Арттерапевтические игры и упражнения
картотека по теме

Юровских Марина Викторовна

Арттерапия - метод, связанный с раскрытием творческого потенциала индивида, высвобождением его скрытых энергитических резервов и, в результате, нахождением им оптимальных способов решения своих проблем. В арттерапевтических играх создаются разнообразные возможности для получения нового опыта. Каждый ребенок может побыть в центре внимания и почувствовать себя успешным.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл artterapevticheskie_igry_i_uprazhneniya.docx56.17 КБ

Предварительный просмотр:

Рисуем настроение и чувства

Чувства играют в жизни детей не меньшую роль, чем в жизни взрослых. Дети очень эмоциональны, они часто выражают свои чувства в поведении. Эта спонтанность имеет особую прелесть, пока речь идет о выражении позитивных, социально одобряемых чувств, но большинство взрослых возмущаются, когда ребенок дерется, выражая недовольство, или падает на пол, получая отказ. Все взрослые хотят, чтобы дети учились осознавать свои чувства, называть их и находить социально приемлемые способы их выражения.

В этом упражнении дети представляют свои чувства с помощью простых линий, форм и цветов. Это важный шаг на пути к осознанному управлению своим внутренним миром.

Материалы: каждый ребенок получает несколько листков бумаги для рисования, мелки или цветные карандаши.

Инструкция. Вначале поговорите с детьми о том, какие чувства и настроения они испытывают. Задайте ребятам следующие вопросы:

  • какие чувства вам известны?
  • что происходит с вами, когда вы чувствуете радость? Грусть? Беспокойство?
  • где в теле вы чувствуете свою эмоцию?
  • по каким признакам вы догадываетесь о чувствах, которые испытывают другие люди?

Объясните детям задание: «Надо нарисовать ваши настроения, чувства, эмоции. При этом рисунок должен быть абстрактным, то есть нельзя рисовать узнаваемые образы — людей и предметы».

Тема первого рисунка — «Как ты себя чувствуешь в данный момент?» (5 минут).

На втором листе они рисуют ответ на вопрос «Как ты чувствовал себя сегодня утром, когда пришел в школу?» (5 минут).

Третий рисунок должен быть на тему «Как ты чувствовал себя вчера, когда пришел из  школы домой?».

И наконец, последний рисунок посвящен ответу на вопрос «Какое чувство ты бы хотел испытывать почаще?» (5 минут).

Затем дети по очереди показывают свои рисунки и комментируют их, пытаясь словами описать выраженные на бумаге чувства. При этом важно спросить их о следующем:

  • как долго обычно длится эта эмоция?
  • какие чувства следуют за ней?

Полезно также обсудить, почему для характеристики эмоций использовались те или иные линии или цвета.

Особого внимания заслуживает последний рисунок («любимая эмоция»):

  • что это за чувство?
  • как часто я его испытываю?
  • переживаю ли я его в школе — хотя бы иногда?

В заключение дети могут попытаться выразить чувства с помощью мимики и пантомимики! Кто-то называет какое-то чувство, а остальные показывают.

Обсуждение

  • Понравилось ли мне это упражнение?
  • Почему люди испытывают разные эмоции?

Какой была бы наша жизнь, если вы у нас не было чувств?


Прекрасный сад

В этом упражнении дети учатся мыслить метафорически и пытаются выразить важные аспекты своей личности.

Упражнение способствует сплочению группы и появлению общей идентичности. Кроме того, дети учатся сотрудничать друг с другом.

Материалы: карандаши, листы бумаги для каждого ребенка, ножницы, ватман или большой лист бумаги, клей.

Инструкция. Ведущий обращается к детям как к одному ребенку: «Представь, что ты — прекрасное растение в саду. Каким растением ты хочешь быть? Как выглядят его листья? Они мягкие или жесткие? У этого растения есть шипы? А плоды? Цветет ли оно? Какого цвета его соцветия?»

Каждый участник рисует себя в виде растения — либо реально существующего, либо выдуманного (5—10 минут). Затем дети собираются в пары, показывают друг другу свои творения и обсуждают их (5 минут). Потом изображения растений вырезают и приклеивают на один лист ватмана, чтобы получился прекрасный сад.

Если дети хотят, пусть нарисуют забор и калитку в; саду. Эту картину можно повесить в классе. Поговорите с ребятами о том, что нужно растениям в этом саду, чтобы хорошо расти и развиваться. Обсудите, что нужно детям в группе для развития.

Обсуждение

  • Понравилось ли мне это упражнение?
  • Чего бы я себе пожелал для собственного развития

Рисуем лица

К школьному возрасту дети уже знают достаточно много слов, обозначающих разные чувства, и могут поговорить о том, как ведут себя люди, когда испытывают те или иные чувства. В этом упражнении ребята рисуют лица, выражающие определенные эмоции, а затем группа выбирает несколько рисунков и на их основе придумывает историю.

Материалы: Каждый ребенок получает листы бумаги для рисования, цветные мелки или карандаши.

Инструкция. Процедура начинается с общего разговора о чувствах. Имеет смысл затронуть следующие вопросы:

  • какие чувства я переживаю в течение дня?
  • отчего они возникают? Что служит для меня «пусковой кнопкой»?
  • о чем они говорят мне?
  • перед кем я не скрываю своих чувств?
  • всегда ли я управляю своим поведением, когда испытываю то или иное чувство? Как я решаю, что мне делать в этой ситуации?
  • какие эмоции просты и приятны для меня?
  • какие — сложны и неприятны?
  • какие чувства помогают мне подружиться с кем-то? Какие мешают?

После этого дети получают задание: надо нарисовать лицо, выражающее определенную эмоцию (какую именно — ребенок выбирает сам).

Пусть дети подумают над вопросами:

  • что может чувствовать или думать нарисованный ими персонаж?
  • почему он испытывает эту эмоцию?
  • что произошло с ним?
  • чего он хочет?
  • что он будет делать дальше?

Ответы на эти вопросы дети могут записать прямо на листе с рисунком, причем желательно, чтобы они были сформулированы в форме прямой речи — от лица этого персонажа.

Ребята могут нарисовать еще одно-два лица, изображающих уже другие эмоции, и сформулировать соответствующие пояснения к ним.

После этого все дети по очереди показывают свои рисунки и описывают, что думает и чувствует изображенный на них человек, например: «Я мальчик, который живет вместе со своими родителями в квартире на окраине города. Мои родители работают, и мне одиноко. На этом рисунке видно, что я радуюсь, потому что услышал звонок в дверь: ко мне в гости идет друг».

И наконец, на основе рисунков можно придумать историю. В этом участвует вся группа, один ребенок начинает, представляя своего героя и его чувства в определенной ситуации. Затем включается другой участник, представляет свой персонаж, и вместе с партнером они придумывают историю, в которой действуют оба нарисованных героя. После этого следующий ребенок развивает историю, введя в нее еще одно действующее лицо, и т.п.

Всего в придуманной детьми истории, могут принимать участие 4—5 персонажей. Важно, чтобы рассказчики ответили на вопросы:

  • чем закончится история?
  • как будут чувствовать себя все ее герои?

Обсуждение

  • Понравилась ли мне игра?
  • Какие эмоции я хотел бы испытывать почаще?

Безопасное убежище

Детям, как и взрослым, порой нужно место, где они могут почувствовать себя в безопасности и восстановить хорошее настроение. В повседневной жизни, когда мы теряем внутреннее равновесие, чувствуем волнение или обиду, не менее важно создавать подобное место в своем воображении, чтобы почерпнуть там свежих сил. В этом упражнении дети могут нарисовать такое место.

Материалы: карандаши, листы бумаги для каждого ребенка.

Инструкция. Ведущий обращается к детям как к одному ребенку: «Иногда нам хочется оказаться в таком месте, где нам никто не мешает, где от нас никто ничего не хочет, где мы в безопасности, где мы не испытываем никаких неприятных переживаний. Ты можешь сам придумать себе такое место.

Закрой глаза и представь себе комнату, где тебе хорошо, где ты чувствуешь себя в безопасности. Эта комната — только твоя. Никто не может там тебя обидеть, войти туда без твоего разрешения. Что находится в этой комнате? Ест ли там кровать, занавески, ковер? Есть ли в комнате сто или уголок с игрушками? Есть ли стулья? Окно? Можно л в него посмотреть или оно занавешено? Есть ли в комнат шкаф или полки? Что в них? Есть ли книги или журналы мягкие игрушки, игры? Какое в комнате освещение? Та темно или светло? Не открывая глаз, осмотрись еще раз своем уютном убежище». (1 минута.)

«Теперь открой глаза и нарисуй свою комнату со все ми подробностями, которые ты там видел». (15 минут.)

В конце упражнения дети образуют пары, показывают партнерам свои рисунки и объясняют, что там изображено.

Обсуждение

Желающие могут показать свои рисунки группе и прокомментировать их. Поговорите с детьми о значении такого убежища.

  • Каких людей и предметов не должно быть в этой комнате?
  • Что я чувствую, находясь в этом месте?
  • Есть ли у меня дома место, в котором я могу уединиться?
  • Почему детям и взрослым важно иметь возможность иногда побыть в одиночестве?
  • О чем я мечтаю в своем убежище? Это воспоминания о чем-то хорошем или мечты о будущем?

Поговорите с детьми о возможности создать такое место в своем воображении, к которому они могут обратиться, когда слишком взволнованы или раздражены.

Дерево

     Это упражнение особенно полезно детям, которые чувствуют, что их обидели или предъявили к ним чрезмерные требования. Оно направлено на развитие внутренней силы и оптимизма.

Сначала происходит «фантазийное путешествие», в котором участвует тело. Потом дети могут нарисовать символ своей внутренней силы и стойкости.

Материалы: карандаши, листы бумаги для каждого ребенка.

Инструкция. Ведущий произносит следующий текст медленно и спокойно: «Встань рядом со своим стулом и выпрями спину. Сделай глубокий вдох и закрой глаза. Почувствуй свои ноги, ощути, как крепко они стоят на земле. Представь, что ты дерево и твои корни врастают глубоко в землю. Представь, что у тебя вырастают новые корни, которые разветвляются в земле. Некоторые из них толстые и сильные, другие более тонкие, они опоясывают все пространство земли вокруг тебя. Представь, что эти корни крепко держат твой ствол и ты стоишь на земле твердо и уверенно. Если хочешь, можешь раскинуть руки и представить, что это ветви, которые тоже раскинуты во все стороны. На ветках растут листья или иголки, которые поглощают солнечный свет. Сквозь твои ветви дует легкий ветерок, они легко колышутся. Твои мощные корни поддерживают ствол, и никакой ураган не нанесет тебе вреда…

Если хочешь, представь, что начинается ужасная буря, которая раскачивает деревья. Твой ствол наклоняется из

стороны в сторону, могут сломаться некоторые ветки, но ты так крепко врос в землю, что буря тебя не сломает...

Почувствуй свои корни, ствол и ветви, почувствуй, какой ты крепкий и гибкий. Пусть дует ветер — твои ветви сгибаются под его силой, но не ломаются». (1 минута.)

«Постепенно ветер прекращается. Солнце выходит из-за туч, и ты наслаждаешься спокойствием, окружающим тебя... Ты снова становишься самим собой. Потянись, сделай глубокий вдох и открой глаза». Вернись на место и нарисуй свое дерево. Нарисуй его корни, ствол, ветви». (15 минут.)

После этого дети собираются в четверки и обсуждают свои рисунки (10 минут).

Обсуждение

  • Какие бури происходят в моей жизни? Для чего мне нужен мощный ствол и крепкие корни?
  • Как мне добиться этой уверенности в себе?

Дерево питается энергией солнца, получает питательные вещества из земли и воды, чтобы стать сильным. Что нужно мне, чтобы стать сильным?

Выпускаем зверя на свободу

     Вернемся к теме стресса, страха и беспокойства, которой было посвящено упражнение «Чемодан со стрессами». На этот раз детям нужно представить животное, символизирующее их проблемы, и выпустить его на свободу.

      Материалы: карандаши, листы бумаги для каждого ребенка.

     Инструкция. Ведущий обращается к детям как к одному ребенку: «Что ты чувствуешь, когда у тебя возникают настоящие проблемы? Есть ли среди них такие, о которых ты размышляешь очень долго? В какое время дня или ночи ты беспокоишься сильнее всего?

Представь, что все твои заботы и проблемы находятся внутри придуманного тобой животного. Какое это животное? Оно похоже на обезьяну, беспокойно прыгающую в твоей голове? Или огромного слона, который преграждает тебе путь? А может быть, летучую мышь, нагоняющую на тебя страх и мешающую спать? Нарисуй свое беспокойство в виде этого животного». (15 минут.)

«Пройдись по комнате, двигаясь так, как двигалось бы нарисованное тобой животное (следи за тем, чтобы не удариться обо что-нибудь и не задеть других). Можешь тихо поговорить со своим животным, сказать, что ты даришь ему свободу и оно может отправиться туда, где ему будет лучше, чем с тобой». (2—3 минуты.)

Дети собираются в четверки и показывают друг другу свои рисунки, рассказывая, почему они нарисовали именно такое животное (10 минут).

Обсуждение

  • Бывает ли так, что я слишком много беспокоюсь?
  • Бывает ли так, что я беспокоюсь слишком мало?
  • Что хочет мне сказать мое животное?
  • Когда я его отпускаю, кто занимает его место?
  • Какое животное я нарисовал и почему?

Мандала

      Это упражнение готовит детей к работе с мандалой, учит их прислушиваться к своим чувствам и выражать их.

Материалы: карандаши, лист бумаги с изображением мандалы (рис. 1) для каждого ребенка; запись классической музыки.

     Инструкция. Дети садятся в удобную позу и закрывают глаза. Включите музыкальную запись (3—5 минут). Попросите ребят слушать музыку не только ушами, но всем телом и сердцем.

После этого дети рисуют мандалу: в пустом круге изображают все чувства, которые они испытывали, слушая музыку. Цвета, линии и формы должны выражать чувства детей. (10 минут.)

В конце упражнения дети собираются в четверки и показывают друг другу свои рисунки. Они пытаются словами описать изображенные чувства.

Обсуждение

Любой ребенок может показать свою мандалу группе. Имеет смысл обсудить следующие вопросы:

  • Как я себя чувствовал, слушая музыку?
  • Смог ли я на ней сконцентрироваться?
  • Как я себя чувствовал, когда рисовал?
  • Что было для меня непривычным?
  • Некоторые чувства мы можем обнаружить, только если сконцентрируемся на них. Легко ли я делаю это?
  • Трудно ли мне было выбрать цвета для мандалы? С какими цветами у меня ассоциируются радость печаль, страх, любовь, ревность, раздражение, спокойствие?
  • Какой мой любимый цвет?
  • Какие звуки мне нравятся?

Мандала - 2        

     Для раскрашивания этой мандалы требуется самодисциплина и терпение. Чем дольше мы работаем над мандалой, тем сильнее становится чувство, что время остановилось. Внутри нас создается ощущение спокойствия и выдержанности.

Эту мандалу хорошо раскрашивать, когда группа находится в спокойном состоянии или когда дети немного устали.

Материалы: тонко заточенные карандаши, лист бумаги с изображением мандалы (рис. 2) для каждого ребенка.

Инструкция. Ведущий обращается к детям: «Сегодня мы будем раскрашивать мандалу. Выберите цвета, которые вам нравятся. В центре мандалы много маленьких деталей, для их раскрашивания вам могут понадобится очень тонко заточенные карандаши. Может быть, мандала напомнит вам о вашей жизни, которая каждый день приносит что-то новое». (15 минут.)

Группа разбивается на тройки, дети показывают друг другу свои творения и рассказывают, о чем они думали, когда рисовали:

  • удивлен ли я тем, что у меня получилось?
  • нравится ли мне моя мандала?
  • если бы я раскрашивал ее второй раз, сделал бы я что-нибудь иначе?
  • какое название подошло бы моей мандале?

. Во время обсуждения в группе у каждого ребенка должна быть возможность показать свою мандалу. Можно повесить мандалы на стену, чтобы они были видны всем.

Обсуждение

. Что я чувствовал,  рисуя мандалу?

.  Изменились мои чувства в процессе рисовании?

.  Доволен ли я своей работой?

Мандала - 3

     Раскрашивание этой мандалы требует внимательности и точности, поэтому ее лучше предлагать детям постарше. Они могут удивиться, что часть звезд находится за пределами круга. Эти звезды обозначают эмоциональное состояние, при котором не чувствуются границы Я. Дети переживают его в первые 18 месяцев жизни, взрослые — когда поглощены интересным делом (состояние потока). Раскрашивание мандалы способно вызвать состояние глубокого расслабления и мечтательности, в котором можно обрести оптимистический настрой и уверенность в будущем. Каждая звездочка символизирует возможность выбора. Тот, кто раскрашивает мандалу, должен решить, в каком порядке он будет разрисовывать отдельные звездочки и какие цвета выберет для них.

     Материалы: карандаши, лист бумаги с изображением мандалы (рис. 3) для каждого ребенка.

     Инструкция. Ведущий обращается к детям как к одному ребенку: «Это не совсем обычная мандала, в ней часть звездочек расположена вне круга. Ты можешь раскрашивать звезды любыми цветами и в каком угодно порядке — решай сам, как ты будешь это делать.

В этой процедуре не может быть ничего правильного или неправильного, и у тебя есть множество возможностей создать уникальную мандалу. Я желаю тебе получить настоящее удовольствие от этой работы». (15 минут.)

ОбсуждениеМожно повесить рисунки на стену, чтобы все могли их рассмотреть.

  • Как я себя чувствовал, когда рисовал мандалу?
  • Какие цвета я выбрал и почему?
  • О чем я думаю, когда смотрю на свой рисунок?
  • В каких случаях мне приходится быстро принимать решения?
  • Над какими решениями я размышляю дольше, чем обычно?
  • Какое решение было самым трудным для меня за последнее время?

В каких играх и в какой деятельности я забываю про время?

Мандала - 4       

     В жизни детям приходится постепенно взрослеть. И при этом им помогают такие качества, как любопытство, терпение, оптимизм, а также разум, добросовестность и надежда. Предлагаемая в этом упражнении мандала — символическая карта. На ней множество раз пересекаются две дороги, что напоминает лабиринт. Цель работающего с мандалой — отделить дороги друг от друга.

     Материалы: карандаши, лист бумаги с изображением мандалы (рис. 4) для каждого ребенка.

     Инструкция. Ведущий обращается к детям как к одному ребенку: «В этой мандале нет привычных границ. На первый взгляд она выглядит как запутанный лабиринт. Сколько там путей? Как бы тебе хотелось раскрасить эту мандалу? Подумай, как можно привести в порядок эти запутанные линии». (15 минут.)

Дети разбиваются на пары, показывают друг другу рисунки и обсуждают их (10 минут).

     Обсуждение

Можно повесить рисунки на стену, чтобы все могли их увидеть.

  • Сколько может быть вариантов раскрашивания мандалы?
  • Сколько дорог вы обнаружили в этой мандале?
  • Что я почувствовал, когда посмотрел на нее впервые?
  • Как я решил ее раскрасить?   •
  • Нравится ли мне решать хитроумные задачи?
  •  Если задание кажется мне сложным, легко ли я сдаюсь? Могу ли выдержать до конца?
  • Считаю ли я себя смелым?
  • В чем мои сильные стороны?
  • Что я делаю в ситуациях, когда чувствую замешательство?
  • Испытывают ли взрослые неуверенность и замешательство?

Мандала - 5

     Это — классическая мандала с оберегающим кругом* на внешней стороне. Снаружи внутреннего круга находится венок из цветочных лепестков. Мы можем увидеть в этом символ позитивной энергии, возможность создавать новое, учиться. Впервые ребенок переживает подобное в конце второго года жизни, когда на время расстается с матерью, чтобы познакомиться с тем новым, что окружает его. Это становится возможным, когда он чувствует себя в безопасности, знает, что его любят, и испытывает доверие к миру.

Материалы: карандаши, лист бумаги с изображением,
мандалы для каждого ребенка.        

Инструкция. Ведущий обращается к детям как к одному ребенку: «Внутри этой мандалы ты видишь лепестки цветка. Какими цветами ты хотел бы раскрасить эти лепестки? В центре цветка пустое пространство, где ты можешь нарисовать то, что захочешь. Этот внутренний круг называется сердцем цветка. Ты можешь рисовать там все, что считаешь важным и ценным для себя, а можешь оставить это место пустым либо закрасить его одним цветом или несколькими». (20 минут.)

Дети собираются в четверки, показывают друг другу мандалы и обсуждают их.

Обсуждение

Нужно дать всем детям возможность показать свои рисунки или повесить все мандалы на стену. Это создаст в комнате, где проходит занятие, позитивную, вдохновляющую атмосферу. При обсуждении будут полезны следующие вопросы:

  • Как я себя чувствовал? Я сразу увидел готовую картинку или долго раздумывал над ней?
  • Какие цвета я выбрал и почему?
  • Что я решил сделать с серединкой цветка?

Что в настоящий момент для меня самое важное в жизни?

Мандала - 6

     Эта мандала тоже имеет классическую форму, представляя собой комбинацию из квадратов и кругов. Объединяя две геометрические фигуры, она символизирует нашу независимость, которую мы впервые переживаем, когда начинаем ходить в школу: в это время дети начинают активнее использовать свои интеллектуальные способности и, как правило-, чувствуют се0я более сильными и важными. Ребята ощущают прирост энергии, формулируют для себя новые цели *и радуются, что все, что они изучают, приближает их к желаемому результату.

Материалы: карандаши, лист бумаги с изображением мандалы (рис. 6) для каждого ребенка.

Инструкция. Ведущий обращается к детям как к одному ребенку: «Эта мандала особенно интересна для тех детей, которые учатся в школе. В ней используются две геометрические фигуры — квадрат и круг. Это напоминает нашу жизнь, в которой тоже важны две фигуры, два дома — семья и школа.

Наверное, ты помнишь, что раньше ты в основном играл, а теперь тебе приходится заниматься и другими делами, ведь в школе ты учишься. В нашей жизни всегда присутствуют две стороны: мы бываем в обществе других людей и в одиночестве; в нашей группе есть мальчики и девочки; мы работаем и играем; иногда мы хорошо ладим друг с другом, а порой нам бывает трудно общаться. Раскрась свою мандалу. Выбери для нее такие цвета, чтобы тебе стало радостно. Обрати внимание на то, как твоя мандала шаг за шагом будет становиться все более красивой». (15 минут).

Дети разбиваются на пары и обсуждают свои рисунки с партнерами (10 минут).

У всех должна быть возможность показать свою мандалу группе и коротко рассказать о ней. Вопросы для обсуждения:

  • Что мне больше всего нравится в этой мандале?
  • Что я хотел выразить выбранными цветами?

Мое имя.        

     Каждый ребенок хочет, чтобы к нему обращались по имени. Это может быть как его полное, так и уменьшительно-ласкательное имя, которым его называют в семье. Кроме того, каждому хочется, чтобы его имя произносили правильно, что бывает не всегда. В этом упражнении ребенок может сам сообщить, как бы ему хотелось, чтобы его называли в классе. Ведущий объявляет требования игры:

  • имя произносится только так, как этого хочет сам ребенок;
  • нужно следить за правильным произношением имени;
  • произносить имена нужно уважительным тоном.

 Материалы: цветные карандаши, листы бумаги для каждого ребенка.

     Инструкция. Каждый ребенок пишет свое имя цветными карандашами (в зависимости от возраста — либо только имя, либо имя и фамилию). Каждую букву нужно сделать насколько возможно красочной и интересной, чтобы другим детям было легче заметить и запомнить это имя. Еще лучше нарисовать буквы так, чтобы остальные получили представление о личности ребенка — о его предпочтениях, происхождении, характере. Так как это непростое задание, детям нужно собраться в четверки и обсудить, как можно интересно изобразить буквы. Для этого есть разные возможности. Дети начинают рисовать. Они могут попросить совета товарищей по четверке или помощи ведущего. (15 минут.) Ведущий собирает рисунки и передает их по рядам. При этом сначала он поднимает каждый рисунок вверх и просит группу произнести имя, написанное на нем, и сказать, чей это рисунок. Если группа определила «владельца» имени правильно, этот ребенок может сказать о себе несколько слов, ответив на вопросы: «Известно ли мне значение моего имени или фамилии? Кто выбирал мне имя? Есть ли кто-то в моей семье, кого зовут так же? Нравится, ли мне мое имя?»

     Обсуждение

  • Понравилось ли мне это упражнение?
  • Какой рисунок произвел на меня наибольшее впечатление?

Какое имя мне особенно нравится?

Работа с пиктограммами.

    Цель: выявить понимание детьми эмоциональных состояний людей, научить раскрывать образ с помощью цвета.

Содержание:

Вопросы к ребенку:

Какие взрослые тебе больше всего нравятся?

Каким чаще всего бываешь ты?

Какими чаще всего бывают твои мама и папа?

Ребенку предлагается дорисовать к каждой пиктограмме туловище, раскрасить одежду человечка карандашами, цвет которых (по мнению ребенка) подходит к эмоциональному состоянию данной пиктограммы.

Раскрашивание образов или предметов, обозначающих полярные понятия

Цель: развивать умение соотносить цветовую гамму с образом, его эмоциональным состоянием, особенностями.

Содержание:

Педагог предлагает раскрасить:

- доброго волшебника (злого колдуна)

- сказочную птицу доброго волшебника (сказочную птицу злого волшебника)

- волшебный ковер доброго волшебника (волшебный ковер злого волшебника)

- зонтик, уснув под которым увидишь добрые, веселые сны (зонтик, уснув под которым увидишь страшные сны)

Рисование на обозначенную тему

Цель: формировать умение сравнивать противоположенные понятия и передавать свое эмоциональное состояние.

Содержание:

Педагог предлагает нарисовать радостную картинку и картинку, посмотрев на которую становится печально.

Приятное – неприятное

Радость – печаль

Веселое – грустное

Графическая музыка

Цель: учить воспринимать музыку и находить соответствующие ей образы.

Содержание: 

ребенку предлагается под музыку, закрыв глаза, проводить на бумаге линии в соответствии с восприятием мелодии. Найти в этих линиях образы и обвести их карандашами разного цвета. Одна и та же линия может использоваться в создании нескольких образов.

Разноцветная вода

Цель: формирование понятия закономерности смешения цветов.

Содержание:

Предложить ребенку покрасить воду, налитую в прозрачные стаканчики. Ему будет интересно получить разные оттенки одного и того же цвета. Сочетание красной и желтой краски даст оранжевую воду, желтой и синей – зеленую, синей и красной – фиолетовую. Покажите ребенку изображение радуги из 6 цветов (исключая голубой) и объясните «волшебные свойства» красок: из основных цветов получаются промежуточные, лежащие между основными.

Здравствуй, песок!»

Цель: снижение психофизического напряжения.

Содержание:

Педагог от имени феи просит «нежно, а потом сильно поздороваться с песком», то есть различными способами дотронуться до песка:

  1. ребенок дотрагивается до песка поочередно пальцами одной руки, потом второй руки, затем всеми пальцами одновременно.
  2. ребенок легко (с напряжением) сжимает кулачки с песком, затем медленно высыпает его в песочницу.
  3. ребенок дотрагивается до песка всей ладошкой – внутренней, затем тыльной ее стороной.
  4. ребенок перетирает песок между пальцами, ладонями. В последнем случае можно ввести сюрпризный момент – спрятать в песке маленькую плоскую игрушку «с тобой захотел поздороваться один из обитателей песка - …» старшие дети описывают свои ощущения: тепло – холодно, приятно – неприятно, колючее, шершавое.

«Песочный дождик»

Цель: регуляция мышечного напряжения, расслабление.

Содержание:

Песочная фея: «В моей стране может идти необычный песочный дождик и дуть песочный ветер. Это очень приятно. Вы сами можете устроить такой дождь и ветер.

  1. ребенок медленно (быстро) сыплет песок из своего кулака в песочницу, на ладонь.
  2. ребенок закрывает глаза и кладет на песок ладонь с расставленными пальцами, взрослый сыплет песок на какой-либо палец, а ребенок называет этот палец.

«Песочный ветер»

Цель: дыхательное упражнение.

Содержание:

  1. дети учатся управлять вдохом-выдохом, не затягивая песок в трубочку. Они могут также выдувать углубления, ямки на поверхности песка.
  2. при выдохе ребенок легко дует на свои ладони с песком, сдувая его в песочницу.

«Необыкновенные следы»

Цель: развитие тактильной чувствительности, воображения.

Содержание:

  1. «идут медвежата» - ребенок кулачками и ладонями с силой надавливает на песок.
  2. «прыгают зайцы» - кончиками пальцев ребенок ударяет по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях.
  3. «ползут змейки» - ребенок расслабленными (напряженными) пальцами рук делает поверхность песка волнистой (в разных направлениях).
  4. «бегут жучки-паучки» - ребенок двигает всеми пальцами, имитируя движение насекомых (можно полностью погрузить руки в песок, встречаясь под песком руками, друг с другом).
  5. «крокозябла» - дети оставляют на песке самые разнообразные следы.

«Узоры на песке»

Цель: закрепление знаний о сенсорных эталонах, установление закономерностей.

Содержание:

  1. Взрослый пальцем, ребром ладони, кисточкой в верхней части песочницы рисует различные геометрические фигуры, простые, сложные узоры (прямые и волнистые дорожки, заборчики, лесенки). Ребенок должен нарисовать такой же узор внизу на песке либо продолжить узор взрослого.
  2. Те же узоры на песке изготавливаются путем выкладывания в заданной последовательности предметов, например, камешков, пуговиц…

Песочная фея: «Сегодня мы с тобой будем украшать наш песочный дом. Посмотри, какие узоры на песке можно нарисовать. Нарисуй как я… придумай свой узор, рисунок. Вверху песочницы будут узоры из кругов, а внизу – из треугольников…»

«Маленькие волшебники – мы создаем мир»

Цель: развитие и расширение представлений ребенка об окружающем его мире живой и неживой природы, о рукотворном мире человека.

Содержание:

Взрослый показывает способы построения в песочнице разнообразных живых и неживых сообществ – это город, деревня, лес, река, озеро, остро. Затем в игровой форме побуждает ребенка строить самостоятельно и по инструкции разнообразные природные и рукотворные сообщества.

Первый урок волшебства. «Лес, поляна и их обитатели».

Второй урок волшебства. «Море, река, озеро и их  обитатели».

Третий урок волшебства. «Город и его жители, профессии и службы».

Четвертый урок волшебства. «Деревня и ее жители».

Цель: развитие тактильной чувствительности, слуховой памяти, произвольности, классификация.

Пятый урок волшебства. «Космическое путешествие».

Цель: развитие воображения. Этот урок может иметь диагностическое и коррекционное значение в работе с застенчивыми и агрессивными детьми.

«Мы едем в гости…»

Цель: развитие пространственных представлений, ориентировка на «песочном листе»; закрепление сенсорных эталонов.

Содержание:

Взрослый в игровой форме знакомит ребенка с пространственными представлениями верх-низ, право-лево, над-под, из-за, из-под, центр, угол. Ребенок по словесной инструкции взрослого пальчиками «ходит, прыгает, ползает» по песку, изображая различных персонажей.

«Отпечатки»

Цель: развитие тактильного восприятия, классификация.

Содержание:

Отпечатки, как барельефные, так и горельефные, на мокром песке можно делать с помощью формочек. Затем ребенок по словесной инструкции или по нарисованному взрослым плану изготавливает серию отпечатков, комментируя процесс. В таких играх можно использовать задания на классификацию предметов.

«Песочные строители»

Цель: закрепление знаний о сенсорных эталонах, пространственных представлений, развитие слуховой и зрительной памяти.

Содержание:

Песочная фея: «Жители песочной страны просят тебя помочь им построить домики. Для начала нам надо наметить на песке, где будет строиться тот или иной дом. Например, колобок любит дома только круглой формы, жираф – только прямоугольной, а бегемот хочет жить в квадратном домике. Помоги обитателям песочницы. В верхнем правом углу будет жить бегемот. Подобным образом взрослый дает задание ребенку «расселить всех жителей песочницы».

«Кто к нам приходил?»

Цель: развитие зрительного и тактильного восприятия.

Содержание:

Ребенок отворачивается, взрослый изготавливает с помощью формочек барельефные, горельефные отпечатки, затем ребенок отгадывает формочку, которую использовал взрослый. Формочки предварительно осматриваются и ощупываются, обводится их контур. Усложнение задания: игра происходит с новыми формочками без предварительного их ощупывания, а также путем наложения нескольких характерных отпечатков друг на друга.

«Узоры на песке»

Цель: развитие зрительно-моторной координации, процесса классификации, воображения.

Содержание:

Так как на мокром песке получаются более четкие узоры, дорожки, то их можно использовать в играх на классификацию. Например, по волнистой дорожке идут только люди, по прямой дорожке едут только машины и т.д.

На мокром песке можно рисовать достаточно четкие лица, обучая ребенка графическим способам обозначения эмоций человека: радости, грусти, злости, страха, удивления.

«Секретные задания кротов»

Цель: развитие тактильной чувствительности, расслабление, активизация интереса.

Содержание:

Предварительно необходимо познакомить ребенка с животными, обитающими под землей.

Песочная фея: «Сегодня наши руки могут превращаться в кротов. Вот так – взрослый складывает руки «уточкой». Надо помочь моему кроту выполнить важное секретное задание под землей. Ну что, погружаемся в песок? Смотри и делай, как мой крот».

Взрослый погружает одну руку в песок, шевелит ею под песком, а затем осторожно раскапывает каждый палец. Затем то же самое проделывает ребенок. После чего они раскапывают руки друг друга (можно дуть на песок, использовать палочку, кисточку).

«Песочные прятки»

Цель: развитие тактильной чувствительности, зрительного восприятия, образного мышления, произвольности.

Содержание:

Песочная фея: «Игрушки хотят поиграть с тобой в песочные прятки. Выбери понравившиеся тебе игрушки. Ты закроешь глаза, а они спрячутся в песок. После того как я скажу: «Открываются глаза, начинается игра», ты должен их найти в песке. Ты можешь раздувать песок, раскапывать, использовать палочки, кисточки.

Для игры необходимо иметь ламинированные картинки из разных сказок. Взрослый закапывает в песок картинку. Ребенок с помощью кисточки или трубочки начинает освобождать от песка картинку.

«Песочный круг»

Цель: стабилизация психоэмоционального состояния, развитие мелкой моторики.

Содержание:

Ребенок на песке рисует любыми способами круг и украшает его различными предметами: камешками, семенами, пуговицами, бусинами. Те же манипуляции ребенок производит с отпечатками своих ладоней.

Медитация на песке.

Цель: релаксация.

  1. рисование на песке дыханием через трубочку.
  2. рисование на очень мокром песке заостренным тонким предметом (методом соскребания).
  3. создание мандалы на песке с использованием мелких предметов.
  4. создание мандалы на песке с использованием разноцветного, разнофактурного песка (методом посыпания).
  5. создание мандалы на листе бумаги, промазанной клеем, с использованием разноцветного, разнофактурного песка.
  6. пересыпание песка из разных емкостей.
  7. строительство замков из очень мокрого песка (методом натекания).

Мой пластилин

Цель: трансформирует отрицательные эмоции в положительные, развитие мелкой моторики.

Содержание:

Нужно тщательно размешать две части крахмала и одну воды. Можно добавить в него пищевой краситель. Дальше режьте, лепите, сооружайте.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры и упражнения для детей, страдающих дисграфией.

Предлагаемые варианты помогут ребенку под вашим неусыпным контролем бороться со своей проблемой и добиваться улучшения грамотности. Важно только выполнять их систематически и в хорошем настроени...

Дидактические игры и упражнения для профилактики оптической дисграфии в дошкольном возрасте

Причинами возникновения оптической дисграфии и дислексии могут быть трудности оптического и оптико-пространственного анализа и синтеза,  не дифференцированность зрительного восприятия и пам...

Игры и упражнения

Представлены игры и упражненрия на развитие навыков саморегуляции...

Диагностичесие игры и упражнения

Диагностические игры и упражнения применяют на лидерских занятиях активистов....

Играем вместе "Игры, игровые упражнения для развития речи детей дошкольников в домашних условиях"

игры, игровые упражнения на развитие мелкой моторики и закрепление различных речевых навыков...

участие в V Международной научно-практической конференции «Музыкальное исполнительство и педагогика: история, теория, практика», статья на тему: «Игры и упражнений для организации пианистических движений в донотный период обучения игре на фортепиано

Аннотация: Настоящая статья раскрывает значение использования игровых приемов при обучении детей младшего возраста игре на фортепиано. Приводятся примеры конкретных пальчиковых игр, применяемых педаго...