Конспект выступления: "Мир особого ребенка" на методобъединении, посвященном дню защиты детей
статья на тему

Меркулова Елена Дмитриевна

об отношении родителей и специалистов к особым детям

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mir_osobogo_rebenka.odt15.79 КБ

Предварительный просмотр:

КРАСНО-ДУБРАВСКИЙ ДЕТСКИЙ ДОМ-ИНТЕРНАТ ДЛЯ УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ДЕТЕЙ «ЖУРАВУШКА»

КОНСПЕКТ ВЫСТУПЛЕНИЯ:

«МИР ОСОБОГО РЕБЕНКА»

воспитателя

Меркуловой Елены Дмитриевны

Методическое объединение воспитателей

апрель 2014г.

В предверии праздника «Дня защиты детей» хочу поделиться с вами мыслями об «особых» детях из прочитанных недавно мною книг.

Мария Иванова, мама девочки с нарушениями развития, опубликовала свой дневник о воспитании дочери с первых дней её жизни, книга называется «Письма из Коврова». В предисловии к книге Мария Беркович (1975 г. р., родилась в Ленинграде, закончила РГПУ им. Герцена, кафедра сурдопедагогики, дефектолог, автор книги «Нестрашный мир», герои этой книги — дети с различными нарушениями развития) пишет: «В нашей культуре очень многое измеряется будущим результатом. Детей делят на обучаемых и необучаемых ( до сих пор еще делят, не смотря на закон о всеобщем праве на образование), родителям предлагают отказаться от ребенка-инвалида — «все равно он не будет развиваться», про детей с тяжелым ДЦП тревожно спрашивают  «а интелект-то у него сохранен?» И почти никому не придет в голову спросить: а если не сохранен, то что? Если не научится ходить, говорить, держать ложку, то что?»  И сама же отвечает на этот вопрос: «Я знаю, что с ними можно работать, проводить комплексы всяких лечений, по твердому плану устраивать жизнь, вроде «все давать». Но не это главное. Самое главное с ними просто надо быть.

И когда это понимаешь, как-будто меняется зрение. Не бывает нацеленности на конечный результат, как обычно. Результат и есть эта данная минута духовной связи, общения. А то, что ты в это время делаешь, рисуешь, пляшешь, сидишь на корточках, вообще не важно». Мария Беркович приводит также слова Натальи Евгеньевны Марцинкевич, известного питерского психиатра и психотерапевта: «иногда единственное, что мы можем изменить в жизни другого человека — это свой взгляд на него». Мы не можем научить его ходить, быть таким как мы. Но мы можем любоваться им, интересоваться им, пытаться понять его».

Руководители ЦЛП, создатели сборника «Педагогика, которая лечит» А.Л. Битова и Р.П. Дименштейн в предисловии к этому сборнику пишут : «Залог успешной помощи ребенку — понимание его проблем и уважение его человеческого достоинства. Даже весьма квалифицированный специалист без должного отношения к ребенку может нанести вред его личностному росту. Манипулитивные методы недопустимы.

Работа «в команде» значительно эффективнее работы специалиста-одиночки. Построение общего языка, плодотворное сотрудничество между педагогами, медиками, психологами и другими специалистами позволяет выйти на новый уровень помощи ребенку. Врачебное наблюдение играет прежде всего поддерживающую и супервизорскую роль. Эпизодические консультации и медикаментозное лечение не могут заменить регулярных психолого-педагогических занятий.

Все дети должны обучаться! Необучаемых не бывает. Образование является наиболее адекватной формой социализации ребенка.

Чем тяжелее состояние ребенка, тем более (а не менее!) он нуждается в обучении. Правильно организованная образовательная среда оказывает на ребенка сильное терапевтическое воздействие. Важное свойство такой среды — побуждение к усилию; излишний комфорт препятствует развитию».

Елена Эфрос, журналист, в анонсе к книге Марии Ивановой «Письма из Коврова» пишет: «Особому ребенку трудно в нашем с вами мире, он здесь — strange (англ. и «странный» и «чужой»). Что почувствуют и как поведут себя родители, узнав, что их ребенок никогда не будет ходить, говорить, развиваться как все? Одни впадут в отчаяние, другие попытаются приспособить ребенка к жизни среди обычных здоровых людей, а третьи создадут мир, где ребенку будет легко и хорошо, где он — дома.»

В заключении хотелось бы вам прочитать стихотворение, которое я нашла на сайте учительницы школы 8 типа Алексеевой Натальи Николаевны.

Мир «особого» ребенка

Интересен и пуглив.

Мир «особого» ребенка

Безобразен и красив.

Неуклюж, порою странен,

Добродушен и открыт

Мир «особого ребенка» -

Иногда он нас страшит.

Почему он агрессивен?

Почему он так закрыт?

Почему он так испуган?

Почему не говорит?

Мир «особого» ребенка -

Он закрыт от глаз чужих.

Мир «особого» ребенка

Допускает лишь своих!

Автор не известен.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий праздника, посвященного Дню защиты детей

Сценарий праздника "День защиты детей"...

Концерт, посвященный Дню защиты детей

История праздника "Дня защиты детей"...

Сценарий праздничной линейки открытия лета, посвященной Дню защиты детей

Если вы хотите устроить морской праздник в первый день лета для ваших детей, то этот сценарий поможет хорошо начать череду мероприятий, посвященных Дню защиты детей! Желаю удачи!...

«Праздник детства» (Концертно-развлекательная программа посвященная Дню Защиты детей)(отчётный концерт)

Концертно-развлекательная программа посвященная Дню Защиты детей "Праздник детства"Театрализованное представление посвященное Дню защиты детей«Дети-наше будущее!»Цель:  создать для детей атмосфер...

Методические материалы по организации летнего отдыха «Праздник, посвященный Дню защиты детей».

В данном методическом пособии представлены материалы из опыта работы ДОО(П)Ц «Венец», адресованные методистам, педагогам-организаторам, педагогам дополнительного образования, всем тем, кто внедр...

Развлечение для детей дошкольного возраста, посвященное Дню защиты детей.

Развлечение для воспитанников консультативного пункта.Дети разного возраста и разного уровня подготовленности.Развлечение проводят два педагога: один ведущий, другой исполняет роль "Лето".Использованн...