Копилка игр для детей с проявлениями агрессивности
материал по теме

Вишневская Людмила Юрьевна

Проблема агрессивного поведения весьма актуальна в наши дни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kopilka_igr_dlya_detey.docx39.31 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение

для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья

«Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида»

Копилка игр для детей

 с проявлениями агрессивности

                                                                               Выполнила: воспитатель

                                                                                                                     Вишневская Л.Ю.

2014 г.

     Проблема агрессивного поведения весьма актуальна в наши дни. Воспитатели, учителя отмечают, что агрессивных обучающихся становится с каждым годом всё больше, с ними трудно работать, и, зачастую, педагоги просто не знают, как справиться с их поведением. Единственное педагогическое воздействие, которое временно спасает, - это наказание, строгий выговор, после чего обучающиеся на какое-то время становятся сдержаннее, и их поведение начинает соответствовать требованиям взрослых. Но такого рода педагогическое воздействие малоэффективно.

     Агрессивное поведение обучающихся – это своеобразный сигнал, крик о помощи, о внимании к своему внутреннему миру, в котором накопилось много разрушительных эмоций, с которыми самостоятельно обучающийся не в силах справиться. Агрессивные обучающиеся драчливы, легковозбудимы, раздражительны, обидчивы, несговорчивы, упрямы, враждебны к окружающим. Их отношения с близкими, сверстниками, педагогами всегда напряженны и амбивалентны. Агрессивные разряды подрывают здоровье обучающихся, приводят их в состояние трудно корригируемого возбуждения.

     Особую тревогу вызывают обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). У них гораздо дольше остается ведущей игровая мотивация, с трудом и в минимальной степени формируются учебные интересы. Слабо развита познавательная сфера (умение сосредотачиваться, переключать внимание, усидчивость, умение удерживать задание, работать по образцу). Обучающийся с ОВЗ самостоятельно без поддержки взрослых оттормаживать, подавлять, контролировать своё агрессивное поведение не может.

     Для коррекции агрессивного поведения обучающихся с ОВЗ можно использовать различные средства. Одно из наиболее эффективных - игра. Коррекционный эффект игровых упражнений  у обучающихся  достигается благодаря установлению положительного эмоционального контакта между обучающимся  и педагогом. Игра корригирует подавляемые негативные эмоции, страхи, неуверенность в себе, расширяет способности детей к общению, увеличивает диапазон доступных ребёнку действий с предметами.

     Форма проведения игры (индивидуальная или групповая) обуславливается характером эмоциональных проблем обучающихся.

Название игры

Описание игры

Что корректирует

Что формирует, развивает

Методика освоения игры детьми

"Клоуны ругаются"

   

    Дети превращаются в клоунов, которые ругаются друг на друга "овощами и фруктами". Например: "Ты, – говорит клоун, – капуста!" Дети могут сами  выбрать пары, менять партнёров, "ругаться" вместе или по очереди. Воспитатель руководит игрой, останавливает, если используются другие слова или физическая агрессия. Затем игра продолжается, изменяя эмоциональный настрой детей. Клоуны ласково называют друг друга цветами. Например: "Ты – колокольчик". Интонирование должно быть адекватным. Дети вновь разбиваются на пары и ласково называют друг друга цветами.

Коррекция агрессивности

Формирование речевых и коммуникативных навыков

1. Объяснение правил

     игры.

2. Дети разбиваются на

    пары  и превращаются

    в клоунов.

3. Дети ругаются  друг

    на друга,    называя

    различные овощи

    или фрукты.

4. Смена

    эмоционального

    настроя.

5. Дети ласково

    называют друг

    друга различными

    цветами.

6. Анализ игры.

"Тух-тиби-дух"

   

    Воспитатель: "Я сообщу вам по секрету особое слово. Это волшебное заклинание против плохого настроения, против обид и разочарований. Чтобы оно подействовало по-настоящему, необходимо сделать следующее. Сейчас вы начнёте ходить по комнате, ни с кем не разговаривая. Как только вам захочется поговорить, остановитесь напротив одного из участников, посмотрите ему в глаза и трижды, сердито-пресердито произнесите волшебное слово: "Тух-тиби-дух". Затем продолжайте ходить по комнате. Время от времени останавливайтесь перед кем-либо и снова сердито-пресердито произносите это волшебное слово. Чтобы волшебное слово подействовало, необходимо говорить его не в пустоту, а глядя в глаза человека, стоящего перед вами". В этой игре заложен комичный парадокс. Хотя дети должны произносить слово "Тух-тиби-дух" сердито, через некоторое время они не могут не смеяться.

Коррекция агрессивности

Развитие способности к самоконтролю за своими эмоциями,

развитие вербальной коммуникации

1. Объяснение правил

    игры.

2. Разучивание детьми  

    волшебного слова -

    "Тух-тиби-дух".

3. Дети молча  

    перемещаются по

    классу, а когда

    останавливаются,

    сердито произносят

    волшебное слово друг    

    другу.

4. Игра продолжается до

    тех  пор, пока кто-то

    из детей не засмеётся.

5. Анализ игры.

"Рубка дров"

    Воспитатель: "Скажите следующее: Кто из вас хоть раз рубил дрова или видел, как это делают взрослые? Покажите, как нужно держать топор. В каком положении должны, находиться руки и ноги? Встаньте так, чтобы вокруг осталось немного свободного места. Будем рубить дрова. Поставьте кусок бревна на пень, поднимите топор над головой, с силой опустите его и вскрикните: "Ха!"

    Для проведения этой игры можно разбиться на пары и, попадая в определенный ритм, ударять по одной чурке по очереди.

Коррекция агрессивности

Развитие способности к самоконтролю за своими эмоциями и  поступками

1. Беседа с детьми "Как

    рубят дрова".

2. Объяснение правил

    игры.

3. Тренировка.

4. Дети разбиваются на

   пары и "рубят дрова",

   ударяя по очереди и

   вскрикивая "Ха".

5. Анализ игры.

"Золотая рыбка"

    Все дети встают в круг, плотно прижавшись друг к другу плечами, бёдрами, ногами, взявшись за руки. Это – сеть. Водящий – "золотая рыбка" - стоит в кругу. Его задача - выбраться из круга, а задача остальных не выпустить "рыбку". Если водящему долго не удаётся выбраться из сети, воспитатель может попросить детей помочь "рыбке".

Коррекция агрессивности

Развитие навыков общения

1. Объяснение правил

    игры.

2. Выбор водящего.

3. Дети встают в круг,

    плотно прижавшись

    друг к другу.

4. Водящий-"золотая

    рыбка"-пытается

    вырваться из круга.

5. Игра заканчивается,

    когда водящий

    вырывается.

5. Анализ игры.

"Это я, узнай меня"

    Один ребёнок поворачивается спиной к остальным сидящим. Дети по очереди подходят к нему, гладят его по спине и называют ласковым именем. Водящий пробует угадать, кто его погладил и назвал.

Коррекция агрессивности

Развитие эмпатии

1. Объяснение правил

    игры.

2. Выбор водящего.

3. Дети подходят к

    водящему, гладят его

    по спине и называют

    ласковым  именем.

4.Водящий угадывает,

    кто это сделал.

4. После пяти  

    угадываний -

    смена водящего.

5. Анализ игры.


"Толкалки "


    Воспитатель: "Разбейтесь на пары. Встаньте на расстоянии вытянутой руки друг от друга. Поднимите руки на высоту плеч и обопритесь ладонями о ладони своего напарника. По моему сигналу начните толкать своего партнера ладонями, стараясь сдвинуть его с места. Если же ваш партнер сдвинет вас назад, постарайтесь вернуться на своё место. Поставив одну ногу назад, вы получите великолепную опору. Будьте внимательны, никто никому не должен причинить боль. Если вы устанете, крикните: "Стоп!". Когда "Стоп!" крикну я, все должны остановиться. Ну что, готовы? Внимание! Приготовились! Начали!"

Коррекция агрессивности

Развитие навыков сотрудничества в парах

1. Объяснение правил

    игры.

2. Дети разбиваются на

    пары.

3. По сигналу дети

    начинают толкать

    ладонями своего

    партнёра, стараясь

    сдвинуть его с места.

4. Игра останавливается

    по сигналу

    воспитателя.

5. Анализ игры.

"Дамский бокс"




    Воспитатель: " Я хочу показать вам, как с помощью большого пальца руки вы можете провести хороший спор. Хорошим спор бывает до тех пор, пока мы следуем правилам ведения спора и радуемся тому, что и наш партнер выполняет правила. При этом мы не хотим никого обидеть.

    Разбейтесь на пары и встаньте друг напротив друга на расстоянии вытянутой руки. Затем сожмите руку в кулак и прижмите его к кулаку своего партнера так, чтобы ваш мизинец был прижат к его мизинцу, ваш безымянный — к его безымянному, ваш средний палец — к его среднему пальцу, ваш указательный — к его указательному. Стойте так, словно вы привязаны друг к другу. Тем более что это так и есть: во всяком споре спорящие всегда тем или иным образом зависят друг от друга. Итак, восемь пальцев прижаты друг к другу, а большие пальцы вступают в бой. Сначала они направлены вертикально вверх. Затем один из вас считает до трёх, и на счет "три" начинается бокс. Побеждает тот, чей большой палец окажется сверху, прижав большой палец партнёра к руке хотя бы на секунду. После этого вы можете начать следующий раунд. Все поняли суть игры?
   После пяти раундов сделайте перерыв, чтобы рука отдохнула, и выберите себе другого партнёра. Прощаясь со своим партнёром, поклонитесь ему в благодарность за честное ведение борьбы."

Коррекция агрессивности

Развитие навыков сотрудничества в парах

1. Объяснение правил

    игры.

2. Дети разбиваются на

    пары.

3. Дети встают друг

    напротив друга на

    расстоянии вытянутой

    руки и прижимают

    кулаки.

4. Большие пальцы

    направлены

    вертикально вверх.

5. Один из детей считает

    до  трёх и большие

    пальцы вступают в

    бой.

6. Побеждает тот, чей

    большой палец

    окажется сверху,

    прижав большой

    палец партнёра к руке

    хотя бы на секунду.

7. После пяти раундов

    перерыв,  чтобы рука

    отдохнула, и смена

    партнёра.

8. Анализ игры.

"Зеркало"

    Воспитатель: "Ребята разбейтесь на пары и постройтесь в две шеренги лицом друг к другу. Один человек в паре - "водящий", а другой – "зеркало". "Водящий" показывает какое-то действие  (например, хлопает в ладоши, или поднимает руки, или делает наклон в сторону), а "зеркало" пытается как можно точнее воспроизвести его движение, как в зеркале. Вы сами решите, кто будет показывать, а кто воспроизводить движения. Все остальные оценивают, насколько хорошо работает зеркало".

Коррекция агрессивности

 

Развитие навыков сотрудничества в парах

1. Объяснение правил  

    игры.

2. Дети разбиваются на

    пары.

3. Каждая пара

    выбирает, кто

    -"водящий", а кто –

    "зеркало".

3. Дети строятся в 2

    шеренги лицом друг к

    другу.

5. "Водящий" показывает  

     действие, а "зеркало"

     пытается, как можно

     точнее, воспроизвести

     его.

6. Затем дети в парах

    меняются ролями и

    продолжают игру.

7. Анализ игры

"Мешочек криков"

     Если ребёнок возмущен, взволнован, разозлён, словом, просто не в состоянии говорить с вами спокойно, предложите ему воспользоваться "мешочком криков".
Договоритесь с ребёнком, что пока у него в руках этот мешочек, то он может кричать и визжать в него столько, сколько ему необходимо. Но когда он опустит волшебный мешочек, то будет разговаривать с окружающими спокойным голосом, обсуждая произошедшее.

Примечание. "Мешочек криков" можно изготовить из любого тканевого мешочка; желательно пришить к нему завязочки, чтобы иметь возможность «закрыть» все «кричалки» на время нормального разговора. "Мешочек" должен храниться в определенном месте и не использоваться с другими целями.

Коррекция агрессивности

Развитие способности к самоконтролю за своими эмоциями поступками

1. Объяснение детям для

    чего в классе появился

    "мешочек криков".

2. Когда ребёнок

     разозлился, то

     подходит, берёт в

     руки   мешочек и

     кричит в него.

3. После того, как

    ребёнок успокоится,

    он завязывает

    мешочек и убирает

    его на место.

4. Обсуждение

    спокойным голосом

    произошедшего.

"Маленькое приведение"

    Воспитатель: "Ребята! Сейчас мы с вами будем играть роль маленьких добрых приведений. Нам захотелось немного похулиганить и слегка напугать друг друга. По моему хлопку вы будете делать руками вот такие движения (педагог приподнимает согнутые в локтях руки, пальцы растопырены) и поизносить страшным голосом звук "У". Если я буду тихо хлопать, вы будете тихо произносить звук "У", если я буду громко хлопать, вы будете пугать громко. Но помните, что мы добрые приведения и хотим только слегка пошутить". Затем педагог хлопает в ладоши. "Молодцы! Пошутили и достаточно. Давайте снова станем детьми!"

Коррекция агрессивности

Развитие способности к самоконтролю за своими эмоциями

1. Объяснение правил

    игры.

2. Дети превращаются в

    приведения: сгибают

    руки в локтях, пальцы

    растопырены, при

    этом страшным

    голосом произносят -

    "У-у-у".

3. Если воспитатель

    хлопает тихо - дети

    тихо произносят-

    "У-у-у", а если

    хлопает громко - дети

    громко  произносят-

    "У-у-у".

4. После игры

    приведения снова

    становятся детьми.

5. Анализ игры.

"Уходи, злость, уходи"

    Воспитатель:  "Ребята, лягте на ковёр по кругу и закройте глаза. По моей команде "Начали!" вы начнёте со всей силой бить ногами по полу, а руками по подушкам с громким криком "Уходи, злость, уходи!" Затем, по команде "Стоп!", вы ляжете в позу "звезды", широко раздвинув ноги и руки, и  будете спокойно лежать, слушая музыку, пока я не скажу вам "Вставайте!".

Материалы и оборудование:  подушки.

Коррекция агрессивности

Развитие способности к самоконтролю за своими эмоциями поступками

1. Объяснение правил

    игры.

2. Дети ложатся на ковёр

    и закрывают глаза.

3. По команде

    воспитателя дети

    бьют ногами по полу,

    а руками по

    подушкам, при

    этом громко кричат -

   "Уходи, злость,

    уходи!"

4. По команде

    воспитателя

    прекращают свои

    действия.

5. Дети ложатся в позу

   "звезды" и спокойно

    лежат, слушая музыку.

6. По команде

    воспитателя дети

    встают.

7. Анализ игры.

"Бумажные мячики"

    Перед началом игры каждый ребёнок должен скомкать большой лист бумаги (газеты) так, чтобы получился плотный мячик.

    Воспитатель: "Разделитесь, пожалуйста, на две команды, и пусть каждая выстроится в линию так, чтобы расстояние между командами составляло примерно 4 метра. По моей  команде вы начинаете бросать мячики на сторону противника. Команда будет такой: "Приготовились! Внимание! Начали!" Игроки каждой команды стремятся как можно быстрее забросить мячи, оказавшиеся на её стороне, на сторону противника. Услышав команду "Стоп!", вам надо будет прекратить бросаться мячами. Выигрывает та команда, на чьей стороне окажется меньше мячей на полу. Не перебегайте, пожалуйста, через разделительную линию".

    Бумажные мячики можно будет использовать ещё неоднократно.

Материалы: старые газеты.

Коррекция агрессивности

Развитие внимания, способности к сосредоточению

1. Объяснение правил

    игры.

2. Дети делают

    бумажные мячики.

3. Дети делятся на 2

    команды и каждая

    строится в линию.

4. Расстояние между

    командами 4 метра.

5. По команде

    воспитателя дети

    бросают мячики на

    сторону противника.

6. По команде

    воспитателя дети

    прекращают бросать

    мячики.

7. На чьей стороне мячей

    меньше, та команда

    выиграла.

8. Анализ игры.

"Жужа"

    "Жужа" сидит на стуле с полотенцем в руках. Все остальные бегают вокруг неё, строят рожицы, дразнят, дотрагиваются до неё, щекочут. "Жужа" терпит, но когда ей всё это надоедает, она вскакивает и начинает гоняться за "обидчиками" вокруг стула, стараясь отхлестать их полотенцем по спинам. Воспитатель следит за формой выражения "дразнилок". Они не должны быть обидными и болезненным.

Коррекция агрессивности

Развитие способности к самоконтролю за своими эмоциями

1. Объяснение правил    

    игры.

2. Выбор водящего.

3. Водящий садится на              

    стул.

4.Дети бегают вокруг

    водящего и дразнят

    его.

5. Когда у водящего

    закончится терпение,

    он встаёт и бежит за

    своими обидчиками.

6. Смена водящего.

7. Анализ игры.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игровые техники, используемые психологом при работе с проявлениями агрессивности у детей и подростков

Игра это один из эффективных методов в коррекции агрессивности детей и подростков.Л. Френк предположил, что игра для детей — это способ научиться тому, чему их никто не может научить, способ ори­ентац...

Выступление на ШМО классных руководителей «Проявление агрессивности в поведении подростков»

Неустойчивая, напряженная социально-экономическая и идеологическая обстановка, сложившаяся в настоящее время, обусловливает рост различных  отклонений в личностном развитии и поведении растущих л...

Статья на тему "Особенности проявления агрессивности у детей с недоразвитием интеллекта подросткового возраста".

Статья на тему "Особенности проявления агрессивности  у детей с недоразвитием  интеллекта подросткового возраста"...

памятка-инструкция для родителей детей с проявлением агрессивного поведения

Конкретные рекомендации для родителей по снижению проявлений у детей агрессивного поведения. ...

Доклад на тему: «Проявление агрессивности в личностных характеристиках и поведении детей подросткового возраста.»

Проблема воспитания детей с агрессивным поведением является одной из центральных психолого-педагогических проблем....

Проявление агрессивного поведения у детей с ОВЗ

Проявление агрессивного поведения у детей с ОВЗAгреccия — (oт лaт. - нaпaдение, приcтуп) — этo мoтивирoвaннoе, деcтруктивнoе пoведение, прoтивoречaщее нoрмaм и прaвилaм cущеcтвoвaния людей...

КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА ПО СНИЖЕНИЮ ПРОЯВЛЕНИЙ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ДЕТЕЙ С ЗПР ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Коррекционная работа по снижению агрессивного поведения у детей с ЗПР школьного возраста...