"Стальное колечко"
план-конспект урока (6 класс) на тему
Предварительный просмотр:
МКОУ ООШ №6
Конспект открытого урока
чтения и развития речи в 6 «В» классе СКО 8 вида
Тема урока: «Что значит быть счастливым?»
(по сказке К.Г. Паустовского «Стальное колечко»)
Подготовила учитель
русского языка и литературы
Лодина А.Н.
с.Донское,2014г.
Цель: раскрыть содержание сказки К. Паустовского «Стальное колечко».
Ответить на проблемный вопрос : «Что сделало Варюшку счастливой?»
Задачи:
1. Образовательные:
-продолжить знакомство детей с произведением К. Паустовского «Стальное колечко»;
-учить ориентироваться в тексте, развивать грамотную речь,
отрабатывать навыки выразительного чтения.
-совершенствовать умения анализировать произведение;
2. Коррекционно - развивающие:
-корригировать и развивать связную речь;
-корригировать мыслительную деятельность на основе упражнений в установлении причинно-следственных связей;
3. Воспитательные:
-воспитывать мотивацию к учебной деятельности;
- воспитывать чувство бережного отношения к природе, умение видеть в обычном необычное, замечать красоту природы, любить свою Родину.
Оборудование: учебник «Чтение 6 класс» И.М. Бгажнокова, Е.С. Погостина,
демонстрационный материал в форме компьютерной презентации, фрагмент художественного фильма (1971 г.), «Времена года» П.И.Чайковский.
Тип урока: комбинированный.
Ход урока.
1.Организационный момент.(Слайд 1)
Эмоциональный настрой на урок
-Какое у вас настроение?
-Давайте создадим хорошее настроение на нашем уроке.
-Представьте себе, что вы надуваете воздушный шарик: медленный вдох через нос, надуваем щеки, выдох.
-Теперь представьте и изобразите, что вы как – будто завязываете шарик. Завязывайте крепко.
-А теперь подарите свой шарик друг другу.
Начинается урок.
Не ленись, не зевай,
Смело руку поднимай,
На вопросы отвечай!(слайд)
Помните,у нас на уроке закон един: все молчат-_говорит один.Прежде,чем ответить на вопрос,сформулируйте ответ ,а потом поднимайте руку.
2.Актуализация знаний учащихся
-Скажите,с каким произведением вы познакомились на предыдущих уроках чтения?
–Над чем мы работали,изучая это произведение?
- А как вы думаете,чем мы будем заниматься на сегодняшнем уроке?
- Ребята, скажите, что для человека дороже всего на свете?
папа, мама, близкие люди;
родной дом;
мир и покой в нашей семье;
здоровье наше и близких людей;
мир на земле.
_Молодцы!Именно об этих ценностях мы будем говорить сегодня.
3.Введение в тему.Постановка проблемного вопроса.
А тему нашего урока я обозначила так: «Что значит быть счастливым?»
Как вы думаете,о чьем счастье мы будем говорить?
Я думаю ,хорошо работая на уроке ,мы сможем ответить на главный вопрос «Что сделало Варюшку счастливой?»
А эпиграфом к уроку я взяла слова древнегреческого ученого Платона: «Стараясь о счастье других,мы находим свое счастье»
Ребята,как вы понимаете это выражение?
4.. Проверка усвоения ранее изученного, домашнего задания.
Я хочу проверить ,насколько внимательно вы читали текст сказки.
Блиц-опрос Самый внимательный" "Да - нет".
- Дед Данил и Варюша жили в деревушке Моховое. (Нет)
- В субботу Варюша пошла за махоркой в соседнее село Переборы. (Нет)
- На платформе девочка встретила двух бойцов. (Да)
- Боец попросил подарить ему махорки. (Нет)
- Боец отсыпал в карман шинели добрую горсть махорки. (Да)
- Боец надел Варюше на средний палец маленькое серебряное колечко. (Нет) (Стальное - из твёрдого серебристо-серого металла.)
- Варя надела колечко на указательный палец.
- Сидор помог найти кольцо?
- Варя подавала в ковшике холодную воду.
5.Аналитическая беседа по тексту
Итак,мы с вами отправляемся в путь за счастьем.
-Почему сказка называется «Стальное колечко»?
-А как мы озаглавили этот эпизод?Я предлагаю вам прочитать его по ролям.
-Кто нужен из действующих лиц?
Варя,автор и два бойца.
6.Чтение эпизода по ролям
7.Беседа по содержанию эпизода
-Как же этот эпизод характеризует Варюшку?
-Найдите в тексте,как называет Варю боец?
-Да,вот такими красивыми словами,с большой любовью и нежностью называет боец.
-А что вы скажете о подарке?(колечко волшебное) В давние времена кольцо на руке человека было не просто украшением. Оно представлялось людям источником особой силы. Например, круглые кольца служили талисманом. Такой талисман был всегда на руке и помогал хозяину.
-Почему вы так считаете?В чем его волшебство?
Боец сказал,что каждый пальчик имеет волшебное свойство:
-Если надеть на средний-здоровье
-Если на безымянный –большую радость
-Если на указательный- увидишь мир
_А как Варя решила распорядиться колечком?(она поверила в чудо ,но )
-Растроилась Варя?Почему?(зачитать)
_А смогла она найти колечко?Об этом мы посмотрим фрагмент из фильма.(Просмотр видео)
8.ФИЗМИНУТКА
9.Работа в парах
_А теперь я предлагаю вам по опорным словам составить это событие.Работаем в парах .Обсуждаем и один ученик будет рассказывать.
Колечко Варя нашла .А на какой пльчик надела?Почему?А как мы озаглавили эпизод ,в котором об этом говорится?
- «Испытание волшебных свойств колечка»Посмотрим,как осуществлялось волшебство.
_Давайте во всем разберемся.Посмотрим маленький фрагмент.(Видео ,где дед колет дрова) -
10. Просмотр видеофрагмента фильма «Стальное колечко».Беседа .
_Итак,Варюшка прибежала домой и увидела.. О чём думала девочка, когда бежала домой, надев на средний палец колечко? Как об этом думает сама девочка?
( Варюша думает, что дедушка поправился из- за колечка)
Прочитайте эти строки! ( « Спасибо….)
-Как вы думаете, колечко ли вылечило деда? Правильно. Мы- то понимаем, что дедушка поправился оттого, что Варюша всю зиму заботилась о нём, выхаживала его.
- Что поняла Варюша? Испытала ли она радость?
-Как вы считаете, какова причина этой радости? В волшебном ли колечке? (Нет. Причина этой радости в том, что дедушка поправился, весна наступила. Солнышко светит ярче.)
Эта радость, красота есть и в реальной жизни. И как замечательно описал К. Паустовский, как всё оживает в природе. Давайте вместе с Варенькой послушаем весну.
-Какие звуки она услышала? Что звучало? Кто создавал эти звуки? (Колокольчики, подснежники качались и кивали на заре, каждый цветок позванивал, будто в нем сидел жук…, ударял дятел, запела иволга, что- то прошелестело рядом, мимо прошла весна).
11. Прослушивание музыкального произведения.
Слово у Паустовского удивительно музыкально! А вот как П. И. Чайковский выразил своё ощущение весны.
( Дети слушают грамзапись из альбома « Времена года» - Апрель. «Подснежник».)
12. Продолжение беседы по содержанию.
-Какое ощущение возникло у вас после прослушивания музыки Чайковского? А после чтения текста К. Паустовского?
_А можете в тексте найти соответствие в описании прихода весны? –
ДЕТИ,а теперь скажите,почувствовала Варюшка себя счастливой? Найдите по тексту ,какое настроение у нее от увиденного?
13.Работа с текстом
- Надела ли Варюша на указательный палец перстенёк, чтобы повидать белый свет со всеми его чудесами?
-Что удержало её? ( Дети читают на странице : « …на цветы, на липкие берёзовые листочки, на ясное небо и жаркое солнце…»)
-Она совсем не хочет его надеть? ( …Успею….)
Пока не хочет, успеет ещё повидать белый свет. А что ей поможет, волшебное колечко или что- то другое?
14.Подведение итога беседы
Дети,так какие волшебства произошли в сказке?
1.Выздоровел дедушка.
2.Варя почувствовала радость от приближения весны
3.Поняла,что лучше родной земли нет.
-Благодаря колечку?
-А колечко какую роль сыграло?(В. верила в волшебство и очень старалась,ятоб исполнились желания) Волшебство реальное – оно в красоте природы. Оно помогло Варюше увидеть чудеса. Была надежда и желание. Доброта девочки и её чуткость Волшебство каждому доступно. Но надо это развивать в себе. Так Паустовский подарил нам всем чудо. И не надо завидовать сказочным героям. Надо верить в чудеса.
-РЕБЯТА,а чего девочка хотела больше всего?
Верно.Она старалась сделать здоровым и счастливым дедушку,очень заботилась,беспокоилась о нем и…что?Продолжите мою мысль..
Да маленькая девочка ,как мы видим в тексте,почувствовала себя счастливой.
А теперь предлагаю обратиться к нашему эпиграфу»СТАРАЯСЬ О СЧАСТЬЕ ДРУГИХ,МЫ НАХОДИМ СОБСТВЕННОЕ СЧАСТЬЕ»
-Можем ли мы сказать,что Варя нашла свое счастье?В чем?
15.Слово учителя
- Ребята,мы закончили обсуждение и теперь скажите,какое впечатление на вас произвело это произведение?А вам захотелось рассказать о нем своим близким? Раздумывая над сегодняшним уроком,мне кажется ,каждый из вас себя спросил: «А я как Варюшка забочусь о своих родных?»А кто хочет рассказать об этом?
-А какое при этом испытываете ощущение? Так что происходит с человеком?
-Ребята,любите своих родных и близких,дорожите родным домом.
Берегите близких,берегите!
К ним любовь по жизни пронесите!
Нужно для того совсем немного…
-ЧТО же нужно,чтобы вашим родным и близким было хорошо?
А колечко необходимо для этого?Так я вам сейчас и подарю колечки из бисера,которые сделали девочки на уроке технологии с Т.И.Минкиной.
Вы плели их с любовью и верой в чудеса.Я хочу,чтоб каждый из вас надел колечко на тот палец в зависимости от того,чего хочет.
Поставим руку на локотокИ все хором назовем пальчик и волшебство.
А на какой вы наденете?(каждый говорит,почему на этот палец)
А теперь я предлагаю подарить колечки нашим гостям.
16.Итог урока
ИТАК,чему же научил вас рассказ?(надо быть внимательными ,заботливыми…)И ТОГДА,,,продолжите мою мысль…
ДА, ТЫ БУДЕШЬ СЧАСТЛИВ,ПОТОМУ ЧТО СДЕЛАЕШЬ СЧАСТЛИВЫМИ ДРУГИХ.
Ребята ,я очень довольна вашей работой на уроке,вы читали хорошо,высказывали свои мысли,старались говорить правильно,четко И мне хочется всем поставить хорошие и отличные оценки.Спасибо вам за то ,что порадовали меня!Оценки за урок.
17.Домашнее задание (слайд)ответить письменно на вопрос:
«Какое впечатление и почему произвел на вас рассказ ?»
18.Рефлексия
Какое настроение у вас после урока?
Нарисуйте на карточках мордочки.\
- Теперь дорисуем нос:
! – если вы хорошо поняли тему и самостоятельно справитесь с заданием,
? – если вы не совсем хорошо поняли тему и у вас есть вопросы.
Теперь дорисуем рот:
- урок понравился и вы довольны своей работой,
- урок не понравился, я не очень доволен своей работой.
А теперь поднимите карточки :у кого !,у кого улыбка?
19.Заключительное слово учителя
Сегодня я разглядела в ваших глазах огонёк любознательности,желание рассуждать,делать выводы и высказывать свое мнение. Хочу пожелать вам, чтобы этот огонёк не угасал, а открытия, которые вы совершаете день за днём, помогли бы вам преодолеть все трудности учёбы .Мне очень хочется,.чтобы каждый из вас был счастлив от того,что делает счастливыми других.Храните эти волшебные колечки и не забывайте надевать на пальчик,если очень хотите ,чтоб исполнялись ваши желания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
К. Паустовский «Стальное колечко»(2 урок).
Конспект урока чтения в 6 классе специальной (коррекционной) школы. Тема: К. Паустовский «Стальное колечко»(2 урок). Цель урока: раскрыть содержание сказки К. Паустовского «Стальное колечко»....
Сценка "Малютка Колечка"
Замечательная сценка для любого праздника или внеклассного мероприятия!...
Методическая разработка мастер-класса «Колечко из фольги»
Методическая разработка мастер-класса «Колечко из фольги» предназначена для проведения учебных занятий в учреждениях дополнительного образования....
Стальное колечко
Стальное колечко...
Тестовая работа по сказке К. Паустовского «Стальное колечко» для учащихся 6 класса коррекционной школы VIII вида
Данная методическая работа представляет собой материалы для проведения теста по сказке К. Паустовского «Стальное колечко» и может быть применена для проверки уровня усвоения содержан...
план - конспект урока "Обобщение по сказке Паустовского "Стальное колечко"
Урок является заключительным в череде уроков, посвящённых произведению Паустовского "Стальное колечко"...
Презентация К.Паустовский Стальное колечко
Презентация К.Паустовский Стальное колечко...