Методические рекомендации для педагогов детского дома
(9 класс) на тему

Почему важна культура речи для воспитанников и выпускников детских домов? Потому что , грамотная литературная речь, владение ею, повышают самооценку учащихся и шанс  затять достойное место в социуме. А этим стоит обязательно воспользоваться юношам и девушкам. чтобы быть востребованным в этом  сложном взрослом мире.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                             

Методические рекомендации

                    для педагогов детского дома

 « Владение подростками культурной устной речью – одно из условий  успешной социализации в будущем»

                                            Авторы-составители:

                                                               Шкурова Ирина Александровна

                                                           Пахотина Ольга Анатольевна

                                                                         воспитатели КОУ «Детский дом № 4»

г. Омск - 2012

 Пояснительная записка

Говорить о культуре речи сегодня очень актуально. Это связано со сложившейся в реальной жизни  языковой ситуацией, когда в речи многих людей, как образованных, так и малограмотных встречаются слова, относящиеся к ненормативной лексике. Разновидностей их множество (арго, жаргон, сленг), а смысл один – антинорма.

Для детей, воспитывающихся в детском доме, проблема скудного словарного запаса, стоит остро, особенно, у подростков. Никто уже и не удивляется, ведь ненормативная речь слышна с экранов телевизоров, на улице, в магазине, и даже, в публичных спичах депутатов.

Нельзя не согласиться с высказыванием российского лингвиста О. Винокур, что речь – визитная карточка человека. Подростки, в силу своего возраста, не все понимают, что общение относится к числу наиважнейших сфер  их жизнедеятельности. Что от того, как старшеклассник научен, общаться зависит формирование его будущей личности. А, между тем, устная речь старших школьников, все хуже и дальше от норм литературного русского языка.

Что же  можем сделать мы, педагоги, воспитатели? А ведь мы - те, с кем наши подростки находятся в ежедневном контакте. Мы много лет продолжаем читать нашим детям нотации о недопустимости  нецензурных слов в стенах  своего учреждения, но ситуация  в лучшую сторону не меняется. Настало время принятия конкретных дел. И мы, воспитатели, решили начинать антибранные действия локально, именно в подростковой среде, в своих группах. В одной группе проводят 24 часа под одной крышей подростки от 12 до 17 лет, при этом их общение между собой очень трудно назвать культурной речью. Понятно, что с изменением  многих ценностей и идеалов общества молодежная субкультура считает сквернословие нормой повседневной жизни.

В глазах  наших подростков нецензурщина считается проявлением независимости, способности не подчиняться запретам, иными словами, обретением взрослости. Мы, взрослые, несомненно, понимаем, что грубость позволяет подросткам скрывать собственную уязвимость, и  является некой защитой. Еще великий Сократ говорил: «Каков человек, такова его и речь».

Когда говорят о маленьком человеке, то возникает надежда эту самую речь исправить. А то если логически продолжить мысль древнего философа; «…такого мы человека и получим в будущем». Нам и на самом деле, есть о чем беспокоиться: по данным статистики – « «общаются» с помощью бранных слов, более 50% юношей и 33% девушек. Почему так происходит?

Социологи считают:

- для повышения эмоциональности речи;

- для эмоциональной разрядки;

- оскорбления, унижения адресата;

- демонстрации агрессии;

- демонстрации отсутствия страха;

- демонстрации раскованности, пренебрежительного отношения к системе запретов;

-демонстрации принадлежности к «своим».

Уже повсеместно, в городах России проводятся специальные акции под общим призывом «Мир без сквернословия»; студенты  пишут рефераты на заданную тему, проводятся научно-практические семинары для работников образования, где неизменно обсуждаются вопросы причины «бранной эпидемии»; «действует» и статья 20 ч.1 «Кодекса РФ об административных правонарушениях», где предусмотрена система штрафов…

 Но «воз и ныне там». Это если рассуждать о нашем социуме в целом.

 А вот в подростковой среде ситуация стала фактически патовой. Мы, изучив проблему засорения нашего разговорного языка ненормативной лексикой, в различных доступных источниках (исследованиях ученых - лингвистов, социологов,  в Интернет-источниках и т.д.), пришли к выводу о необходимости конкретных действий. Своего рода «массированной атаке» на объекты – носители брани в подростковой среде и решились на рекомендации воспитателям  нашего образовательного учреждения, наподобие, « Памятки», где предлагаем  в течение года интенсивно работать с ребятами по определенной схеме, не исключая общих профилактических мероприятий по проблеме.

Без практических знаний и умений произносить  речь  грамотно и культурно, у наших воспитанников  социализация не будет полноценной. Культура речи как часть общей культуры  современного человека, поэтому  этим навыкам нужно учить детей интенсивно, ежедневно. Наверняка, шансы  выпускника детского дома многократно увеличатся: и в получении престижной профессии, и в трудоустройстве, и в создании собственной семьи, если он будет владеть правильной литературной речью, уместно употреблять «крылатые» выражения и цитаты из  русских басен, достойно пройти собеседование поступлении на работу, но и « смотрины» у будущей тёщи.

ЦЕЛЬ разработки:  научить воспитателей  приёмам коррекции устной речи воспитанников путем замены слов с ненормативной лексикой на нормы русского языка на основе внедрения в повседневную практику педагога специальной  памятки  «Четыре шага коррекции устной речи».

ЗАДАЧИ  памятки:

- формирование устной речи подростков согласно требованиям норм разговорного русского языка;

-  помочь в развитии  потребности детей к самовыражению путем расширения их лексикона (словарного запаса);

- показать новые возможности в формате общения, приобретение нового речевого опыта;

- постепенное  исключение из сферы жизнедеятельности подростков бранных слов полностью, сделав  устную речь взрослых, образцом культурной речи.

Реализация нашего проекта проходит в три этапа:

1-й – информационный:

* выход на проблему засорения устной речи подростков бранью;

* анкетирование (опрос) воспитанников (см. Приложение1);

2-й – практический:

* создание  плана календарных мероприятий (см. Приложение 2)

* апробирование памятки «Четыре шага коррекции устной речи подростка» (см. Приложение 3) воспитателями – авторами данной разработки в своих группах;

3-й – оценочный:

* проведение  единого информационного дня «НЕТ сквернословию!»;

* презентация карманного формата памятки для педагогов;

* выпуск памятки «Четыре шага коррекции устной речи подростка» тиражом 20 штук для всех педагогов детского дома;

Педагоги – инициаторы проекта совместно с администрацией детского дома и активистами самоуправления в течение года  проводили коррекционную деятельность в подростковой среде.

 Применялись активные формы: анкетирование; дискуссии; диспуты; КТД;  акции и другие, сразу после проведения,  нами осуществлялась  простая диагностика («больше – меньше бранных слов», «когда и при каких условиях  есть эффект»)  и  другие внешние показатели поведения подростков.

Полученные результаты:

  • появилась сформированность культурной  устной речи юношей (в меньшей степени) и девушек к выходу из стен детского дома;
  • расширился словарный запас старшеклассников через включения ими в свою речь слов – синонимов, эпитетов, метафор, фразеологизмов, устойчивых выражений;
  • получен  опыт  публичных выступлений  старшими воспитанниками на тему «Как я отказался (ась) от сквернословия»;
  • доказана эффективность памятки после  двух месяцев от внедрения в ежедневную практику воспитателей, работающих с подростками.

 

Приложение №1

Анкета на выявление уровня культуры устной речи

 1. Используете ли вы бранные слова при общении со сверстниками?

    а) Да.

    б) Нет.

 2. Какой Ваш пол?

    а) Мужской

    б) Женский

 3. С какой целью вы употребляете бранные слова?

    а) Самоутвердиться.

     б) Поддерживать хорошие отношения с товарищами по школе.

     в) Обмениваться информацией и узнавать новую информацию

     г) Придать своей речи живость, юмор.

 4. Какие бранные слова вы используете в своей повседневной речи?

    а) Матерные.

    б) Юмористические.

    в) Иногда и те и другие: все зависит от ситуации или компании

   

 5. Поправляют ли педагоги Вашу речь?

    а) Да.

    б) не обращают внимания на мою речь.

    в) Не всегда, но все, же делают замечания.

  6. Как относятся воспитатели к Вашей речи?

    а) Им не важно, как я говорю.

    б) Они постоянно говорят, чтобы я следил за тем, как я говорю.

    в) Иногда родители делают замечания по поводу моей речи.

  7. Чья речь для Вас является эталоном?

    а) моих друзей.

    б) моих родителей.

    в) моих учителей.

    г) то, как говорят на телевидении и радио

  8. Какие телевизионные каналы Вы смотрите?

    а) только музыкальные каналы.

    б) немузыкальные каналы.

    в) все каналы.

      Проанализируем в таблице полученные данные анкетирования.

|             |             |Количество   воспитанников     группы       |

|№         |             |Варианты      |ответов     |                     |

|вопроса |а           |б           |в            |г           |

|1           |23         |             |-            |-           |

|2           |8           |15         |-            |-           |

|3           |3           |4            |13         |3           |

|4           |4           |8            |11         |-            |

|5           |13          |3            |7          |-            |

|6           |10          |5            |8          |-            |

|7           |19           |3            |1          |             |

|8           |12           |2            |9          |-            |

                                                                                                            Приложение № 2

План рекомендуемых мероприятий на учебный год

 ( параллельно с внедрением памятки)

№ п/п

Наименование мероприятий

Сроки исполнения

Исполнители

1

2

3

4

Сентябрь

1

Конкурс рисунков (обличающих сквернословие): «Кривое зеркало»

Совет воспитанников

Воспитатели групп

Старшая вожатая

2

Беседа «Словом можно убить, словом можно спасти, словом можно полки за собой повести»

Воспитатели групп

3

Работа духовно-просветительского центра «Цветник духовный»

Еженедельно

(воскресенье)

О.Петр

4

Создание пресс-центра «За чистоту языка»

Воспитатели групп

5

Анкетирование подростков и педагогов детского дома по теме: «Сквернословие – позор или национальная гордость»

Воспитатели групп

Совет воспитанников

Октябрь

6

Конкурс карикатур: «О, бедный мой язык родной. О, прелесть русской речи чистой»

Совет воспитанников

Старшая вожатая

7

Организация клуба любителей словесности «Слово»

Авторы проекта

 

8

Лекции:

  • « Чтобы в жизни состояться, матом лучше не ругаться!»
  • «Вежливость на каждый день»

Воспитатели

9

Освещение на страницах стенгазеты мероприятий, направленных на искоренение сквернословия

В течение года

Пресс-центр

Совет воспитанников

Ноябрь

10

Познавательно - развлекательная программа для подростков: «Давайте говорить красиво»

Клуб «Слово»

11

Ситуативная игра: «Как мы обращаемся друг к другу»

Воспитатели групп

12

Конкурс плакатов, рассказывающих о вреде сквернословия для духовного и физического здоровья

ежеквартально

Старшая вожатая

Совет воспитанников

13

Методическое объединение педагогов детского дома «Культура поведения. Культура речи»

Руководитель методического объединения

Декабрь

14

День борьбы с ненормативной лексикой

Совет воспитанников

Воспитатели групп

15

Познавательно-развлекательная программа для подростков: «Истоки русской речи»

Воспитатели групп

16

Собрание детского коллектива «Профилактика сквернословия среди несовершеннолетних и административная ответственность за использование нецензурной брани (ненормативной лексики)

Волонтеры

Социальный педагог

Инспектор по ИДН

Январь

17

Книжная выставка: «Молодежь и речевой этикет»

Библиотекарь

18

Диалог «Культура поведения и этика взаимодействия»

Воспитатели

19

Конкурс рисунков «Живой источник»

Старшая вожатая

Совет воспитанников

20

«Азбука этикета» - познавательная программа для младших подростков

Воспитатели

Февраль

21

Книжная выставка «Культура поведения, культура речи»

Библиотекарь

Клуб «Слово»

22

«Давай, поговорим» ,буклет

Авторы проекта

23

Месячник единого информационного дня по пропаганде духовно – нравственных ценностей и традиций в решении проблемы сквернословия среди подростков «Помни, что слово – начало жизни»

Воспитатели групп

Совет воспитанников

Пресс-центр

Март

24

«Язык мой – друг мой» интеллектуальная игра

Клуб «Слово»

25

Выпуск санитарных бюллетеней на тему «Влияние сквернословия на здоровье человека»

Пресс-центр

Врач

26

Круглый стол «Речевой этикет – норма общения»

Педагог - словесности

27

Конкурс сочинений «Письмо самому себе»

Клуб «Слово»

Воспитатели групп

Апрель

28

Спортивная игра «Почему слова портят жизнь»

Воспитатели

29

Конкурс рисунков «Наш дар бесценный – речь»

Совет воспитанников

Старшая вожатая

30

Неделя речевого этикета «Наш дар бесценный – речь»

Клуб «Слово»

Май

31

Книжная выставка: «Мы сохраним тебя русская речь, великое русское слово»

Библиотекарь

32

Познавательно - развлекательная программа для подростков: «Мы за чистоту речи!»

Педагоги дополнительного образования

Совет воспитанников

33

Информационный час: «Наше условие – долой сквернословие»

Еженедельно

Воспитатели  групп

Июнь

34

Ситуативная игра: «Доброе утро – с добрым словом»

Воспитатели групп

35

Круглый стол «как слово наше отзовется»

Клуб «Слово»

36

Беседа: «Культура поведения, культура речи»

Преподаватель филолог

37

Спортивный праздник, посвященный «Дню защиты детей»

Воспитатели групп

Июль

38

Музейная гостиная, посвященная Дню славянской письменности и культуры «Культура языка – достояние народа»

Музейный работник

Воспитатели групп

39

Проведение Дня борьбы со сквернословием «Чистое слово»

Клуб «Слово»

40

Тренинг «Чтобы в жизни состояться, матом лучше не ругаться»

Клуб «Слово»

Воспитатели групп

Август

41

Акция «За чистоту русского языка»

Клуб «Слово»

Воспитатели групп

Пресс-центр

42

Конкурс сочинений по теме: «Мир без сквернословия – твой рецепт»

Совет воспитанников

Воспитатели групп

43

Единый информационный день: «Искоренение сквернословия»

Воспитатели групп

Приложение № 3

              Памятка: « Четыре шага коррекции устной речи»

I. Установите границы дозволенного

1.1.Объясните подростку, что слова непристойного содержания, нецензурная брань, оскорбления – не допустимы в стенах детского дома.

1.2. Важно следование правилу: «Если в чем-то сомневаешься – не произноси это».

1.3.Составьте список слов, заменяющих аналоги бранных выражений (из кино, песен, шуток).

II. Объясните, почему сквернословие неприемлемо.

Начните с этого:

2.1.«Сквернословие может превратиться в привычку, от которой трудно избавиться»

2.2.«Стоит только начать сквернословить, и бранные слова будут легко срываться с твоих губ. Услышать их может человек, который для тебя много значит в жизни».

2.3.«Все решат, что ты плохо воспитан. Доказать обратное будет сложно».

2.4.«Сквернословить при чужих людях это оскорбительно. Это грубость».

2.5.«Значение некоторых бранных слов граничит с сексуальным домогательством или расовым оскорблением. Подобные выражения не только обижают тех, кому адресованы, но могут привести к проблемам с законом».

2.6.«Ругаясь, ты теряешь не только свою репутацию, но и репутацию детского учреждения, которое дает тебе пищу, кров, заботу. Так поступают неблагодарные люди».

III. Научите подростка использовать приемлемые синонимы.

3.1.Помогите воспитаннику заменить бранные слова, выражающие огорчения, шок или злость на альтернативные выражения.

3.2.Сделайте словесную игру по поиску замещающих слов шутливой и постоянной.

3.3.Предоставьте подростку право выбирать самому одно-два выражения синонима.

3.4.Поощряйте воспитанника за пользование альтернативных слов вместо оскорбительных.

3.5.Хвалите подростка каждый раз, когда он пользуется нормативной лексикой.

IV. Установите за сквернословие штрафные санкции (кратковременное лишение прогулки, сладостей, просмотра любимого фильма).

4.1.Не реагируйте остро на сквернословие.

4.2.Применяйте спокойно и последовательно санкции в отношении подростков неоднократно нарушающих правила культурного общения.

4.3.Напомните провинившемуся: «Ты знаешь правила. Я больше не хочу слышать такие слова».

4.4.Помните, что игнорирование вами брани подростка не заставит его изменить поведение, поэтому применяйте меры пресечения.

Педагоги! Помните: терпение, терпение и еще раз – терпение!

Не отступайте от правил культурного общения и Вы! Удачи!

 Использованная литература:

  1. Бобахо В. А., Левикова С. И. Современные тенденции  молодежной культуры: конфликт или преемственность поколений?//Общественные    науки    и

  современность. - 1996. - № 3. - С.  56 - 60.

  1. Боченков В. Искусство и мат - чья возьмет?  В  поисках  золотой  середины между ханженством и вседозволенностью.// Учительская газета.  -  2001.  -  №15. -  апр. - С.20.
  2. Выготский Л.С. Педология подростка: проблема возраста // Собр. соч.: В  6 т. – М., 1984.
  3. Кон И.С. Психология старшеклассника. – М.: Просвещение, 1982.
  4. Лекция о сквернословии. http://oodvrs.ru
  5. Мудрик А.В. Самые трудные годы. – М.: Знание, 1990.
  6. Прихожан А.М., Толстых Н.Н. Подросток в учебнике  и  в  жизни.  –  М.: знание, 1990. – (Новое в жизни, науке и технике.  Педагогика  и  психол., №5).
  7. Сквернословие. // Centre Magik.//www.magik/ru/s68.asp
  8. http://www.liventernet.ru
  9. http://oriflamma-zp.narod.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

профилактика бродяжничества воспитанников - рекомендации для персонала детского дома

Проблема бродяжничества и его коррекции весьма распространена... Обычно инспектор и ревизор усматривают здесь непорядки в постановке учреждения и обвиняют администрацию или педагогический коллектив. О...

Практические рекомендации для педагогов детских театральных кружков, студий в работе над голосом, дыханием, звукоизвлечением из опыта работы педагогов по вокалу.

Неправильное использование голоса является основой его функциональных нарушений. Мышцы, необходимые для правильного звукоизвлечения бездействуют, на помощь им приходят другие, для этого не предназначе...

Методические рекомендации для педагогов-психологов и социальных педагогов по профилактике детского суицида

Причины суицидов среди подростковТипы суицидального поведенияДиагностика, профилактика и превенция суицида и т.д....

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В ДЕТСКО-ПОДРОСТКОВОЙ СРЕДЕ. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ.

Методические рекомендации разработаны в рамках реализации мероприятий плана первоочередных мер по повышению эффективности профилактики правонарушений обучающихся и обеспечению безопасности образовател...

Методические рекомендации для педагогов дополнительного образования: «Методические рекомендации для педагогов дополнительного образования использование информационных технологий в образовательной деятельности»

laquo;Методические рекомендации для педагогов дополнительного образования использование информационных технологий в образовательной деятельности»...

Методические рекомендации для педагогов дополнительного образования: «Технологии создания благоприятного морального и социально-психологического микроклимата и развития детского коллектива»

Методические рекомендации для педагогов дополнительного образования: «Технологии создания благоприятного морального и социально-психологического микроклимата и развития детского коллектива»...


 

Комментарии

хотелось бы услышать и увидеть мнения моих коллег - из детских домов и интернатов.