Урок "Дифференциация Ж - Ш"
учебно-методический материал на тему

Тимофеева Ольга Николаевна

Урок формирования умения дифференцировать согласные ж-ш устно и письменно

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл урок дифференциация ж-ш18.67 КБ

Предварительный просмотр:

                               Дифференциация « ж-ш»

Цель:

1.Сформировать у учащихся умение дифференцировать согласные « ш-ж» в устной и письменной речи.

2.Развитие фонематического слуха.

3.Развитие слогового анализа и синтеза.

4.Развивать умение соотносить звуки с буквами

5.Уметь различать «ш-ж» на письме.

                                            Ход урока

   

Орг. момент:

-Отгадайте загадки, выделите первый звук:

1. Лёгкий и воздушный,

Ветерку послушный.

В облаках летает,

А куда — не знает. (Шар)

2. Утром звонко распевает,
    Всех он в поле приглашает. (Жаворонок)

-В первой отгадке слово начиналось с какого звука?          А второе слово?        Правильно! И сегодня мы познакомимся с буквами « ж-щ»

- Давайте дадим им характеристику ! ( « ш»- согл, твёрд, гл, шипящий;

«ж»- согл, твёрд, зв, шипящий, дети выкладывают на буквы : синий кружок, звонок, наушники, камень)

- Сейчас, глядя на выложенные картинки прочитайте звук «ш»- согл, твёрд, гл, шипящий, а сейчас прочитай звук «ж»- согл, тв, зв , шипящий

-Повторите за мной слоги: жа-жо-жу-жи                      ша-шо-шу-ши

                                              жо-жу-жи-жа                      шо-шу-ши-ша

-Проговорите отчетливо: выживать в таёжной глуши,

                                            вышивать пушистые варежки

Игра « Один, четыре» : измените слово по образцу. Образец: репортаж четыре репортажа : гараж, ковш, ёж, камыш, морж, карандаш, нож, ландыш, малыш, шалаш, чиж

- Послушайте словосочетания и сосчитайте, сколько раз встретился звук « ш» : над шитьём швея склонилась, шёлковая шаль, плюшевый мишка, пшенная каша, машинные шины, небольшой штрих.

Молодцы! А теперь услышьте и сосчитайте сколько раз встретится звук «ж»: женский жилет, дождевая лужа, жёлтый желток, жидкое желе, жирная жаба, важный жираф.

Дидактическая игра « Измени звук»: шитье-…( житьё), жалить-…( шалить), тужить-…( тушить), мажет- …( машет), шить-…(жить), уши-…(ужи)

Игра «Светофор»: дети поднимают красный кружок, если услышат слог со звуком «ш»: жа-ша-шо-шла-уж-же-шу-ши.

-Назовите ласково слова: зима- зимушка, дума- думушка, доля- долюшка, воля- волюшка.

-Проговорите чистоговорки:

1.У ежа-ужата             2.Медвежонок бежал

   У ужа-ужата                и  от холода дрожал

3.ШИ-ШИ-ШИ

   ЧТО-ТО ШЕПЧУТ КАМЫШИ

   ША-ША-ША

   ВЫХОДИ ИЗ КАМЫША

4.Хорош садовник

   Хорош и шиповник

5.Жук летел над лужком

   Он устал ходить пешком

Физкультминутка: пальчиковые разминки совместно с артикуляционной гимнастикой.

-Следующее задание называется « Корректурная проба»: подчеркните букву «ш»-одной чертой, букву «ж»- двумя чертами.

Игра «Будь внимательным»: я называю слово, а ты поднимаешь ту букву, которая есть в этом слове « ж» или «ш» и поднимаешь цифру, какая она по счёту: например : слово « жар»- поднимаем букву «ж», а цифру 1, потому что стоит первая : лужа, шутка, уши, ужи, шаль, ежи, тише, рож, ложь, жук, жир, жало.

-Следующее задание, обведи букву в ряду « ш» -одной чертой, «ж»- двумя чертами.

Тема выступления: « Результаты диагностики первоклассников,    

                           пути, выходы решений»  

С 1 сентября по 15 сентября я проводила диагностику первоклассников по следующим направлениям:

- звукопроизношение ( изолированно, во фразах): гласные, согласные, твёрдые, мягкие, свистящие, шипящие, соноры;

-произношение слов сложного слогового состава( аэродром, велосипед);

-фонематическое восприятие: выделение звука из ряда звуков, повторение серии слогов и слов, дифференциация согласных;

-анализ звукового состава слова: выделение первого звука в слове, выделение последнего звука в слове;

-словарь признаков: подбор прилагательных к существительным, образование прилагательных от имён существительных ( сок из клюквы- клюквенный сок), согласование существительных с прилагательными, согласование существительных с числительными ( один квадрат- два квадрата- пять квадратов), образование уменьшительно- ласкательной формы существительных (зима- зимушка), образование притяжательных прилагательных от существительных( очки бабушки-бабушкины очки), образование приставочных глаголов;

обследование   импрессивной речи: понимание временных отношений, последовательностей и интервалов времени;

обследование экспрессивной речи: подбор предмета к действию, подбор живой и неживой предмет к одному и тому же действию, умение подбирать признаки к предмету, умение употреблять в речи наречия;

грамматический строй речи: умение образовывать сложные слова (разводит пчёл- пчеловод) , умение образовывать существительные от прилагательных( грубый- грубость), умение образовывать существительные от глаголов ( прополоть- прополка), умение образовывать антонимы- глаголы: выиграл- проиграл, умение образовывать глаголы от существительных: синева- синеть, умение образовывать глаголы от прилагательных: молодой- молодеть;

чтение.

Собрав сведения о результатах диагностики, я все данные предоставила классным руководителям начального звена, обсудили возможные прогнозы развития каждого ребёнка и какую помощь таким детям может оказать школа. С отдельными родителями у меня уже были индивидуальные беседы, именно по тем моментам, которые меня, как логопеда вызвали ряд вопросов и требовали уточнения со стороны  родителей.