ПРАЗДНИК ТРУДА "ПОЧИНКИ"
творческая работа учащихся на тему

16 февраля по старому Русскому обычаю, устраивали ПОЧИНКИ- чинили и дыры в одежде, и посевной инвентарь, и лошадиную упряжь. Вроде бы просто, но наши предки умели из него сделать праздник. Праздник будничного труда.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prazdnik_truda_-pochinki.docx29.53 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ  БЮДЖЕТНОЕ  СПЕЦИАЛЬНОЕ (КОРРЕКЦИОННОЕ) ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ  ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ, ВОСПИТАННИКОВ  С  ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ  ШКОЛА № 27 VIII ВИДА  ГОРОДА-КУРОРТА  АНАПА  КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

Технология

ПРАЗДНИК ТРУДА

«ПОЧИНКИ»

Совместная работа: учитель трудового обучения

 Великодский Сергей Юрьевич

 Кислицкая Элла Ростиславовна

2013г.

ПОЧИНКИ

Чтец:

На Руси всех богатств не счесть

Много кладов подземных есть;

Гор высоких, лесов вековых,

Рек широких, озер глубоких.

Но дороже любых бриллиантов

Ожерелье народных талантов,

Много их на земле родной,

Им хвала и поклон земной!

Да, с великим народом таким,

Мы Россию свою возродим.

Славу добрую ей возвратим

И в обиду ее не дадим.

Ведущий:

16 февраля по старому Русскому обычаю, устраивали ПОЧИНКИ- чинили и дыры в одежде, и посевной инвентарь, и лошадиную упряжь. Вроде бы просто, но наши предки умели из него сделать праздник. Праздник будничного труда. А что для праздника надо? Собраться вместе, ознаменовать событие каким-либо волшебным действом, например, гаданием, заговором-имеющим тайный смысл. А потом угоститься особым ритуальным блюдом, приготовленным специально для этого дня. И наша встреча, праздник Починки будет проходить так же.

Чтец:

Шире сердца раскроем- праздник себе устроим.

Плечи во всю расправим, весело праздник справим.

Нам не к лицу сутулиться- праздник на нашей улице.

Ведущий:

Вчера 15 февраля праздновали СРЕТЕНЬЕ. Когда я была маленькая, то считала, что в этом слове две буковки потерялись, нужно говорить встретенье, что значит-день встречи зимы и весны. В этот день устраивались кулачные бои, разные игры, где добрые молодцы и красны девицы, могли продемонстрировать свою удаль, умение играть вместе. Поиграем и мы.

Помощник:

Первая молодецкая игра «ПЕРЕТЯНИ КАНАТ».

Вызываются две команды по 6 человек. Побеждает та команда , которая перетянет канат.

Помощник:

А сейчас вызываются девочки. Игра «ПЛАТОК». Нужны две команды по 5 человек. Первые номера играющих надевают на себя платок, вторые снимают платки и надевают на себя и так далее. Какая команда сделает это быстрее, та и побеждает.

Помощник:

Следующая игра  «БЕГ С ПЕРЕОДЕВАНИЕМ».

Играют две команды по 5 человек в каждой. Первый участник добегает до цели, надевает фартук, бежит обратно, чтобы передать фартук другому, второй добегает до цели, снимает его и так далее. Какая команда сделает это быстрее, та и побеждает.

Ведущий:

Во время игр на Сретенье, когда устраивались кулачные бои, когда разрушали выстроенные снежные крепости, многие кафтаны, да тулупы расходились по шву, рвались, то есть приходили в негодность, и ловкие женские руки их приводили в порядок. Да и пора было перед весной перебрать, пересмотреть всю зимнюю и демисезонную одежду, подготовиться к смене погоды.

Справная жена заранее собирали все, что нужно для Починок, и хранила это с трепетной бережливостью в своем ларце или шкатулке, где было много накоплено для работы: тесьма , ленточки, кусочки ткани, нехитрый инструмент. Когда 16 февраля этот ларчик открывался для всей семьи, над ним с затаенным дыханием и любопытством склонялись дочки- что за сокровища там припрятаны.

Помощники:

Игра « ЧТО В ЛАРЦЕ?»

Отгадайте загадки.

- два братца- одно сердце (ножницы)

-маленькая головка на пальце сидит десятками глаз во все стороны глядит(наперсток)

- у них тяжелый труд- они все время что-то жмут. (тиски)

-без рук , без ног, лапшу крошит.(нож)

-тонкий , длинный паровозик за собою поезд  возит, где проехал дырки нет, только шпал и рельсов нет.( игла с ниткой)

-они с винтом пустились в пляс,  а он , кружась в доске увяз.(отвертка и шуруп)

-100 маленьких братцев равны,  угадайте, кто они? (сантиметры в метре)

-деловой, мастеровой, стульчик делал он со мной, ни минуты не молчал, все стучал, стучал, стучал.(молоток)

-везде  сует, сует свой нос витой, дыру проткнет в стене,

чтобы узнать, а что на той, обратной стороне? (Сверло)

Ведущий:

Историческая загадка.

В незапамятные времена люди одевались в простые длинные одежды. К одежде прикреплялись просверленные камешки, кусочки дерева, металла, и на них набрасывались петли. Предшественница этой детали была булавка, которая скрепляла одежду. В Европу эта деталь была завезена с Востока, и женщины ее не приняли и продолжали пользоваться булавками. Иное дело мужчины. Она им настолько полюбилась, что стали использовать везде, и вес костюма заметно увеличился. Один король заказал ювелиру 13тысяч 600 этих деталей для своего костюма. И женщины только в конце 19 века подружились с этими  детальками, поскольку в моду вошли изделия с застежками: халаты, блузы, пальто. О чем идет речь? (Пуговица)

Помощник:

Конкурс « ПРИШЕЙ ПУГОВИЦУ НА РУБАШКУ».

Приглашаются два мальчика , которые должны пришить пуговицу.

Ведущий:

На Починки созывались и представители сильного пола. Их труд был иным, подшить валенки (покатать валенки), привести в порядок сапоги, лошадиную упряжь. А сейчас мальчики покажут свою рабочую сноровку, они должны отремонтировать стул.

Конкурс «ОТРЕМОНТИРУЙ СТУЛ»

Ведущий:

Женская часть населения усаживалась у окошек, разделив между собой работу. Поставить заплатку старались так искусно, чтобы стало лучше новых- в этом весь смысл рукоделья на Починки, так исхитриться, чтобы люди могли любоваться такой работой.

Показ моделей: использование темы «Заплаты в моделировании»

Ведущий :

Народная мудрость гласила: « Не все ходить в новом иногда и в латаном», то есть заштопанном, заплатанном. Были и специальные слова для починок : « Не носить плаченого, не видать злаченого. Ныне в рубахе простой, а завтра, что у царевны самой». Показ на фланелеграфе как правильно накладывать заплату. Показ изделий с заплатами: брюки, фартуки.

Сценка «ЗАПЛАТКА» по рассказу Н.Носова.

Ведущий:

В верхнюю одежду под ту или иную заплату обязательно зашивали монетку, говоря: « Придет времечко на счастье найдется копеечка». Когда в семье не было денег, ощупывались кафтаны да телогрейки, извлекались денежки, выручали семью: ведь раньше копейка была дорога.

Бытовало поверье: если кто-то из женщин 16 февраля никому из близких ничего не зашил, не починил, весь год одежда домочадцев будет рваться, трещать по швам, казаться плохой, неприглядной. Так  что отметаться с иголкой  надо было во что  бы то ни стало.

Чтец:

Как таким умельцам да не суметь

Ниточку в иголочку быстро, ловко вдеть.

Помощник:

Игра « ВДЕНЬ НИТЬ В ИГЛУ»

За 30 секунд нужно выполнить это задание. Выигрывает, тот, кто сделает это раньше.

Ведущий:

Сызмальства девочки помнили, что иголка не только свет белый одевает, но и на сокровенные тайные девичьи вопросы дает ответ. О гаданиях на Починки  расскажет Нина Васильевна.

Шили девушки и спрашивали: « Иголка-сестричка, покажи мне личико суженого. Перед кем явлюсь не в латаном, а в сосватанном?»

Или: « иголка, иголка на кого буду шить, того буду любить».

« Иголка, иголка, справно сшивай, долго надолго связывай !»

От сосредоточенности на зеркальной поверхности иглы и от монотонной работы перед девицами являлись  образы суженых. И надо было отследить момент когда возникал образ юноши. Стежки узора задавали направление, откуда будут застланы сваты.

Девушки с Починок начинали сшивать приготовленные лоскутики для одеял, подушек, что бы приданое было красивое.

Чтец:

К лоскуточку лоскуток, за стежком еще стежок.

 Да еще умение, вкус и вдохновение

Вот и выйдет вещь у ВАС  всем на удивление.

Ведущий:

 В такой лоскутной технике давно работают в швейных мастерских нашей школы. Юные мастерицы изготовляют подушки, прихватки, фартуки и блузки. Показ этих изделий на стенде.

 Чтец:

На Кубани мы живем, мастерицами слывем,

Можем мы вязать и шить, борщ сварить и стол накрыть,

И сейчас без промедленья покажем мы свое уменье.

Прежде чем за дело взяться, ткать , плести, или вязать,

Нужно пряжу приготовить и в клубки ее смотать.

Вот вас нитки два конца, посередине узелок.

Покажите свою ловкость, кто свернет быстрей клубок.

Помощник:

Игра « КТО СВЕРНЕТ БЫСТРЕЙ КЛУБОК»

 Две девочки берут длинную нить за два противоположных конца и по команде  начинают мотать клубок. Выигрывает тот, кто быстрее дойдет до узелка в центре нити.

Помощник:

Игра « РАСКРАСЬ ИГРУШКУ»

Командам из трех человек нужно раскрасить игрушку за три минуты. А какую игрушку, вы должны угадать.  

Чтец:

Нам не нужен дом,

Мы в одна в  другой живем,

Мы игрушки расписные,

Мы сестрицы все родные,

Есть постарше , есть и крошки,

 А зовут нас всех « МАТРЕШКИ»

Ведущий:

Как вы думаете ребята , сколько лет матрешке?

Это самый молодой из всех промыслов по изготовлению игрушки. Матрешке чуть больше ста лет. В конце 19 века в Россию из Японии попали фигурки лысого добродушного старика-мудреца. В фигурку были вложены еще несколько фигурок. Посмотрел на эту фигурку художник Сергей Малютин и создал русскую румяную игрушку, которую назвал ласковым русским именем МАТРЕШКА.

Чтец:

Рученьки умелые, ниточка послушная,

Вяжем с помощью крючка петельки воздушные.

Раз накид, и столбик два. Получились кружева.

Помощник:

Конкурс «ЦЕПОЧКА ИЗ НИТОК»

Предлагается за две минуты связать цепочку из воздушных петель. Выигрывает тот, у кого цепочка окажется длиннее, при этом учитывается и качество связанной цепочки.

Чтец:

Любит наш народ трудиться,

Воздает умельцам честь.

И пословиц, поговорок

На Руси у нас не счесть.

И победу в этом туре

Тот сумеет одержать,

Кто пословиц этих больше

Сможет вспомнить и назвать.

Ведущий:

Конкурс «ПОСЛОВИЦ»

Конкурс состоит из двух заданий. В первом необходимо закончить пословицу. Например, труд человека кормит, а……..(а лень портит)

-какова пряха – (такова и пряха)

-мало хотеть- (надо уметь).

-глаза страшатся- (а руки делают).

-терпенье и труд- (все перетрут).

Ведущий:

Во втором задании нужно «перепутанные» пословицы соединить.

Голова научит-у того нет скуки.

Кто мастер на все руки-лучше большого безделья.

Скоро сказка сказывается-руки сделают.

Мало дело – да не скоро делается.

Не красна изба углами- побольше дела.

Поменьше слов-а красна пирогами.

А сейчас вы увидите одежду из бросовых материалов.

Чтец:

Прежде чем такой шедевр

Вы сумеете создать.

Вы попробуйте вначале

Материалы подобрать.

Ученики 4-5 классов покажут одежду «из ничего»

Ведущий:

 Вы знаете ,ребята, что в древности наши предки разговаривали на древнерусском языке, и русские слова звучали по другому: глаза-очи,(оченщик), палец- перст(наперсток, перчатки), город-град (Волгоград, Ленинград).

А сейчас поиграем. Я называю старинные названия месяцев, а вы должны определить их современное звучание.

ПРОСИНЕЦ-ЯНВАРЬ                                                            

БОКОГРЕЙ-ФЕВРАЛЬ

ПРОТАЛЬНИК-МАРТ

СНЕГОГОН-АПРЕЛЬ

ТРАВЕНЬ-МАЙ

ХЛЕБОРОСТ-ИЮНЬ

СТРАДНИК=ИЮЛЬ

ЖНИВЕНЬ-АВГУСТ

ХМУРЕНЬ-СЕНТЯБРЬ

ГРЯЗЕНЬ-ОКТЯБРЬ

ЛИСТОГНОЙ-НОЯБРЬ

СТУДЕНЕЦ-ДЕКАБРЬ

Чтец:

Это здорово уметь! Сеять хлеб и песню петь

Стог метать: дрова колоть, грядку чисто прополоть.

Это здорово: строгать. Делать дом или кровать.

Бак лудить, трамвай водить, дом на зорьке возводить.

Сталь ковать, деталь точить, мастерству других учить.

Сад лелеять, хлеба печь, матерей от бед беречь.

Добрым быть, друзей иметь: это здорово-уметь.

Ведущий:

И действительно , наши ребята уже многое умеют делать своими руками.

(Демонстрация швейных изделий)

Чтец:

Он бывает с толокном, мясом , рисом и пшеном.

С вишнею сладкой бывает. В печь его сперва сажают.

А как выйдет он оттуда, то кладут его на блюдо.

Ну, теперь зови ребят! По кусочку все съедят. (пирог)

Ведущий:

Вечером на Починки полагалось отведать пирогов с грибной начинкой, в которой среди однородной массы попадался один целенький грибочек. И тому , кто съедал его, должно повезти.

Чтец:

Посмотрите , малыши. Принесли пироги.

Вот еще один обряд будет радовать ребят.

Чтоб грибной пирог Починки справить нам помог

Пирог нужно разломить и кусочки подарить.

Проходите, проходите! Угощение берите,

Чаем запивайте, нас добрым словом вспоминайте!

Вы на праздники побывали

Как отличить праздник починки узнали,

Поиграли, порезвились.

Хорошо повеселились?

Ну, парнишки и девицы

На все руки мастерицы

Вы трудились не напрасно,

 Все исполнили прекрасно!

Все старались , кто как мог-

Время подвести итог,

Кто же лучший был из вас-

Разберемся мы сейчас.

Подведение  итогов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий праздника-концерта" Новогодний праздник"

Цель: поздравить ребят с успешным завершением первого полугодия;          организовать праздник-концерт для класса и их родителей...

Cценарии праздников "Цветок для мамы" и Праздник Урожая

Сценарии Праздника Урожая и Дня матери "Цветок для мамы" разработаны для детей разновозрастной группы от 4 до 15 лет....

Разработка урока по ОПК в 4 классе по теме: "Праздник праздников. Торжество торжеств".

В разработке урока  особое  внимание уделяется  знакомству учащихся с  обычаями  и традициями празднования главного православного праздника –  Светлого Христова Воск...

Всякая душа празднику рада. Сценарий рождественского праздника СВЯТКИ

Формирование качеств гражданина - патриота Отечества - одно из важнейших и актуальных направлений деятельности педагога - воспитателя. Источниками для национально - регионально...

сценарий внеклассного мероприятия (праздник праздников Пасха)

мероприятие было проведено в 3 классе . материал был опубликован в "Учительской газете " продолжительность 1 урок ,дети дарили открытки нарисованные зарание....

Сценарий праздника "С праздником, любимые!"

Сценарий общешкольного праздника 8 марта....

Внеклассное мероприятие, посвященное 23 февраля (военно-спортивный праздник). Внеклассное мероприятие, посвященное 23 февраля (военно-спортивный праздник). Внеклассное мероприятие, посвященное 23 февраля (военно-спортивный праздник).

-соединить спортивно-оздоровительную работу с патриотическим воспитанием   школьников   -развивать у детей мотивацию к занятию спортом   - формирование спортивных к...