. – Москва: «Планета», 2011

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание «ОТВЕТСТВЕННОСТЬ, САМООЦЕНКА И САМОКОНТРОЛЬ. КАК ИХ РАЗВИВАТЬ»

·        Определить значение ответственности, самооценки, самоконтроля для детей. Дать советы, как помочь детям их сформировать. Подростковая пора - время ...

П О С О Б И Е ПО САМОПОДГОТОВКЕ, САМООЦЕНКЕ И САМОКОНТРОЛЮ тема: «МАТЕМАТИЧЕСКАЯ СТАТИСТИКА И ЕЕ РОЛЬ В МЕДИЦИНЕ И ЗДРАВООХРАНЕНИИ

Пособие предназначено для организации самостоятельной работы студентов по специальностям: Сестринское дело, Лечебное дело, Фармация, Лабораторная диагностика. Тематика и задания выбраны с учетом реали...

П О С О Б И Е ПО САМОПОДГОТОВКЕ, САМООЦЕНКЕ И САМОКОНТРОЛЮ тема: «МАТЕМАТИЧЕСКАЯ СТАТИСТИКА И ЕЕ РОЛЬ В МЕДИЦИНЕ И ЗДРАВООХРАНЕНИИ»

Пособие предназначено для организации самостоятельной работы студентов по специальностям: Сестринское дело, Лечебное дело, Фармация, Лабораторная диагностика. Тематика и задания выбраны с учетом реали...

Организация деятельности учащихся по самоконтролю и самооценке учебной деятельности на уроках английского языка

Целью работы является описание приемов развития навыков самооценки и самоконтроля на уроках английского языка. Работа имеет практическое применение....

Формирование регулятивных действий (самоконтроля и самооценки) у обучающихся старших классов с интеллектуальными нарушениями.

Формирование самооценочной деятельности у обучающихся процесс непрерывный и трудоемкий. Самооценка и самоконтроль  обеспечивают самостоятельную деятельность школьников, являются необходимыми усло...

Формирование навыков самооценки и самоконтроля

В последние годы проблема самоконтроля все больше становится предметом психологических и педагогических исследований. Самоконтроль - один из важнейших факторов, обеспечивающих самостоятельную деятельн...

«Формирование навыков самооценки и самоконтроля у учащихся на уроках математики в условиях введения ФГОС ООО»

Важнейшая задача современной школы -формирование универсальных учебных действий. А их формированию способствуют умения  самоанализа и самооценки...