Отмена крепостного права в России.
план-конспект урока (8 класс) по теме

Марисова Марина Степановна

Урок истории по теме "Отмена крепостного права в России"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya._doc.docx20.82 КБ

Предварительный просмотр:

                                       Тема: «Отмена крепостного права»

Цель урока:  формирование представления о крестьянской реформе 1861 г.
Задачи: 

Образовательные: 1. Знать  суть реформы 1861 г. 2. Значение реформы для России.
Коррекционно-развивающие: 1. Развивать умения анализировать документы. 2. Уметь делать выводы  из изученного материала. 3.Расширение словарного запаса
Воспитательные: 1. Воспитывать уважение  к  истории своей  страны.

Основные знания: 1861 год-отмены  крепостного права.
                                 Александр II-царь-освободитель.
                                 Значение отмены крепостного права для России.
Термины и понятия: Манифест, сельское общество, сельский сход, сельский староста, надел,  временнообязанный  крестьянин, выкупные платежи, круговая порука.
Оборудование: презентация «Отмена крепостного права», листы с тестами.
Тип урока:  сообщение новых знаний.

                                               Ход урока

1.Организационный момент.

Здравствуйте, ребята! Мы сегодня с вами отправляемся в XIX (19) век, представим себя крестьянами, которые жили в России и были крепостными.

2.Актуализация.

Вступительное слово:
/слайд №2/
Россия потерпела поражение в Крымской войне. Несмотря на героизм и мужество русской армии, война показала, что Россия отстаёт от европейских государств и в военном, техническом и экономическом  отношениях. Как вы думаете какая   ситуация назрела в России? Могла ли и дальше страна опираться на труд крепостных крестьян?
Верно, Россия могла бы превратиться из могущественной державы  в  отсталую страну. Это и понял новый царь России-Александр II.  
/слайд №3/. 

Сегодня тема нашего урока «Отмена крепостного права» /слайд №1/

3.Изучение нового материала.

/слайд №4/
  Давайте вспомним, как мы- крестьяне чувствовали себя, будучи крепостными?  Кому принадлежали результаты нашего труда? Было ли нам интересно работать всё лучше и лучше, если результаты труда  присваивали помещики?  
/слайд №5/ Новый царь тоже понимал, что надо  отменить крепостное право.  Запоминаем дату-19 февраля 1861 года, Александр подписал Манифест об отмене крепостного права.
/ манифест-царский указ/  (словарная работа, запись в тетрадь и даты)
/слайд №6/  /зачитывается отрывок из Манифеста/ «…пользуясь своим поземельным наделом, крестьяне за сие обязаны исполнять в пользу помещиков определённые в положении повинности. В сем состоянии, которое переходное, крестьяне именуются временнообязанными…»
/слайд №7/ - Все крестьяне  получили  личную свободу.  Где теперь решались  вопросы жизни крестьян?  ( Словарная работа; сельское общество, сельский сход, сельский староста). Представим,  что мы все теперь члены общества, собираемся решать вопросы на сходе и выбираем там старосту. Какой главный вопрос мы будем обсуждать?
Конечно, земельный. Из документа мы делаем вывод, что пока мы пользуемся наделом, мы исполняем  повинности. (словарная работа;  временнообязанные)

Физкультминутка:
Мы работая устали,
Так оброк мы добывали.

И на барщине трудились,

Но свободою гордились.

/слайд №8/
 Помещик обязан был  предоставить каждому крестьянину надел земли, а крестьянин имел право выкупить у помещика эту землю.( Чтение текста учебника о плате за землю).( Словарная  работа; выкупные платежи). Выплачивали выкупные платежи не каждый крестьянин в отдельности, а сельское общество за всех крестьян вместе. А как вы думаете, если вы-крестьяне захотели выйти из общины и уйти в другое место, могли бы это сделать самостоятельно? Правильно, только община решит можно вам уйти или нет. (Словарная работа; круговая порука).
/слайд №9/  Крестьяне надеялись получить землю даром.
/слайд №10/ Но не только крестьяне были недовольны реформой. Недовольными были и помещики. (Чтение текста «Крестьянские бунты»)  Как мы-крестьяне проявим  своё недовольство?  Где особенно сильным был бунт? Чем заканчивались все бунты?  
-Вы «крестьяне» смирились с реформой. А  попробуйте  поделится, какие трудности вас  будут ожидать  в дальнейшем и будут ли они?
( Рассказ о жизни крестьян после отмены крепостного права).
Но несмотря на трудности и недовольства, эта реформа имела для России огромное значение.
/слайд №11/  За  что Александр II   был назван царём –освободителем?

4. Первичное закрепление нового материала./ тест/

«Отмена крепостного права в России»

1.На каких условиях реформа 1861г. Предоставляла землю крестьянам?

 а) полностью за счет государственной казны;

 б) бесплатно;

 в) за выкуп при содействии правительства.

2.Что получили крестьяне в 1861г?

 а) свободу от государственных повинностей;

 б) личную свободу;

 в) право выхода из крестьянской общины.

3.Какие крестьяне считались временнообязанными?

  а)  заключившие выкупные сделки со своими помещиками после объявления реформы;

  б) крестьяне, не выкупивший свой  земельный надел у помещика.

  в) государственные крестьяне

4.Что такое  надел?

  а) земля, которую отрезали у помещиков в пользу крестьян;

  б) земля, которой наделялись крестьяне по реформе 1861г;

  в) часть крестьянской земли

5.Для осуществления выкупа земли по закону 19 февраля 1861г крестьянин единовременно должен был внести 20 – 25% всей выкупной суммы. Кто выплачивал помещикам остальную часть?

  а) государство;

  б) земство;

  в) помещики.

6.Какой срок был установлен  для внесения крестьянами выкупных платежей за землю?

  а) 70 лет;

  б) 10 лет;

  в) 49 лет.

7.До реформа1861г. Крестьянами управляли помещики. Кто выполнял эти функции после отмены крепостного права?

   а) специально назначенные правительственные чиновники;

   б) мир, или сход, во главе со старостой;

   в) староста, избираемый сходом.

 
5
.Итог.
-Расскажите, «крестьяне»  как  происходило ваше освобождение после  подписанного «Манифеста»  Александром II ?

6. Домашнее задание:

      Читать стр.267-270, дополнительный материал для чтения стр.271-273


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Отмена крепостного права в России

Презентация к уроку по истории России в 8 классе...

конспект урока "Отмена крепостного права в России" с интерактивными дидактическими материалами

Материал содержит кнспект урока, лист опроса, задания для интерактивной доски, тестирование по теме....

Лекция "Отмена крепостного права в России"

Разработка конспекта лекции на урок в 10 классе по теме "Отмена крепосного права в России"...

тест "Отмена крепостного права в России"

данный тест содержит два варианта, может использоваться как в 8 так и в 10 классе...

Презентация "Отмена крепостного права в России"

Презентация к уроку в 8 классе, можно использовать на уроках в 10 классе.  В презентации карикатуры, диаграммы, историческая викторина, ребусы,задача...

Отмена крепостного права в России в XIX веке

Отмена крепостого права в России в XIX веке. Подготовка, причины,этапы и иитоги отмены крепостной зависимости крестьян в России....