Устранение дислексических ошибок на уроках чтения
статья на тему
Рекоендиции для учителей-лгопедов для предупреждения возникновения ошибок дислексического характера
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ustranenie_disleksicheskikh_oshibok_na_urovakh_chteniya.docx | 20.26 КБ |
Предварительный просмотр:
«Устранение дислексических ошибок на уроках
чтения.»
Учитель -логопед Убелс М.Ю.
НАВЫК ЧТЕНИЯ
Чтение -это сложный психо -физиологический процесс: Совместная деятельность зрительного ,речедвигательного и речеслухового анализаторов.
Зрительное восприятие ,узнавание и различение букв, слогов и слов.
В процессе формирования навыка чтения выделим 4 этапа:
- Овладение звуко-буквенным обозначением.
- Слого-аналитическое чтение.
- Становление синтетических приемов чтения.
- Синтетическое чтение.
Одновременное формирование техники ( правильность, беглость, выразительность) и смысловой стороны чтения.
На 1 этапе ребенок получает первоначальное представление о фонеме, учится производить фонетический анализ и синтез , начинает дифференцировать звуки, знакомится с образом букв( графем) , учится соотносить звуки и буквы, сливать звуки и буквы в слоги ,а слоги в слова .Единицей чтения является буква, т.е. побуквенное чтение открытого характера(сначала 1 буква.затем 2 буква, мысленно объединяет в звуки, а потом прочитывает слог).При этом понимание прочитанного отделено по времени от процесса восприятия. Зрительный образ слова не ассоциируется с его значением. Только после звукового восприятия возникает значение. Догадка отсутствует.
На 2 этапе элемент зрительного восприятия - слог .Слог узнается в "лицо" .Процесс чтения самого слога теряет свою самостоятельность. Слог становится частью целого слова. Процесс слияния звуков в слог не представляет трудности .На технику прочтения слова влияет его слоговая структура и ритмика. Осмысление прочитанного слова по слогам происходит не одномоментно, а после чтения .Появляется смысловая догадка, но связь между словами очень слабая.
На 3 этапе единицей чтения становится слово. Это чтение отдельными целыми словами. Слово узнается в "лицо." Читающий в большей мере опирается на содержание ранее прочитанного, чем на буквенный состав слова.
Последний 4 этап -слитное чтение, высокоавтоматизированный процесс. Понимание опережает процесс чтения.
Виды упражнений на уроках чтения для предупреждения возникновения ошибок дислексического характера,
- Ежедневно в начале урока проводить разминки (сначала чтение без участия голоса, при помощи одних лишь движений губ и языка, а затем вслух по несколько раз подряд).
Например:
- Чтение гласных на одном выдохе:
а - э - о - ы о - у - ы - а а - э - ы - у о - у - а - ы
- Чтение на одном выдохе:
Мы - ны - лы - ры Ми - ни - ли - ри Ты - ти - ды - дн
- Чтение столбиков слов:
усы сутки стишок шест шасси
уши шутки старший шесть шоссе
споры шумел страшно шерсть штепсель шпоры сумел старушка шелест шустрый
- Использовать на уроках чистоговорки, скороговорки, короткие стишки с последующим заучиванием.
- Работать с изографами (Ребёнку нужно прочитать слово и показать указкой каждую букву.)
- Развивать фонематическое восприятие: по первым звукам названных учителем слов отгадать название произведения.
- Читать текст из учебника «вверх ногами»
- Читать текст из учебника с прикрытой нижней или верхней половиной строчки.
- Использовать игру «Наборщик». (Предложить слово из текста, из букв которого учащиеся составляют новые слова. Например: треугольник - три, угол, гол, уголь, кино, реки, руль, трель и т. д.)
- Находить в рассказе задуманное слово.
- Отделить слово от псевдослова. (Из цепочки выделить правильное слово. Например: мафтан, фафтан, кафтан, тюфтан)
Ю.Читать текст через слово.
11.Читать текст, развёрнутый на 90 градусов (т.е. строчки ставятся столбиком)
12.Читать текст с повторным произнесением каждого второго (третьего) слова.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Совершенствование коммуникативных способностей учащихся по русскому языку с целью предупреждения и устранения языковых ошибок.
Хочу поделиться опытом по данной теме. Может быть, другим учителям мой опыт пригодится в работе. http://yadi.sk/d/9KvYlr2nG2bBW...
Предупреждение и устранение орфографических ошибок .
Существует множество методических приемов, позволяющих предупредить ошибки, развивающих орфографическую зоркость, навык звукобуквенного анализа, самоконтроль. Еще методисты прошлого считали, что сущес...
Конспект занятия в группе по преодолению дислексических ошибок
Речь является важным средством самовыражения ребенка. С этой точки зрения особое значение имеет выразительность, как качественная характеристика речи. Выразительность речи обеспечивает эффективность к...
Профилактика и устранение орфографических ошибок у учащихся 5 – 9 классов.
В данном материале представлены принципы, приёмы, упражнения по профилактике и устранению орфографических ошибок у учащихся 5-9 классов....
Предупреждение и устранение типичных ошибок и познавательных затруднений учащихся при обучении математике
В работе рассмотрены психолого-педагогические причины ошибок и затруднений учащихся, выявлены необходимые условия, выполнение которых поможет уменьшить количество ошибок и затруднений при обучен...
Профилактическая работа по предупреждению появления специфических ошибок письма и чтения с первоклассниками в букварный период
В статье в табличной форме приводится список наиболее распространенных трудностей при освоении первоклассниками гласных и согласных в букварный период, излагаются приемы профилактической работы по пре...
Комплекс упражнений, направленный на предупреждение и устранение речевых ошибок в письменных работах учащихся
Комплекс упражнений для предупреждения и устранения речевых ошибок в письменных работах учащихся (более 40 упражнений)....