Рабочая программа по СБО 5 кл
рабочая программа (5 класс) на тему
Рабочая программа можнт быть использована учителями специальных (коррекционных) школ VIII вида.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
5_klass.docx | 29.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
Рабочая программа по СБО составлена на основе Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида, 5-9 классы, сборник №1, под редакцией В.В.Воронковой. –М.: Владос, 2011. Учебным планом предусмотрен в 5 классе 1 час в неделю, в год – 34 часа.
Настоящая программа составлена с учетом возрастных и психофизических особенностей развития учащихся, уровня их знаний и умений. Материал программы расположен но принципу усложнения и увеличения объема сведений. Последовательное изучение тем обеспечивает возможность систематизированно формировать и совершенствовать у детей с нарушением интеллекта необходимые им навыки самообслуживания, ведения домашнего хозяйства, ориентировки в окружающем, а также практически знакомиться с предприятиями, организациями и учреждениями, в которые им придется обращаться по различным вопросам, начав самостоятельную жизнь. Большое значение имеют разделы, направленные на формирование умений пользоваться услугами предприятий службы быта, торговли, связи, транспорта, медицинской помощи.
«Питание» — один из важнейших разделов, который решает очень нужные задачи: расширение кругозора детей о значении питания в жизни и деятельности человека; формирование знаний о разнообразии пищи, её целебных свойствах, о необходимости пищи для роста и развития детского организма, о культуре питания; формирование умений определить простейшими приемами экологически чистые продукты; приготовить блюда, эстетически оформить, проявить элементы творчества при создании новых вариантов кулинарных рецептов и украшение их.
^ Формы и методы реализации программных задач.
Основными формами и методами обучения являются практические работы, экскурсии,
сюжетно-ролевые игры, беседы; широко используются наглядные средства обучения,
демонстрация учебных кинофильмов, диафильмов и др.
Занятия по СБО целесообразно проводить группами из 4—5 человек. Это позволит каждому ученику, независимо от его интеллектуальных и физических возможностей, овладеть основными способами ухода за одеждой, обувью, приготовления пищи, научиться составлять деловые бумаги, заполнять разного рода бланки и т.д.
В зависимости от задач урока и оснащенности кабинета могут использоваться разные формы организации практических работ, как коллективные (бригадные), так и индивидуальные (выполнение учеником всех операций под руководством учителя).
На занятиях отводится время для изучения правил техники безопасности, формирования умений пользоваться нагревательными электрическими и механическими бытовыми приборами и приспособлениями, колющими и режущими инструментами, а также навыков обращения со стеклянной посудой, кипятком и т.д. Необходимо постоянно приучать детей к соблюдению санитарно-гигиенических требований во время выполнения различных практических работ, доводя их до навыка.
В ряде разделов, например «Личная гигиена», «Жилище», «Транспорт» и др., предусмотрена система упражнений, которые каждый ученик выполняет индивидуально. Эта работа осуществляется с целью выработки у учащихся определенных умений и навыков на основе знаний, полученных как на занятиях по СБО, так и на занятиях по другим предметам.
Беседа на занятиях по СБО является одним из основных методов обучения и применяется и сочетании с сюжетно-ролевыми играми, различными практическими работами: записях в тетрадь определенных правил, зарисовками, упражнениями, другими видами работ. Продолжительность беседы может быть различной, но она не является единственным методом обучения, используемым на занятии.
В зависимости от задач занятия беседа может иметь различное назначение и сопровождаться наглядностью. Например, она может носить информационный характер. В этом случае учитель выясняет имеющиеся у учащихся знания и представления и сообщает им новые необходимые сведения. В начале занятия проводятся краткие вводные беседы, а в конце занятия для закрепления полученных знаний — заключительные беседы.
^ Сюжетно-ролевые игры применяются как один из ведущих методов обучения. В сочетании с другими методическими приемами их целесообразно использовать при изучении таких разделов, как «Торговля», «Культура поведения» и др.
Сюжетно-ролевые игры в основном рекомендуется проводить на этапе закрепления пройденного материала и для формирования навыков общения. Воспроизводя в игре конкретные жизненные ситуации, учащиеся применяют усвоенные ими знания и приемы.
В программе значительное место отводится экскурсиям. Они проводятся на промышленные объекты, в магазины, на предприятия службы быта, в отделения связи, на транспорт, в различные учреждения.
Экскурсии в зависимости от их места в учебном процессе могут быть вводные, текущие и итоговые. Вводные экскурсии предшествуют изучению нового материала и имеют целью проведение наблюдений и общее ознакомление с объектами. Текущие экскурсии проводятся в ходе изучения темы и служат для конкретизации и закрепления определенного учебного материала.
Любая экскурсия не является самоцелью и используется в сочетании с другими организационными формами обучения по определенной теме. В ходе экскурсий могут проводиться практические работы.
Для прочного закрепления знаний и умений следует постоянно осуществлять повторение пройденного. Для повторения привлекается пройденный материал из других разделов, логично связанный с изучаемой темой.
На занятиях по СБО следует уделять внимание обогащению словарного запаса, использовать пословицы, поговорки загадки для развития устной, письменной речи, для практического применения знаний, умений и навыков, полученных на уроках родного языка. На всех этапах занятий в связи с изучаемым материалом необходимо следить за полнотой устных ответов, последовательностью изложения, умением детей правильно построить фразу, написать текст, обосновать вывод. В поле зрения учителя должно находиться развитие диалогической речи учащихся. С этой целью используются различные этапы занятий, сюжетные игры и экскурсии, проводимые учителем, в ходе которых учащиеся вовлекаются в беседу. На отдельных занятиях при прохождении ряда тем следует отвести время на практическое закрепление навыков с учетом разных жизненных ситуаций, опираясь на знания и умения, полученные на уроках родного языка.
Особое внимание следует обратить на проведение практических работ с использованием бригадной формы организации учащихся.
Знакомя детей с новым приемом, учитель сначала дает объяснения всему классу, затем организует тренировочные упражнения, после чего бригадирами выполняется работа, в которую включается данный прием.
Для активизации учащихся и учета их знаний, умений и навыков целесообразно организовывать соревнования бригад или индивидуальные соревнования. Итоги их учитель подводит в конце занятия.
Занятия по СБО тесно связаны с уроками родного языка, математики, географии, труда, природоведения.
Занятия по СБО имеют свое логическое продолжение в системе внеклассной работы. Только комплексная совместная деятельность учителя и воспитателя позволит достичь желаемых результатов. Настоящая программа должна служить ориентиром для воспитателя при отборе материала, определении его тематики, объема и последовательности изучения. Воспитатель осуществляет закрепление полученных на занятиях знаний и умений в процессе практической работы, формирует на их основе прочные навыки. Например, при прохождении раздела «Жилище» учитель обучает детей правилам уборки квартиры, а воспитатель, организуя деятельность учащихся по самообслуживанию, повторяет с ними эти правила, следит за ходом уборки и т.п.
Занятия по СБО проводятся в специальном кабинете, в котором отведены места для учащихся и для оборудования, обеспечивающего выполнение в полном объеме всех видов практических работ, предусмотренных программой.
Учащиеся ведут тетрадь для кратких записей основных сведений и зарисовок. Это могут быть какие-либо правила, рецепты, полезные советы и т.п., изложенные доступным языком четко и лаконично.
Домашние задания, как правило, не задаются. В отдельных случаях ученикам можно поручить собрать те или иные сведения во время экскурсий с воспитателем или дома .
2. Общая характеристика учебного предмета
Специальные коррекционные занятия по СБО в 5 классе направлены на практическую подготовку детей к самостоятельной жизни и труду, на формирование у них знаний и умений, способствующих социальной адаптации, на повышение уровня развития учащихся. . Кроме того, данные занятия должны способствовать усвоению морально-этических норм поведения, выработке навыков общения с людьми, развитию художественного вкуса детей и т.д.
Одновременно решаются задачи воспитания личностных качеств: трудолюбие, аккуратность, терпение, усидчивость; элементов трудовой культуры: организация труда, экономное и бережное отношение к продуктам, оборудованию использованию электроэнергии и др., строгое соблюдение правил безопасной работы и гигиены труда; воспитание желания и стремления к приготовлению доброкачественной пищи; творческого отношения к домашнему труду; развития обоняния, осязания, ловкости, скорости; внимания, наблюдательности, памяти, находчивости, смекалки, сообразительности воображения, фантазии, интереса к национальным традициям.
3.Описание места учебного предмета в учебном плане
В соответствии с федеральным базисным учебным планом предмет «СБО» изучается в 5 классе по одному часу в неделю. Общий объем учебного времени составляет 34 часа.
4.Содержание курса, тематическое планирование, характеристика
деятельности учащихся.
5 класс (34 часа)
Краткое содержание рабочей программы по СБО
Темы | Краткое содержание тем |
Введение 1 час | О предмете СБО |
«Личная гигиена» 6 часов | Личная гигиена. Уход за волосами (мытье, прическа). Гигиена зрения и слуха. Как смотреть телевизор. |
«Одежда и обувь» 2 часа | Виды одежды и головных уборов. Уход за одеждой. Обувь, уход за обувью. |
«Питание» 10 часов | Продукты питания (хлеб, мясо, овощи, фрукты и т.д.). Значение разнообразия продуктов питания для здоровья человека. Место и условия приготовления пищи. Кухонные принадлежности и приборы, посуда. Правила пользования и ухода за ними. Химические средства для ухода за посудой. Приготовление завтрака, простые и комбинированные, горячие и холодные бутерброды. Яйца отварные, яичница и омлет. Приготовление салата, винегрета. Заваривание чая. Сервировка стола к завтраку. |
«Культура поведения» 5 часов | Осанка при ходьбе, в положении сидя и стоя. Формы обращения к старшим и сверстникам при встрече и расставании. Формы обращения с просьбой и вопросом к старшим и сверстникам. Разговор со старшими и сверстниками. Правила поведения за столом. |
«Жилище» 4 часа | Виды жилых помещений в городе и деревне. Жилой дом, интернатские помещения. Варианты квартир и подсобных помещений.\, виды отопления. Почтовый адрес дома, школы-школы-интерната. |
«Транспорт» 3 часа | Наземный городской транспорт. Проезд в школу-интернат (маршрут, виды транспорта).. Поведение в транспорте и на улице. Правила дорожного движения. Знаки дорожного движения. |
«Торговля» 3 часа | Продовольственные и промтоварные магазины, универсамы, супермаркеты, специализированные магазины. Их назначение. Порядок приобретения товаров в продовольственных магазинах. |
Практические работы.
Выполнение утреннего туалета: мытье рук, лица, шеи, ушей, чистка зубов, причесывание волос. Выполнение вечернего туалета: чистка ушей. Чистка и сушка повседневной одежды, обуви. Приготовление бутербродов, салата, винегрета, яичницы, варка яиц, заваривание чая, сервировка стола к завтраку, чистка и мытье кухонных принадлежностей и посуды. Заполнение почтового адреса на открытках. Изготовление знаков дорожного движения, встречающихся на пути к дому, школе.
Тематическое планирование
СБО – 5 класс
дата | № урока | Тема | Кол-во часов | |
план | факт | |||
1 четверть – 9 часов | ||||
1 | О предмете СБО | 1 | ||
ЛИЧНАЯ ГИГИЕНА | 6 | |||
2 | Правила личной гигиены в течение дня | 1 | ||
3 | Пр.раб. «Выполнение утреннего туалета: мытье рук, шеи, лица, ушей, чистка зубов» | 1 | ||
4 | Уход за волосами (мытье, прическа). | 1 | ||
5 | Пр.раб. «Мытье и сушка головы с помощью фена» | 1 | ||
6 | Правила охраны зрения (освещение рабочего места, чтение, просмотр телепередач) | 1 | ||
7 | Пр.раб. «Выполнение вечернего туалета. Чистка ушей» | 1 | ||
ОДЕЖДА И ОБУВЬ | 2 | |||
8 | Виды одежды, головных уборов, их назначение. Уход за одеждой. | 1 | ||
9 | Обувь, уход за обувью | 1 | ||
2 четверть -7 часов | ||||
ПИТАНИЕ | 10 | |||
10 | Значение продуктов питания для здоровья человека | 1 | ||
11 | Кухонная посуда, приборы и приспособления – назначение. Столовая посуда, приборы – назначение. | 1 | ||
12 | Сервировка стола к завтраку | 1 | ||
13 | Чайная посуда. Правила заваривания чая. ТБ в обращении с кипятком. Пр.ра. «Заваривание чая» | 1 | ||
14 | Пр.раб. «Приготовление открытых и закрытых бутербродов». ТБ в обращении с ножом. | 1 | ||
15 | Пр.раб. «Приготовление салата картофельного» | 1 | ||
16 | Пр.раб. «Приготовление винегрета» | 1 | ||
3 четверть. 10 часов | ||||
17 | Пр.раб. «Приготовление яичницы» | 1 | ||
18 | Правила мытья и чистки посуды. Пр.раб. «Мытье кухонной посуды» | 1 | ||
19 | Пр.раб. «Сервировка стола к завтраку, мытье посуды» | 1 | ||
КУЛЬТУРА ПОВЕДЕНИЯ | 5 | |||
20 | Осанка при ходьбе, в положении сидя и стоя. | 1 | ||
21 | Формы обращения к старшим и сверстникам при встрече и расставании | 1 | ||
22 | Приемы обращения с просьбой, вопросом к старшим и сверстника. | 1 | ||
23 | Разговор со старшими и сверстниками | 1 | ||
24 | Правила поведения за столом | 1 | ||
ЖИЛИЩЕ | 4 | |||
25 | Виды жилых помещений в городе и деревне | 1 | ||
26 | Жилой дом. Интернатские помещения. Варианты квартир и подсобных помещений, виды отопления | 1 | ||
4 четверть – 8 часов | ||||
27 | Почтовый адрес школы-интерната, дома. | 1 | ||
28 | Пр.раб. «Заполнение почтового адреса на открытках». | 1 | ||
ТРАНСПОРТ | 3 | |||
29 | Наземный городской транспорт. Поведение в транспорте, на улице. | 1 | ||
30 | Проезд в школу-интернат (маршрут, виды транспорта).Правила дорожного движения. | 1 | ||
31 | Знаки дорожного движения. Пр.раб. «Изготовление знаков дорожного движения». | 1 | ||
ТОРГОВЛЯ | 3 | |||
32 | Продовольственные и промтоварные магазины, универсамы, супермаркеты, специализированные магазины. Их назначение. | 1 | ||
33 | Порядок приобретения товаров в продовольственных магазинах. | 1 | ||
34 | Экскурсия в продовольственный магазин | 1 |
Планируемые (ожидаемые) результаты изучения учебного предмета, курса
- Учащиеся должны уметь совершать утренний туалет, в определенной последовательности, совершать вечерний туалет, причесывать волосы и выбирать прическу.
- Подбирать одежду, головные уборы, обувь по сезону, сушить мокрую одежду и чистить одежду, подготавливать одежду и обувь к сезонному хранению.
- Резать ножом продукты для бутербродов, отваривать яйца, жарить яичницу и омлет, нарезать вареные овощи кубиками и соломкой, накрывать на стол с учетом конкретного меню, пользоваться печатными инструкциями к различным бытовым химическим средствам.
- Следить за своей осанкой, походкой и жестикуляцией, правильно вести себя при встрече и расставании со сверстниками (мальчиками и девочками), взрослыми (знакомыми и незнакомыми) в различных ситуациях, тактично вести себя за столом во время приёма пищи (пользоваться приборами, салфетками, аккуратно принимать пищу).
- Писать адреса на почтовых открытках.
- Соблюдать правила поведения в общественном транспорте. Правила посадки, покупки билета, поведения в салоне и при выходе на улицу. Соблюдать правила дорожного движения.
- Выбирать продукты для приготовления завтрака с учетом конкретного меню, оплачивать покупку, соблюдать правила поведения в магазине
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПМ 01, 02, 03, 04, 05 Рабочая программа по бух-учету, по налогам, для специальности 080110 и рабочие программы по налогам и бух-учету для специальности 080114 и программа экзаменов для ПМ 01 и 02
Рабочие программы:ПМ 01 -Документирование хозяйственных операций и ведение бухгвалтерского учета имущества организацииПМ 02-Ведение бухучета источников формирования имущества, выполнения работ по инве...
Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)
Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...
Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...
Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.
Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...
Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс
Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...