программа "АБВГДЕЙКА"
рабочая программа по теме
Программа коррекции и профилактики нарушений устной и письменной речи
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma.doc | 112.5 КБ |
Предварительный просмотр:
"АБВГДЕЙКА"
Программа коррекции и профилактики
нарушений устной и письменной речи
Татьяна Георгиевна Тебенькова
педагог - логопед отделения социальной
реабилитации инвалидов бюджетного
учреждения Омской области "Комплексный
центр социального обслуживания населения
Оконешниковского района"
Пояснительная записка
Речь – основное средство общения в человеческом обществе. Устная речь выделила человека из животного мира, а письменную речь надо считать величайшим изобретением, давшим человеку способность к абстрактному мышлению. Устная речь, как правило, сопровождается мимикой, жестами, интонацией, что улучшает ее понимание. В процессе письменной речи все это заменяется делением речи на слова, употреблением знаков препинания, красной строки, заглавной буквы, различным написанием одинаково звучащих, но разных по смыслу слов, подчеркиванием, выделением особым шрифтом, а также сопровождающими текст рисунками, таблицами.
Первой формируется устная речь, а письменная является надстройкой над уже созревшей устной речью, использует все ее готовые механизмы, совершенствуя и значительно усложняя их, присоединяя к ним новые механизмы, специфичные для новой формы выражения языка.
Недостаточная сформированность устной речи ведет к нарушениям письменной речи.
В отделение социальной реабилитации инвалидов обращаются семьи, имеющие детей с физическими и умственными отклонениями: нарушение зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, эмоционально-волевой сферы. При всех этих категориях отклонений, как правило, имеются речевые нарушения. Основными речевыми нарушениями являются: задержка речевого развития, дизартрия, ОНР 1,2, 3 уровня, алалия, дислалия, системное недоразвитие речи. Для детей с речевыми нарушениями также характерны нарушения общей и мелкой моторики, нарушение ориентации в пространстве.
У умственно отсталых детей специфика нарушений устной и письменной речи определяются особенностями их высшей нервной деятельности и психического развития. Отмечается недоразвитие высших форм познавательной деятельности, конкретность и поверхность мышления, замедленное развитие речи и её качественное своеобразие, нарушение словесной регуляции поведения, незрелость эмоционально-волевой сферы.
Нарушение речи детей данной категории носит системный характер. У них оказываются несформированными все операции речевой деятельности. Отмечаются слабость мотивации, снижение потребности в речевом общении; нарушено программирование речевой деятельности, создание внутренних программ речевых действий, реализация речевой программы контроля за речью, сличение полученного результата с предварительным замыслом, его соответствие мотиву и цели речевой деятельности. Нарушаются все компоненты речи: ее фонетико-фонематическая сторона, лексика, грамматический строй.
При обследовании устной речи детей данной категории были отмечены многочисленные нарушения грамматического строя речи, проявляющиеся в неверном согласовании слов, искажениях падежных окончаний существительных, пропуски и неправильное употребление предлогов, структурная неоформленность предложений, значительно ограничены возможности словообразования. Несформированность грамматического строя речи неизбежно приводит к возникновению аграмматической дисграфии (при овладении навыками самостоятельного письма). Она проявляется в аграмматизмах на письме на уровне слова, словосочетания, предложения и текста и является компонентом системного недоразвития речи, которое имеется у умственно отсталых детей. Последовательность предложений не всегда соответствует последовательности описываемых событий, нарушаются смысловые и грамматические связи между предложениями. Кроме того, выраженные проявления аграмматизма в устной речи препятствуют развитию у детей коммуникативных навыков, приводят к речевой замкнутости, неуверенности в себе. Таким образом, своевременное преодоление недоразвития грамматической стороны речи - одно из важных условий развития у детей коммуникативных умений и навыков.
На сегодняшний день в Оконешниковском районе 69 семей, в которых проживает 70 детей-инвалидов, из них 30 детей нуждаются в логопедической помощи: 17 детей с нарушением интеллекта, из них 6 детям младшего школьного возраста рекомендовано обучение по программе 8 вида (обучение детей с умственной отсталостью). Опыт обучения этих детей свидетельствует о необходимости и актуальности проведения работы по коррекции и профилактике дисграфии в период младшего школьного возраста. Поэтому появилась необходимость создания программы по коррекции нарушений письменной и устной речи у детей младшего школьного возраста, посещающих логопедические занятия в отделении социальной реабилитации.
Учитывая психофизические особенности детей с ограниченными возможностями здоровья, рекомендуется коррекционную работу по устранению ошибок в письменной речи строить на основе тесной взаимосвязи с формированием познавательных процессов.
Цель: коррекция и профилактика нарушений устной и письменной речи детей младшего школьного возраста с 8-12 лет.
Задачи:
- Уточнение и обогащение словарного запаса.
- Формирование и развитие практических навыков словоизменения и словообразования.
- Формирование структуры простого распространённого предложения.
- Развитие умения применять усвоенные грамматические конструкции в аналогичных и новых ситуациях, использовать полученные навыки в различных видах деятельности.
- Развитие фонематического восприятия, мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, обобщения), слухового и зрительного внимания, памяти.
Программа опирается на основные принципы: системность, комплексность, последовательность и систематичность, доступность, индивидуальный подход, онтогенетический принцип развития речевой системы.
С детьми проводятся индивидуальные логопедические занятия. Продолжительность занятия – 40 минут, 1 раз в неделю. Курс составляет 28 часов, обследование речи - 4 часа, занятия - 24 часа.
Практические методы работы:
- Беседа
- Игра
- Моделирование (графические схемы)
- Упражнения
Словесные методы работы:
- Объяснение
- Пояснение
- Показ образца речи.
Содержание
Программа составлена на основе лексико – грамматического подхода к планированию коррекционной работы. Это предполагает изучение на одном занятии одной новой грамматической формы с использованием разнообразного лексического материала, так как добиться устранения проявлений аграмматизма в речи детей возможно только при систематической коррекционной работе, поэтапной отработке наиболее типичных моделей грамматических форм.
Выбор методик осуществлялся с учетом цели и задач исследования. За основу была взята методика Т.А Фотековой и Т.В. Ахутиной "Диагностика речевых нарушений". Предъявляемый речевой материал адаптирован с учетом особенностей и уровня речевого развития обследуемых детей. Данная методика носит тестовый характер. Также при составлении программы использовалась система коррекционной работы Л.Н. Ефименковой, И.Н. Садовниковой, программа по коррекции дисграфии Е.В.Мазановой "Логопедия", пальчиковая гимнастика В.В. Цвынтарного и др.
Логопедическая работа проводится в следующих направлениях:
- развитие функции словоизменения;
- формирование навыков словообразования.
В процессе развития грамматического строя речи у детей с интеллектуальным недоразвитием необходимо учитывать структуру речевого дефекта, несформированность грамматических значений, трудности дифференциации близких по оформлению грамматических форм.
Сроки реализации программы.
Блок | № | Раздел программы | Кол-во часов |
I Диагностический | Диагностика нарушений грамматического строя речи. | 2 | |
II Коррекционный | 1 | Словоизменение и словообразование существительных. | 12 |
2 | Словоизменение и словообразование глаголов. | 7 | |
3 | Словоизменение и словообразование прилагательных. | 5 | |
III Оценочный (диагностика) | Оценка результативности коррекционной работы. | 2 |
Календарно-тематический план занятий
по коррекции и профилактике аграмматической дисграфии
№ | Тема занятия | Лексика
| Кол-во часов |
Диагностика нарушений грамматического строя речи - 2 часа | |||
Словоизменении и словообразование существительных - 6 часов | |||
1 | Понятие о словах, обозначающих предметы. | Дикие и домашние животные | 1 |
2 | Дифференциация слов, отвечающих на вопросы кто? или что? | Животные | 1 |
3 | Единственное и множественное число существительных. | Одежда. | 1 |
4 | Образование формы множественного числа существительных. | Фрукты. Овощи. Животные. | 1 |
5 | Уменьшительно-ласкательная форма существительных. | Одежда. Обувь. Посуда. | 2 |
6 | Образование слов, обозначающих названия детёнышей животных. | Домашние и дикие животные. | 1 |
Словоизменение и словообразование глаголов - 7 часов | |||
7 | Понятие о словах, обозначающих действия предметов. | Профессии людей | 3 |
8 | Согласование существительного и глагола настоящего времени в числе. | Семья. Игры детей. | 1 |
9 | Согласование существительного и глагола прошедшего времени единственного числа в роде. | Профессии людей | 1 |
10 | Образование приставочных глаголов. | Профессии людей. | 2 |
Словоизменение и словообразование существительных - 6 часов | |||
11 | Форма винительного падежа существительных единственного числа. | Лес. | 1 |
12 | Форма дательного падежа существительных единственного числа. | Дикие и домашние животные. | 1 |
13 | Форма родительного падежа существительных единственного числа. | Деревья. Кустарники. | 1 |
14 | Форма творительного падежа существительных единственного числа. | Животные, части тела животных. Инструменты | 1 |
15 | Предлоги. Предложно – падежные конструкции существительных единственного числа. | Предметы быта. Мебель. Одежда. Посуда. Обувь. | 2 |
Словоизменение и словообразование прилагательных - 5 часов | |||
16 | Слова, обозначающие признаки предметов. | Слова, обозначающие цвет, вкус. | 1 |
17 | Согласование прилагательного с существительным. | Овощи, фрукты. | 1 |
18 | Согласование прилагательного с существительным. | Овощи, фрукты. | 1 |
19 | Образование относительных прилагательных. | Продукты питания. | 1 |
20 | Образование притяжательных прилагательных. | Одежда. Обувь. | 1 |
Оценка результативности коррекционной работы - 2 часа | |||
Выявление уровня сформированности грамматического строя речи. | 2 |
Планируемые результаты
- Расширение словарного запаса.
- Распознание частей речи и их основных признаков.
- Умение изменять слова по грамматическим категориям.
- Умение составлять распространённые предложения.
- Правильное употребление предлогов на письме и в речи.
Кадровое обеспечение
Занятие по программе "АБВГДЕЙКА" ведёт учитель-логопед Т.Г. Тебенькова
Условия реализации программы
Индивидуальные коррекционно-логопедические занятия проводятся в оборудованном кабинете. Оборудование логопедического кабинета включает:
1. Настенное зеркало для логопедических занятий.
2. Зеркало для индивидуальной работы.
3. Разрезная азбука (настенная).
4. Кассы букв (индивидуальные).
5. Учебно-методические пособия, дидактический материал.
6. Настольные игры, игрушки, конструкторы.
7. Шкафы для пособий.
8. Стол канцелярский.
9. Стулья.
Список используемой литературы
- Ефименкова Л.Н., Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов - М.: Владос, 2001.
- Завьялова Т.П., Стародубцева Сборник игровых занятий по развитию памяти, внимания, мышления и воображения у младших школьников. - М.: АРКТИ, 2010.
- Зегебарг Г.М., Учение без мучения. Коррекция дисграфии. Учебно-методическое пособие для психологов, учителей и родителей.-2-е изд. - М.: Генезис, 2009.
- Карпенко Н.П., Подольский А.И. Внимание и коррекция дисграфических ошибок у детей с недостатками речи // Вестник МГУ. 2002. № 3.
- Корнев А.Н., Нарушения чтения и письма у детей - СПб.: Речь, 2003.
- Кисилева Н.Ю., Формирование операций контроля в системе коррекции дисграфии.// Логопед - 2008, №7.
- Лалаева Р.И., Логопедическая работа в коррекционных классах. - М.: Владос, 2001.
- Лалаева Р.И., Венедиктова Л.В., Диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников. - СПб. Изд-во "Союз", 2004.
- Левина Р.Е., Нарушения речи у детей дошкольного возраста. - М.: Наука, 2004.
- Левина Р.Е., Нарушение чтения и письма у детей. //Хрестоматия по логопедии. - М.: Владос, 2001.
- Мазанова Е.В., Коррекция аграмматической дисграфии. Конспекты занятий для логопедов / 2-е изд., испр.- М.: Издательство ГНОМ и Д, 2008.
- Мазанова Е.В., Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа синтеза. Конспекты занятий для логопедов / 2-е изд., испр.-М.: Издательство ГНОМ и Д, 2008.
- Мазанова Е.В., Коррекция оптической дисграфии. Конспекты занятий для логопедов / 2-е изд., испр. - М.: Издательство ГНОМ и Д, 2008.
- Матвеева Е.М., Коррекционно - логопедическая работа в школе - интернате 8 вида// Логопед 2006 - № 1.
- Методы обследования речи детей: Пособие по диагностике речевых нарушений/ Под общ. ред. проф. Г.В. Чиркиной. - 3-е изд., доп. - М.: АРКТИ, 2003.
- Нейропсихологическая диагностика, обследование письма и чтения младших школьников / Под ред. Т.В. Ахутиной, О.Б. Иншаковой. М.: В. Секачев, 2008.
- Парамонова Л.Г., Предупреждение и устранение дисграфии у детей. СПб.: Лениздат 2001.
18. Программа подготовительного и 1 - 4 классов коррекционных образовательных учреждений VIII вида./Под ред. В.В.Воронковой. М., 1999.
19. Шипицына Л.М., "Необучаемый" ребенок в семье и обществе. Социализация детей с нарушением интеллекта. - СПб.: Речь, 2005.