Изменения в нормативно-правовой базе образования детей с ОВЗ
материал по теме
Реферат об изменениях в федеральном законе об образовании РФ, касающихся детей с ограниченными возможностями здоровья
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
izmeneniya_v_normativno-pravovoy_baze_obrazovaniya_detey_s_ovz.docx | 39.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Понятие инклюзии в образовании
Интеграция и инклюзия в образование
Правовые предпосылки инклюзивного образования
Список использованных источников
Каждому ребенку от рождения принадлежат и гарантируются государством права и свободы человека и гражданина в соответствии с Конституцией РФ, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами РФ, Семейным кодексом РФ и другими нормативными правовыми актами.
В 2012 г. Российская Федерация ратифицировала Конвенцию о правах инвалидов, согласно которой Россия не только признает право инвалидов на образование, но и должна обеспечивать образование детей-инвалидов на всех уровнях, в т. ч. дошкольном. Для реализации данной цели нормативные правовые акты, регулирующие социальную защиту инвалидов в РФ, приводятся в соответствие с положениями Конвенции.
Согласно Закону № 181-ФЗ государство поддерживает получение инвалидами образования и гарантирует создание необходимых условий для его получения.
Поддержка общего и профессионального образования, а также профессионального обучения инвалидов направлена:
на осуществление ими прав и свобод человека наравне с другими гражданами;
развитие личности, индивидуальных способностей и возможностей;
интеграцию в общество.
Органы управления образованием и образовательные организации совместно с органами социальной защиты населения и органами здравоохранения обеспечивают получение инвалидами общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования и среднего профессионального образования, а также бесплатного высшего образования.
Общее образование, профессиональное образование и профессиональное обучение инвалидов осуществляются в соответствии с адаптированными образовательными программами и индивидуальными программами реабилитации. Дети-инвалиды и их родители (законные представители) обеспечиваются информацией по вопросам получения образования и реабилитации.
При получении инвалидами образования, в т. ч. на дому и в форме семейного образования, им должна оказываться психолого-педагогическая поддержка.
Инвалиды могут получать образование в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по реализации основных общеобразовательных программ, в которых созданы специальные условия для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ), а также в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам.
При невозможности обучения детей-инвалидов по основным общеобразовательным программам в образовательных организациях органы управления образованием с согласия родителей (законных представителей) детей-инвалидов обеспечивают организацию их обучения по основным общеобразовательным программам на дому. Основанием для такого обучения являются обращение в письменной форме их родителей (законных представителей) и заключение медицинской организации.
Перечень заболеваний, наличие которых дает право на обучение по основным общеобразовательным программам на дому, утверждается уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.
Порядок регламентации и оформления отношений государственной (муниципальной) образовательной организации и родителей (законных представителей) детей-инвалидов в части организации обучения по основным общеобразовательным программам на дому устанавливается нормативным правовым актом уполномоченного органа государственной власти субъекта РФ. Размеры компенсации затрат родителей (законных представителей) детей-инвалидов на эти цели определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ и являются расходными обязательствами субъектов РФ.
При организации дистанционного образования детей-инвалидов необходимо также руководствоваться постановлением Правительства РФ от 18.07.1996 № 861 и письмом Минобрнауки России от 30.09.2009 № 06-1254, которым направлены рекомендации по созданию условий для дистанционного обучения детей-инвалидов, нуждающихся в обучении на дому, в субъекте РФ.
Меры, направленные на государственную поддержку детейинвалидов и детей с ОВЗ перечислены в Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы.
Они предусматривают:
1) создание единой системы служб ранней помощи для детей-инвалидов и детей с ОВЗ, включающей медицинскую, реабилитационную,коррекционно-педагогическую помощь ребенку, социально-психологическую и консультативную помощь его родителям;
2) обеспечение преемственности ранней помощи и помощи в дошкольном возрасте, развития инклюзивного дошкольного образования, организации комплексной подготовки ребенка-инвалида и ребенка с ОВЗ к обучению в школе;
3) законодательное закрепление обеспечения равного доступа детей-инвалидов и детей с ОВЗ к качественному образованию всех уровней, гарантированной реализации их права на инклюзивное образование по месту жительства, а также соблюдения права родителей на выбор образовательного учреждения и формы обучения для ребенка;
4) внедрение эффективного механизма борьбы с дискриминацией в сфере образования для детей-инвалидов и детей с ОВЗ в случае нарушения их права на инклюзивное образование.
Отдельные требования к качеству образования для детей-инвалидов предъявляет ГОСТ Р 52142-2003. Согласно стандарту условия для детей-инвалидов должны быть созданы с учетом их физического состояния, характера инвалидности и обеспечивать необходимые удобства в процессе воспитания и обучения. Специальные образовательные программы должны быть составлены с учетом способности того или иного ребенка-инвалида к восприятию и усвоению навыков воспитания и обучения.
Понятие инклюзии в образовании
Современная система образования развитого демократического сообщества призвана соответствовать индивидуальным образовательным потребностям личности, в том числе:
• потребности в полноценном и разнообразном личностном становлении и развитии – с учетом индивидуальных склонностей, интересов, мотивов и способностей (личностная успешность);
• потребности в органичном вхождении личности в социальное окружение и плодотворном участии в жизни общества (социальная успешность);
• потребности в развитости у личности универсальных трудовых и практических умений, готовности к выбору профессии (профессиональная успешность).
Создание в школах возможностей для удовлетворения этих индивидуальных образовательных потребностей становится основой построения многих систем обучения во всем мире. Вместе с тем существуют группы детей, чьи образовательные потребности не только индивидуальны, но и обладают особыми чертами.
Особые образовательные потребности возникают у детей тогда, когда в процессе их обучения возникают трудности несоответствия возможностей детей общепринятым социальным ожиданиям, школьнообразовательным нормативам успешности, установленным в обществе нормам поведения и общения. Эти особые образовательные потребности ребенка требуют от школы предоставления дополнительных или особых материалов, программ или услуг.
Включение детей с особыми образовательными потребностями (детей с инвалидностью, детей с ограниченными возможностями здоровья, детей с особенностями развития) в образовательный процесс в школах общего типа по месту жительства – это сравнительно новый подход для российского образования. Такой подход терминологически связан с процессом, который называется инклюзия в образовании, и, соответственно, образование в русле этого подхода – инклюзивное образование.
Инклюзивное образование — это такая организация процесса обучения, при которой ВСЕ дети, независимо от их физических, психических, интеллектуальных, культурно-этнических, языковых и иных особенностей, включены в общую систему образования и обучаются по месту жительства вместе со своими сверстниками без инвалидности в одних и тех же общеобразовательных школах, — в таких школах общего типа, которые учитывают их особые образовательные потребности и оказывают своим ученикам необходимую специальную поддержку.
Инклюзивное обучение детей с особенностями развития совместно с их сверстниками – это обучение разных детей в одном классе, а не в специально выделенной группе (классе) при общеобразовательной школе.
Инклюзивный подход в образовании стал утверждаться в связи с тем, что в современном обществе на смену «медицинской» модели, которая определяет инвалидность как нарушение здоровья и ограничивает поддержку людям с инвалидностью социальной защитой больных и неспособных, приходит «социальная» модель, которая утверждает:
• причина инвалидности находится не в самом заболевании как таковом;
• причина инвалидности – это существующие в обществе физические («архитектурные») и организационные («отношенческие») барьеры, стереотипы и предрассудки.
Социальный подход к пониманию инвалидности закреплен в Конвенции о правах инвалидов (2006):
«Инвалидность является результатом взаимодействия, которое происходит между имеющими нарушения здоровья людьми и отношенческими и средовыми барьерами и которое мешает их полному и эффективному участию в жизни общества наравне с другими».
При социальной модели понимания инвалидности ребенок с инвалидностью или с другими особенностями развития не является «носителем проблемы», требующим специального обучения. Напротив, проблемы и барьеры в обучении такого ребенка создает общество и несовершенство общественной системы образования, которая не может соответствовать разнообразным потребностям всех учащихся в условиях общей школы. Для успешного осуществления инклюзии учащихся с особыми образовательными потребностями в общеобразовательный процесс и реализации социального подхода требуются изменения самой системы образования. Общей системе образования необходимо стать более гибкой и способной к обеспечению равных прав и возможностей обучения всех детей – без дискриминации и пренебрежения.
Следуя принципам социальной модели, обществу необходимо преодолеть негативные установки в отношении детской инвалидности, изжить их и предоставить детям с инвалидностью равные возможности полноценного участия во всех сферах школьной и внешкольной активности в системе общего образования.
Для школы, выбравшей путь инклюзивной практики обучения, важно установить, что может быть конкретной причиной возникновения препятствий (барьеров) в обучении того или иного ученика с особыми образовательными потребностями. Очевидна значимость барьеров «архитектурного» окружения ученика – физическая недоступность окружающей среды (например, отсутствие пандусов и лифтов дома и в школе, недоступность транспорта между домом и школой, отсутствие звуковых светофоров на переходе через дорогу по пути в школу и т.д.). Перед школой со стандартным нормативным финансированием стоит финансовый барьер в случае необходимости дополнительных расходов на организацию специальной педагогической поддержки.
Но еще более значимыми оказываются барьеры, возникающие в результате взаимоотношений учеников и социальных контекстов их бытия, – барьеры социальных отношений. Иначе их называют «отношенческими» или социальными барьерами.
Социальные барьеры не имеют внешнего, «архитектурного» выражения, они не связаны непосредственно с материальными и финансовыми затратами. Их можно обнаружить как непосредственно в школе, так и в местном сообществе, в региональной и национальной социальной политике, в сложившейся системе законодательства.
Примерами таких барьеров могут быть существующие профессиональные установки учителей общего и специального образования, негибкая система оценивания достижений учащихся, недостаточность существующей нормативно-правовой базы и т.д. Школы способны преодолеть многие барьеры самостоятельно, если будет достигнуто понимание того, что недостаток материальных ресурсов не является основным и единственным барьером на пути развития образовательной инклюзии.
Чтобы устранить барьеры на пути развития инклюзивного образования, необходимо:
• не только изменить физическую среду школы, города/села и транспорта для достижения «архитектурной» и «транспортной» доступности;
• не только увеличить финансирование для обеспечения специальной поддержки ученику с особыми образовательными потребностями;
• но и, в первую очередь, устранять социальные барьеры: постепенно и целенаправленно менять культуру, политику и практику работы общеобразовательных и специальных школ.
Интеграция и инклюзия в образование
Важным этапом на пути формирования инклюзивного подхода в образовании является модель образовательной и социальной интеграции учащихся с особыми образовательными потребностями в систему общего образования.
Сопоставив эти различные модели организации школьного обучения, можно сделать вывод о том, что при интеграционном подходе ребенок с особыми образовательными потребностями адаптируется к системе образования, которая при этом остается неизменной, а при инклюзивном подходе система образования проходит цикл преобразований и приобретает возможность адаптироваться к особым образовательным потребностям учащихся.
Интеграционный подход, который имеет свою длительную историю развития в России, Европе, Северной Америке, ряде других стран, достигается методом перенесения элементов специального образования в систему общего образования. К сожалению, при таком подходе только незначительная группа детей с инвалидностью, с ограниченными возможностями здоровья может быть полностью включена в среду общего образования. Основным ограничением интеграции стало то, что при этом не происходит изменений в организации системы общего образования, т.е. в программах, методиках, стратегиях обучения. Отсутствие таких организационных изменений при интеграции явилось основным барьером в широкой реализации политики и практики включения детей с инвалидностью в общеобразовательную среду. Переосмысление этого процесса привело к изменению концепции «особых образовательных потребностей» и появлению нового термина – «инклюзия».
Инклюзивный подход ставит вопрос таким образом, что барьеры и трудности в обучении, с которыми сталкиваются ученики с особыми образовательными потребностями в общеобразовательных школах, происходят из-за существующей организации и практики учебного процесса, а также из-за устаревших негибких методов обучения. При инклюзивном подходе необходимо не адаптировать учеников с теми или иными трудностями в обучении к существующим требованиям стандартной школы, а реформировать школы и искать иные педагогические подходы к обучению таким образом, чтобы было возможно наиболее полно учитывать особые образовательные потребности всех тех учащихся, у которых они возникают.
Трудности с внедрениеми инклюзивного образования в общеобразовательных школах, происходят из-за существующей организации и практики учебного процесса, а также из-за устаревших негибких методов обучения. При инклюзивном подходе необходимо не адаптировать учеников с теми или иными трудностями в обучении к существующим требованиям стандартной школы, а реформировать школы и искать иные педагогические подходы к обучению таким образом, чтобы было возможно наиболее полно учитывать особые образовательные потребности всех тех учащихся, у которых они возникают.
Инклюзивное образование является одним из основных направлений реформы и трансформации системы специального образования во многих странах мира,цель которой – реализация права на образование без дискриминации. В основе трансформации системы специального образования в глобальном контексте и развития инклюзивных подходов в образовании лежат, прежде всего, важнейшие международные правовые акты – декларации и конвенции, заключаемые под эгидой Организации Объединенных Наций (ООН) и Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕ СКО), касающиеся прав человека и недопустимости дискриминации по какой-либо причине:
• Всеобщая Декларация прав человека (ООН, 1948)
• Декларация прав ребенка (ООН, 1959)
• Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования (ЮНЕ СКО, 1960)
• Декларация социального прогресса и развития (ООН, 1969)
• Декларация о правах умственно отсталых лиц (ООН, 1971)
• Декларация о правах инвалидов (ООН, 1975)
• Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин (ООН,1979)
• Санбергская декларация (ЮНЕ СКО, Торремолинос, Испания, 1981)
• Всемирная программа действий в отношении инвалидов (ООН, 1982)
• Конвенция о правах ребенка (ООН, 1989)
• Всемирная декларация об образовании для всех – удовлетворение базовых образовательных потребностей (Всемирная конференция по образованию для всех, Джомтьен, Таиланд, 1990)
• Стандартные правила ООН по обеспечению равных возможностей для инвалидов (ООН, 1993)
• Саламанкская декларация о принципах, политике и практических действиях в сфере образования лиц с особыми потребностями (Всемирная конференция по образованию лиц с особыми потребностями, Саламанка, Испания, 1994)
• Гамбургская декларация об обучении взрослых (V Международная конференция по образованию взрослых, Гамбург, Германия, 1997)
• Дакарские Рамки действий. Образование для всех: выполнение наших общих обязательств (Всемирный форум по образованию, Дакар, Сенегал, 2000)
• Конвенция о правах инвалидов (ООН, 2006)
Эти международные правовые акты, как и современное российское законодательство утверждают право каждого индивидуума на образование и право получить такое образование, которое не дискриминирует его ни по какому из признаков – будь то половая, расовая, религиозная, культурно-этническая или языковая принадлежность, состояние здоровья, социальное происхождение, социально-экономическое положение, наличие статуса беженца, иммигранта, вынужденного переселенца и т.п.
Основные идеи и принципы инклюзивного образования как международной практики по реализации права на образование лиц с особыми потребностями были впервые наиболее полно сформулированы в Саламанкской декларации «О принципах, политике и практической деятельности в сфере образования лиц с особыми потребностями» (1994). Более трехсот участников, представлявших 92 правительства и 25 международных организаций, заявили в Саламанкской декларации о необходимости «провести кардинальную реформу общеобразовательных учебных заведений», признавая «необходимость и безотлагательность обеспечения образования для детей, молодежи и взрослых с особыми образовательными потребностями в рамках обычной системы образования».
В частности, в ней указано, что:
• каждый ребенок имеет основное право на образование и должен иметь возможность получать и поддерживать приемлемый уровень знаний;
• каждый ребенок имеет уникальные особенности, интересы, способности и учебные потребности;
• необходимо разрабатывать системы образования и выполнять образовательные программы таким образом, чтобы принимать во внимание широкое разнообразие этих особенностей и потребностей;
• лица, имеющие особые потребности в области образования, должны иметь доступ к обучению в обычных школах, которые должны создать им условия на основе педагогических методов, ориентированных, в первую очередь, на детей с целью удовлетворения этих потребностей;
• обычные школы с такой инклюзивной ориентацией являются наиболее эффективным средством борьбы с дискриминационными воззрениями, создания благоприятной атмосферы в общинах, построения инклюзивного общества и обеспечения образования для всех; более того, они обеспечивают реальное образование для большинства детей и повышают эффективность и, в конечном счете, рентабельность системы образования[1].
Инклюзивное образование по своей сути противодействует дискриминационным воззрениям на образование детей, принадлежащих к различным группам социальных меньшинств, и потому оказывается единственной возможной нормой всеобъемлющего выполнения антидискриминационных международных правовых актов (подробнее – см. Приложение № 1.1 «Правовые основы инклюзии в образовании»).
Возможность реализации инклюзивного подхода уже заложена в рамках действующего законодательства Российской Федерации в области образования.
Закон Российской Федерации от 10 июля 1992 г. №3266-1 «Об образовании» гарантирует получение образования всеми гражданами, независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным организациям (объединениям), возраста, состояния здоровья, социального, имущественного и должностного положения, наличия судимости (п.1 ст.5).
Действующий закон РФ «Об образовании» позволяет осуществлять образование детей с ограниченными особенностями здоровья:
• родители и законные представители ребенка наделены правом выбора как формы получения образования, так и образовательного учреждения по месту жительства семьи – согласно п.1 ст.52;
• по заключению психолого-медикопедагогической комиссии (ПМПК), но только с согласия родителей (законных представителей), допускается направление детей с ограниченными возможностями здоровья в специальные (коррекционные) образовательные учреждения (классы, группы) – согласно п.10 ст.50.
Анализ состояния законодательства Российской Федерации в области образования свидетельствует, что инклюзивные подходы в образовании в современной России принципиально возможны и не запрещены, но практически трудно реализуемы: им препятствуют отсутствие необходимой нормативно-правовой базы и финансового обоснования, инерция мышления педагогов и родителей, обремененного прежними воззрениями и стереотипами.
Правовые предпосылки инклюзивного образования
В мае 2012 года Государственная Дума Российской Федерации принимает закон о ратификанции Конвенции ООН о правах инвалидов.
3 мая закон был подписан Президентом РФ Д.А. Медведевым.
В декабре 2010 года Государственная Дума Российской Федерации приступила к практической работе по изменению российского законодательства в целях приведения его в соответствие с Конвенцией о правах инвалидов – в рамках подготовки к ратификации Конвенции. Установленные даты принятия необходимых изменений в целом ряде Законов Российской Федерации – с 1 января 2013 года и с 1 июля 2013 года.
24 сентября 2008 года Россия подписала Конвенцию о правах инвалидов.
Также, утверждены Рекомендации Министерства образования и науки РФ от 18.04.2008 по созданию условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами в субъекте Российской Федерации: «Действующее законодательство в настоящее время позволяет организовывать обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья в обычных … образовательных учреждениях, … не являющихся коррекционными, … в одном классе с детьми, не имеющими нарушений развития».
Конвенция о правах инвалидов основана на принципе замены соцобеспечения и благотворительности системой прав и свобод.
В Преамбуле сформулирован социальный подход к пониманию инвалидности: «Инвалидность является результатом взаимодействия, которое происходит между имеющими нарушения здоровья людьми и отношенческими и средовыми барьерами».
В Статье 24 «Образование» зафиксированы понятие «инклюзивное образование» и обязательство государств-участников обеспечивать «инклюзивное образование на всех уровнях и обучение в течение всей жизни».
В 1994 году принята Саламанкская декларация о принципах, политике и практических действиях в сфере образования лиц с особыми потребностями.
Признаны «необходимость и безотлагательность обеспечения образования для детей, молодежи и взрослых с особыми образовательными потребностями в рамках обычной системы образования».
Заявлено:
• каждый ребенок имеет уникальные особенности, интересы, способности и учебные потребности;
• лица, имеющие особые потребности в области образования, должны иметь доступ к обучению в обычных школах, которые должны создать им условия на основе педагогических методов, ориентированных, в первую очередь, на детей с целью удовлетворения этих потребностей.
Обращение «ко всем правительствам»:
• принять в форме закона или политической декларации принцип инклюзивного образования.
Призыв к международному сообществу:
• одобрить подход, заключающийся в обучении в инклюзивных школах.
Стандартные правила ООН по обеспечению равных возможностей для инвалидов
Правило 6. Образование.
Государствам следует признавать принцип равных возможностей в области начального, среднего и высшего образования для детей, молодежи и взрослых, имеющих инвалидность, в интегрированных структурах. Им следует обеспечивать условия, при которых образование инвалидов будет являться неотъемлемой частью системы общего образования.
Закон Российской Федерации «Об образовании» от 12 июля 1992 г. № 3266–1
В ст.52, п.1, за родителями закреплено «право выбирать формы получения образования, образовательные учреждения».
В ст.50, п.10, утверждается, что направление в специальные образовательные учреждения осуществляется «только с согласия родителей (законных представителей)».
В 1990 году СССР подписал и ратифицировал Конвенцию о правах ребенка. Для Российской Федерации Конвенция вступила в силу 15 сентября 1990 года.
Всемирная декларация об образовании для всех – удовлетворение базовых образовательных потребностей
«Необходимо принять меры по обеспечению равного доступа к образованию для всех категорий инвалидов как неотъемлемой части системы образования».
Конвенция о правах ребенка
Закреплено право всех детей на образование без какой-либо дискриминации:
целью провозглашается «постепенное достижение осуществления этого права на основе равных возможностей».
В 1982 принята Всемирная программа действий в отношении инвалидов
Это первый документ ООН, в котором сформулированы основные принципы отношения к людям с инвалидностью:
«Создание равных возможностей означает процесс, с помощью которого такие общие системы общества, как … доступ к образованию и …, делаются доступными для всех.
… в значительной мере именно среда определяет влияние дефекта или инвалидности на повседневную жизнь человека.
… общества должны выявлять и устранять барьеры, препятствующие полному участию инвалидов.
Так, обучение должно происходить, по возможности, в обычной школьной системе…»
В 1971 году принята Декларация о правах умственно отсталых лиц
Заявлено право каждого человека с умственной отсталостью на «образование, обучение, восстановление трудоспособности и покровительство, которые позволят ему развивать свои способности и максимальные возможности».
В 1960 принята Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования.
Выражение «дискриминация» определено как «всякое различие, исключение, ограничение или предпочтение».
К дискриминации отнесено также «создание или сохранение раздельных систем образования или учебных заведений для каких-либо лиц или группы лиц» в тех случаях, когда это не соответствует «выбору родителей или законных опекунов учащихся».
В 1959 принята Декларация прав ребенка
Закреплены следующие принципы:
Принцип 1.
Ребенку должны принадлежать все указанные в настоящей Декларации права. Эти права должны признаваться за всеми детьми без всяких исключений и без различия или дискриминации…
Принцип 7.
Ребенок имеет право на получение образования... Ему должно даваться образование, которое способствовало бы его общему культурному развитию, и благодаря которому он мог бы, на основе равенства возможностей, развить свои способности и личное суждение, а также сознание моральной и социальной ответственности и стать полезным членом общества.
В 1948 принята Всеобщая декларация прав человека.
В Статье 26 закреплено право всех на обязательное бесплатное начальное образование, «доступное для всех на основе способностей каждого».
При этом:
«Образование должно быть направлено к полному развитию человеческой личности и к увеличению уважения к правам человека и основным свободам».
Отдельные законодательные инициативы ряда регионов Российской Федерации в отношении образования лиц с ограниченными возможностями здоровья (Самарская область, Архангельская область, Республика Карелия, город Москва) являются достаточно эффективными в плане преодоления законодательной «инерции» федерального уровня и частично будут рассмотрены ниже, в соответствующих разделах данного издания.
13 декабря 2006 года Генеральная Ассамблея Организации Объединенных Наций консенсусом одобрила Конвенцию о правах инвалидов, направленную на защиту и поощрение прав и достоинства лиц с инвалидностью.
Конвенция о правах инвалидов (ООН, 2006) является исключительно важным правовым документом: до принятия этой конвенции права людей с инвалидностью никогда не были закреплены в едином международно-правовом документе. Конвенция о правах инвалидов как первый документ о правах человека в новом тысячелетии несет концептуальные изменения по отношению к людям с инвалидностью, так как она основывается на принципе замены соцобеспечения и благотворительности системой прав и свобод.
Как международный документ Конвенция о правах инвалидов зафиксировала итог исторического развития международного права в области образования: от заявления во Всеобщей декларации прав человека (1948) о праве каждого человека на образование до обязательства государств, членов ООН, обеспечить реализацию этого права через инклюзивное образование
Конвенция вступила в силу 3 мая 2008 года. К 2011 году Конвенцию подписали 147 государств, входящих в Организацию Объединенных Наций, из которых 99 стран уже ратифицировали этот международный документ.5 Российская Федерация подписала Конвенцию о правах инвалидов 24 сентября 2008 года.
В настоящее время в России идет подготовка к ратификации Конвенции:
Из Пояснительной записки к проекту Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции Организации Объединенных Наций о правах инвалидов» от 8 декабря 2010 года: «В соответствии со статьей 15 Конституции Российской Федерации, после ратификации Конвенция станет составной частью правовой системы Российской Федерации, а установленные ее положения – обязательными для применения. В связи с этим законодательство Российской Федерации должно быть приведено в соответствие с положениями Конвенции…
Датой вступления в силу статей закона, не требующих для их реализации создания дополнительных правовых и других условий, предусматривается установить 1 июля 2012 года».
Установленные даты принятия необходимых изменений в целом ряде Законов Российской Федерации – с 1 января 2013 года и с 1 июля 2013 года.
Принципы Конвенции о правах инвалидов (ООН, 2006):
• уважение присущего человеку достоинства, его личной самостоятельности, включая свободу делать свой собственный выбор, и независимости;
• недискриминация;
• полное и эффективное вовлечение и включение в общество;
• уважение особенностей инвалидов и их принятие в качестве компонента людского многообразия и части человечества;
• равенство возможностей;
• доступность;
• равенство мужчин и женщин;
• уважение развивающихся способностей детей-инвалидов и уважение права детей-инвалидов сохранять свою индивидуальность.
Каждая статья Конвенции направлена на защиту от дискриминации и на включение лиц с инвалидностью в общество.
Статья 24 Конвенции о правах инвалидов, посвященная образованию, прямо соотносит право лиц с инвалидностью на образование с обязанностью государства обеспечить реализацию этого права через «инклюзивное образование на всех уровнях и обучение в течение всей жизни». Это означает, что государства-участники Конвенции, руководствуясь принципом недискриминации, и на основе равенства возможностей обязаны обеспечить инклюзивную вертикаль образования для лиц с инвалидностью на всех уровнях, начиная с дошкольного возраста, непосредственно в школах, и далее в средних профессиональных и высших учебных заведениях. Эта же статья устанавливает достаточно строгие рамки обеспечения инклюзивного образования через предоставление доступа к бесплатному начальному и среднему образованию внутри системы общего образования и по месту жительства, а также разумное приспособление среды и индивидуализированную поддержку учебного процесса.
Статья 24 Конвенции также предполагает, что при обучении и освоении жизненных и социализирующих навыков лицами с инвалидностью будут использоваться различные способы коммуникации, в том числе альтернативные, а само обучение будет проводиться с использованием наиболее подходящих для индивидуума языка, методов и способов общения и в среде, максимально обеспечивающей усвоение знаний и социальное развитие.
Практическая реализация положений Конвенции предполагает значительные усилия со стороны государственных и неправительственных организаций, педагогического сообщества, родителей. Но необходимость этих усилий и активных целенаправленных действий по развитию инклюзивных подходов в интересах обеспечения прав детей с инвалидностью на образование сейчас, как никогда, актуальны и очевидны.
Инклюзивное образование является компонентом реализации социального подхода в понимании инвалидности и права на образование для лиц с инвалидностью, закрепленным во многих международных правовых документах.
В Российской Федерации инклюзивное образование, являясь одной из основных форм реализации права на образование для лиц с инвалидностью, должно стать законодательно закрепленным институтом, имеющим все необходимые компоненты, начиная от подготовки полного пакета документов нормативно-правовой базы, определения норм и принципов соответствующего финансирования, механизмов создания специальных условий и принципов адаптации образовательной среды в отношении детей, имеющих особые образовательные потребности.
Инклюзивное образование имеет определённые преимущества, но вместе с тем, нужно выделить и существующие в настоящее время барьеры инклюзивного образования:
- несоответствие учебных планов и содержания обучения массовой школы особым образовательным потребностям ребенка;
- отсутствие специальной подготовки педагогического коллектива образовательного учреждения общего типа;
- отсутствие у педагогов массовых школ представлений об особенностях психофизического развития детей с ограниченными возможностями здоровья, методиках и технологии организации образовательного и коррекционного процесса для таких детей;
- недостаточное материально-техническое оснащение общеобразовательного учреждения под нужды детей-инвалидов;
- отсутствие в штатном расписании образовательных учреждений общего типа дополнительных ставок педагогических и медицинских работников.
Список использованных источников
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (ред. от 23.07.2013). Ст. 2
Федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" (ред. от 02.07.2013). Ст. 6
Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (ред. от 02.07.2013). Ст. 19
Указ Президента РФ от 01.06.2012 № 761 "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы"
Указ Президента РФ от 02.10.1992 № 1157 "О дополнительных мерах государственной поддержки инвалидов" (ред. от 24.09.2007)
Постановление Правительства РФ от 18.07.1996 № 861 "Об утверждении Порядка воспитания и обучения детей-инвалидов на дому и в негосударственных образовательных учреждениях" (ред. от 04.09.2012)
Национальный стандарт РФ "Социальное обслуживание населения. Качество социальных услуг. Общие положения. ГОСТ Р 52142-2003", утв. постановлением Госстандарта России от 24.11.2003 № 326-ст. Подп. 4.5.5
Письмо Минобрнауки России от 30.09.2009 № 06-1254 "О Рекомендациях по организации деятельности по созданию условий для дистанционного обучения детей-инвалидов, нуждающихся в обучении на дому, в субъекте Российской Федерации"
Письмо Минобрнауки России от 18.04.2008 № АФ-150/06 "О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами"
[1] Саламанкская декларация о принципах, политике и практических действиях в сфере образования лиц с особыми потребностями, принятая «Всемирной конференцией по образованию лиц с особыми потребностями: доступ и качество» Саламанка, Испания, 7–10 июня 1994 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Нормативно - правовые документы об образовании детей с ОВЗ
О создании условий для получения образования детей с ОВЗ и детей инвалидов...
Нормативно-правовая база образования детей с ограниченными возможностями здоровья
Международные , федеральные, региональные документы....
НОРМАТИВНО – ПРАВОВЫЕ ДОКУМЕНТЫ «ПРАКТИКА ОБРАЗОВАНИЯ И ВОСПИТАНИЯ»
Рекомендательный список литературыдля педагогов дополнительного образования...
Основные нормативно-правовые регламенты инклюзивного образования
Подробная законодательная база инклюзивного образования...
Нормативно-правовые основы социальной защиты детей, их обучения и воспитания
Нормативно-правовые основы...
Нормативно-правовые документы об образовании ССЫЛКИ
Нормативно-правовые документы об образовании ССЫЛКИ...
Изменения в НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЙ БАЗЕ дополнительного образования детей (доклад)
Доклад на методическое совещание кафедры ДО "Об изменениях в НПБ дополнительного образования детей"...