Проект "Подсолнух"
проект по теме
Этот проект предназначен для организации содействия обучающимся и их семьям в преодолении трудных жизненных ситуаций.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_podsolnukh.doc | 920 КБ |
Предварительный просмотр:
Управление образования и молодежной политики Лысковского муниципального района Нижегородской области
Муниципальное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Чернухинская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида»
Проект содействия обучающимся, воспитанникам и их семьям в преодолении трудных жизненных ситуаций
Авторы проекта:
Молчанова В.В., зам. директора
по воспитательной и
профилактической работе,
Малина Т.А., соцпедагог
С.Чернуха
2011г.
Пояснительная записка
«Счастлив тот, кто счастлив у себя дома»
Л.Н. Толстой
Воспитание, осуществляемое в школах, очень значимо, так как охватывает весь учебно-воспитательный процесс. Тем не менее, все мы понимаем, что семья, обеспечивая раннее воспитание, является определяющей в процессе становления человека, глубоко влияя на его жизнь и способствуя развитию таких его качеств, которые не могут быть сформированы ни в каких других условиях. Именно в семье происходит социализация личности, закладываются основы морального, физического, трудового воспитания человека.
В настоящее время в российском обществе повышается внимание к семье. Пристальное внимание к институту семьи в нашей стране связано с ухудшением демографической ситуации. Проблемы усугубляются и теми факторами, которые наблюдают педагоги: в семье отсутствуют благоприятные условия для общения, уходит положительный эмоциональный настрой. Действительно, ритмы сегодняшней жизни, сложившиеся социально-экономические условия не способствуют созданию той атмосферы семьи, когда неспешно, по-доброму проходит общение детей с родителями. Утрачиваются традиции народной педагогики, когда из поколения в поколение передавался опыт родителей, формировались навыки по уходу за братьями, сестрами, осуществлялся перенос этих навыков подросшими детьми в свою собственную семью и т.п.
Обучающиеся, воспитанники нашей школы-интерната – это особый контингент детей. Из 120 человек, обучающихся в школе, 113 человек составляют дети-инвалиды, имеющие индивидуальную программу реабилитации. В школе обучаются дети из 4-х районов Нижегородской области. В интернате проживают 68 воспитанников.
Социальный состав детей характеризуется следующими показателями:
Малоимущие семьи – 18.
Многодетные семьи – 30.
Неполные семьи -17.
Потеря кормильца – 8 семей.
Мать-одиночка – 13.
Неблагополучные семьи – 6.
Обучающиеся, состоящие на учете в КДН – 2.
Все эти данные обусловили необходимость создания проекта , в которой выработаны механизмы взаимодействия семьи и школы по преодолению трудных жизненных ситуаций.
Проект рассчитан на 1 год и реализуется в процессе воспитательной работы, как во время учебы, так и во внеурочной деятельности.
Информационная карта
Полное название программы | Педагогический проект «Подсолнух» |
Автор программы | Молчанова Вера Витальевна |
Название организации | МСКОУ Чернухинская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида |
Адрес организации | 606240, Нижегородская область ,Лысковский район, с. Чернуха, ул. Буренино, д. 5 а |
Телефон | 33-1-38 |
Формы осуществления проекта | Индивидуальные беседы; посещение семей на дому, мониторинг, контакты с социальными службами |
Цель программы | Способствовать формированию в семье условий для личностного роста и развития ребенка через социализацию, психологический комфорт ребенка в семье, укрепление духовных ценностей семьи. |
Специализация программы | Содействие обучающимся, воспитанникам и их семьям в преодолении трудных жизненных ситуаций |
Сроки реализации | 1 год |
Особенность программы | Уникальность данного проекта заключается в том, что он разработан специально для детей с ограниченными возможностями здоровья |
Этапы реализации программы:
Этапы | Сроки | Содержание | Ответственные |
Подготовительный | Август | Составление программы, утверждение плана работы | классные руководители, социальный педагог, психолог |
Основной | Сентябрь - Май | Реализация программы | классные руководители, социальный педагог, психолог |
Итоговый | Июнь | Подведение итогов | классные руководители, социальный педагог, психолог |
Ожидаемые результаты:
- приобретение родителями навыков социально-поддерживающего и развивающего поведения в семье и во взаимоотношении с ребенком;
- возрождение традиций семейного воспитания;
- получение родителями практических знаний в деле воспитания детей;
- активизация совместной деятельности семьи и школы по стабилизации психолого-педагогической ситуации в семье
-педагогическая помощь семье.
Содержание проекта:
Индивидуальные беседы
Цель: выявить причины, негативно влияющие на посещаемость и успеваемость детей, причины их психологического дискомфорта, причины правонарушений
Месяц | Мероприятие | Цель |
Август | Кто я такой? | Развить самосознание детей. Систематизировать знания детей о себе(ф.и.о., дом.адрес, национальность и пр.) |
Сентябрь | Мальчики и девочки. | Закрепить у детей понимание различий полов, сформировать правильное отношение к различиям во внешнем облике и поведении. |
Октябрь | Я среди людей. | Развить представление о ходе развития человека, показать взаимозависимость отношений. |
Ноябрь | Привычки хорошие и плохие. | Раскрыть значение слова «привычка», развить способности к анализу и сравнению, способность к самооценке. |
Декабрь | Зачем нужны правила? | Развить у детей понимание необходимости законов (правил) общения, желание их узнавать и выполнять. |
Январь | Нарочно и нечаянно. | Развить нравственные чувства – сожаление, сочувствие, сформировать навыки игрового общения, не задевая интересов партнеров. |
Февраль | Учусь прощать. | Научить детей не обижаться по пустякам, различать нечаянную промашку от намеренной и соответственно реагировать; подвести к пониманию слов «миролюбивый», «обидчивый». |
Март | Учусь думать и поступать по-своему. | Развить в детях чувство собственного достоинства, сохраняя доброжелательные отношения между сверстниками, стремление радоваться успехам другого. |
Апрель | Зачем нужен друг? | Воспитать и развить осознанные взаимно доброжелательные отношения с ровесниками, понятия о дружбе, друзьях. |
Май | Учусь сочувствовать. | Закрепить умение замечать, что кому-то плохо, выражать сочувствие, оказывать помощь. |
Июнь | Почему бывают драки? | Сформировать у детей навыки общения, развить понимание смысла норм и правил поведения в среде сверстников, воспитать привычку достойно вести себя в конфликтной ситуации. |
Внеклассные мероприятия
Цель: формировать умения и навыки общения детей и взрослых,
привлекать детей и их родителей к участию в социальных проектах, акциях социально-нравственной направленности,
снятие стрессов, психологический комфорт ребенка в семье и в социуме
Месяц | Мероприятие | Отв. |
Август | Операция «Уют»: подготовка жилых комнат и игровых к новому учебному году | Воспитатели |
Сентябрь | Поход | Кл. руководители |
Октябрь | Выставка поделок из природного материала | Руководители ДТО |
Ноябрь | Акция «За здоровый образ жизни» | Учителя физкультуры |
Декабрь | Новогодние представления | Ст .вожатая |
Январь | Зимние забавы на свежем воздухе: игра «Царь горы» | Учителя физкультуры |
Февраль | Конкурс декоративно-прикладного искусства «Творчество: традиции и современность» | Руководители ДТО |
Март | Концертная программа, посвященная 8 марта | Ст .вожатая |
Апрель | Праздник «Наши достижения» | Кл. руководители |
Май | Акция «Поздравь ветерана», Акция «Парк» | Воспитатели |
Социальное партнерство
Цель: познакомить с системой работы социальных служб,
ознакомление с алгоритмом решения возникающих проблем, трудоустройство членов семей,
профилактика правонарушений.
Месяц | Мероприятие | Отв. |
Август | Ознакомление с правилами поступления в школу-интернат | Зам. директора по ВР |
Сентябрь | Ознакомление с алгоритмом оформления паспорта, пенсии | Соцпедагог |
Октябрь | Встреча с представителями Лысковского благочиния | Зам. директора по ВР |
Ноябрь | Взаимодействие с районными ЦРБ, МСЭ, областная МСЭ | Соцпедагог |
Декабрь | Поездка в Лысковский центр занятости населения | Соцпедагог |
Январь | Встреча с работниками Лысковского РОВД | Зам. директора по ВР |
Февраль | Встреча с ветеранами общества ветеранов, участников боевых действий | Зам. директора по ВР |
Март | Экскурсия в детскую районную библиотеку | Соцпедагог |
Апрель | Организация поездки на День открытых дверей в Спасский АПТ | Зам. директора по ВР |
Работа с родителями
Цель: психолого-педагогическое просвещение родительской общественности.
Совет профилактики
Действует на основании:
- Положения о совете профилактики,
- Приложения к Положению о совете профилактики.
Цель: Осуществлять единый подход к решению проблем профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защищать их права и законные интересы.
Задачи:
- Искоренять вредные привычки и привлекать к здоровому образу жизни.
- Контролировать занятость детей «группы риска»
- Оказывать психолого – педагогическую помощь детям «группы риска» и неблагополучным семьям
4. Обследовать условия проживания детей «группы риска»
- Выполнять ИПР «ребёнка – инвалида»
План работы совета профилактики
на 2011-2012 учебный год
Месяц | Мероприятие | Ответственный | Примечания |
Сентябрь | Ознакомление с результатами летней занятости детей, в т. ч. и детей группы риска | Зам. директора по ВР | |
Утверждение общественных воспитателей и кл. руководителей для работы с детьми «группы риска» | Рук. ДО | ||
Ознакомление с результатами обследования вновь поступивших обучающихся, воспитанников, формирование базы данных по семьям обучающихся на 2011 - 2012 учебный год ( акт обследования и справка о составе семьи) | Зам. директора по ВР | ||
Анализ проведения месячника безопасности движения (1.09 – 1.10 2011 г.) | Зам. директора по ВР | ||
Анализ мониторинга здоровья обучающихся, воспитанников за I полугодие 2010-2011 уч.г. | Мед. работники | ||
Октябрь | Отчёт об обследовании условий проживания детей, состоящих на разных видах учета | Соц. педагог | |
Анализ банка данных социальной картотеки обучающихся, воспитанников школы | Соц. педагог | ||
Ознакомление с картотекой занятости детей «группы риска» (ДТО) | Зам. директора по ВР | ||
Отчёт о взаимодействии педагога – психолога, кл. руководителей, воспитателей, социального педагога, логопеда по выполнению рекомендаций ИПР
| Зам. директора по ВР | ||
Анализ выполнения педагогами единых требований к организации ВОП. | |||
Ноябрь | Организация профилактической работы с воспитанниками Лысковского детского дома, детьми, находящимися под опекой | Соц. педагог | |
Анализ занятости детей «группы риска» в осенние каникулы | Зам. директора по ВР | ||
Анализ диагностики воспитанности на начало учебного года | Руководители МО кл. рук. и МО воспитателей | ||
Совместный рейд педагогов и родителей, работников Лысковского РОВД в неблагополучные семьи | Зам. директора по ВР | ||
Контроль деятельности кл. руководителей, воспитателей, педагога – психолога, логопеда за оформлением ИПР детей «группы риска» | Зам. директора по ВР | ||
Декабрь | Анализ проведения месячника «За здоровый образ жизни» (1.11.-1.12.2011 г.) | Зам. директора по ВР | |
Отчёт психолога по релаксации трудных подростков | Педагог - психолог | ||
Отчёт о взаимодействии педагога – психолога, кл. руководителей, воспитателей, социального педагога, логопеда о работе с детьми «группы риска» за I полугодие. | Соц. педагог | ||
Анализ работы с неблагополучной семьёй | Соц. педагог | ||
Анализ работы школы по профилактике правонарушений за I полугодие | Зам. директора по ВР | ||
Январь | Анализ банка уточненных данных социальной картотеки за I полугодие | Соц. педагог | |
Анализ занятости детей «группы риска» в зимние каникулы | Зам. директора по ВР | ||
Ознакомление с картотекой занятости детей «группы риска» (ДТО) | Зам. директора по ВР | ||
Февраль | Отчёт психолога по релаксации трудных подростков | Педагог - психолог | |
Отчёт об обследовании условий проживания детей, состоящих на ВШУ | Соц. педагог | ||
Анализ проведения месячника по профилактике правонарушений (1.10.-1.11.2011 г.). | Зам. директора по ВР | ||
Март | Отчёт социального педагога, общественных воспитателей и кл. руководителей о работе с детьми «группы риска» за I кв. | Соц. педагог | |
Контроль деятельности кл. руководителей, воспитателей, педагога – психолога, логопеда за оформлением ИПР детей «группы риска» | Зам. директора по ВР | ||
Анализ работы с неблагополучной семьёй | Соц. педагог | ||
Итоги месячника по патриотическому, гражданско-правовому воспитанию (15.02 – 15.03 2012 г.) | Зам. директора по ВР | ||
Апрель | Анализ занятости детей «группы риска» в весенние каникулы | Зам. директора по ВР | |
Анализ работы педагога-психолога с 9-классниками «Мои профессиональные планы: идеальные и реальные» | Зам. директора по ВР | ||
Анализ консультирования о дальнейшем определении (устройстве) учащихся. | Соц. педагог | ||
Выполнение программы детского соуправления «Наш дом» | Старшая вожатая Панфилова Н.А | ||
Май | Анализ подтверждений о дальнейшем обучении выпускников | Соц. педагог | |
Отчёт о взаимодействии педагога – психолога, кл. руководителей, воспитателей, социального педагога, логопеда о работе с детьми «группы риска» за I полугодие. | Зам. директора по ВР | ||
Анализ работы школы по профилактике правонарушений за II полугодие | Зам. директора по ВР | ||
Повышение уровня воспитанности обучающихся как фактор оздоровления. (Анализ диагностики уровня воспитанности обучающихся, воспитанников) | Зам. директора по ВР | ||
Анализ работы с неблагополучной семьёй | Соц. педагог | ||
Анализ выполнения единых требований | Зам. директора по ВР | ||
Июнь | Анализ работы школьного оздоровительного лагеря | Зам. директора по ВР |
Календарно-тематическое планирование мероприятий
Месяц | Мероприятие |
Август |
|
Сентябрь |
|
Октябрь |
|
Ноябрь |
|
Декабрь |
|
Январь |
|
Февраль |
|
Март |
|
Апрель |
|
Май |
|
Основное содержание социально-психологической коррекции в школе
Специалисты | Содержание деятельности специалистов |
Классный руководитель, воспитатель | - является связующим звеном в группе специалистов по организации профилактической и коррекционной работы с детьми и подростками; - делает первичный запрос специалистам и дает первичную информацию о ребенке; - организует и координирует комплексную работу по профилактике и коррекции девиантного поведения школьников, -осуществляет работу по преодолению трудных жизненных ситуаций |
Социальный педагог | изучает жизнедеятельность ребенка вне школы; - организует профилактическую и коррекционную работу в школе; - поддерживает детей, попавших в экстремальные ситуации; - взаимодействует с педагогом-психологом и специалистами районного реабилитационного центра, -осуществляет работу по преодолению трудных жизненных ситуаций |
Педагог-психолог | - изучает личность учащегося и коллектива класса; - анализирует адаптацию ребенка в среде; - выявляет дезадаптированных учащихся; - изучает взаимоотношения детей с взрослыми и сверстниками; - подбирает пакет диагностических методик для организации профилактической и коррекционной работы; - выявляет и развивает мотивацию, интересы, склонности и способности школьников; - осуществляет психологическую поддержку нуждающихся в ней детей, -осуществляет работу по преодолению трудных жизненных ситуаций |
Учителя - предметники | -анализирует поведение ребенка, его взаимоотношения со сверстниками; - выявляет уровень мотивации к обучению; - выявляет дезадаптированных учащихся; -взаимодействует с педагогами; |
Медицинские работники | - организуют прохождение диспансеризации детьми; проводят медицинские осмотры; Контролируют выполнение норм питания, положений САНПИНа: -выполняют рекомендации ИПР по медикаментозному лечению; - проводят профилактическую работу с обучающимся, воспитанниками и их родителями, |
Диагностика
Опросник адаптации учащихся (учителем);
Выявление симптомов синдрома дефицита внимания, гиперактивности, импульсивности;
Методика «Три квадрата» (упрощенный вариант «Теста цветовых предпочтений Люшера»);
Методика «Рисунок школы»;
Проективные рисуночные тесты «Нарисуй человека» и «Несуществующее животное»
Специальный детский тест тревожности ( Р.Тэммл, М.Дорки, В.Амен )
Тест Рене Жиля «Эмоциональная близость ребенка к учителю»
Мотивация к учению Лускановой
Мотивация к учению (анкета Лускановой)- для младших подростков;
Анкетирование по выявлению опыта проб алкоголя, курения;
Анкета «Трудновоспитуемость»
Тест-опросник «Адиктивная склонность»
Список используемой литературы
- С.В. Степанова. Младший школьник: проблемы воспитания в семье и образовательном учреждении. // Начальная школа. – 2008. – №5. – С. 3-4.
- Л.В. Тимарцева. Изучение истории семьи.// Начальная школа. – 2008. – №2. – С. 67-74.
- Н.А Токарева. Роль семейных отношений в нравственном воспитании ребенка. // Начальная школа. – 2008. – №5. – С. 19-21.
- М.А. Алоева Лучшие родительские собрания в начальной школе: 1-2-классы / М.А. Алоева, В.Е. Бейсова. – Изд. 2-е, доп. и перераб. – Ростов на Дону: Феникс, 2007. – 311, [1] с.
- И.Г. Вахрушева, Л.В. Блинова «Программа профилактической работы с родителями детей начальной школы «Путь к успеху». – Казань, 2007.
- М.К. Господникова. Проектная деятельность в начальной школе / авт-сост. М.К. Господникова и др. – Волгоград: Учитель, 2008. – [3] с.: ил.
- Дик Н.Ф. Классные часы в 3-4 классах / Н.Ф. Дик. – Изд. 8-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2008. – 311, [1] с. – (Сердце отдаю детям).
- В.И. Ковалько Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. 1-4 классы. М.: «ВАКО», 2004, 296 с.
- Классные часы в 1-4 классах / авт.-сост. И.В. Персидская и др. – Волгоград: Учитель, 2007.–240с.
- Беспризорник. 2009, №4
- Классный руководитель. 2011, №4; 2010, №8
- Практика административной работы в школе. 2009, №2
- Как работать с проблемной семьей.// Социальная педагогика, 2004, №2
- Социально-педагогическое сопровождение детей «группы риска» и их семей.//Социальная педагогика, 2003, №1
- Социальный педагог в школе. Волгоград, 2010
- Практические материалы для специалистов социальной службы образовательного учреждения. М., 2006.
- Воспитание школьников, 2009, №6
Приложение
План работы с родителями
Месяц | Взаимодействие с родителями | Индивидуальные консультации | Общешкольные родительские собрания |
Сентябрь | 1. День открытых дверей 2.Уточнение социального паспорта школы: 2.1 Составление банка данных о семьях вновь прибывших детей 2.2 Выявление малообеспеченных, многодетных семей. Организация защиты интересов и прав данных категорий семей. | 1 класс. Советы родителям первоклассников. | 1.Круглый стол «Познакомьтесь с нашей школой» |
Октябрь | Классные родительские собрания, посвященные изучению Закона РФ «Об образовании», прав и обязанностей родителей Итоги 1 четверти | Консультации логопеда, психолога, социального педагога, медицинских работников (по вопросам родителей) «Спрашивайте-отвечаем» |
|
Ноябрь | Акты обследования семей состоящих на внутришкольном учете Контроль работы столовой, санитарного состояния интерната | Беседы с родителями, дети которых имеют большое количество пропусков занятий | |
Декабрь | 1.Классное родительское собрание Итоги полугодия. 2. Контроль использования опекунских пособий, пенсий. | Консультация школьного врача по итогом углубленного мед. осмотра Консультация психолога. Как преодолеть рассеянность у детей. |
|
Январь | Посещение семей, стоящих на внутришкольном учете. | Беседы с родителями, дети которых имеют большое количество пропусков занятий | |
Февраль |
| Консультация психолога. Индивидуальный подход к ребенку.. Как научить детей выполнять требования родителей | |
Март | Классное родительское собрание «Как мы говорим» | Консультации логопеда, психолога, социального педагога, медицинских работников (по вопросам родителей) «Спрашивайте-отвечаем» | Профилактика правонарушений как залог успешной социализации ребенка: 1.Особенности подросткового периода (выступление врача психиатра-нарколога) 2. Отчет педагога психолога и социального педагога о проблемах трудных семей. 3. Куда пойти учиться. |
Апрель | Индивидуальная беседа соц.педагога с родителями, стоящими на ВШУ | Беседы с родителями, дети которых имеют большое количество пропусков занятий Советы психолога по организации подготовки детей к государственной итоговой аттестации | |
Май | Классное родительское собрание в 9 классе. Что нужно знать родителям о государственной итоговой аттестации. Подведение итогов года | Организация летнего отдыха Летняя занятость |