Групповые формы работы с девиантными детьми
материал на тему

Ропперт Валерия Васильевна

Девиантное поведение всегда связано с отклонением от существующих социальных норм, стереотипов, ценностей и ожиданий. Ученые выделяют психологические, биологические и социальные причины отклоняющегося поведения. Предлагаю рассматривать девиацию с (.) зр. кинезиологии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon gruppovye_formy_raboty_s_deviantnymi_detmi.doc30.5 КБ

Предварительный просмотр:

Групповые формы работы с девиантными детьми

Девиантное поведение всегда связано с отклонением от существующих социальных норм, стереотипов, ценностей и ожиданий. Ученые выделяют психологические, биологические и социальные причины отклоняющегося поведения. Предлагаю рассматривать девиацию с (.) зр. кинезиологии.

Кинезиология – наука о развитии умственных способностей и физиологического здоровья через определенные двигательные упражнения. Современные кинезиологические методики направлены на активизацию различных отделов коры больших полушарий, что позволяет развивать способности человека или корректировать проблемы в –различных областях психики.

Самый благоприятный период для интеллектуального развития – это возраст до 10 лет, когда кора больших полушарий еще окончательно не сформирована. Успешность обучения зависит от своевременного развития межполушарного взаимодействия и подбора индивидуальных методик, учитывающих индивидуальный профиль функциональной асимметрии полушарий и половые дихотомии.

Функциональная асимметрия полушарий – это свойство мозга, отражающее различие в распределении нервно-психических функций между его правым и левым полушариями. Формирование и развитие этого распределения происходит в раннем возрасте под влиянием комплекса биологических и социокультурных факторов. ФАП является одной из причин существования у человека определенной структуры психики. Разная степень выраженности психических свойств формирует склонность разных людей к преимущественной опоре на так называемое «левополушарное» и «правополушарное» мышление с характерными для них способностями. Эмоционально-личностными характеристиками, типичными особенностями адаптационных процессов.

Формирование индивидуальных особенностей подростка зависит от очередности и темпов  созревания функциональных систем головного мозга, т.е. у каждого подростка есть своя индивидуальная траектория развития. Основные этапы созревания коры больших полушарий головного мозга , формирование функциональной и моторной асимметрий, интенсивное развитие мозолистого тела отмечаются к 6-7 годам – к началу школьного обучения. В последнюю очередь завершают свое созревание наиболее молодые образования – фронтальные зоны передних отделов коры больших полушарий. Интересно отметить, что функциональные показатели, получаемые по электроэнцефалограмме, свидетельствуют о некоторых регрессивных изменениях в биоэлектрической активности мозга подростков. Эти изменения возникают в начальном периоде полового созревания вследствие возросшей активности ряда образований в глубоких структурах мозга, которые отвечают за эндокринную перестройку организма. На поведенческом уровне избыточная подкорковая активация может проявляться в повышенной возбудимости, эмоциональной неустойчивости, девиациях. На заключительных этапах полового созревания регрессивные сдвиги в энцефалограмме подростков исчезают. У большинства девиантных подростков наблюдаются нарушения в очередности и темпах созревания головного мозга.

С (.)зр психофизиологии девиантные подростки в своей деятельности используют только ведущее полушарие из-за недостаточной сформированности мозолистого тела и, вследствие этого, не интегрированной работы мозга. Исследование девиантных подростков учеными выявило меньшую степень межполушарного взаимодействия и более позднее созревание головного мозга, чем у детей без социальных отклонений.

У девиантных подростков способность центров коры правого и левого полушария вступать в функциональные межполушарные контакты значительно ниже, чем у социально благополучных детей. Поэтому для них характерны более высокая сосредоточенность на конкретной проблеме. Отмечается высокая потребность к поисковой деятельности, которая требует ухода от комфортных условий (бродяжничество, наркотизм, рискованные игры, создание стрессовых ситуаций).

При левополушарной стратегии обучения у правополушарных подростков происходят перегрузки левого полушария. Как следствие недостаточной активности (торможения )ведущего правого полушария становятся заметны раздражительность, непоседливость, беспокойство, сниженный фон настроения, неудовлетворенность собой. Часто подобные нарушения представлены картиной девиантности. Помочь подросткам можно, если уменьшить перегрузку левого полушария и эмоционально активизировать работу ведущего, но приторможенного правого полушария. При этом будет постепенно восстановлен нормальный физиологический баланс в работе головного мозга.

В коррекционной работе с девиантными подростками особенно успешны психотерапевтические приемы, гармонизирующие работу правого и левого полушарий, а также развивающие межполушарные связи. Поэтому комплекс упражнений для развития межполушарных связей, используемых в образовательном процессе, выправляют как интеллектуальные так и поведенческие функции.

(Показать комплекс в книге).

Мышца – индикатор состояния мозга. Бывает сильной, если работает в единстве с соответствующим участком мозга, или слабой, если информация задерживается каким-то участком мозга. Ответ мышцы на раздражитель – основной фактор для создания теста «Чекинг».

Техника ответных реакций мышц:

  1. встать лицом к клиенту.
  2. Попросить клиента поднять руку до уровня плеча и держать ее в расслабленном состоянии.
  3. Положить руку на вытянутую руку клиента выше запястья на бугорок мышцы, а другую руку – на его плечо.
  4. На мой сигнал «Ри н» клиент отвечает «Ри н», но при этом сопротивляться и удержать руку, кисть расслаблена. Так можно задавать любой односложный вопрос: Если мышца сильная – ответ «да», если слабая – «нет».

А теперь несколько упражнений на межполушарное взаимодействие:

1.Колечко;

2.Кулак-ребро-ладонь;

3.Лезгинка;

4.Зеркальное рисование;

5.Ухо-нос;

6.Восьмерки;

7. Слон.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

план работы с девиантными детьми

описание плана действий при работе с девиантными детьми...

Обобщение опыта по теме «Инновационные формы работы на уроках русского языка и литературы в соответствии с требованиями ФГОС» (групповая форма работы на уроках).

Обобщение опыта по теме «Инновационные формы работы на уроках русского языка и литературы в соответствии с требованиями ФГОС» (групповая форма работы на уроках). Введение ФГОС ООО предполагает ис...

Представление опыта работы по теме: «Использование групповых форм работы на уроке информатики»

Представление опыта работы по теме: «Использование групповых форм работы на уроке информатики». Так же материал содержит презентацию....

Тема: «Психолого –педагогические рекомендации для педагогов в работе с девиантными детьми».

Часто мы не можем до конца понять, как нам справляться с такими детьми, которые нарушают дисциплину, равнодушны к учебе, грубы, драчливы, лживы, употребляют алкоголь и пробуют наркотики и, в силу свои...

Представление педагогического опыта работы по теме "Групповые формы работы как средство реализации системно – деятельностного подхода на уроках биологии"

Сегодня в нашей стране происходят большие изменения, не прошли они стороной и от системы образования. В настоящее время  в школах реализуются Федеральные государственные стандарты второго поколен...

«Круги сообществ» - одна из групповых форм работы, для разрешения конфликтных ситуаций, в рамках Школьной Службы Примирения (из опыта практической работы).

Данный метод является частью востановительной медиации которая лежит в основе работы  "Школьной Службы Примирения" и помогает легко и быстро разрешать конфликты в которых участвует боль...

Программа логопедической работы для коррекции общего недоразвития речи ( групповая форма работы)

Программа логопедической работы для коррекции общего недоразвития речи ( групповая форма работы)...