Единый орфографический режим в коррекционной школе VIII вида
методическая разработка по теме

Ермаков Андрей Викторович

На сегодняшний день единых  нормативных требований к оформлению письменных работ учащихся нет, поэтому здесь предлагаются рекомендации, которые отражают только положительный опыт в этом направлении.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Единый орфографический режим

коррекционной школы VIII вида.

  1. Пояснительная записка. 

Необходимо отметить, что так называемый «Единый орфографический режим» («Единые требования к устной и письменной речи учащихся к проведению письменных работ и проверке тетрадей». Методическое письмо Министерства просвещения РСФСР от 01.09.1980 г. № 364-М) утратил свою силу Приказом Министерства просвещения РСФСР от 18.12.1987 г. № 224.

На сегодняшний день нормативных требований к оформлению письменных работ учащихся нет, поэтому здесь предлагаются рекомендации, которые отражают только положительный опыт в этом направлении (в том числе в вышеуказанном документе) и те позиции, которые, необходимо привнести в общую схему оформления работ. Все ненужное, надуманное, громоздкое, лишнее из данной схемы мы убрали. При составлении данных рекомендаций мы учитывали:

а) отсутствие нормативной базы по данному вопросу;
б) рекомендации методистов.
г) положительный опыт практической реализации «Единого орфографического режима» в  коррекционных школах-интернатах VIII вида;

Система требований к оформлению письменных работ учащихся, безусловно, должна быть. Но единство этих требований не должно быть чрезмерно громоздким и мешать работе учащегося и учителя.

II. Количество и назначение ученических тетрадей.

    Для выполнения всех видов обучающих, проверочных и контрольных работ учащимся следует иметь следующее количество тетрадей из расчёта на каждого учащегося.

Класс

Предмет

               Количество тетрадей

текущих

контрольных

1 класс

Письмо

Матем.

           1

           1

          Нет

          Нет

2 класс

Русский язык

Матем.

           2    

           2

            1

            1

3 класс

Русский язык

Матем.

           2    

           2

            1

            1

4 класс

Русский язык

Матем.

           2    

           2

            1

            1

5 класс

Русский язык

Матем.

Природов.

СБО

Труд

Музыка

           2    

           2  

           1

           1

           1

   допустимо

            1

            1

          Нет

          Нет

          Нет

          Нет

6 класс

Русский язык

Матем.

Биология

География

СБО

Труд

Музыка

           2    

           2  

           1

           1

           1

           1

  допустимо

            1

            1

   допустимо

          Нет

          Нет

          Нет

          Нет


7 класс

Русский язык

Матем.

Биология

География

История  

СБО

Труд

Музыка

           2    

           2  

           1

           1

           1

           1

           1

  допустимо

            1

            1

   допустимо

          Нет

          Нет

          Нет

          Нет

          Нет

8 класс

Русский язык

Матем.

Биология

География

История

Обществовед.

СБО

Труд

Музыка

           2    

           2  

           1

           1

           1

           1

           1

           1

  Допустимо

            1

            1

   допустимо

          Нет

          Нет

          Нет

          Нет

          Нет

          Нет

9 класс

Русский язык

Матем.

Биология

География

История

Обществовед.

СБО

Труд

           2    

           2  

           1

           1

           1

           1

           1

           1

            1

            1

  допустимо

          Нет

          Нет

          Нет

          Нет

          Нет      

P.S.Допустимо в 5-9 классах  по письму и развитию речи (на усмотрение учителя) ведение тетрадей для творческих работ.

 

       Надписи на обложках необходимо оформлять по единой форме, включающей в себя минимальный объём основной информации.

Рабочие тетради

Тетради для контрольных работ

 1.

                     Тетрадь №1,2

для __работ _______________

_ по___математике________

учени ка       6  класса «Б»

норильской  школы-интерната

_______Смирнова__________

_____   Владимира__________


2.

                     Тетрадь №1,2

для __работ _по письму______

_ и развитию речи___________

ученика      6  класса «Б»______

норильской  школы-интерната

_______Смирнова___________

_____   Владимира__________

1.

                        Тетрадь

для _контрольных_работ ____

_ по___математике__________

учени ка       6  класса «Б»

норильской  школы-интерната

_______Смирнова___________

_____   Владимира___________


2.

                        Тетрадь

для _контрольных_работ ____

_ по_письму и развитию речи

ученика      6  класса «Б»

норильской  школы-интерната

_______Смирнова___________

_____   Владимира___________

Примечание:

  1. В начальной школе допускается  запись «для работ по письму».
  2. Предлог «по» относится к имени существительному математика или письмо, поэтому пишется на одной и той же строке.
  3. Фамилия и полное имя пишется в форме родительного падежа на разных строках, если позволяет место.

     

III. Требования к ведению тетрадей в начальной и старшей школе.

1.

  1. Тетради учащихся 1 - 2 классов подписывает учитель, начиная с 3 класса, тетради подписывают   сами учащиеся.  
  2. Все записи в тетрадях приучать оформлять аккуратно. Работу над каллиграфическим почерком следует осуществлять в течение всех лет обучения в начальной школе с учётом системы дифференцированного подхода. (Чистописание может быть этапом урока; также образцы могут прописываться индивидуально каждому учащемуся, они могут быть одинаковыми, могут и отличаться.)
  3. В ходе проверки учителем прописанных учащимися букв, цифр, слогов, необходимо исправлять неправильно прописанные образцы,  подчеркивать неправильные соединения, исправлять и выносить образцы их написания на поля или на новую строку.
  4. Учителю также необходимо исправлять неправильные написания в классных и домашних работах. Неправильный ответ или ошибка зачёркивается, это место подчёркивается и над ним записывается правильный вариант написания.  
  5. В 1-5 классах надлежит проверять каждую работу учащихся. Работу над ошибками проводить ежедневно в той или иной форме в текущих тетрадях. В 6 -7 классах учитель проверяет работы не реже 3 раз в неделю, в 8-9 классах не реже 2 раз в неделю.
  6. Проверка тетрадей осуществляется учителем только чернилами красного цвета.
  7. Работа учащихся ведётся ручкой с чернилами синего цвета. В классной и домашней работах для выполнения других операций используют простой карандаш (подчёркивание) и зелёную ручку (выделение).
  8. Проверка и возвращение учащимся контрольных работ по русскому языку и математике осуществляется к следующему уроку.                  

                     

2. Оформление письменных работ по письму и развитию речи.

  1. После каждой классной или домашней работы следует отступать 2 строчки (пишем на 3-й).
  2. При оформлении красной строки надо сделать отступ вправо не менее 2см (2 пальца). Работу необходимо начинать с самого начала оформления текстов (1 класс).
  3.  В ходе всей работы не пропускается ни одной строки. Необходимо учитывать, что работа на каждой новой странице начинается с самой верхней строчки, дописывается до конца страницы, включая последнюю строку.
  4. Слева при оформлении каждой строки, отступаем по единой вертикальной линии (от края не более 5 мм).
  5. Справа дописываем до конца строки, при этом с самого начала обучения учим нормативному переносу слов. Необоснованно пустых мест в конце строки быть не должно.
  6. Запись даты написания работы по письму и развитию речи ведётся по центру рабочей строки и оформляется в виде предложения. В 1-м классе запись даты ведётся учителем или учащимися в виде числа и начальной буквы названия месяца. Позже и до окончания 3-го класса записываются число и полное название месяца.

Например:                     в 1, 2 классе                       с 3 по 9 класс

                         1 декабря.           Первое декабря.

  1. Запись названия работы проводится на следующей строчке (без пропуска строки) по центру и оформляется как предложение.

Например:

Классная работа.

Домашняя работа.

Работа над ошибками.

  1. Номер упражнения и слово «Упражнение» не пишется в 1- 2 классах. Начиная, с 3 класса номер упражнения и слово «Упражнение»  пишется посередине строчки.
  2. Каждый новый вид работы начинается с новой строки и обязательно соблюдается «красная строка».

     При выполнении контрольных работ записывается вид работы и ниже её название.

Например:

Диктант.

В тайге.

     Вариативность выполнения работы фиксируется на следующей после последней записи строке.

Например:                                           I в.

  1.      При проверке изложений и сочинений отмечаются не только орфографические и пунктуационные ошибки, но и речевые (подчёркиваются волнистой линией). На полях тетради учитель обозначает фактические ошибки знаком – I, речевые – знаком Р, пунктуационные – V.

     3. Оформление письменных работ по математике.                    

  1. Между классной и домашней работой (и наоборот) следует отступать 4 клетки (на 5-й начинаем писать). В любой работе, начиная новую страницу, сверху отступаем одну полную клетку. Слева по горизонтали отступаем одну полную клетку.
  2. Между видами работ в классной и домашней работах следует отступать 2 клетки.
  3. Между столбиками выражений, уравнений и неравенств отступаем 3клетки.
  4. Необходимо оформлять поля с внешней стороны страницы, отводя для них 4 клетки.
  5.  В начальной школе номер задания не пишется, в старшей школе – по усмотрению учителя.
  6. Записываем слово «Задача»  посередине строки.

     При записи математических выражений все символы (знаки, цифры) фиксируются с учётом правил каллиграфии, т.е. с соблюдением графики и соответствия количества клеток количеству записываемых символов.

     Перед решением задачи необходимо оформлять её краткую запись, в которой слова «больше, меньше» записываются полностью. Решение задачи в 3,4 классах вести по сформулированным и записанным вопросам к ней.

IV. Другие предметы.

     Допустима запись числа на полях. Оно пишется также на 5-й клетке по вертикали и на той же строке, где и классная или домашняя работа.

     В любой работе, начиная новую страницу, сверху отступаем одну полную клетку. Слева по горизонтали отступаем одну полную клетку.

     Допускается работа цветными карандашами, вклеивание печатного текста и/или иллюстраций.

        Проверка работ учащихся проводится по окончанию изучения раздела.

Орфографические ошибки учителем исправляются.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Коррекционно-развивающие задания, способствующие активизации познавательной деятельности и развитию внимания на уроках математики в специальной (коррекционной) школе VIII вида"

Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики – это система педагогических воздействий учителя, направленная на формирование у всех учеников способности к усвоению новых знаний...

Статья. Единый орфографический режим в начальной школе.

Данная статья поможет родителям в работе с детьми по оформлению тетрадей....

Коррекционно-педагогическая работа с учащимися коррекционной школы VIII вида

В статье содержится материал о причинах умсвенной отсталости, о задачах коррекционной педагогической работы, а также об организации педагогической помощи детям с умственной отсталостью....

Наиболее эффективные методы и приемы при формировании орфографической зоркости у обучающихся в условиях коррекционной школы VIII вида

Формирование орфографической зоркости – одна из главных задач уроков русского языка в начальной школе, так как с ней связано приобретение орфографического навыка.От того на сколько полно будут сформир...

Система работы по развитию орфографической зоркости у обучающихся на уроках письма и развития речи в коррекционной школе VIII вида.

В работе отражена значимость вопроса развития орфографической зоркости , а также обозначены формы и методы по предупреждению  и преодолению ошибок в письменных работах обучающихся  на уроках...

В помощь учителю истории коррекционной школы VIII вида. Основные понятия по курсу истории специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида.

Систематизированный материал основных понятий по темам, изучаемым по предмету "История Отечества" в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида...

Единый орфографический режим в начальной школе

Единый орфографический режим в начальной школе...