Основные направления и содержание работы по подготовке детей дошкольного возраста к обучению грамоте
статья по теме
В статье представлена система обучения дошкольников основам грамоты; даны рекомендации и примеры игр и упражнений по развитию у детей различных умений и навыков, которые необходимы для успешного овладения чтением и письмом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 25.84 КБ |
Предварительный просмотр:
"ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ ПО ПОДГОТОВКЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ"
В последние два десятилетия широкий размах приобрела мода на раннее обучение чтению - в 4-летнем и даже 2-3-летнем возрасте. Никакими серьезными научными обоснованиями такие новации не подкреплены. Если обучение чтению проводится без учета готовности ребенка к усвоению этих навыков, у него могут возникнуть определенные затруднения. По материалам исследований Корнева Александра Николаевича, анализ изменений качества навыков чтения у детей за последние 20 лет показал, что заметно ухудшились показатели понимания прочитанного, снизился интерес к чтению. По его мнению, не последнюю роль в этих негативных изменениях сыграло и раннее обучение.
Овладение грамотой представляет собой чрезвычайно важный этап, ребенок должен быть психологически готов к нему. Поэтому, в основе должна быть зрелость психических процессов.
- Прежде всего у ребенка должна быть готовность как настроенность, мотивированность к такого рода обучению. У большинства детей любопытство к буквам и напечатанным словам появляется в 3-4 года, однако устойчивый познавательный интерес к грамоте формируется лишь в 5-7 лет.
- Интеллектуальная, когнитивная готовность к изучению таких абстрактных явлений, как буквы и их сочетания. У ребенка должна сформироваться способность к абстрагированию, оперированию символами хотя бы в элементарной форме.
- Необходимо, чтобы у детей формировались произвольность, концентрация внимания, сенсомоторная база.
- До 3,5-4 лет ребенок не замечает речь как самостоятельное явление и тем более не осознает ее. Пользуясь речью, он замечает лишь реальную действительность, которая обозначается с помощью речи. Поэтому должна быть языковая готовность ребенка - это осознание ребенком самой устной речи.
- Графомоторные навыки. К 4-м годам развивается конструктивный праксис и мелкая моторика в работе с дидактическими игрушками, играми, пальчиковой гимнастике. У детей формируются умения держать ножницы и навыки работы с ними.
Дети научились:
- правильно держать карандаш, кисть;
- правильно закрашивать изображения;
- располагать узор в полосе;
- изображать геометрические формы;
- соединять фигуры по точкам;
- обводить фигуру по контуру.
- К 4-м годам в норме должны быть сформированы основные группы звуков: свистящие, шипящие, аффрикаты. Сонорные звуки [р], [р'], [л] формируются к 5-6 годам. К этому возрасту дети правильно воспроизводят звукослоговую структуру двусложных слов: МЯЧИК, КЛУБОК; трехсложных слов: САМОЛЕТ, КАЛИТКА.
- Формирование зрительной памяти и пространственных представлений. У детей развивается зрительное восприятие, анализ и синтез: распознавание схематических, силуэтных и контурных изображений. Дети ориентируются в пространстве собственного тела, в окружающем пространстве (спереди, сзади, сверху, снизу, справа, слева), ориентируются на листе бумаги. Развивается зрительная память: запоминают 3-4 карточки и находят их среди других, раскладывают карточки в первоначальной последовательности.
- Работа по звуковой культуре речи является базой для формирования фонематических представлений.
Дети научились:
- узнавать неречевые звуки;
- различать звуки, звукосочетания, слова, фразы по высоте, силе, тембру голоса;
- различать слова близкие по звуковому составу (дом - ком, Маша - каша).
Все представленные направления необходимо включать в разные виды деятельности с детьми и усложнять.
ПОДГОТОВКА К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ
В средней группе закладываются основы полноценного овладения детьми грамотой - чтением и письмом. Предварительная работа к обучению грамоте - это развитие звуковой культуры речи.
Задачи:
1. Сформировать представления, что речь состоит из слов: слова имеют протяженность, слова состоят из звуков, из слов можно составить предложения.
2. Развивать фонематический и речевой слух, формировать ориентировку в звуковой системе языка.
- сформировать понятие звук, гласный звук, согласный звук;
- познакомить детей с гласными звуками [а], [у], [о], [и], [ы] с согласными звуками [м], [п], [т], [н];
Примеры игр и упражнений:
- Угадывание звука по беззвучной артикуляции
- "Поднимись по лесенке" - пропевание гласных звуков
- "Чья песенка?" - выделение звуков в звукоподражаниях
- "Светофор" - подними символ, когда услышишь звук
- "Поймай звук"
- Выполнение различных движений, действий (присядь, если услышишь звук [а] в слове, подпрыгни, если [у])
- учить выделять звуки из ряда звуков, слогов, слов (начало - конец). Гласные звуки в середине слова в ударной позиции (мак, стол);
Примеры игр и упражнений:
- "Магазин" - покупка предметов на деньги-символы
- Выделение и запоминание слов из стихотворных текстов
- Придумывание слов на звук ("Кубик")
- научить определять место звука в слове - начало - конец (гласные: УТКА, МУКА);
Примеры игр и упражнений:
- "Рыбка" (звуковая линейка)
- "Подари подарок" (Маше - начало слова, Ване - конец слова)
- "Ёжик" (книга Т. А. Ткаченко "Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа")
- обучать звуковому анализу, синтезу звукосочетаний: ИА, АУ, УА, АМ, ОТ;
- учить пользоваться графическим обозначением звуков - гласных, согласных (символами гласных);
Пример игр и упражнений:
- "Живые звуки" - символы звуков у детей, встать по порядку звуков в слове
- формировать умение различать на слух длинные и короткие слова. Правильно передавать ритмический рисунок двусложных, трехсложных слов состоящих из открытых слогов (КА-ША, МО-ЛО-КО); односложных слов - КОТ;
Примеры игр и упражнений:
- "Отхлопай слово"
- "Выложи палочки"
- "Молоточек"
- сформировать представление, чем звук отличается от буквы;
3. Продолжать формировать графомоторные функции: обводки, штриховки, раскраски, соединение рисунка, фигуры по точкам, пальчиковые игры.
- Сформировать навыки составления букв из палочек, шнурков, мозаики, пуговиц и т.д. Научить узнавать буквы, изображенные с недостающими элементами, находить знакомые буквы в ряду правильно и зеркально изображенных.
ПОДГОТОВКА К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ
ЗАДАЧИ: Закрепление задач предыдущего этапа обучения
1. Закрепить понятие звук, гласный, согласный. Формирование понятия звонкий согласный, глухой согласный, мягкий согласный, твердый согласный.
- Закрепить знания детей о гласных звуках: [а], [у], [о], [и], [ы], [э]. Продолжать знакомить с согласными звуками: [к]-[г], [в]-[ф], [д]-[т], [с]-[з], [ш]-[ж], [п]-[б], [х].
- Формировать умения различать на слух согласные звуки по признакам: глухость-звонкость, твердость-мягкость в ряду звуков, слогов, слов. При формировании понятия звонкий-глухой согласная опора идет на слуховое восприятие и тактильные ощущения (ладонь на горло).
Примеры игр и упражнений:
- "Гудит - не гудит" закрываем уши и слушаем звук
- "Поймай звук" показать символ - колокольчик
- Выполнение различных движений
- "Разложи картинки по полочкам"
- "Послушай, выдели и назови" из фраз нужные слова: только со звонким звуком в начале слова, только с глухим звуком или на пару согласных. Например: Первого сентября Женя пойдет в школу. Зое подарили маленького слоненка.
- "Замени первый звук в слове, назови новое слово" ЗУБ-СУП.
- "Какой звук есть во всех словах?" ШУБА - КОШКА - МЫШЬ - расскажи о нем.
При формировании понятия твердость-мягкость идет опора на слуховое восприятие и артикуляционную позицию звука (акустико-артикуляторные признаки).
- "Большой братец - маленький братец"
- "Камень - вата" на звук показать рукой
- "В гостях у Тома и Тимы"
2. Формирование у детей общей ориентировки в звуковой системе языка, обучение их звукобуквенному анализу и синтезу слова.
- Закрепить умения выделять звук из начала, конца слова, середины
- Учить определять место звука в слове: начало-середина-конец
- Обучение умению подбирать слова на заданный звук, слов со звуком в определенной позиции (начало-конец, середина)
- Совершенствование навыка звукобуквенного анализа слогов и слов, типа АП, НО, МАК, КИТ, ГУСЬ
- Обучать звукобуквенному анализу трех, четырех звуковых слов, со стечением согласных, типа КТО, СЛОН, ПУМА, УТКА
3. Показать слогообразующую роль гласного. Дать понятие слог. Научить определять количество слогов в слове, практически применяя правило: сколько гласных в слове, столько и слогов. Выполнять слоговой анализ и синтез слов, состоящих из одного, двух, трех слогов.
- "Назови гласные звуки в слове, напиши буквы, выложи"
- "Отхлопай слово по слогам"
- "Выложи столько ... (предметов), сколько слогов в слове"
- Выполнение различных движений (подпрыгни, топни, стукни молоточком)
- "Доскажи словечко" (БУ-КЕТ)
- "Почини слово"
- "Замени слог в слове. Назови новое слово" (1-ый, 2-ой и т.д.)
- "Подбери карточку к цифре"
4. Закрепить понятие буква и представление о том, чем звук отличается от буквы. Учить печатать буквы.
- Формирование навыков составления букв из палочек, выкладывание из шнурков, ниток, рисование в воздухе и т.д.
- Обучение узнаванию "зашумленных" изображений букв; букв, изображенных с недостающими элементами; нахождение знакомых букв в ряду правильно и зеркально изображенных
- Сравнение буквы и ее элементов со знакомыми предметами, другими буквами (дом, стол, перекладина и т.д.)
- Обводка ребенком букв, написанных взрослым
- Письмо буквы по контуру, нарисованному взрослым
- Письмо буквы по опорным точкам, поставленным взрослым
- Самостоятельное написание буквы по клеточкам в тетради
5. Обучение чтению слогов, односложных и двусложных слов.
- Чтение закрытых слогов, типа АМ. Предварительно проводится звукобуквенный анализ слога. По аналогии с другими гласными - Ом, Ум, Им. Чтение по образцу взрослого АААМММ (утрированно)
- Детям дается понятие - слог слияния (согласный дружит с гласным, согласный первый). Обозначается значком ͜
- Дорожки С ---------- А. Первоначально к согласным звукам добавляем гласные изученные МА, МО, МЫ
6. Расширение понимания значения простых предлогов: В, НА, ПОД, НАД, У, ЗА, С, СО, ИЗ. Учить образовывать и употреблять предложно-падежные формы с сущ. ед. и мн. числа (на реке, над рекой, в реке, по лужам, в лужах). Первоначально предлоги отрабатываются в реальных действиях ребенка, затем с опорой на картинки с использованием схем.
ПОДГОТОВКА К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ
С детьми седьмого года жизни на занятиях по подготовке детей к обучению грамоте работа продолжается по трем единицам речи: звуку, слову, предложению. Ведущей задачей остается формирование устной речи детей, обогащение словарного запаса, развитие коммуникативных способностей на основе общения.
ЗАДАЧИ:
1. Закрепить представления о гласных и согласных, о твердости - мягкости, глухости-звонкости согласных звуков.
2. Продолжать знакомить детей с согласными: Л, Р, Й, Ч, Щ, Ц; с гласными второго ряда: Я, Ё, Ю, Е. Дать понятие, звуки [ш], [ж], [ц] - всегда твердые, а звуки [ч], [щ], [й] - всегда мягкие.
3. Упражнять в дифференциации согласных звуков по акустическим признакам и по месту образования: [с]-[ш], [з]-[ш], [с]-[ц], [ч]-[щ], [л]-[р].
4. Дальнейшее обучение звукобуквенному анализу и синтезу слов из 3-5-ти звуков (РОЗА, ВОЛК, ИГЛА, АИСТ, ШАРИК). Определять место звука в слове (начало, середина, конец) и положение звука по отношению к другим звукам (перед, после).
5. Продолжать обучение слоговому анализу и синтезу трех-четырех сложных слов со стечением.
6. Познакомить детей с ударением, научить выделять в слове ударный слог и ударный гласный звук.
- Вычисление ударного слога в двусложных словах с ударением на первом слоге: МИШКА, КАША, потом переходить к словам с ударением на втором слоге ЛИСА, КОЗА. Пи выделении ударного слога слово нужно произносить целиком (если произносить по слогам, получится столько ударений, сколько в слове слогов). Далее познакомить детей с ударным гласным звуком и учить выделять его в слове.
Данный вид работы включается в работу по проведению звукового анализа.
Правильное выделение ударения при чтении в будущем позволит детям преодолеть послоговое произнесение слова и перейти к чтению целыми словами.
7. Учить анализу и синтезу предложений разной конструкции
- Членение предложений на слова (определяем количество слов); называем слова по порядку; составление предложений из слов
- Обучение составлению схем предложений (графическое изображение)
- Учить распространять предложения. МАША ИГРАЕТ. МАША ИГРАЕТ В МЯЧ. МАША ИГРАЕТ В МЯЧ НА ЛУГУ.
8. Закреплять знания и умения пользоваться простыми предлогами в речи, познакомить и научить пользоваться сложными предлогами: ИЗ-ЗА, ИЗ-ПОД, МЕЖДУ, ОКОЛО. Дать понятие предлог - это слово (маленькое слово). Графическое обозначение предлога в схеме.
- Предлоги отрабатываются в реальных действиях ребенка
- Оречевление своих действий: Положи книгу под парту. Я взял книгу из-под парты.
- Составление предложений с предлогом по картинке, по схеме
- "Предложение рассыпалось"
- "Живое предложение"
- "Закончи предложение"
- "Волшебное предложение"
Игры на звукобуквенный анализ
- "Собери слова по первым звукам" по картинкам
- "Цепочка" придумывание слов на последний звук
- "Наборщик" составление слов из данных букв
- "Волшебная цепочка" изменяем в слове один звук, образуем новое: САМ - СОМ - СОН - СЫН; ПАЛКА - ГАЛКА - БАЛКА
- Ребусы
- "Кто внимательней" отгадай имя по первым звукам слов: ФРУКТЫ, ЕЛЬ, ДОМ, ЯБЛОКО
- "Кто больше" придумай как можно больше слов, начинаем со слога: ФА - ФАКЕЛ, ФАРТУК, ФАБРИКА
- "Подбери слово к схеме"
- "Звук - проказник" НА ПОЛЯНЕ ВЕСНОЙ ВЫРОС ЗУБ МОЛОДОЙ.
Первые успехи в чтении и письме оказывают мощное психотерапевтическое воздействие на личность ребенка, стимулирует развитие познавательной деятельности. Овладев самыми элементарными навыками чтения и письма, ребенок буквально выпрямляется на глазах: у него появляется самоуважение, подкрепляемое положительными эмоциями родителей по поводу его успехов, уверенность в своих силах, резко возрастает познавательная активность.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Основные направления коррекционно-развивающей работы с детьми ЗПРР дошкольного возраста.
Чем раньше ребенок с проблемами в развитии начнет получать специальную помощь, тем эффективнее будет ее результат. Программа коррекционной работы должна составляться с учетом особенностей и потребност...
Подготовка детей дошкольного возраста с косоглазием и амблиопией к работе на аппаратах (подготовительные упражнения).
Подготовка детей дошкольного возраста с косоглазием и амблиопиейк работе на аппаратах (подготовительные упражнения)....
Основные направления и содержание работы по профилактике оптической дисграфии у детей старшего дошкольного возраста с ОНР ΙΙΙ уровня
У детей с ОНР ІІІ уровня отмечается наличие предпосылок оптической дисграфии. В частности, в силу структуры дефекта, у данной категории детей в большей степени страдают такие функции как зритель...
Программа дополнительного образования «Читай-ка» (подготовка детей дошкольного возраста к обучению грамоте)
Программа дополнительного образования «Читай-ка» разработана по методике Н.А.Зайцева, рассчитана на возраст детей 5-7 лет. Планирование занятий ведётся в зависимости от возрастных особенностей воспита...
"Комплексное сопровождение процесса подготовки детей дошкольного возраста с ОВЗ к школьному обучению".
Общеизвестно из опыта разных стран, что в системе образования есть принцип равных прав и возможностей в получении образования детьми с отклонением в развитии....
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ «Подготовка детей дошкольного возраста к обучению грамоте»
Одной из главных задач дошкольных образовательных учреждений является подтовка детей к школе. В эту задачу входит, в частности, подготовка к обучению грамоте – чтение, элементарные навыки письма...
Картотека игр и упражнений, направленных на развитие пространственной ориентировки у детей дошкольного возраста
Включает в себя:- игры на формирование ориентировки "на себе"- игры на ориентировку в замкнутом и открытом пространстве- игры на ориентировку в пространстве с точкой отсчёта "от себя&qu...