Стихи на логопедические упражнения
материал на тему
Предварительный просмотр:
Стихи на логопедические упражнения
Стихи с логопедическими упражнениями
Логопедические упражнения - дело важное и нужное. Но как же быстро надоедает их выполнять, если взрослые настаивают на ежедневных монотонных занятиях! А вот поиграть - другое дело.
Мы учили эти стихотворения сами и вспоминали о них несколько раз в течение дня: увидим кошку - покажем, как она умывается, балуемся - изображаем вместе пугливую рыбу, одеваемся на прогулку - поговорим о качелях во дворе.
Дети обожают строить рожицы, показывать язык. А проделать это вместе с мамой или папой - двойное удовольствие! И весело, и полезно. О том, что при этом мы выполняем специальные упражнения, названные трудным словом "логопедические", можно даже не рассказывать.
К сожалению, выполнение этих упражнений не заменит полноценные занятия с логопедом, зато поможет подготовить к ним и существенно сократить их количество.
***
(Упражнение 1) "чашечка": рот широко открыт, передний и боковой края широкого языка подняты, но не касаются зубов; 2)"котенок": имитируем движения язычка котенка - "захватываем язычком молочко и отправляем его в рот"; 3) облизать по кругу губы 4) имитируем вылизывание котенком шерстки).
Налью в чашечку котенку /упражнение 1
Молочко, молочко.
Он начнет лакать в сторонке /упражнение 2
Молочко язычком.
Служит ложечкой котенку /упражнение 1
Язычок, язычок.
И дрожит хвостик тонкий,
И вздыхает бочок.
А когда закончит ужин
Наш усатый чудак,
Зная, что быть чистым нужно,
Умывается так:
Он оближет свои губки, /упражнение 3
А потом - еще раз,
Чисто вымоет шубку /упражнение4
Язычком, а подчас
Лапой мордочку моет -
Как мочалкой скоблит.
"Мурр!" - мне скажет с любовью:
"Все, спасибо: я сыт! "
***
(Упражнение 1) "чашечка": рот широко открыт, передний и боковой края широкого языка подняты, но не касаются зубов; 2)"ложечка" - язычок становится более узким и длинным; 3) широко открываем и закрываем рот).
Наварила Катя кашки:
Подставляйте, куклы, чашки!
Чашка - Саше, чашка - Маше, / упражнение 1
Эта чашечка - Наташе
И пол-чашки - Валеньке,
Кукле самой маленькой.
Эта - зайке, эта - мишке,
Буратино-шалунишке.
Буратино, сядь, как взрослый! /упражнение 2
Кушай ложкой, а не носом!
Кто все быстро сможет скушать,
Тот пирог получит с грушей.
Ну-ка, быстро взяли ложки! /упражнение 3
Быстро съели все до крошки!
***
(Упражнение "грибок": язык упирается в верхнее небо, при этом нижняя челюсть опускается и растягивается уздечка языка )
Еле маленький грибок
Через мох пробиться смог.
Целый день он подрастал,
К вечеру огромным стал.
Нас увидев, удивился,
И, подумав, поклонился:
Шляпку снял и выгнул спинку:
- Не возьмете ли в корзинку?!
***
(Упражнение "грибок")
А теперь - смотри, смотри -
Мы с тобой - богатыри:
Рухнул старый-старый дом -
Мы поднимем крышу в нем.
***
(Упражнение: язычок сворачиваем в трубочку, через нее дуем)
Ветер в трубочку свернул
Листик, в дудочку подул:
Песенка - дыханье Ветра -
Зазвенела... где-то, где-то,
Там, за синими лесами
Обернулась парусами.
Морской Ветер - старший брат -
Этой песенке так рад! -
Щеки надувает,
Парус наполняет:
Облака-кораблики -
Белые журавлики -
Снова за леса плывут -
С моря дождики везут.
***
(Упражнение "балалайка": напряженную верхнюю губу раздражаем языком.)
- Эй, зайчонок, серый зайка,
Мне сыграй на балалайке!
Подыграй, а я спою
Песню лучшую мою!
Зайка серый разыгрался,
Зайка очень постарался,
Балалаечка звенела,
Белка рыженькая пела.
- Ты устал? Ну, отдохни
И опять играть начни.
Молодчина, зайка!
Вот так балалайка!
***
(Упражнение "дятел": "выбиваем" звук "Д" кончиком язычка на верхних альвеолах)
- Кто в лесу стучит, стучит?
- Дятел дерево долбит:
- Д-д-д-д-д-д-ды,
Нелегки мои труды:
Я не просто так стучу -
Это дерево лечу:
Под корой - жучков ходы,
Д-д-д-д-д-д-ды.
***
(Упражнение "гусь" - шипим: дуем на язык, подняв его к небу;
упражнение "индюк" - широкий язык высовываем за верхнюю губу, произнося "бл-бл-бл")
Гусь поспорил с индюком:
Птичник: чей же это дом?
Гусь шипит: "Да ты малыш!
Защиплю! Дом мой! Ш-ш-ш!"
А индюк: "Бл-бл-бл-бла!
У тебя нет ни кола!
Всем понятно: птичник - мой!
Я иду к себе домой!"
Воробьи взлетают с крыш,
Испугавшись "Ш-ш-ш!"
И бегут на край села
Уточки от "Бл-бл-бла!".
...Ты пугать умеешь, друг,
И как гусь, и как индюк?
Нас немного посмеши:
Двух задир нам покажи!
***
(Учимся "рычать": тренируемся произносить "Р")
Львенок учится рычать,
Очень хочет "Рррр!" сказать.
Мордочку свою задрав,
Хочет - "Рррр!", выходит: "Мяв!"
Как он стать львом грозным сможет?
Мы с тобой ему поможем!
Трактор - синий богатырь -
Как мотор заводит?
- Тррр!
Молния сверкает! Гром!
Мы его не пустим в дом -
Крыша прочная! Нет дыр!
Пусть себе ворчит:
- Гррр! Грррр!
Берег речки. Гладь воды.
Слышно катер: "Ды-ды-ды".
Вот подходит пассажир -
Катерок взревет: "Дрррр! Дрррр!"
Львенок маленький старался,
Львенок долго упражнялся.
Он, как папа, на весь мир
Скажет громко, звонко: "Ррррр!"
***
(Упражнения: 1) Широким языком проводим от верхних резцов до мягкого нёба. 2) Языком чистим зубы изнутри влево-вправо. 3) Широкий язычок расстилаем на нижней губе. Через некоторое время чередуем действия: высунуть вперед острый язычок - снова расстелить на губе широкий ("стряхиваем пыль"))
Как-то раз решил свой домик
Привести в порядок гномик:
Краску, кисточку нашел -
Потолок белить пошел.
Кисточка: назад - вперед,- /упражнение 1
Еще краску гном берет,
Красит вновь: вперед - назад.
Как красиво! Гномик рад.
Он теперь сушеной тиной /упражнение 2 на верхних зубах
Выметает паутину
И в углу, и на комоде:
- Пауки пусть в сад уходят!
Сверху - все. Спускаюсь вниз.
Ну, грязюка, берегись!
Гномик, стоя на коленках, /упражнение 2 на нижних зубах
- Влево-вправо! - моет стенку:
- Вправо-влево! - вновь и снова.
Дом сияет, словно новый!
Положил половичок /упражнение 3
На забор наш старичок:
- Пыль стряхну с него раз пять -
На пол постелю опять.
Вымыт пол. Приятно в доме.
И решил усталый гномик:
- Заслужил я угощенье -
Чай малиновый. С вареньем!
***
(Упражнение "качели": язык движется вверх-вниз)
Во дворе стоят качели.
Вы качались? В самом деле?
Ну-ка, заинька, садись:
Вверх-вниз, вверх-вниз!
Вот лисичка:
- Стойте! Дайте!
Меня тоже покачайте!
Что ж, исполним твой каприз:
Вверх-вниз, вверх-вниз!
Ох: качели косолапый
Останавливает лапой:
- Я качаюсь! Берегись!
Вверх-вниз, вверх-вниз!
***
(Упражнение: улыбнуться, приоткрыть рот, прижать кончик языка к нижним зубам, при этом "спинку" языка поднимать и опускать)
Едет к бабушке Егорка:
Забирается на горку, /выгнуть "спинку" языка
После горки - вновь низина. /опустить язычок
Речка... Мостик выгнул спину. /выгнуть "спинку" языка
Дальше ровная дорожка. /опустить язычок
Брызнул дождь - чуть-чуть, немножко.
В небе радуга проснулась,
Над дорожкой изогнулась. /выгнуть "спинку" языка
***
(Упражнение "крокодил": широко открываем и закрываем рот)
Серый волк под старой елкой
Два часа зубами щелкал.
Широко рот открывал,
Но зайчишку не поймал.
Слоненок и зебра
(Упражнение 1: имитировать всасывание воды через тонкую трубочку
Упражнение 2: вытянуть губы вперед трубочкой и дуть)
В зоопарке жарко-жарко.
Как слоненку зебру жалко! -
Солнце жарит целый день,
Бесполезна даже тень.
Бедной зебре очень плохо!
Только слон не будет охать:
В пруд свой хобот опускает - /упражнение 1
Воду до-о-олго набирает.
Хобот - вверх: теперь дуть надо. /упражнение 2
- Дождь! - ах, как же зебра рада!
***
(Упражнение 1: рот широко открыть и закрыть
Упражнение 2: плотно сжать губы)
У медведя нет корзины - /упражнение 1
Собирает в рот малину. /упражнение 2
Рыбка
(Упражнение "рыбка": округляем губы, делаем захватывающее движение губами)
Не наживка - без крючка
Рыбке дали червячка.
Рыбка радуется: "О-о-о!
Я, пожалуй, съем его!"
Слоненок
(Упражнение "хоботок": сомкнутые губы вытянуть вперед трубочкой. Удерживать в таком положении под счет от 3 до 5)
Посмотрите на слоненка:
Хобот длинный у ребенка!
- А я так умею тоже! -
Маме говорит Сережа.
Губы трубочкой свернул
И вперед как потянул!
- Посмотрите, как хорош! -
Я на слоника похож!
Бурундук
(Упражнение "перекатываем орешки": язычком изнутри упираемся поочередно то в одну щечку, то в другую. Выполнять упражнение медленно, четко. )
Бурундук, нас встретив, в спешке
Прячет за щекой орешки -
Щечка стала, словно мяч!
- Покажи, что там, не прячь!
Злится бурундук в ответ:
- Ничего за щечкой нет -
Видишь, тонкая какая.
- Видим - круглая другая.
Ты в секрете не держи -
Что за щечкой? Покажи!
- И за этой пусто тоже! -
Бурундук всерьез встревожен,
Он орешки взад-вперед
Перекатывает:
- Вот:
Здесь их нет, и здесь их нет!
Мы достали свой обед:
- Не тревожься и не злись!
На морковку - угостись!
Мы пойдем - нас ждет медвежка...
- Эй, ребята! Там - орешки.
Пони
(Упражнение "лошадка". Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и, присасывая язык к небу, пощелкать кончиком языка. Рот широко открывать.)
Сбоку - дорожка, а в центре - лужок.
Маленький пони, мой добрый дружок,
Снова и снова катает ребят:
Слышишь, копыта стучат и стучат.
Раз поиграть он со мною не может,
Стану как будто лошадкою тоже:
Словно копыта, звучит язычок:
- Цок-цок-цок-цок! Цок-цок-цок-цок!
***
(Упражнение "перекатываем орешки": язычком изнутри упираемся поочередно то в одну щечку, то в другую. Выполнять упражнение медленно, четко. )
Леденец от щечки к щечке
Перекатывает дочка.
Не спешит, не разгрызает:
Пусть подольше он не тает!
***
(Упражнение "улыбка": удерживаем губы в улыбке, зубы не видны.)
Мы с тобой когда проснемся,
Сразу солнцу улыбнемся!
На даче
(Упражнение 1) "заборчик": губы растянуты в улыбке так, чтобы были видны 2 ряда зубов, зубки на зубки ставим в естественном прикусе; 2) "воротца": то же, но зубки разомкнуть, удерживая губы в хорошей улыбке)
Мы посадим лук и репку
И забор поставим крепкий. /упражнение 1
В нем калитку сделать надо - /упражнение 2
Мы гостям хорошим рады!
***
(Упражнение "бублик": зубы сомкнуты, губы округлены и чуть вытянуты вперед, верхние и нижние резцы видны. Удерживать в таком положении под счет от 3 до 5)
Круглый бублик получаю
Я всегда на завтрак к чаю.
***
(Чередование упражнений: 1) "бублик" и 2)"заборчик")
Вот - забор,
а в нем - дыра,
Я за ней смотрел вчера:
В детский сад детей ведут -
Все через дыру идут:
Вот влезают за забор
Тетя Света и Егор,
Дядя Федя и двойняшки,
Вот - Борис с сестрой Наташкой,
Тащит Димку баба Галя,
Пыхтит повар тетя Валя.
Тете Вале нелегко:
На тележке - молоко.
Пролезают: "ох!" да "ах!"
...А калитка - в двух шагах!
***
(Упражнение "кролик": зубы сомкнуты, верхняя губа приподнята и обнажает верхние резцы.)
Кролик - беленький пушок,
Поиграй со мной, дружок!
***
(Упражнение "уточка": вытянуть губы, сжать их так, чтобы большие пальцы были под нижней губой, а все остальные на верхней губе, и вытягивать губы вперед как можно сильнее, массируя их и стремясь изобразить клюв уточки)
А теперь на две минутки
Станем мы с тобой как утки:
Губы вытянем вперед -
Станет плоским клювом рот.
***
(Упражнение "недовольная лошадка": поток выдыхаемого воздуха легко и активно посылать к губам, пока они не станут вибрировать. Должен получиться звук, похожий на фырканье лошади)
Дам лошадке я картошку:
- На, полакомься немножко!
- Фрр! - лошадка недовольна:
- Лучше хлеб дай черный с солью!
***
(Упражнение "воздушный шар": надувать поочередно одну щеку, другую, обе щеки)
Шар воздушный ярко-красный
На столе лежит напрасно.
Я его надую лучше:
Станет он большой, летучий!
***
(Упражнение "чистим зубы": рот закрыть; круговым движением языка обвести между губами и зубами)
Чтобы зубки стали чище,
Каждый день их щеткой чищу.
***
(Упражнение "пятачок": вытянутые трубочкой губы двигать вправо-влево, вращать по кругу.)
Дети свинку угощают,
Свинкин носик выбирает:
Держит высоко Андрюша
Сладкую большую грушу.
Справа - рыженький Антошка
Предлагает ей картошку.
Может, у Катюшки шустрой -
Там, внизу - забрать капусту?
Слева - с яблоками Лада.
Хрюшке что-то делать надо:
Ищет пятачок опять:
"Это выбрать? Это взять?"
***
(Упражнение 1) надуть щеки; 2) втянуть щеки)
Что-то рыбку испугает -
Рыбка щеки надувает: /упражнение 1
Мол, меня не трогай лучше! -
Я большая! И в колючках!
Как опасность миновала, /упражнение 2
Рыбка вновь худышкой стала.
***
(Упражнение "прятки": быстро высовывать язык прямо и тут же убирать его обратно в рот )
Мышка выглянет из норки -
Очень хочет сыра корку! -
Тут же прячется опять:
Рядом кошка - страшно взять!
***
(Упражнение 1) "вкусное варенье": облизать верхнюю губу справа налево, затем - слева направо; 2) облизывать губы по кругу)
У меня сегодня - чудо-настроенье:
Бабушка сварила вкусное варенье. /упражнение 1
Я раз сто, наверное, губки оближу, /упражнение 2
А потом "спасибо" бабушке скажу.
***
(Упражнение: чередуем "улыбку"- удерживаем губы в улыбке, зубы не видны - и "хоботок"- вытянуть крепко сомкнутые губы далеко вперед)
Улыбнись скорей, дружок!
А теперь, ребенок,
Покажи мне хоботок,
Словно ты - слоненок!
***
(Упражнение: широко улыбаясь, кусаем широкий язычок, повторяя: "та-та-та")
Пыльный и большой ковер
Положили на забор,
Выбиваем: "Та-та-та!"
Будет в доме чистота!
***
(Упражнение "часики": приоткрыть рот, чуть улыбнуться; язычок, как маятник, ходит прямо из одного угла губ в другой, НЕ скользит по нижней губе)
Как часы, заладим в такт:
- Тик-так! Тик-так!
Разговариваем так:
- Тик-так! Тик-так!
Мы не просто так болтаем,
А секундочки считаем,
Отставать нельзя никак:
- Тик-так! Тик-так!
***
(Упражнение: покусывать и почесывать сначала верхнюю, затем - нижнюю губу )
Если губки я кусаю,
Значит, я переживаю.
Если губки я чешу,
Значит, сладкого прошу.
***
(Упражнение: чередуем "улыбку" - удерживаем губы в улыбке, зубы не видны - и "хоботок")
Открываем сумочку -
В сумке видим трубочку.
***
(Упражнение "рыбки разговаривают": хлопаем губами друг о друга)
Рыбка рыбке говорила:
- Я сегодня борщ сварила
Из ракушек и из ила,
Очень-очень вкусно было!
Рыбка рыбке отвечала:
- Ты, кума, не то сказала:
Это был не борщ, а щи -
Для борща траву ищи!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Серия презентаций логопедических упражнений по теме "Парные по глухости - звонкости согласные звуки и буквы"
Слайды презентаций в программе Power Point это удобный и результативный способ предоставить ребенку возможность с интересом выполнить то или иное логопедическое упражнение. Презентация со...
Логопедические упражнения
Артикуляционная, дыхательная гимнастика...
логопедические упражнения
упражнения с логопедом...
Логопедические упражнения в небольших рифмовках.
Речевой материал , который дается ребёнку в виде рифмовок, служит определенной дидактической цели. Это специальные упражнения, которые построенны по законам ритма и рифмы. Они наполненны определ...
Логопедические упражнения на каждый день для формирования четкой речи.
Логопедические упражнения на каждый день для формирования четкой речи будут полезны родителям, воспитателям, логопедам и учителям начальных классов. Данные упражнения помогут в развитии артикуляционно...
Комплекс логопедических упражнений "С Новым годом!"
Комлекс логопедических упражнений включает:упражнения артикуляционной гимнастики для губ, щек, языка;проговаривание стихотворного текса в сопровождение хлопков или отстукивания в заданном ритме;упражн...
Комплекс логопедических упражнений для мышечного расслабления
Комплекс предназначен прежде всего для детей с заиканием. Упражнения будут полезны и при других нарушениях, например, обусловленных дизартрией....