Азбука чистоговорок
статья на тему

 Екатерина Геннадьевна Карпова

Азбука чистоговорок

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл azbuka_chistogovorok.docx28.79 КБ

Предварительный просмотр:

Одним из приёмов развития речи детей является использование чистоговорок. Чистоговорки представляют собой фразы, построенные из сложных сочетаний звуков, слогов, слов, трудных для произношения. Само их название указывает на то, что говорить их нужно чисто (чистоговорки). Чистоговорки произносят в обычном темпе.

 Чистоговорка это зарифмованная фраза: ла-ла — Мила в лодочке плыла. Всем детям присуще влечение к рифмованным звукам. Благодаря рифме слова привлекают особое внимание ребёнка. Ввиду несформированности мотивационной сферы трудно вовлечь детей в активное участие в процессе, а это очень важно для достижения максимального результата. С помощью чистоговорки можно развивать все стороны речи ребёнка (фонематический слух, звукопроизношение, словарь, грамматику и связную речь). Использование данного приёма предоставляет ребёнку возможность создать «своё», придумать самому. Для этого берётся последний слог слова или последние два звука в односложном слове и повторяется в начале чистоговорки (са-са – вот идёт лиса).

Чистоговорки широко используются логопедами для автоматизации  поставленных звуков, они помогают правильно и чисто проговаривать труднопроизносимые стихи и фразы, знакомят с богатством русского языка и новыми поэтическими образами

Запомнить чистоговорку детям, не имеющих проблем со звуками, как правило, не составляет особого труда. А вот детям с ОНР и ФФНР гораздо сложнее ее выговорить без запинки, при этом четко и внятно. Предлагаемые ниже игры и упражнения помогают эффективно справиться с этой задачей. Они ориентированы на занятия в небольших (4—6 человек) группах детей старшего дошкольного возраста, а также на индивидуальную работу с детьми. Освоить технологию применения этих игр и упражнений несложно как педагогам детских дошкольных учреждений, так и родителям. Однако здесь очень важно знать и выполнять несколько простых правил:

  • не допускайте скуки во время занятий, постоянно подогревая интерес детей новыми творческими идеями;
  • отложите занятие, если ребенок расстроен, устал или хочет заняться делом, которое ему больше нравится;
  • знайте меру и не перегружайте малыша. Помните, норма — понятие весьма  относительное;
  • забудьте о своем возрасте и с удовольствием включайтесь в работу с детьми;
  • искренне гордитесь ребенком, цените и уважайте его успехи.

Иными словами, добивайтесь того, чтобы занятия были бы для всех не в тягость, а в радость.

Прежде всего, воспитателям, логопедам или родителям необходимо иметь «банк чистоговорок». Очень полезно к поиску новых чистоговорок подключать самих ребят. Как правило, они делают это с огромным удовольствием. Если вовлечь в работу мам и пап, бабушек и дедушек, она становится гораздо интереснее и эффективнее, иногда зарождая соревнование — кто больше?

На одно занятие следует выносить не больше одной чистоговорки. В этом случае она глубже прорабатывается, четче усваивается и остается в памяти на более длительное время. Начать лучше с того, что воспитатель (логопед, родитель) достаточно громко, не спеша, внятно читает текст  скороговорки. Если дети уже умеют читать, то каждому из них  дается карточка с печатным текстом чистоговорки, так что у ребенка появляется возможность следить глазами. Затем дети хором вместе с преподавателем повторяют текст еще раз. После такого первичного знакомства с чистоговоркой начинается основная работа по ее лучшему запоминанию и проговариванию. Дня этого имеется много различных приемов.

1

. Пропевка чистоговорок. Абсолютно любую чистоговорку можно пропеть, главное — подобрать к каждой в отдельности «свою» мелодию. И вариантов здесь великое множество: в виде любимой эстрадной песни, оперы, романса, частушки, в стиле «рэп», речитативом и др. Особенно детям нравится петь, изображая известных животных. Здесь тоже очень много вариантов: например, как медведь (грубым голосом), или как лисичка (хитро и лукаво), или как мышка (писклявым голоском), или как котенок (ласково и нежно) и т. д. Важно предоставить детям возможность самим решить, какое животное они будут изображать следующим. Ребенок, предложивший идею, становится руководителем или дирижером, а все остальные дети составляют небольшой хор. Желательно, чтобы в роли дирижера мог выступить каждый ребенок. Есть и другой вариант — один воплощает свой замысел «на импровизированной сцене», а остальные дети — «зрители». И так все по очереди.

Подобная работа тренирует память дошкольников, раскрывает их творческий потенциал, повышает настроение.

2.

 Инсценировка чистоговорки. Этот прием  очень любим детьми, однако следует помнить о том, что не все чистоговорки можно «показать», инсценировать. Поэтому необходимо заранее все продумать и отобрать подходящие. Дети могут показывать чистоговорку все сразу, одновременно, а педагог в это время произносит слова, наблюдает за малышами и выбирает особо старательного. Или другой вариант — один ребенок выступает в роли актера, показывая инсценировку, а остальные ребята (они же — зрители) громко, хором проговаривают чистоговорку. Причем в роли актера должен побывать по очереди каждый ребенок. Следовательно, чистоговорка будет произнесена, как минимум, столько раз, сколько детей в группе.

    Этот прием, как и предыдущий, раскрепощает детей, раскрывает их  актерские способности.

3.

 Ответь на вопрос. Работа в этом ключе подразумевает, что чистоговорка может быть не только великолепным упражнением для укрепления артикуляционного аппарата, но и служить богатейшим материалом для многочисленных размышлений дошкольника: о чем (о ком) повествует эта чистоговорка? Бывает ли такое на самом деле? Почему? Сколько слов в предложении? Значение, какого слова вам непонятно? Какой звук здесь встречается чаще других? Как можно охарактеризовать этот звук?

Важно выслушать всех желающих высказаться. Ответы-рассуждения на подобные вопросы развивают мышление детей, учат их выдвигать гипотезы, обогащают словарный запас малышей, учат различать звуки речи на слух, помогают овладеть звуковым анализом слов, подготавливая к освоению школьной грамоты.

     4.

 Задай вопрос. Если предыдущий прием предполагал, что вопросы продумывает и задает взрослый, то в данном случае сам ребенок после знакомства с чистоговоркой формулирует свой вопрос и адресует его сверстнику или взрослому, по своему усмотрению. Затем выслушивают всех, кто желает что-то добавить, высказать свою точку зрения, после чего автор вопроса сам анализирует и оценивает полученные ответы.

Подобная работа в сочетании с предыдущим приемом обучает дошкольников умению наблюдать, слушать, оперировать понятиями, характеризовать, разъяснять, рассуждать, делать выводы и умозаключения, оформлять свои мысли, формулируя их в виде грамотных размышлений, правильных вопросов и достойных ответов. В результате ребенок накапливает и обогащает знания и представления о самом себе, об окружающих его людях, о животном и растительном мире, о явлениях природы и о многом другом.

5.

 Диалог. В проговаривании чистоговорки участвуют два человека, между ними происходит диалог. Важно, чтобы каждая пара детей стремилась произнести чистоговорку как можно четче и лучше, при этом эмоционально обыграв задуманную по ситуации роль (дворовых бабушек-сплетниц, давних друзей, животных и др.).

Данный прием развивает у малышей навыки общения и актерское мастерство. Следует помнить о том, что не всякая скороговорка подойдет для этого упражнения, поэтому материал следует отобрать заранее.

6. Зеркало. Дети, как и в предыдущем приеме, группируются по парам. Один ребенок в паре изображает человека, стоящего перед зеркалом, и он должен произносить скороговорку, широко открывая рот и четко выговаривая каждый звук; второй ребенок стоит лицом к лицу к первому и изображает зеркало, а точнее — зеркальное отражение. Его задача — беззвучно, одними губами, точно повторить текст. Затем следует поменяться ролями.

Для данного приема, который великолепно развивает внимание дошкольников, подходит любая скороговорка, лишь бы она была интересна детям.  

7.

 

 Эхо. Один ребенок достаточно громко, медленно, с паузами после каждого слова проговаривает чистоговорку; ладони можно приложить к губам. По длительности паузы должны быть достаточными для эхо-повтора произнесенного слова всеми остальными детьми. Интересно и занимательно при этом внести элемент игры, например, «Заблудившийся в лесу» или «Мы в горах». Прием способствует развитию навыков работы в коллективе, умению слушать и слышать не только себя, но и других.

8. Аудиоповтор. Чистоговорка записывается на магнитофон. Педагог сам решает, сколько раз и в каком темпе будут звучать слова и предложения. Задача ребят — повторять воспроизводимый текст. Можно записать на магнитофон голос самих детей и устроить конкурс — у кого лучше получается проговаривание. Услышать себя со стороны будет не только занятно, но и полезно.

  9.

 Иллюстрация. Этот способ еще называется «Зарисовка». Его лучше использовать в качестве домашнего задания. Дети записывают изученную чистоговорку на отдельном листе и делают к ней иллюстрацию. При этом не имеет значения, есть у ребенка способности к изобразительной деятельности или нет. Каждый ребенок рисует так, как умеет, а помощь мам, пап, бабушек, дедушек, братьев и сестер только приветствуется. Таким образом, после серии занятий у ребят формируется свой «банк чистоговорок». Этот прием развивает воображение, дает бескрайний простор для творчества.

И, помните! Ежедневное произношение чистоговорок обеспечит ребенку четкость дикции, выразительность речи, а так же обогатит новыми интересными знаниями.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека чистоговорок на автоматизацию звуков

Уважаемые родители! Если у Вашего ребенка отсутствует какой-либо звук или несколько звуков в речи, Ваш ребенок при этом занимается с логопедом, и звук уже поставлен, но еще не введен в речь, Вы можете...

Консультация - презентация "Коррекция звукопроизношения с использованием чистоговорок в работе с дошкольниками"

Представленный материал можно включать в презентации к вашим занятиям,  родительским собраниям.В работе использованы яркие анимационные эффекты и звуковое сопровождение, которые формируют устойчи...

Сборник чистоговорок

Чистоговорки для автоматизации согласных звуков....

Картотека чистоговорок на звук Ш

Карточки с картинками и текстом...

Коллекция чистоговорок и скороговорок

Сборник  по развития речи: русские скороговорки и чистоговорки (подходит для автоматизации звуков)....

Картотека чистоговорок.

Чистоговорочки...

Картотека чистоговорок на разные звуки

Публикация содержит подборку чистоговорок в алфавитном порядке. Материал предназначен для совершенствования фонетической стороны речи у дошкольников....