программа "Домовенок"
рабочая программа на тему
коррекционная социально-адаптированная программа воспитания для младших школьников с ОВЗ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_na_god_-_2_klass.docx | 37.73 КБ |
Предварительный просмотр:
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
НА 2012 – 2013 УЧЕБНЫЙ ГОД, 2 – Б КЛАСС (7 – 9 лет)
Цели программы:
Формирование, становление и развитие личности воспитанника школы-интерната, умеющей полноценно жить и работать в современных социально-экономических условиях.
Программа предусматривает решение следующих задач:
- Формирование и развитие реалистической «Я – концепции», уважения к другим, чуткости к анализу нравственных проблем, склонности к самоанализу, настойчивости в выполнении заданий, овладение формами сотрудничества;
- Формирование социально-бытовых умений и навыков;
- Воспитание правовой культуры;
- Диагностика и коррекция имеющихся отклонений в познавательной и психо-эмоциональной сфере воспитанников, развитие познавательных способностей: мышления, памяти, речи, восприятия и т.д.;
- Развитие творческих способностей, художественно-эстетического восприятия;
- Формирование и развитие трудовых умений и навыков;
- Развитие профессиональных интересов и склонностей, способности к жизненному и профессиональному самоопределению;
- Формирование у воспитанников духовно-нравственной культуры, целостной картины мира, понимания экологической ценности окружающей действительности;
- Воспитание патриотических чувств: любви к Родине, родному краю. Приобщение к традициям народа;
- Укрепление физического и психического здоровья воспитанников.
Цели и задачи коррекционно-развивающей работы основаны
на 5-ти направлениях (разделах):
Раздел 1: Гражданско – патриотическое
Цели и задачи:
- Знакомить с историей России, и ее традициями;
- Учить сопереживать успехам и неуспехам Отечества;
- Воспитывать патриотические чувства и гордость за свою страну;
- Познакомить с символикой России (флаг, герб) и гимном;
Воспитанники должны знать: Символику родной страны. Основные исторические представления истории России. Имена людей, прославивших Россию. Ф.И.О. президента РФ.
Рекомендуемая литература.
- Полянская И., И.Ионина «Я познаю мир: Праздники народов мира. Энциклопедия»;
- Пчелов Е.Е., Государственные символы России: Учебное пособие;
- Соколов Я.В., Граждановедение;
- Методическое пособие. Настольная книга по патриотическому воспитанию школьников;
- Мушинский В.О., Азбука гражданина;
- Агеев А.В., Амурские партизаны.
Раздел 2: Здоровье
Цели и задачи:
- Воспитывать у учащихся стремление к ведению здорового образа жизни, развить это стремление во внутреннюю потребность каждого ученика;
- Знакомить учащихся с традициями и обычаями бережного отношения человека к собственному здоровью;
- Создавать условия для формирования у учащихся культуры сохранения собственного здоровья;
- Развивать волевые качества учащихся, направленные на преодоление трудностей в достижении спортивных результатов;
- Развивать физическую выносливость;
- Формировать навыки самообслуживания;
- Развивать потребность в занятиях физической культурой и спортом.
Воспитанники должны знать и уметь:
- Владеть основами знаний о здоровом образе жизни (о нравственном здоровье, физическом здоровье);
- Знать правила оказания первой помощь (экстренная служба – 03);
- Принимать верное решение, заботится о своем здоровье.
Рекомендуемая литература:
- Шорыгина Т.А. Беседы об основах безопасности;
- Жукова Р.А. Пожарная безопасность;
- Смирнов А.Т. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни.
- Методические разработки (накопленный материал).
Раздел 3: Этические нормы жизни как регулятор поведения человека.
Цели и задачи:
- Развивать умения и навыки культурного поведения в различных местах;
- Систематизировать понятия об этикете как об установлено порядке поведения и отношения к людям;
- Знакомить с правилами этикета и формировать навыки этикетного общения;
- Развивать умение анализировать свои поступки и поступки окружающих.
Воспитанники должны знать и уметь:
- Соблюдать нормы общежития, культуры быта;
- Соблюдать правила мужского и женского этикета;
- Добиваться непринужденности в соблюдении правил этикета;
- Эстетично, со вкусом одеваться и применять косметику в зависимости от возраста, индивидуальных особенностей и цели предстоящего мероприятия.
Рекомендуемая литература:
- Дереклеева Н.И., Модульный курс учебной и коммуникативной мотивации учащихся;
- Алякринский Б. С., «Общение и его проблемы»;
- Булыгина А., «Этика делового общения»;
- Жариков Е. С., Крушельницкий Е. Л., «Для тебя и о тебе»;
- Методические разработки (накопленный материал).
Раздел 4: Учись общению
Цели и задачи:
- Ознакомить с основными правилами культурного общения;
- Помочь овладеть методами самопознания и самооценки;
- Формировать навыки восприятия окружающих людей в процессе общения;
- Формировать умение сопереживать партнерам по общению;
- Развивать коммуникативные умения и толерантность;
- Совершенствовать умения в общении в процессе самостоятельной жизнедеятельности.
Воспитанники должны знать и уметь:
- Владеть самопознанием и самооценкой;
- Владеть навыками культурного общения в обществе;
- Уметь сострадать и сопереживать;
Рекомендуемая литература:
- Алякринский Б. С., Общение и его проблемы;
- Карнеги Д., Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей;
- Омаров А. М. Управление: искусство общения;
- Демидова Т.Е., Модель социального общения: теория и практика социальной работы
- Сафьянов В.И., Этика общения.
Раздел 5: «Домовенок» включает в себя программу дополнительного направления по творческому воспитанию детей социально неадаптированных.
ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ
ТВОРЧЕСКИХ И СОЦИАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ
«ДОМОВЕНОК»
Паспорт программы
Характеристики программы | Варианты характеристики |
1. Сроки реализации | 1 учебный год |
2. Продолжительность реализации | 34 часа |
3. Возраст | Учащиеся коррекционной школы 7 – 11 лет |
4. Пол | Смешанная группа |
5. Форма реализации | Групповая – 8 человек |
6. Вид деятельности | Информационный, познавательный, практический |
7. Образовательная область | Социальная, творческая |
8. Способы реализации | Беседы, экскурсии, практикумы, |
9. Уровень освоения | Индивидуально-развивающий и групповой |
Пояснительная записка
Внеурочная деятельность – полноценное пространство воспитания и образования. Главное при этом – осуществлять взаимосвязь и преемственность общего и дополнительного образования как механизма обеспечения полноты и цельного образования.
Ведь главное, что здесь ребенок делает свой выбор, свободно проявляет свою волю, раскрывается как личность. Важно заинтересовать ребенка занятиями.
Задача педагога состоит в формировании личности обучающегося, которая является принципиальным условием его самоопределения в той или иной социокультурной ситуации. В данной программе отражены приоритетные направления воспитательной деятельности учреждения, направленной на развитие личности ребенка и социальной адаптации.
Программа строится на учете возрастных психологических особенностей детей, растущих и развивающихся в современной социальной среде. Реализация программы будет способствовать повышению уровня воспитанности и адаптированности учащихся с внедрением комплексного подхода к решению задач воспитания на основе координации и коррекции деятельности, обновления форм и методов воспитательной деятельности, повышения профессионального мастерства педагога как воспитателя.
Содержание программы основывается: «Научился сам – научи других». Программа «Домовёнок» расширит знания в области самообслуживания, раскроет способности в области творчества, позволит развивать художественно-эстетический вкус, заставит задуматься о своем здоровье и его сохранении. Курс носит обучающий, развивающий и социальный характер. Он является необходимым для учащихся младшей ступени, так как позволит школьникам овладеть умениями, навыками по самообслуживанию.
Принципы программы: непрерывное дополнительное образование как механизм обеспечения полноты и цельности образования в целом; развитие индивидуальности каждого ребенка в процессе социального и профессионального самоопределения в системе внеурочной деятельности; единство и целостность отношений всех субъектов дополнительного образования; системная организация управления учебно-воспитательным процессом.
Актуальность введения данного курса:
Большая часть детей до школы, воспитывалась дома и не знает элементарных правил ухода за собой, своими вещами и школьными принадлежностями. Родители недостаточно уделяют внимания вопросам самообслуживания и недостаточно подготавливают детей к самостоятельной жизни. Всвязи с чем, слабо развита моторика рук, элементарное мышление и обучающиеся не владеют приемами поэтапного выполнения заданий.
Цель программы
- расширение и углубление знаний, умений в области самообслуживания;
- пробуждение желания быть опрятным, регулярно выполнять гигиенические процедуры;
- формирование общей культуры обучающихся;
- воспитание адаптированного ребенка в классном коллективе и в школе.
Задачи:
- Расширение представления о социальном устройстве жизни;
- Приобщение к общечеловеческим социо-культурным ценностям;
- Развитие творческой активности
- Оказание помощи ребенку в преодолении трудностей в различных видах деятельности, формирование самостоятельности;
- Формирование жизненной позиции, способности к индивидуальному
выбору жизненного пути;
- Формирование потребности в творческой деятельности;
- Развитие художественно – эстетических способностей;
- Воспитание общительности, своей общности с коллективом, духа товарищества и сотрудничества, желания оказывать помощь друг другу;
- Формирование жизненно важных трудовых навыков и нравственных представлений.
Посредством достижения поставленных задач планируется:
- формировать осознанное отношение к внешнему виду;
- научить применять полученные гигиенические знания в жизни и практической деятельности;
- использовать полученные знания для обеспечения безопасности жизнедеятельности и охраны здоровья.
Ожидаемые результаты – воспитанник должен
• уметь быть опрятным и регулярно выполнять гигиенические процедуры;
• уметь обеспечить себе комфортные условия для любой деятельности за счет правильного выбора одежды и обуви;
• поддерживать в чистоте предметы своего ежедневного обихода;
• иметь сформированные навыки мытья рук;
• уметь соблюдать элементарные правила режима питания;
• уметь пользоваться столовыми приборами;
• уметь распознавать опасные зоны и предметы в помещении, на улице.
• иметь навыки безопасного обращения с электроприборами, острыми предметами.
Тематическое планирование
- Введение. Знакомство с программой – «Чем мы будем заниматься?»
- Как правильно ухаживать за одеждой. Научить складывать одежду и вешать на «плечики». – 2 часа
- Завязываем шнурки на ботинках, кроссовках. Беседа «Для чего нужна сменная обувь?» Практическая работа по завязыванию шнурков. Правила ухаживания за сезонной обувью. – 2 часа
- Застегиваем пуговицы. Беседа об опрятности и аккуратности.
- Научиться убирать игрушки. Научить содержать в порядке вещи и игрушки, складывать в шкаф.
- Влажная уборка в бытовой. Правила влажной уборки. Познакомить с обязанностями и правилами дежурных.
- Научить мыть пол, подметать пол. Поговорить о помощи дома.
- Как пользоваться столовыми приборами? Беседа о правилах поведения за столом; Научить держать ложку, вилку.
- Как сервировать стол? Практическая работа по выработке навыков сервировки стола к чаю.
- Как встречать гостей? Беседа: «Как встретить гостей?» Решение ситуаций.
- Украшаем праздничный стол Практическое занятие по сервировке стола; Научить складывать салфетку.
- Как ухаживать за волосами? Научить завязывать бант себе и помочь другу; Научить заплетать косичку.
- Почему нужно мыть руки? Рассказ об уходе за кожей; овладеть навыками мытья рук.
- Как чистить зубы? Беседа о значении зубов, о правилах ухода за зубами; Практическая работа.
- Уход за ногтями. Профилактика инфекционных заболеваний. Беседа: «Хорошие и плохие микробы».
- Моем посуду. Практическое занятие: научить мыть посуду и столовые приборы, приучить надевать фартук.
- Стираем носовой платок и носочки. Показ и практическая работа.
- Как попросить помощи у взрослых? Познакомить с волшебными словами. Ролевая игра.
- Что вокруг нас может быть опасным? Беседа.
- Как могут стать опасными домашние вещи? Беседа о правилах безопасного обращения с домашними вещами. Нарисовать комнату с вещами и отметить опасные места. – 3 часа
- Огонь в доме. Как говорить по телефону. Ознакомить с причинами возникновения пожара, правилами поведения при возникновении пожара, навыками осторожного обращения с огнем. Научиться разговаривать по телефону, ознакомиться с номером телефона 01. Ролевая игра. – 3 часа
- Поговорим о домашней аптечке. Знакомство с понятиями «лекарство», «яд». Дать представление о том, что лекарства могу оказаться полезными и вредными, в зависимости от ситуации. Анализ ситуаций.
- Конкурс «Самый опрятный и аккуратный» Выполнение заданий.
- Чему научились за год? Подведение итогов.
Рекомендуемая литература:
- Внеурочная деятельность школьников «Методический конструктор» (Д.В.Григорьев, П.В.Степанов – М.: Просвещение, 2010 г.) ;
- Примерные основные образовательные программы образовательного учреждения. Нач. школа (Е.С.Савинов – М.Просвещение, 2010 г.);
- Планируемые результаты начального общего образования под редакцией Г. С. Ковалевой, О.Б. Логиновой, - М. Просвещение, 2010 г.);
- Основы безопасности жизнедеятельности. Поурочные планы. Г.Н.Шевченко, Издательство «Учитель» Волгоград, 2007 г.
- Методические рекомендации по проведению уроков трудового обучения в начальных классах. – Н.Н.Николаенко. М.:ЦГЛ, Ставрополь: 2003 Программа внеурочной деятельности. Первый год обучения.
№ п/п | Тема | Количество часов | ||
Всего | Теор. | Практ. | ||
1. | Введение. Знакомство с программой – «Чем мы будем заниматься?» | 1 | 1 | - |
2. | Как правильно ухаживать за одеждой. Научить складывать одежду и вешать на «плечики». | 2 | 1 | 1 |
3. | Завязываем шнурки на ботинках, кроссовках. Беседа «Для чего нужна сменная обувь?» Практическая работа по завязыванию шнурков. Правила ухаживания за сезонной обувью. | 2 | 1 | 1 |
4. | Застегиваем пуговицы. Беседа об опрятности и аккуратности. | 1 | 0,5 | 0,5 |
5. | Научиться убирать игрушки. Научить содержать в порядке вещи и игрушки, складывать в шкаф. | 1 | 1 | - |
6. | Влажная уборка в бытовой. Правила влажной уборки. Познакомить с обязанностями и правилами дежурных. | 1 | 0,5 | 0,5 |
7. | Научить мыть пол, подметать пол. Поговорить о помощи дома. | 1 | - | 1 |
8. | Как пользоваться столовыми приборами? Беседа о правилах поведения за столом; Научить держать ложку, вилку. | 1 | 0,5 | 0,5 |
9. | Как сервировать стол? Практическая работа по выработке навыков сервировки стола к чаю. | 2 | 1 | 1 |
10. | Как встречать гостей? Беседа: «Как встретить гостей?» Решение ситуаций. Ролевая игра. | 2 | 1 | 1 |
11. | Украшаем праздничный стол Практическое занятие по сервировке стола. Научить складывать салфетку. | 1 | 0,5 | 0,5 |
12. | Как ухаживать за волосами? Научить завязывать бант себе и помочь другу. Научить заплетать косичку. Правила ухода за длинными волосами. | 1 | 1 | - |
13. | Почему нужно мыть руки? Рассказ об уходе за кожей. Овладеть навыками мытья рук. | 1 | 0,5 | 0,5 |
14. | Как чистить зубы? Беседа о значении зубов, о правилах ухода за зубами. Практическая работа. | 3 | - | 3 |
15. | Уход за ногтями. Профилактика инфекционных заболеваний. Беседа: «Хорошие и плохие микробы». Презентация – «Микробы вокруг нас». | 1 | 1 | - |
16 | Моем посуду. Практическое занятие: научить мыть посуду и столовые приборы, приучить надевать фартук. | 1 | - | 1 |
17 | Стираем носовой платок и носочки. Демонстрация и практическая работа. | 1 | - | 1 |
18 | Как попросить помощи у взрослых? Познакомить с волшебными словами. Ролевая игра. | 1 | 0,5 | 0,5 |
19 | Что вокруг нас может быть опасным? Беседа. | 1 | 1 | - |
20 | Огонь в доме. Как вызвать службу спасения по телефону. Ознакомить с причинами возникновения пожара, правилами поведения при возникновении пожара, навыками осторожного обращения с огнем. Знакомство с номером телефона 01. Ролевая игра. – 3 часа | 3 | 1 | 2 |
21 | Как могут стать опасными домашние вещи? Беседа о правилах безопасного обращения с электрическими приборами. Нарисовать комнату и отметить опасные места. – 3 часа | 3 | 3 | - |
22 | Поговорим о домашней аптечке. Знакомство с понятиями «лекарство», «яд». Дать представление о том, что лекарства могу оказаться полезными и вредными, в зависимости от ситуации. Анализ ситуаций. | 1 | 1 | - |
23 | Конкурс «Самый опрятный и аккуратный» Выполнение заданий. | 1 | - | 1 |
24 | Чему научились за год? Подведение итогов. | 1 | 1 | - |
Всего по программе: | 31 | 18 | 13 |