Электронное дидактическое пособие "Ранняя весна"
методическая разработка по теме
Данное электронное пособие предназначено для детей старшего дошкольного возраста с речевым заключением общее недоразвитие речи и может быть использовано логопедом коррекционной группы при организации подгрупповой формы работы по устранению недостатков в формировании лексико-грамматической стороны речи, а также воспитателями речевой группы при закреплении материала логопедического занятия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poyasnitelnaya_zapiska_k_elektr._posobiyu.doc | 45.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Данное электронное пособие предназначено для детей старшего дошкольного возраста с речевым заключением общее недоразвитие речи и может быть использовано логопедом коррекционной группы при организации подгрупповой формы работы по устранению недостатков в формировании лексико-грамматической стороны речи, а также воспитателями речевой группы при закреплении материала логопедического занятия.
Актуальность: Помимо дефектного произношения звуков речи у детей с ОНР имеет место недоразвитие лексико-грамматического строя: бедный, общеупотребительный словарь; плохое понимание оттенков значений слов; аграмматизм, проявляющийся сложностями согласования различных частей речи, трудностями при словообразовании, словоизменении. Общая картина трудностей у данной категории детей включает сопутствующие отклонения в развитии ВПФ: наблюдается недостаточная устойчивость внимания, так называемый «дефицит внимания», снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания, нарушены слуховые дифференциации.
Всё это подтверждает необходимость использования принципа обходного пути, который предусматривает формирование функциональной системы в обход пострадавшего звена. Поэтому в коррекционной работе логопед должен опираться на сохранные звенья, анализаторы. Технология использования предлагаемого пособия предусматривает ведущую роль зрительного анализатора.
Пособие позволяет реализовать и такие принципы, облегчающие процесс формирования речевых функций у данной категории детей, как: наглядная опора, игровая организация, многократная повторяемость лексического материала.
Цель данного пособия: реализация принципа обходного пути в работе по формированию речевой функции у детей с её недоразвитием.
Задачи:
- упражнять детей в практическом употреблении форм словообразования и словоизменения;
- расширять, углублять, активизировать словарный запас по лексической теме «Ранняя весна»;
- активизировать работу мышц артикуляционного аппарата, развивать речевое дыхание, слуховое внимание, мелкую моторику рук.
Описание работы со слайдами:
№ слайда | Действия и возможный вариант пояснений логопеда |
№1 | Титульный лист. Переход с одного слайда на другой – щелчком. |
№2 | Логопед предлагает детям сделать массаж лицевых мышц. Демонстрируется 1-ый слайд. Логопед озвучивает стихотворное сопровождение. После этого, дети вслед за взрослым выполняют поглаживающие движения подушечками пальцев рук по следующим направлениям: от середины лба к вискам; от носа к средней части ушек; по нижней части лица от подбородка к мочкам ушек. |
№3 | Происходит смена файла. После стихотворного сопровождения , дети вслед за взрослым выполняют постукивающие движения подушечками пальцев по уже указанным массажным линиям. |
№4 | Логопед читает стихотворные строки и предлагает детям «пошлёпать» пальчиками по известным массажным линиям, будто «детки шлёпают по лужам». Выполняются интенсивное похлопывание лицевых мышц. |
№5 | А теперь, ребята, «нарисуем пальчиками трещинки на личиках», покажем, как «лёд трещит на реке весной». Выполняются зигзагообразные движения по массажным линиям с глубоким нажатием. |
№6 | Разотрём своё личико, так, чтобы почувствовать тепло: «это весеннее солнышко всё вокруг согревает…» (Спиралевидные движения). |
№7 | И снова расслабим мышцы лица, нежно погладим себя кончиками пальчиков. |
№8 | Ребята, собирайтесь поскорее в кружок, поиграем с весенним ветерком. Демонстрируется следующий слайд. После стихотворных строк, логопед показывает дыхательное упражнение «Весенний ветерок». Дети после спокойного вдоха продолжительно на выдохе произносят звук: ффф… |
№9 | Дети рассаживаются перед индивидуальными зеркалами. - Кто это пришёл к нам в гости? (Язычок.) Он предлагает с ним вместе отправиться на весеннюю прогулку и выполнить гимнастику. Дети совместно с логопедом делают артикуляционные упражнения по ходу чтения ст.-ия «Весенняя прогулка». |
№10 | Поиграем теперь и с пальчиками. Демонстрируется слайд к пальчиковой гимнастике. Логопед и дети соединяют попеременно пальцы на правой, потом – левой руках, от указательного до мизинца, под чтение стихотворных строк. |
№11 | Смена файла. А вот и ещё один гость представляется нам. ( Логопед читает слова анимационного героя Капитошки.) Капитошка просит нас поиграть с весенними словами. |
№12 №13 | Первая игра «Жадина». Нужно назвать всё на картинках «своим», используя слова МОЙ, МОЯ, МОЁ, МОИ. По щелчку появляются предметные картинки, дети упражняются в согласовании местоимений с существительными, с опорой на вопрос взрослого. Например, «Саша, чьё солнышко?» (Моё солнышко.) |
№14 №15 | С весенними словами продолжаем играть, будем их «ласково» называть. Вы, догадались: как называется следующая игра? («Назови ласково».) По щелчку появляются картинки, дети друг за другом, образуют имена существительные с уменьшительно-ласкательным значением, например: «солнце – солнышко». |
№16 №17 | А теперь, поиграем в игру «Один-несколько-много». В этой игре нужно изменить заданное слово по образцу, например: «луч – лучи – много лучей». Дети упражняются в образовании форм множественного числа имён существительных в именительном и родительном падежах. |
№18 №19 | Смена файла. Отгадайте название следующей игры. Правильно, это игра – «День – ночь». Вспомним правила: «По команде «ночь», мы глазки закрываем, потому что ночью спим мы, отдыхаем… По команде «день», вы глазки открывайте, «чего нет?», отгадайте!» Игра повторяется три раза. Каждый раз по щелчку пропадает, а потом появляется одна картинка. |
№20 №21 | Слайд к игре «Скажи наоборот». Игру можно проводить с перекидыванием мяча. Инструкция: «Буду бросать мяч и называть весенние слова, тот, к кому мячик попадёт – слова «наоборот» подберёт и вернёт мне мяч». Например: «тусклое солнце – яркое солнце». |
№22 | Смена файла. Появляется анимационный герой. -Ребятки, Капитошка прощается с вами и благодарит вас. Логопед читает стихотворные строки. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Электронные дидактические материалы к разделу языкознания "Лексикология"
Предлагаемые вниманию коллег электронные дидактические материалы по разделу "Лексика" могут быть использованы и на уроке, и на дополнительном занятии (например, со слабоуспевающими детьми), и на лингв...
Электронное дидактическое пособие по лексике “ Fun with English”
Анализ учебного процесса и ряд тестов в школах показал, что учащиеся не прочно и не в полном объёме усваивают лексику, подлежащую заучиванию во вторых-шестых классах.Причины повышенного вн...
Электронные дидактические материалы «Тригонометрические уравнения» для учащихся 10-11 классов
Дидактические материалы «Тригонометрические уравнения» для учащихся 10-11 классов состоят из 93 тригонометрических и комбинированных уравнений повышенной сложности уровня С1 материалов ЕГЭ...
Электронные дидактические материалы «Нахождение расстояния от точки до плоскости» для учащихся 10-11 классов
Дидактические материалы «Нахождение расстояния от точки до плоскости» для учащихся 10-11 классов состоят из 22 задач уровня С2 материалов ЕГЭ по математике....
Электронные дидактические материалы «Нахождение угла между скрещивающимися прямыми» для учащихся 10-11 классов
Дидактические материалы «Нахождение угла между скрещивающимися прямыми» для учащихся 10-11 классов состоят из 33 задач уровня С2 материалов ЕГЭ по математике....
Электронные дидактические папки на уроках технологии. Обобщение опыта совместной работы педагога и учащихся.
Рассмотрены основные этапы использования компьютера на уроках технологии. Показана роль самостоятельной работы учащихся в формировании банка наглядных пособий в формате компьютерных презентаций по раз...
Логопедический тренажер «Учи Новые Слова» «Развитие лексического словаря у детей дошкольного и младшего школьного возраста» (Электронный комплект ЛОГОПЕДА) электронное дидактическое пособие
Логопедический тренажер «Учи Новые Слова» «Развитие лексического словаря у детей дошкольного и младшего школьного возраста» (Электронный комплект ЛОГОПЕДА) электронное дидактич...