Основные направления и содержание работы по подготовке детей дошкольного возраста к обучению грамоте
статья по теме

Ромахина Светлана Геннадьевна

В статье представлена система обучения дошкольников основам грамоты; даны рекомендации и примеры игр и упражнений по развитию у детей различных умений и навыков, которые необходимы для успешного овладения чтением и письмом. 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx25.84 КБ

Предварительный просмотр:

"ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ ПО ПОДГОТОВКЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ"

В последние два десятилетия широкий размах приобрела мода на раннее обучение чтению - в 4-летнем и даже 2-3-летнем возрасте. Никакими серьезными научными обоснованиями такие новации не подкреплены. Если обучение чтению проводится без учета готовности ребенка к усвоению этих навыков, у него могут возникнуть определенные затруднения. По материалам исследований Корнева Александра Николаевича, анализ изменений качества навыков чтения у детей за последние 20 лет показал, что заметно ухудшились показатели понимания прочитанного, снизился интерес к чтению. По его мнению, не последнюю роль в этих негативных изменениях сыграло и раннее обучение.

Овладение грамотой представляет собой чрезвычайно важный этап, ребенок должен быть психологически готов к нему. Поэтому, в основе должна быть зрелость психических процессов.

  1. Прежде всего у ребенка должна быть готовность как настроенность, мотивированность  к такого рода обучению. У большинства детей любопытство к буквам и напечатанным словам появляется в 3-4 года, однако устойчивый познавательный интерес к грамоте формируется лишь в 5-7 лет.
  2. Интеллектуальная, когнитивная готовность к изучению таких абстрактных явлений, как буквы и их сочетания. У ребенка должна сформироваться способность к абстрагированию, оперированию символами хотя бы в элементарной форме.
  3. Необходимо, чтобы у детей формировались произвольность, концентрация внимания, сенсомоторная база.
  4. До 3,5-4 лет ребенок не замечает речь как самостоятельное явление и тем более не осознает ее. Пользуясь речью, он замечает лишь реальную действительность, которая обозначается с помощью речи. Поэтому должна быть языковая готовность ребенка - это осознание ребенком самой устной речи.
  5. Графомоторные навыки. К 4-м годам развивается конструктивный праксис и мелкая моторика в работе с дидактическими игрушками, играми, пальчиковой гимнастике. У детей формируются умения держать ножницы и навыки работы с ними.

Дети научились:

  • правильно держать карандаш, кисть;
  • правильно закрашивать изображения;
  • располагать узор в полосе;
  • изображать геометрические формы;
  • соединять фигуры по точкам;
  • обводить фигуру по контуру.

  1. К 4-м годам в норме должны быть сформированы основные группы звуков: свистящие, шипящие, аффрикаты. Сонорные звуки [р], [р'], [л] формируются к 5-6 годам. К этому возрасту дети правильно воспроизводят звукослоговую структуру двусложных слов: МЯЧИК, КЛУБОК; трехсложных слов: САМОЛЕТ, КАЛИТКА.
  2. Формирование зрительной памяти и пространственных представлений. У детей развивается зрительное восприятие, анализ и синтез: распознавание схематических, силуэтных и контурных изображений. Дети ориентируются в пространстве собственного тела, в окружающем пространстве (спереди, сзади, сверху, снизу, справа, слева), ориентируются на листе бумаги. Развивается зрительная память: запоминают 3-4 карточки и находят их среди других, раскладывают карточки в первоначальной последовательности.
  3. Работа по звуковой культуре речи является базой для формирования фонематических представлений.

Дети научились:

  • узнавать неречевые звуки;
  • различать звуки, звукосочетания, слова, фразы по высоте, силе, тембру голоса;
  • различать слова близкие по звуковому составу (дом - ком, Маша - каша).

Все представленные направления необходимо включать в разные виды деятельности с детьми и усложнять.

ПОДГОТОВКА К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ

В средней группе закладываются основы полноценного овладения детьми грамотой - чтением и письмом. Предварительная работа к обучению грамоте - это развитие звуковой культуры речи.

Задачи:

1. Сформировать представления, что речь состоит из слов: слова имеют протяженность, слова состоят из звуков, из слов можно составить предложения.

2. Развивать фонематический и речевой слух, формировать ориентировку в звуковой системе языка.

  • сформировать понятие звук, гласный звук, согласный звук;
  • познакомить детей с гласными звуками [а], [у], [о], [и], [ы] с согласными звуками [м], [п], [т], [н];

Примеры игр и упражнений:

  • Угадывание звука по беззвучной артикуляции
  • "Поднимись по лесенке" - пропевание гласных звуков
  • "Чья песенка?" - выделение звуков в звукоподражаниях
  • "Светофор" - подними символ, когда услышишь звук
  • "Поймай звук"
  • Выполнение различных движений, действий (присядь, если услышишь звук [а] в слове, подпрыгни, если [у])

  • учить выделять звуки из ряда звуков, слогов, слов (начало - конец). Гласные звуки в середине слова в ударной позиции (мак, стол);

Примеры игр и упражнений:

  • "Магазин" - покупка предметов на деньги-символы
  • Выделение и запоминание слов из стихотворных текстов
  • Придумывание слов на звук ("Кубик")

  • научить определять место звука в слове - начало - конец (гласные: УТКА, МУКА);

Примеры игр и упражнений:

  • "Рыбка" (звуковая линейка)
  • "Подари подарок" (Маше - начало слова, Ване - конец слова)
  • "Ёжик" (книга Т. А. Ткаченко "Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа")

  • обучать звуковому анализу, синтезу звукосочетаний: ИА, АУ, УА, АМ, ОТ;
  • учить пользоваться графическим обозначением звуков - гласных, согласных (символами гласных);

Пример игр и упражнений:

  • "Живые звуки" - символы звуков у детей, встать по порядку звуков в слове

  • формировать умение различать на слух длинные и короткие слова. Правильно передавать ритмический рисунок двусложных, трехсложных слов состоящих из открытых слогов (КА-ША, МО-ЛО-КО); односложных слов - КОТ;

Примеры игр и упражнений:

  • "Отхлопай слово"
  • "Выложи палочки"
  • "Молоточек"

  • сформировать представление, чем звук отличается от буквы;

3. Продолжать формировать графомоторные функции: обводки, штриховки, раскраски, соединение рисунка, фигуры по точкам, пальчиковые игры.

  • Сформировать навыки составления букв из палочек, шнурков, мозаики, пуговиц и т.д. Научить узнавать буквы, изображенные с недостающими элементами, находить знакомые буквы в ряду правильно и зеркально изображенных.

ПОДГОТОВКА К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ

ЗАДАЧИ: Закрепление задач предыдущего этапа обучения

1. Закрепить понятие звук, гласный, согласный. Формирование понятия звонкий согласный, глухой согласный, мягкий согласный, твердый согласный.

  • Закрепить знания детей о гласных звуках: [а], [у], [о], [и], [ы], [э]. Продолжать знакомить с согласными звуками: [к]-[г], [в]-[ф], [д]-[т], [с]-[з], [ш]-[ж], [п]-[б], [х].
  • Формировать умения различать на слух согласные звуки по признакам: глухость-звонкость, твердость-мягкость в ряду звуков, слогов, слов. При формировании понятия звонкий-глухой согласная опора идет на слуховое восприятие и тактильные ощущения (ладонь на горло).

Примеры игр и упражнений:

  • "Гудит - не гудит" закрываем уши и слушаем звук
  • "Поймай звук" показать символ - колокольчик
  • Выполнение различных движений
  • "Разложи картинки по полочкам"
  • "Послушай, выдели и назови" из фраз нужные слова: только со звонким звуком в начале слова, только с глухим звуком или на пару согласных. Например: Первого сентября Женя пойдет в школу. Зое подарили маленького слоненка.
  • "Замени первый звук в слове, назови новое слово" ЗУБ-СУП.
  • "Какой звук есть во всех словах?" ШУБА - КОШКА - МЫШЬ - расскажи о нем.

При формировании понятия твердость-мягкость идет опора на слуховое восприятие и артикуляционную позицию звука (акустико-артикуляторные признаки).

  • "Большой братец - маленький братец"
  • "Камень - вата" на звук показать рукой
  • "В гостях у Тома и Тимы"

2. Формирование у детей общей ориентировки в звуковой системе языка, обучение их звукобуквенному анализу и синтезу слова.

  • Закрепить умения выделять звук из начала, конца слова, середины
  • Учить определять место звука в слове: начало-середина-конец
  • Обучение умению подбирать слова на заданный звук, слов со звуком в определенной позиции (начало-конец, середина)
  • Совершенствование навыка звукобуквенного анализа слогов и слов, типа АП, НО, МАК, КИТ, ГУСЬ
  • Обучать звукобуквенному анализу трех, четырех звуковых слов, со стечением согласных, типа КТО, СЛОН, ПУМА, УТКА

3. Показать слогообразующую роль гласного. Дать понятие слог. Научить определять количество слогов в слове, практически применяя правило: сколько гласных в слове, столько и слогов. Выполнять слоговой анализ и синтез слов, состоящих из одного, двух, трех слогов.

  • "Назови гласные звуки в слове, напиши буквы, выложи"
  • "Отхлопай слово по слогам"
  • "Выложи столько ... (предметов), сколько слогов в слове"
  • Выполнение различных движений (подпрыгни, топни, стукни молоточком)
  • "Доскажи словечко" (БУ-КЕТ)
  • "Почини слово"
  • "Замени слог в слове. Назови новое слово" (1-ый, 2-ой и т.д.)
  • "Подбери карточку к цифре"

4. Закрепить понятие буква и представление о том, чем звук отличается от буквы. Учить печатать буквы.

  • Формирование навыков составления букв из палочек, выкладывание из шнурков, ниток, рисование в воздухе и т.д.
  • Обучение узнаванию "зашумленных" изображений букв; букв, изображенных с недостающими элементами; нахождение знакомых букв в ряду правильно и зеркально изображенных
  • Сравнение буквы и ее элементов со знакомыми предметами, другими буквами (дом, стол, перекладина и т.д.)
  • Обводка ребенком букв, написанных взрослым
  • Письмо буквы по контуру, нарисованному взрослым
  • Письмо буквы по опорным точкам, поставленным взрослым
  • Самостоятельное написание буквы по клеточкам в тетради

5. Обучение чтению слогов, односложных и двусложных слов.

  • Чтение закрытых слогов, типа АМ. Предварительно проводится звукобуквенный анализ слога. По аналогии с другими гласными - Ом, Ум, Им. Чтение по образцу взрослого АААМММ (утрированно)
  • Детям дается понятие - слог слияния (согласный дружит с гласным, согласный первый). Обозначается значком    ͜  
  • Дорожки С ---------- А. Первоначально к согласным звукам добавляем гласные изученные МА, МО, МЫ

6. Расширение понимания значения простых предлогов: В, НА, ПОД, НАД, У, ЗА, С, СО, ИЗ. Учить образовывать и употреблять предложно-падежные формы с сущ. ед. и мн. числа (на реке, над рекой, в реке, по лужам, в лужах). Первоначально предлоги отрабатываются в реальных действиях ребенка, затем с опорой на картинки с использованием схем.

ПОДГОТОВКА К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ

С детьми седьмого года жизни на занятиях по подготовке детей к обучению грамоте работа продолжается по трем единицам речи: звуку, слову, предложению. Ведущей задачей остается формирование устной речи детей, обогащение словарного запаса, развитие коммуникативных способностей на основе общения.

ЗАДАЧИ:

1. Закрепить представления о гласных и согласных, о твердости - мягкости, глухости-звонкости согласных звуков.

2. Продолжать знакомить детей с согласными: Л, Р, Й, Ч, Щ, Ц; с гласными второго ряда: Я, Ё, Ю, Е. Дать понятие, звуки [ш], [ж], [ц] - всегда твердые, а звуки [ч], [щ], [й] - всегда мягкие.

3. Упражнять в дифференциации согласных звуков по акустическим признакам и по месту образования: [с]-[ш], [з]-[ш], [с]-[ц], [ч]-[щ], [л]-[р].

4. Дальнейшее обучение звукобуквенному анализу и синтезу слов из 3-5-ти звуков (РОЗА, ВОЛК, ИГЛА, АИСТ, ШАРИК). Определять место звука в слове (начало, середина, конец) и положение звука по отношению к другим звукам (перед, после).

5. Продолжать обучение слоговому анализу и синтезу трех-четырех сложных слов со стечением.

6. Познакомить детей с ударением, научить выделять в слове ударный слог и ударный гласный звук.

  • Вычисление ударного слога в двусложных словах с ударением на первом слоге: МИШКА, КАША, потом переходить к словам с ударением на втором слоге ЛИСА, КОЗА. Пи выделении ударного слога слово нужно произносить целиком (если произносить по слогам, получится столько ударений, сколько в слове слогов). Далее познакомить детей с ударным гласным звуком и учить выделять его в слове.

Данный вид работы включается в работу по проведению звукового анализа.

Правильное выделение ударения при чтении в будущем позволит детям преодолеть послоговое произнесение слова и перейти к чтению целыми словами.

7. Учить анализу и синтезу предложений разной конструкции

  • Членение предложений на слова (определяем количество слов); называем слова  по порядку; составление предложений из слов
  • Обучение составлению схем предложений (графическое изображение)
  • Учить распространять предложения. МАША ИГРАЕТ. МАША ИГРАЕТ В МЯЧ. МАША ИГРАЕТ В МЯЧ НА ЛУГУ.

8. Закреплять знания и умения пользоваться простыми предлогами в речи, познакомить и научить пользоваться сложными предлогами: ИЗ-ЗА, ИЗ-ПОД, МЕЖДУ, ОКОЛО. Дать понятие предлог - это слово (маленькое слово). Графическое обозначение предлога в схеме.

  • Предлоги отрабатываются в реальных действиях ребенка
  • Оречевление своих действий: Положи книгу под парту. Я взял книгу из-под парты.
  • Составление предложений с предлогом по картинке, по схеме
  • "Предложение рассыпалось"
  • "Живое предложение"
  • "Закончи предложение"
  • "Волшебное предложение"

Игры на звукобуквенный анализ

  • "Собери слова по первым звукам" по картинкам
  • "Цепочка" придумывание слов на последний звук
  • "Наборщик" составление слов из данных букв
  • "Волшебная цепочка" изменяем в слове один звук, образуем новое: САМ - СОМ - СОН - СЫН; ПАЛКА - ГАЛКА - БАЛКА
  • Ребусы
  • "Кто внимательней" отгадай имя по первым звукам слов: ФРУКТЫ, ЕЛЬ, ДОМ, ЯБЛОКО
  • "Кто больше" придумай как можно больше слов, начинаем со слога: ФА - ФАКЕЛ, ФАРТУК, ФАБРИКА
  • "Подбери слово к схеме"
  • "Звук - проказник" НА ПОЛЯНЕ ВЕСНОЙ ВЫРОС ЗУБ МОЛОДОЙ.

Первые успехи в чтении и письме оказывают мощное психотерапевтическое воздействие на личность ребенка, стимулирует развитие познавательной деятельности. Овладев самыми элементарными навыками чтения и письма, ребенок буквально выпрямляется на глазах: у него появляется самоуважение, подкрепляемое положительными эмоциями родителей по поводу его успехов, уверенность в своих силах, резко возрастает познавательная активность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Основные направления коррекционно-развивающей работы с детьми ЗПРР дошкольного возраста.

Чем раньше ребенок с проблемами в развитии начнет получать специальную помощь, тем эффективнее будет ее результат. Программа коррекционной работы должна составляться с учетом особенностей и потребност...

Подготовка детей дошкольного возраста с косоглазием и амблиопией к работе на аппаратах (подготовительные упражнения).

Подготовка детей дошкольного возраста с косоглазием и амблиопиейк работе на аппаратах (подготовительные упражнения)....

Основные направления и содержание работы по профилактике оптической дисграфии у детей старшего дошкольного возраста с ОНР ΙΙΙ уровня

У детей с ОНР ІІІ уровня отмечается наличие  предпосылок оптической дисграфии. В частности, в силу структуры дефекта, у данной категории детей в большей степени страдают такие функции как зритель...

Программа дополнительного образования «Читай-ка» (подготовка детей дошкольного возраста к обучению грамоте)

Программа дополнительного образования «Читай-ка» разработана по методике Н.А.Зайцева, рассчитана на возраст детей 5-7 лет. Планирование занятий ведётся в зависимости от возрастных особенностей воспита...

"Комплексное сопровождение процесса подготовки детей дошкольного возраста с ОВЗ к школьному обучению".

      Общеизвестно из опыта разных стран, что в системе образования есть принцип равных прав и возможностей в получении образования детьми с отклонением в развитии....

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ «Подготовка детей дошкольного возраста к обучению грамоте»

Одной из главных задач дошкольных образовательных учреждений является подтовка детей к школе. В эту задачу входит, в частности, подготовка к обучению грамоте – чтение, элементарные навыки письма...

Картотека игр и упражнений, направленных на развитие пространственной ориентировки у детей дошкольного возраста

Включает в себя:- игры на формирование ориентировки "на себе"- игры на ориентировку в замкнутом и открытом пространстве- игры на ориентировку в пространстве с точкой отсчёта "от себя&qu...