Актуальные формы cотрудничества классного руководителя с родителями в коррекционном образовательном учреждении.
статья по теме
Актуальные формы cотрудничества классного руководителя с родителями в коррекционном образовательном учреждении.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Актуальные формы cотрудничества классного руководителя с родителями в коррекционном образовательном учреждении.
Выступление учителя начальных классов, учителя-логопеда
Кушнарёвой Л.Н.
«Только вместе с родителями, общими усилиями, учителя могут дать детям большое человеческое счастье» - В.А. Сухомлинский.
Огромное значение в работе с родителями младших школьников имеет заранее продуманная и четко организованная система сотрудничества. Смысл педагогического взаимодействия семьи и школы в создании условий для нормальной жизни ребенка, для развития его индивидуальности в общем доме "школа-семья". Семья, школа, детский коллектив – посредники, которые передают новым поколениям нравственные ценности, накопленные прежними поколениями. К сожалению, в наше время существует достаточно много проблем в организации эффективного взаимодействия семьи и школы. Наиболее распространенными проблемами являются:
- занятость родителей, ведущая к сокращению времени на воспитание детей;
- наличие своих собственных убеждений и взглядов на постановку воспитания, отличающихся от принятых в обществе;
- неудовлетворительная оценка школьного воспитания;
- невысокий уровень образования и культуры родителей;
- большинство семей коррекционной школы относятся к категории неблагополучных, не придерживаются общепринятых норм поведения, моральных устоев.
В силу обозначенных проблем работа педагогов с родителями очень важна и нужна современной школе.
Основа взаимодействия классного руководителя и семьи состоит в том, что обе стороны заинтересованы в изучении ребенка, раскрытии и развитии в нем лучших качеств.
Работа с родителями – неотъемлемая часть системы работы классного руководителя. По своему статусу классный руководитель в школе – основной субъект воспитательной работы с родителями учащихся. Он вырабатывает основную стратегию и тактику взаимодействия школы и семьи в воспитании личности школьника; будучи специалистом в области педагогики и психологии, помогает родителям в разрешении противоречий семейного воспитания, в корректировке воспитательных воздействий окружающей социальной среды. Классный руководитель должен выступать в роли советчика, консультанта-специалиста, непосредственного представителя учебно-воспитательного процесса, осуществляемого школой.
При этом объектом профессионального внимания выступает не сама семья и не родители ребенка, а семейное воспитание. Именно в этих рамках рассматривается взаимодействие классного руководителя с родителями. Изучается семейная атмосфера, взаимоотношения, а затем выстраивается система работы.
Главными задачами классного руководителя являются объединение усилий семьи и школы, cкоординированность их действий, а также формирование единого образовательного пространства «семья-школа». Для выполнения этих задач учитель определяет основные направления и формы работы с родителями.
Направления и формы взаимодействия классного руководителя и родителей.
1. Изучение условий семейного воспитания (беседы, анкетирование, опросы).
2. Психолого-педагогическое просвещение родителей (тематические родительские собрания, консультации специалистов, практикумы, лектории, стенды, памятки и т.д.).
3. Совместная деятельность родителей и учащихся (выставки, конкурсы, творческие работы, проекты, школьные и классные мероприятия и праздники).
Формы взаимодействия классного руководителя с родителями – это способы организации их совместной деятельности и общения.
Целесообразно сочетание коллективных, групповых и индивидуальных форм взаимодействия. Совместно с родительским комитетом классный руководитель организует и использует как традиционные формы сотрудничества, так и нетрадиционные.
Как определить наиболее актуальные формы взаимодействия? Для этого необходимо обозначить актуальные проблемы, возникшие в процессе обучения и воспитания учащихся. Наиболее значимыми являются: низкий уровень успеваемости по отдельному предмету, затруднения в формировании качеств личности (доброжелательности, трудолюбия, милосердия, толерантности и т.д.), сложная психоэмоциональная обстановка в семье или классе. На основании этого классный руководитель делает прогноз и сравнивает его с полученным результатом.
Проблема – у учащихся не сформированы представления о необходимости сохранения и укрепления семейных ценностей и традиций.
Формы взаимодействия классного руководителя и родителей:
- Формирование традиций детского коллектива
- Анкетирование родителей
- Беседа с учащимися: «Законы жизни в классе»
- Проведение родительского собрания (совместно с педагогом-психологом) на тему: «Семейные праздники – сохранение семейных традиций»
- Выставка и презентация творческих работ «Новогодние каникулы»
Результат: формирование традиций детского коллектива способствовало созданию семейных традиций; повысилась активность семей в классных и школьных мероприятиях, активность приобрела соревновательный характер; у учащихся и их родителей повысился интерес к изучению традиций русского народа и укреплению традиций своей семьи.
Проблема – низкий интерес к изучению русского языка и литературы.
Формы взаимодействия классного руководителя и родителей:
- Родительское собрание на тему: «Воспитание любви к родному языку»
- Анкетирование родителей
- Тест-опрос для учащихся «Мой любимый урок»
- Лекторий: «История русского языка»
- Консультации: «Как организовать домашнюю библиотеку?» - учитель; «Как научить ребёнка читать?» - учитель-дефектолог; «Формирование и усвоение родного языка при нарушениях речи» - учитель-логопед.
- Выставки рисунков по прочитанным произведениям
- Внеклассные мероприятия (Литературные викторины, литературные игры, конкурсы стихотворений)
- Общешкольные мероприятия («Читательский марафон», «Неделя русского языка и литературы»)
Результат: количество домашних детских библиотечек увеличилось с 8% до 67%; повысилась успеваемость учащихся по предметам «Русский язык» и «Литература»; эти предметы назвали любимыми 40% учащихся (ранее 0%); отмечены грамотами за активное участие в «Читательском марафоне» 4 семьи; дважды класс становился победителем в «Неделе русского языка и литературы» (2011/12 уч.г. и 2012/13 уч.г.) , отдельные ученики занимали первые места в различных номинациях.
Вывод: эффективное использование данных форм cотрудничества классного руководителя с родителями в коррекционном образовательном учреждении позволило укрепить взаимоотношения семьи и школы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
формы взаимодействия классного руководителя и родителей
как должен классный руководитель находить общий язык с родителями учащихся...
формы взаимодействия классного руководителя и родителей
как должен классный руководитель находить общий язык с родителями учащихся...
Нетрадиционные формы работы классного руководителя с родителями
Выступление на ШМО классных руководителей...
Формы взаимодействия классного руководителя с родителями учащихся (презентация)
Данная презентация может быть использована на заседании методического объединения классных руководителей, посвященному вопросу "Работа с родителями"...
Формы работы классного руководителя с родителями
В данном докладе рассматриваются формы работы с родителями....
Доклад "Формы взаимодействия классного руководителя с родителями"
Выступление на педагогическом совете (обобщение опыта работы с родителями учащихся)...
Формы взаимодействия классного руководителя с родителями учащихся
В помощь классному руководителю для проведения родительских собраний...