"Основные понятия проблемы интегрированного обучения в России"
статья на тему

Безвытная Снежана Александровна

В статье рассмотрен основной категориальный аппарат проблемы интеграции. Даны определения процессов дифференциации, дифференцированного обучения, интеграции, интегрированного обучения. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Основные понятия интегрированного обучения в России

Рассматривая проблему интегрированного обучения, необходимо раскрыть содержание таких понятий, как: интеграция, интегрированное обучение, дифференциация, дифференцированное обучение. Ведь именно на этих понятиях базируется проблема интегрированного обучения в России. Необходимо также заметить, что сущность и содержание этих понятий и процессов, за ними стоящих, разрабатываются учеными. Такими, как: В.М.Астаковым, Т.С.Зыковой, В.А.Лебединским, Н.В.Цукерманом, Е.С.Худяковой и другими.

Проанализировав большое количество источников по проблеме интегрированного обучения пришли к выводу, что наиболее точное определение понятия «интеграция» даёт М.И.Никитина, подразумевая под ней – включение инвалидов в общество как полноправных его членов, активно участвующих во всех сферах жизнедеятельности, освоение ими экономики, культуры, науки и образования. Здесь и роль воспитания, направленного на освоение инвалидами культурных и духовных ценностей, и ориентация на активное участие во всех сферах жизнедеятельности.

На протяжении многих тысячелетий учёными разрабатываются социальные и психолого-педагогические условия интеграции детей – инвалидов в общество: формируется система специального образования с его содержанием, формами и методами (А.И.Дьячков, С.А.зыков, Б.И.Коваленко, Л.И.Солнцева и другие).

Параллельно с исследованиями психолого-педагогических условий интеграции детей-инвалидов в общество, учёными, совместно с представительством Министерства образования, Министерства здравоохранения, Министерства социальной защиты населения разрабатываются нормативные документы, обеспечивающие инвалидам социальные гарантии и права; социальные программы по охране детства и дальнейшему развитию систем образования детей с ОВЗ. Однако до сих пор многие документы (Закон о специальном образовании, Закон о реабилитации инвалидов) не утверждены государственными органами. Таким образом, различные аспекты интеграции исследованы, разработаны и внедрены в разной степени.

Интегрированное обучение,  по мнению Б.И.Коваленко, в свою очередь понимается двояко: совместное обучение детей – инвалидов и нормально развивающихся детей в единой общеобразовательной среде и как педагогическая система, ориентированная на формирование системного видения мира и использующая свои особые формы и методы обучения. Установлено, что интегрированное обучение является одним из условий интеграции.

Проблема интегрированного обучения активно разрабатывается во всех странах Западной Европы в течение последних лет. Конвенция «специальное образование в Европе», проводившаяся в Париже в мае 1995 году, показала, что все страны Западной Европы внедряют интегрированное обучение, хотя темпы и формы интеграции в разных странах различны (Ж.Хеннисон, М.Дюбаней, А.Госпарис, М.Лоран и другие). Учёные предлагают разные формы интеграции: специальный класс или группа в общеобразовательной школе, оказывающая детям помощь в учебном процессе, введение консультантов, обучение на дому, в госпиталях, введение социально-педагогического коррекционного модуля в обучении при образовательной школе. Однако специальные школы во многих странах не уничтожены, им приданы новые функции и иной специальный статус (Франция).

В России опыт такого интегрированного обучения недостаточен, хотя некоторые формы применялись давно, а некоторые внедряются с недавнего времени. То сеть для российской науки и практики проблема интегрированного обучения не нова, актуальна, но требует тщательного исследования условий его внедрения.

Интеграция и интегрированное обучение взаимосвязаны между собой, однако они не могут быть реализованы без решения проблемы дифференциации и дифференцированного обучения. В этом направлении в России накоплен значительный опыт и методический материал.

Чтобы понять суть процесса дифференциации необходимо обратиться к различным учебным пособиям. Самое точное его определение выделила Л.М.Шипицина. Дифференциация – это процесс создания наиболее оптимальных условий развития детей с ОВЗ, создание сети специальных учреждений. Дифференциация детей с особенностями развития интересовала учёных давно. Созданы и сегодня функционируют медицинские, психолого-педагогические классификации по типу нарушений слуха, речи, интеллекта, зрения, эмоционально-волевой сферы.

Дифференцированное обучение детей – инвалидов – это организация обучения и воспитания детей с дефектами в развитии в различных типах специальных (коррекционных) образовательных учреждениях в зависимости от характера и степени выраженности дефекта. Такое определение было взято из Педагогического словаря под общей редакцией Г.М. и А.Ю. Коджаспировых. Необходимо согласиться с мнением учёных, что дифференцированное обучение гуманно, так как создаёт условия для удовлетворения потребностей и интересов каждого, ориентируясь на максимальное развитие ребёнка.

Заключая обсуждение проблемы, отметим, что в основе интеграции, интегрированного обучения, дифференциации, дифференцированного обучения лежит принцип гуманизации, под которым понимается преодоление обезличенности специального образования, поворот школы к ребёнку, его нуждам и интересам, «переход к детоцентрической образовательной системе». К числу основных факторов гуманизации относят:

  • Формирование многовариативной образовательной системы;
  • Создание эффективной системы педагогического сокращения учащимися и другое.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья. Формирование у обучающихся на уроках математики основных понятий и терминов экономики и обучение их использованию в жизненной практике.

В данной статье раскрыты направления по формированию у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья на уроках  математики основных понятий и терминов экономики....

Раздел 1. Основные понятия и категории методики обучения иностранным языкам_ЛЗ

Раздел 1. Основные понятия и категории методики обучения иностранным языкам_ЛЗ...

Методика преподавания ИЯ в НШ Раздел 1. Основные понятия и категории методики обучения иностранным языкам_ЛЗ

Методика преподавания ИЯ в НШ Раздел 1. Основные понятия и категории методики обучения иностранным языкам_ЛЗ...

Методика преподавания ИЯ в НШ Раздел 1. Основные понятия и категории методики обучения иностранным языкам_ПЗ1

Методика преподавания ИЯ в НШ Раздел 1. Основные понятия и категории методики обучения иностранным языкам_ПЗ1...

Методика преподавания ИЯ в НШ Раздел 1. Основные понятия и категории методики обучения иностранным языкам_ПЗ2

Методика преподавания ИЯ в НШ Раздел 1. Основные понятия и категории методики обучения иностранным языкам_ПЗ2...

Основные понятия технологии дифференцированного обучения, его принципы и приемы.

Основные понятия технологии дифференцированного обучения, его принципы и приемы....