Урок чтения в 1 классе тема "звук и буква В"
план-конспект урока по теме
Тема урока: «Удивительное превращение» По В. Голышкину Анализированный урок входит в систему уроков по теме «Ежели вы вежливы»
Это урок сообщения новых знаний.
Целью данного урока было
- ознакомление с новым произведением;
- развитие техники чтения;
- коррекция и развитие зрительного восприятия и внимания;
- профилактика оптической дисграфии и дислалии;
- воспитание культуры поведения;
Объём материала и его качество были подобраны с учётом следующих дидактических принципов:
- научности - урок построен на научной основе;
- наглядности – использовала наглядные пособия, карточки;
- доступности - материал соответствует возрасту учащихся.
Для достижения поставленных целей я использовала методы: словесный (рассказ, беседа, словарная работа), наглядный, (демонстрация наглядных пособий, работа с учебником), Практические упражнения: работа с текстом, самостоятельная работа, дидактическая игра, и развивающий.
Формы деятельности, которые были мной, использованы: это совместная деятельность, самостоятельная, работа с учебником.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_chteniya_zvuk_i_bukva_v.docx | 34.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Автор: Кизилевич О.Ю. учитель начальных классов
Тема: Звук и буква «В».
Цель: знакомство с новым звуком и буквой «»В».
Задачи:
- развитие умения читать слова с изученными буквами;
- коррекция и развитие зрительного внимания;
- воспитание мотивации к обучению через игровые задания.
Ход урока:
- Организационный момент.
(организационный момент направлен на психологический настрой учащихся к учебной деятельности)
Ну-ка проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте,
Всё в порядке:
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Спинку ровненько держи,
На уроке не шуми,
Ручки полочкой на стол,
Начинаем разговор.
- Актуализация опорных знаний
- Артикуляционная зарядка:
(Данная зарядка развивает артикуляцию и фонематический слух)
- Как блеет барашек? (бе)
- Как пищат птенчики? (пи-пи-пи)
- Как гогочет гусь? (га-га-га)
- Как мухи звенят? (з-з-з)
- Почему тигры рычат: р-р-р
- вороны кричат: кар-р-р
- Ставни скрипят: скр-р-р
- Летит вертолёт: др-р-р
- Чтобы научить всех ребят
Выговаривать трудную р-р-р
Чистоговорка:
Ра-ра-ра – начинается игра
Ры-ры-ры – у мальчиков шары
Ро-ро-ро – у нас новое ведро
Ре-ре-ре – стоит домик на горе
Ри-ри-ри – на ветках снегири
Ир-ир-ир – наш папа командир
Играем в «Эхо». Услышал, повтори.
Ра-ро-ра ра-ры-ри
Ро-ру-ро ри-ри-ру
Ра-ру-ро ра-ре-ру
- Игра «Детективы» (угадайки).
Цель игры повторить гласные звуки, развивать фонематический анализ и синтез.
Прочитай по губам: а, о, у, и, ы
Как назвать одним словом все эти буквы? (гласные). Дать характеристику звука «и».
- Игра «Буквы спрятались»
- Посмотрите, какой странный домик. Внимательно рассмотрите его и покажите, какие буквы в нём спрятались.
Рис.1
- Дети находят буквы, показывают их и дают характеристику звука.
Как назвать одним словом все эти буквы? (согласные)
Характеристика согласного звука
- Формирование новых знаний и способов действий.
- Знакомство с новым звуком [В], развитие фонематического слуха.
- Сегодня мы с вами познакомимся с новым звуком и буквой, будем читать слоги и слова.
В нашем домике из букв ( рис.1) живут сказочные герои, и они приготовили для вас сюрприз. В конце урока, тот, кто внимательно будет слушать, и работать, сможет сказать характеристику звука и открыть шкатулку с сюрпризом.
Из домика вышел Винни Пух (рис. ) он приготовил для вас загадки, в которых надо досказать последнее слово.
- Я весь день ловлю жучков,
Уплетаю червячков.
В тёплый край не улетаю,
Здесь под крышей обитаю,
Чик-чирик! Не робей!
Я бывалый …(воробей)
- Окраской – сероватая,
Повадкой вороватая,
Крикунья хрипловатая –
Известная персона
Кто каркает …(ворона)
- Ездить нужно осторожно,
За рога держаться можно.
Жаль, вот только гривы нет
Что за конь? ...(велосипед)
Ребята называют отгадки.
- Ворона, воробей, велосипед – какой первый звук мы слышим? [В]
- Произнесём все вместе, нам что ни будь, мешает?
- Значит, какой это звук? (согласный)
- Послушайте в словах «воробей», «ворона» звук [В] мягкий или твёрдый?
(Ученики знают, твердый звук соответствует синему цвету, а мягкий - зеленому)
- Значит, живёт у какого гномика? (синего).
- А в слове «велосипед»? (мягкий)
- Значит, у какого гномика живёт этот звук? (зелёного)
Вывод: звук [В], произносится мягко или твердо.
- Игра «Хлопки»
(Игра нацелена на развитие тактильной памяти)
- Я называю слова, а вы хлопайте в ладоши, если услышите в слове звук [В]
Василёк, роза, веник, вратарь, лови, вишня, варенье, вода
Учащиеся по очереди называют, где звук прячется (в начале слова, в конце или в середине), какой он твёрдый или мягкий. Один из учеников даёт характеристику звука.
- Звук [В] обознается буквой «В»
Находят на плакате данную букву, показывают ее. Уточняют где письменная буква, а где печатная.
Вывод: скажем всё, что мы узнали о нашем новом звуке.
Вывод произносят как можно больше учащихся, в заключение повторяют хором.
- Давайте попробуем слепить печатную букву «В» из пластилина.
Дети лепят из заготовок печатную букву «В». Один ученик дает характеристику звука.
«Звук [В] обозначается буквой «В». Он согласный, бывает твердый, бывает мягкий».
- Давайте попробуем сделать печатную букву «В» из шнуров.
Дети составляют из шнуров печатную букву «В». Один ученик дает характеристику звука.
- Физминутка.
Задача данной физминутки снять напряжение, переключить внимание для успешного усвоения дальнейшего материала.
Ветер дует нам в лицо,
Закачалось деревцо.
Ветерок всё тише, тише, тише.
Деревцо всё выше, выше.
- Знакомство с чтением прямых слогов.
- А вот и следующий герой выходит из домика, ой да он не один, с ним пришли его друзья. (Друзья - это куклы мальчики и девочки).
- Давайте попробуем угадать их имена, они все начинаются со звука [В].
Валя, Вика, Варя, Вера, Ваня, Вова, Валера, Витя
- Друзья Вини-Пуха любят пускать мыльные пузыри, а вы когда
ни будь, пускали?
- Давайте им поможем, надо прочитать слоги, но «петь» их надо правильно, так чтобы пузыри не лопнули.
(На доске рисунки детей и пузыри с буквами.)
- Игра «Кукушечка».
Один ученик читает гласную букву в слоге, а дети хором читают слог.
ВА ВО ВУ ВЫ ВИ
- Физминутка.
Задача данной физминутки снять напряжение глаз, продолжить развитие пространственной ориентировки.
- Исходное положение – сидя. Крепко зажмурить глаза на 3-5 секунд, а затем открыть на 3-5 секунд, повторить 5-6 раз. Упражнение укрепляет мышцы век, способствует улучшению кровообращения и расслаблению мышц.
- Исходное положение – сидя. Быстро моргать в течении 1 минуты. Упражнение способствует улучшению кровообращения век.
- Исходное положение – стоя. Смотреть прямо перед собой 2-3 секунды перевести взгляд на палец вытянутой руки, расположенный по средней линии лица на расстоянии 25-30 сантиметров от глаз и смотреть на него 3-5 секунд. Упражнение снимает утомление, облегчает зрительную работу на близком расстоянии
- Исходное положение – сидя. Посмотреть правый верхний угол доски, на левый нижний угол. Посмотреть перед собой на парту, за окно. Упражнение снимает утомление.
- Применение новых знаний и способов действий, их обобщение и систематизация, использование на практике.
Задача данного этапа закрепить полученные знания на практике.
- Вот из дома появляется следующий герой – это собака Верный. Она дает ребятам задание.
Прочитать слова и объяснить их значение.
(Картинки расположены на доске, а под ними написаны слова: вол, вилы, ваза, воз.)
Учащиеся объясняют значение данных слов. Учитель корректирует высказывание ребят.
- Вол – крупное рогатое животное, бык.
- Воз – колёсная повозка с кладью.
- Ваза – сосуд изящной формы.
- Вилы – сельскохозяйственный инструмент.
- Работа по учебнику стр. 76
Я читаю рассказ, вы слушаете и отвечаете на вопрос:
- Что перевозили на возу?
- Что такое солома? Солома – сухие стебли пшеницы, ржи.
- Хоровое чтение текста.
После чтения дети отвечают на вопрос.
- Какие инструменты у мальчика и папы?
- Чтение по цепочки.
- Возле какого дерева волы?
- Чтение одним учеником.
- Развитие речи.
(данный вид работы нацелен на развитие монологической речи)
Составь предложение по схеме.
Дети ёжик .
Дети ёжик В ведро
.
Дети ёжик В лес
.
- Почему ёжика несли в ведре?
- Какой первый звук в слове ведро (в).
Вывод: расскажите все, что мы узнали о звуке [В].
- Игра «Найди букву»
Цель игры: закрепление визуального восприятия буквы «В», развитие тактильной памяти.
Наши буковки не ёжики, они не колются, поэтому можно без страха поискать их в мешочке. Попробуйте, не глядя вытащить нашу новую букву «В».
- Упражнения на слуховое восприятие звука.
- Волк пришёл и стишок принёс.
Подслушай и назови слова, в которых есть звук «в».
В поле волк – волчище едет
На своём велосипеде,
Обогнал сегодня он
Воробья и двух ворон,
Только ветер – ветерок
Перегнать никак не мог.
- Упражнения на систематизацию и применение полученных
знаний на практике.
Составление из разрезной азбуки имён: Ваня, Вова, Вика.
Одно слово составляется у доски с полным проговариванием выполняемых действий. Остальные учащиеся выполняют самостоятельно, с последующей проверкой учителем.
- Итог урока.
- С каким новым звуком сегодня познакомились?
- Что вы можете сказать о нем?
- А вы помните, сказочные герои обещали вам сюрприз, тому, кто правильно назовет характеристику звука.
Дети дают характеристику звука, достают из шкатулки мыльные пузыри.
Итак, все молодцы, выполнили задания сказочных героев.
- Урок окончен, все свободны.
Список литературы:
Обучение чтению в специальных коррекционных классах. 1 класс/ авт.-сост. Л.И.Рудченко. – Волгоград: Уситель,2007.
Дидактические игры в 1-4 классах вспомогательной школы: Книга для учителя. – 2-е изд., доп. / авт.-сост. АксёноваА.К., Якубовская.– М.: Просвещение, 1991.
Я учусь говорить и читать. Альбом для индивидуальной работы/С.П.Цуканова, Л.Л.Берц. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2006.
Резервы обучения чтению младших школьников// авт.-сост.КарлинаЛ.Л., МаксимоваТ.М. Южно-Сахалинск ИУУ, 1991.
Играя, учимся / авт.-сост. Н.Л.Вадченко. – М.: ЗАО Центрполиграф, 2006.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок в 7 классе по теме «Буквы О, Ё после шипящих».
Тип урока: обобщение и систематизация знаний Цели урока: Образовательная: - формирование навыка написания гласных О, Ё после шипящих в разных частях слова разных частей речи; - повторе...
Урок Письма (1 класс). Тема: "Заглавная буква Ж"
Презентация составленна по программе "Перспективная начальная школа"...
Урок письма (1 класс). Тема: "Заглавная буква Ш".
Презентация составленна по программе: "Перспективная начальная школа"...
Урок письма (1 класс). Тема: "Строчная буква ш"
Презентация составленна по программе "Перспективная начальная школа"...
Презентация к уроку чтения (1 класс). Тема: "Формирование навыка чтения.Буква Ж"
Презентация составленна по программе "Перспективная начальная школа"...
Презентация к уроку чтения (1 класс). Тема: "Формирование навыка чтения.Буква Т."
Презентация составленна по программе "Перспективная начальная школа"...
Урок письма 1 класс. Тема: "Заглавная буква Б". Работа по прописи.
Презентация составленна по программе "Перспективная начальная школа"...