Урок письма на тему "Закрепление написания строчной буквы Ю"
учебно-методический материал по теме
Урок письма в 1 классе специальной (коррекционной) школы VIII вида
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок письма на тему "Закрепление написания строчной буквы Ю" | 58.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МСОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная
школа VIII вида»
Открытый урок
по письму
на тему:
«Закрепление написания строчной буквы Ю»
Подготовила и провела: Гаврилова Л.Н.,
учитель
начальных классов
Саранск 2010
Тема: Закрепление написания строчной буквы «Ю».
Цель:- закрепить написание строчной буквы «Ю»;
Задачи:- закреплять навыки написания строчной буквы «ю»;
-учить писать слоги и слова со строчной буквой «vм»;
-отрабатывать и закреплять навыки соединения букв;
-развивать и коррегировать мелкую моторику рук;
-воспитывать аккуратность при письме.
1.Оргмомент: У вас на столе лежат буквы. Сядет тот, кто назовёт букву.
2. Логопедическая работа:
- Какой у нас урок?
- Что мы делаем на уроке письма?
- Сегодня мы продолжим работу над строчной буквой «ю».
Но сначала мы поработаем с нашим ротиком и язычком. И гимнастику проведём в весеннем лесу.
а) Артикуляционная гимнастика.
Наш язычок вышел в лес на прогулку.
- Язычок знаком вам, дети,
Мы его улыбкой встретим.
(Широко улыбаемся, растягивая губы.)
- Это Язычок пришёл.
Вправо он сейчас пошёл.
(Рот приоткрыть. Высунуть узкий язык. Тянуться языком к правому уху.)
- Всё, что нужно, увидал
И налево зашагал.
(Тянуться языком к левому уху.)
б) Дыхательная гимнастика.
Представьте, мы с вами оказались на полянке, где много весенних цветов. Положите один из них себе на ладошку и понюхайте:
делаем вдох через нос, выдох медленно через рот. (2 раза)
А сейчас на наш цветочек села бабочка – сдуем её с цветочка.
3.Фонетическая зарядка.
Но в весеннем лесу не только много цветов. Живут там и птицы.
Вот закуковала кукушка.- (Ку-ку)
А вот заухал филин. – (Ух-ух)
Застучал по дереву дятел. – (Тук-тук)
Как мы назовём одним словом кукушку, филина, дятла. -Птицы .
4.Тема урока:
Посмотрите, ребята, нам в лесу встретился мальчик. Вспомните, как его зовут – (Юра .)
Ему понравилось у нас на уроке и он снова решил придти к нам.
Давайте прочитаем его имя:
Юра.
- Какой первый звук в слове? (Ю)
- Как обозначаем звук? (Кружочком)
- Какого цвета кружочек мы берём? (Красного)
- Почему кружочек красного цвета? (Ю - гласная)
Гласные звуки мы поём. Давайте споём звук Ю (Ю-Ю-Ю-Ю).
Букву мы видим, а звук слышим. Вспомните, где находятся губки и язычок, когда мы произносим звук «Ю»: губки слегка в улыбке,
касается нижних зубов.
Ю-ю-ю - я песенку пою.
Лю-лю-лю - я мамочку люблю.
А теперь вспомните, на что похожа буква Ю?
Из каких элементов она состоит? – Палочка, перекладина, кружочек.
5.Работа в тетрадях:
Сейчас мы с вами напишем букву Ю, но сначала сделаем пальчиковую гимнастику:
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – дедушка,
Этот пальчик – мамочка,
Этот пальчик – папочка,
Этот пальчик – я.
Вот и вся моя семья.
- Запишем число.
- У вас на партах лежит карточка с буквой Ю. Обведём её двумя пальчиками: палочка – перекладина – кружочек.
Обратите внимание, в какой строчке мы пишем букву. (В узкой)
Дети пишут 2 строчки «Ю».
-А теперь под диктовку напишем слоги с буквой «Ю».
ЮЛ ЮГ ЮН ЛЮ СЮ НЮ.
6. А сейчас поиграем в игру «Собери слово»:
Обратите внимание, если тире стоит после слога – то это начало слова.Если тире стоит перед слогом – то это конец слова.
Ю- -ЮТ ПО- -ЛА
ЮЛА - произнесём
- выделяем 1-ый звук
- Ю – гласная-согласная
- где находится буква (начало-середина-конец слова)
- сколько букв в слове
-назовите гласные буквы – Ю,А
согласные буквы – Л
Записать строчку ЮЛА.
ПОЮТ (разобрать – записать)
7.Физминутка.
Сейчас мы с вами проведём физминутку. И вы должны отгадать, какая у Юры любимая игрушка?
Не летаю, не хожу
А верчусь я и жужжу.
Как устану – перестану,
Упаду и полежу. (ЮЛА)
8.Закрепление.
У вас на парте лежат карточки, на них написаны цифры. Если вы правильно выложите числовой ряд, то на обратной стороне сможете прочитать слово
- 2 3 4 5 6 - собери слово
И Г Р А Ю Т - прочитали
- выделили звук «Ю»
- определили место буквы в слове
- сколько букв в слове
- сколько слогов
- записали в тетрадь
9. А сейчас мы с вами будем писателями. Посмотрите на доску. И попробуйте не просто составить предложения, но и изобразить, что делают дети.
- картинка (ребёнок рисует дом)
Я
- картинка (ребёнок купает куклу)
-Я рисую дом.
-Я купаю куклу.
Составить предложение.
Начертить схему.
Посчитать количество слов.
Записать предложение.
10.Итог.
- Чем мы занимались на уроке?
- Что вам больше всего понравилось?
- С какой буквой мы сегодня работали?
11. Домашнее задание.
Наиболее важной проблемой обучения умственно отсталых школьников является проблема усвоения ими начального курса русского языка.
По мнению ведущих специалистов учебная деятельность- ведущая деятельность в младшем школьном возрасте, и именно поэтому её структура должна закладываться с первых дней пребывания ребёнка в школе, ещё в большей степени это касается умственно отсталых детей. Психологи также отмечают, что одним из компонентов учебной деятельности , с которого должно начинаться её формирование, является самоконтроль.
Эффективность и качество обучения русскому языку определяется не только прочностью усвоенных знаний, умений и навыков, предусмотренных программой, но и развитием учащихся. Реализация развивающего обучения в практике составляет насущную потребность сегодняшнего дня. Немаловажная роль в этом принадлежит самоконтролю и оценке своей деятельности.
Главное в обучении учащихся элементам самоконтроля – научить их контролировать себя в процессе выполнения самостоятельной работы, мысленно несколько опережая практические действия и каждый раз обращались к ним при малейших затруднениях при выполнении тех или иных упражнений. В настоящее время достичь более осознанного прочного формирования навыков выполнения заданий по русскому языку можно при более эффективном полном функционировании в учебном процессе всех условий успешного формирования навыков, особенно важнейших из них - условий контроля и самоконтроля, на уроках русского языка.
При обучении русскому языку формирование самоконтроля часто связывается с обучением учащихся способам проверки тех или иных учебных знаний. Однако наблюдения показывают, что даже правильное выполнение всех основных действий, составляющих тот или иной способ проверки конкретного задания, не всегда свидетельствует о высоком уровне развития самоконтроля.
В связи с этим в последнее время в методической литературе уделяется большое внимание формированию элементов самоконтроля у нормально развивающихся детей. Всё вышесказанное даёт основание считать проблему формирования элементов самоконтроля на уроках русского языка в младших классах специальной (коррекционной) образовательной школе VIII вида одной из актуальных.
Известно, что умственно отсталые дети не используют проверку и навыки самоконтроля при выполнении упражнений. Отсюда явной становится необходимость формирования навыков самоконтроля, посредством включения в процесс обучения русскому языку заданий и дидактических игр, включающих самоконтроль.
Подбор дидактических игр для обучения должен проводиться в соответствии с программными требованиями; дидактическая игра должна разрабатываться таким образом, чтобы к её участникам были предъявлены определённые требования в отношении знаний; успешность проведения дидактической игры во многом определяется ясным сознанием учащимися цели игры; играм с более трудным содержанием должны предшествовать игры с содержанием меньшей степени трудности, которые служили бы подготовкой к их проведению; дидактические игры должны способствовать усилению воспитательного влияния обучения; наглядные пособия, предназначенные для проведения дидактических игр, должны быть простыми для изготовления, удобными для использования и разнообразными.
При изучении темы «Предлоги» можно использовать следующие игры:
Игра «Странные предложения»
Цель: закрепить умения соединять слова по смыслу при помощи предлогов.
Оборудование: карточки с записанными словами не связанными между собой по смыслу.
Содержание игры: каждому участнику эксперимента предлагались карточки с записанными словами не связанными между собой по смыслу. Например, «книга, стол, на». Предлагалось записать слова в тетрадь, а затем соединить их по смыслу.
Контроль над ошибками: После выполнения задания учащимся была предложена контрольная карта, с помощью которой они должны себя проверить.
Игра «Кто внимательнее ?»
Цель: закрепить знания о предлогах, умение подставить в предложение нужный предлог.
Оборудование: плакат, на котором написаны предложения, вместо предлогов – пустые кармашки; карточки с предлогами
Содержание игры: учащиеся по очереди выходят к доске и выставляют нужный предлог в кармашек.
После выполнения предлагаются контрольные карты с правильно выполненным заданием, которые ученик записывает в тетрадь.
Контроль над ошибками: учащиеся сверяют контрольные карты с выполненным на доске заданием, тем самым, проверяя себя.
Игра «Узнай меня»
Цель: закрепить представления учащихся об изображении предлогов на схеме.
Оборудование: карточки с предложениями, где вместо предлога даётся схема данного предлога.
Содержание игры: детям предлагается «узнать» предлог и, списав предложение, вставить вместо схемы необходимый предлог.
Контроль над ошибками: на обратной стороне каждой карточки даётся правильный вариант выполнения.
Графический диктант
Цель: закрепить навык раздельного написания предлогов с существительными.
Оборудование: контрольные карты.
Содержание: в медленном темпе диктуются предложения. Учащиеся записывают в тетрадь лишь схему, обозначив слова чертой, предлог – галочкой.
Например: «Птица жила у нас в комнате.»
Дети должны записать: - - V- V-
Контроль над ошибками: после выполнения предлагаются контрольные карты для самопроверки.
Игра «Зашифровка»
Цель: закрепить умение ориентироваться в обозначении предлогов на схеме.
Оборудование: карточки с предложениями.
Содержание игры: ученикам предлагается «зашифровать» текст. Каждому ученику предлагается карточка с предложениями. Он должен списать предложения в тетрадь, а вместо (или рядом с предлогом) нарисовать схему.
Контроль над ошибками: после выполнения детям раздают контрольные карты и они осуществляют самопроверку.
Включение дидактических игр с элементами самоконтроля в процессе обучения русскому языку умственно отсталых учеников способствует:
- Повышению интересов учащихся к урокам русского языка;
- Более прочному и эффективному овладению элементами самоконтроля;
- Умению адекватно переносить полученные на уроках знания и умения в новые условия.
Главное в обучении учащихся элементам самоконтроля – научить их контролировать себя в процессе выполнения самостоятельной работы, мысленно несколько опережая практические действия и каждый раз обращаясь к ним при малейших затруднениях в выполнении.
Включение в процесс закрепления и совершенствования знаний русского языка дидактических игр, содержащих самоконтроль, повысит качество и уровень такого рода знаний, будет способствовать формированию переноса получаемых знаний в новые условия (повседневную деятельность), что позволило убедиться в наличии резервных возможностей в усвоении элементов русского языка младшими умственно отсталыми школьниками.
Resource id #106
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок Письма (1 класс). Тема: "Заглавная буква Ж"
Презентация составленна по программе "Перспективная начальная школа"...
Урок письма (1 класс). Тема: "Заглавная буква Ш".
Презентация составленна по программе: "Перспективная начальная школа"...
Урок письма (1 класс). Тема: "Строчная буква ш"
Презентация составленна по программе "Перспективная начальная школа"...
Урок письма 1 класс. Тема: "Заглавная буква Б". Работа по прописи.
Презентация составленна по программе "Перспективная начальная школа"...
конспект урока письма "Письмо заглавной и строчной буквы О,о"
конспект урока письма " Письмо заглавной и строчной букв О,о"...
Конспект урока письма Тема: «Звуки [З], [З’], буквы З, з»
Для учащихся 1 класса...