Урок "Дифференциация Ж - Ш"
учебно-методический материал на тему
Урок формирования умения дифференцировать согласные ж-ш устно и письменно
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
урок дифференциация ж-ш | 18.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Дифференциация « ж-ш»
Цель:
1.Сформировать у учащихся умение дифференцировать согласные « ш-ж» в устной и письменной речи.
2.Развитие фонематического слуха.
3.Развитие слогового анализа и синтеза.
4.Развивать умение соотносить звуки с буквами
5.Уметь различать «ш-ж» на письме.
Ход урока
Орг. момент:
-Отгадайте загадки, выделите первый звук:
1. Лёгкий и воздушный,
Ветерку послушный.
В облаках летает,
А куда — не знает. (Шар)
2. Утром звонко распевает,
Всех он в поле приглашает. (Жаворонок)
-В первой отгадке слово начиналось с какого звука? А второе слово? Правильно! И сегодня мы познакомимся с буквами « ж-щ»
- Давайте дадим им характеристику ! ( « ш»- согл, твёрд, гл, шипящий;
«ж»- согл, твёрд, зв, шипящий, дети выкладывают на буквы : синий кружок, звонок, наушники, камень)
- Сейчас, глядя на выложенные картинки прочитайте звук «ш»- согл, твёрд, гл, шипящий, а сейчас прочитай звук «ж»- согл, тв, зв , шипящий
-Повторите за мной слоги: жа-жо-жу-жи ша-шо-шу-ши
жо-жу-жи-жа шо-шу-ши-ша
-Проговорите отчетливо: выживать в таёжной глуши,
вышивать пушистые варежки
Игра « Один, четыре» : измените слово по образцу. Образец: репортаж четыре репортажа : гараж, ковш, ёж, камыш, морж, карандаш, нож, ландыш, малыш, шалаш, чиж
- Послушайте словосочетания и сосчитайте, сколько раз встретился звук « ш» : над шитьём швея склонилась, шёлковая шаль, плюшевый мишка, пшенная каша, машинные шины, небольшой штрих.
Молодцы! А теперь услышьте и сосчитайте сколько раз встретится звук «ж»: женский жилет, дождевая лужа, жёлтый желток, жидкое желе, жирная жаба, важный жираф.
Дидактическая игра « Измени звук»: шитье-…( житьё), жалить-…( шалить), тужить-…( тушить), мажет- …( машет), шить-…(жить), уши-…(ужи)
Игра «Светофор»: дети поднимают красный кружок, если услышат слог со звуком «ш»: жа-ша-шо-шла-уж-же-шу-ши.
-Назовите ласково слова: зима- зимушка, дума- думушка, доля- долюшка, воля- волюшка.
-Проговорите чистоговорки:
1.У ежа-ужата 2.Медвежонок бежал
У ужа-ужата и от холода дрожал
3.ШИ-ШИ-ШИ
ЧТО-ТО ШЕПЧУТ КАМЫШИ
ША-ША-ША
ВЫХОДИ ИЗ КАМЫША
4.Хорош садовник
Хорош и шиповник
5.Жук летел над лужком
Он устал ходить пешком
Физкультминутка: пальчиковые разминки совместно с артикуляционной гимнастикой.
-Следующее задание называется « Корректурная проба»: подчеркните букву «ш»-одной чертой, букву «ж»- двумя чертами.
Игра «Будь внимательным»: я называю слово, а ты поднимаешь ту букву, которая есть в этом слове « ж» или «ш» и поднимаешь цифру, какая она по счёту: например : слово « жар»- поднимаем букву «ж», а цифру 1, потому что стоит первая : лужа, шутка, уши, ужи, шаль, ежи, тише, рож, ложь, жук, жир, жало.
-Следующее задание, обведи букву в ряду « ш» -одной чертой, «ж»- двумя чертами.
Тема выступления: « Результаты диагностики первоклассников,
пути, выходы решений»
С 1 сентября по 15 сентября я проводила диагностику первоклассников по следующим направлениям:
- звукопроизношение ( изолированно, во фразах): гласные, согласные, твёрдые, мягкие, свистящие, шипящие, соноры;
-произношение слов сложного слогового состава( аэродром, велосипед);
-фонематическое восприятие: выделение звука из ряда звуков, повторение серии слогов и слов, дифференциация согласных;
-анализ звукового состава слова: выделение первого звука в слове, выделение последнего звука в слове;
-словарь признаков: подбор прилагательных к существительным, образование прилагательных от имён существительных ( сок из клюквы- клюквенный сок), согласование существительных с прилагательными, согласование существительных с числительными ( один квадрат- два квадрата- пять квадратов), образование уменьшительно- ласкательной формы существительных (зима- зимушка), образование притяжательных прилагательных от существительных( очки бабушки-бабушкины очки), образование приставочных глаголов;
обследование импрессивной речи: понимание временных отношений, последовательностей и интервалов времени;
обследование экспрессивной речи: подбор предмета к действию, подбор живой и неживой предмет к одному и тому же действию, умение подбирать признаки к предмету, умение употреблять в речи наречия;
грамматический строй речи: умение образовывать сложные слова (разводит пчёл- пчеловод) , умение образовывать существительные от прилагательных( грубый- грубость), умение образовывать существительные от глаголов ( прополоть- прополка), умение образовывать антонимы- глаголы: выиграл- проиграл, умение образовывать глаголы от существительных: синева- синеть, умение образовывать глаголы от прилагательных: молодой- молодеть;
чтение.
Собрав сведения о результатах диагностики, я все данные предоставила классным руководителям начального звена, обсудили возможные прогнозы развития каждого ребёнка и какую помощь таким детям может оказать школа. С отдельными родителями у меня уже были индивидуальные беседы, именно по тем моментам, которые меня, как логопеда вызвали ряд вопросов и требовали уточнения со стороны родителей.