Автоматизация звуков [Р] и [Р'] в связной речи
план-конспект урока по теме
Тема:
Тема: Автоматизация звуков [Р], [Р’] в связной речи.
Цель занятия: Автоматизация звукопроизношения звуков [Р] и [Р’] в связной речи.
Задачи: Коррекционно-образовательные: Развитие фонематического восприятия, звукового анализа и синтеза. Закрепление правильного произношения звуков [Р] и [Р’] – изолировано, в слогах, в словах с различной слоговой структурой, а также при составлении предложений и пересказе текста, воспринятого на слух. Закрепление умения определять наличие заданных звуков в словах. Закрепление умения давать характеристику звукам: согласный, твёрдый/ мягкий. Закрепление умения дифференцировать звуки, сходные артикуляционно и акустически [Р] и [Р’]. Развитие связной речи. Развитие логического мышления, слухо-речевого внимания, вербальной памяти.
Воспитательные: воспитание упорства в достижении поставленной цели, повышение познавательного интереса и познавательной активности, воспитание любви к природе, гуманности и сострадания (по средствам знакомства с рассказом «Друзья птиц»).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
r_-_r_individualnoe_zanyatie.docx | 20.41 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБОУ детский сад № 994
Конспект открытого индивидуального логопедического занятия
на тему: «Автоматизация звуков [Р], [Р’] в связной речи».
Учитель-логопед
Таран Ю.В.
Москва, 2012 г.
Тема: Автоматизация звуков [Р], [Р’] в связной речи.
Цель занятия: Автоматизация звукопроизношения звуков [Р] и [Р’] в связной речи.
Задачи: Коррекционно-образовательные: Развитие фонематического восприятия, звукового анализа и синтеза. Закрепление правильного произношения звуков [Р] и [Р’] – изолировано, в слогах, в словах с различной слоговой структурой, а также при составлении предложений и пересказе текста, воспринятого на слух. Закрепление умения определять наличие заданных звуков в словах. Закрепление умения давать характеристику звукам: согласный, твёрдый/ мягкий. Закрепление умения дифференцировать звуки, сходные артикуляционно и акустически [Р] и [Р’]. Развитие связной речи. Развитие логического мышления, слухо-речевого внимания, вербальной памяти.
Воспитательные: воспитание упорства в достижении поставленной цели, повышение познавательного интереса и познавательной активности, воспитание любви к природе, гуманности и сострадания (по средствам знакомства с рассказом «Друзья птиц»).
Оборудование:
- Буквы Р – зелёного и синего цвета.
- Фишки для выкладывания «слоговых рядов».
- Два игрушечных ведёрка и рыбки синего и зелёного цвета с картинками с твердым и мягким [Р].
- Картинка к рассказу «Друзья птиц».
- Сюжетная картинка «Во дворе» для подкладывания.
Ход занятия:
- Организационный момент:
Ребёнок и логопед садятся за стол. Логопед предлагает обратить внимание на буквы, которые лежат перед ребёнком на столе.
Л: Как ты думаешь, какая это буква?
Р: «Р».
Л: Давай вспомним, какими звуками мы можем назвать букву «Р».
Р: [Р] и [Р’].
Л: Молодец! А какой из этих звуков – твёрдый? Каким цветом мы обозначим его? Какой – мягкий? Каким цветом мы обозначим этот звук?
Р: Твёрдый - [Р], его мы обозначим синим цветом, а мягкий - звук [Р’], его будем обозначать зеленым.
- Слуховая разминка:
Л: Итак, сегодня к нам в гости придут оба звука - [Р] и [Р’]. Мы научимся их правильно произносить и различать, если потребуется. Сейчас мы поиграем в игру «Слухачи». Я буду называть звуки, а ты будешь хлопать если услышишь мягкий звук [Р’] и топать, если я назову твёрдый [Р]. Готов? Внимательно слушаем ушками: «Р, Рь, Рь, Р, Р, Рь …». Хорошо.
Повторение слоговых рядов со звуками [Р] и [Р’]:
Логопед предлагает ребенку посмотреть на стол. На столе лежат фишки двух видов, например – квадраты и круги. Логопед даёт имя фишкам, например – круг – это [Ра], а квадрат - [Ря].
Л: Сейчас я выложу «слоговой ряд» и пропою его песенку, а ты внимательно послушаешь и постараешься его повторить.
Ра-ря, Ра-ря, Ра-ря
Ря-ра-ря, Ря-ра-ря и т.п.
3. Закрепление звукопроизношения и дифференциация звуков [Р] и [Р’] в словах:
На столе стоит два игрушечных ведёрка, на которых наклеены синяя и зелёная буква Р, удочка и разноцветные рыбки.
Л: Сейчас мы с тобой отправимся на рыбалку. Возьми удочку и постарайся поймать рыбку. Назови картинку, которая нарисована на ней. Если в этом слове ты услышишь мягкий звук – отправь рыбку в ведёрко, на котором зелёная буква, а если твёрдый – то в ведёрко, на котором синяя буква.
Ребёнок по очереди «ловит» рыбок и распределяет их по вёдрам. Когда все рыбки будут распределены по вёдрам, логопед предложит проверить правильность выполненного задания
Л: Посмотри в одно из ведёрок, все ли рыбки одного цвета в нём?
При необходимости – исправление ошибок.
4. Работа с рассказом «Друзья птиц»:
Логопед предлагает ребёнку прослушать рассказ внимательно.
Друзья птиц.
Пришла зима с морозами. Попрятались все птицы. Холодно и голодно им стало. Решили ребята сделать деревянную кормушку, чтобы гости с севера были рады. Прикрепили кормушку на дерево. Рома положил в неё кусочки сала для синиц. Марина сорвала ягоды рябины для снегирей и свиристелей. Прилетели синицы, они нашли сало. С удовольствием снегири и свиристели стали клевать ягоды рябины. А воробьи и сороки устроились под деревом и стали собирать хлебные крошки и пшенную крупу. Ребята – настоящие друзья птиц. Всю зиму они кормят своих пернатых подопечных.
После прочтения логопед задаёт ребёнку ряд вопросов:
1. О каком времени года идет речь?
2. Как зовут ребят из рассказа?
3. Что они решили смастерить? Зачем?
4. Кого называют – пернатые? О каких птицах говорится в рассказе?
5. Чем решили угостить ребята синиц? Свиристелей и снегирей? Сорок и воробьёв?
6. Как тебе кажется, хорошее дело сделали ребята? А ты зимой подкармливаешь птиц?
Давай внимательно рассмотрим картинку. Какие слова со звуком [Р] и [Р’] ты услышал в этом рассказе. Найди соответствующие картинки и назови их ещё раз.
А теперь попробуй пересказать этот рассказ самостоятельно. Не забудь произнести все слова со звуками [Р] и [Р’] правильно.
5. Работа по самостоятельному составлению предложений со звуками [Р] и [Р’]:
Л: Назови предметы, которые нарисованы на картинке.
Р: Дом, забор, бревно, дорожка.
Л: Нам нужно рассадить животных и птиц на свои места. Посади петушка не на бревно, не на дорожку и не на крышу.
Р: На забор.
Л: Собаку посади не на крышу, не на забор и не на бревно.
Р: На дорожку
Л: Кота посади не на забор, не на бревно и не на дорожку.
Р: На крышу.
Л: Где должна сидеть курочка?
Р: На брёвнышке.
Рассади всех животных по своим местам и расскажи ещё раз, кто где находится.
6. Подведение итогов:
Логопед: Ну вот, мы ещё раз и потренировались правильно произносить звуки [Р] и [Р’]. Не забывай правильно произносить их и в своей речи тоже. Молодец! Я прощаюсь с тобой до следующего нашего занятия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект индивидуального логопедического занятия "Автоматизация звука [рь] в связной речи". Сертификат за участие во Всероссийском конкурсе "Формула будущего 2011"
В данном конспекте в игровой форме ребенок выполняет задания по автоматизации звука [рь]. В занятии используются компьютерные презентации, авторский рассказ "Кто быстрее?", здоровьесберегающие техноло...
Конспект подгруппового логопедического занятия на тему "Автоматизация звука [л] в связной речи на основе сюжета сказки "Золушка"
Подгрупповое логопедическое занятие проводилось в 5 классе с учащимися с легкой умственной отсталостью на этапе автоматизации звука. Разработка содержит план-конспект занятия и презентацию...
картотека дидактического материала по автоматизации звука с в слогах, словах, фразе, речи
автоматизация звука с...
Конспект логопедического занятия по автоматизации звука Ш в словах, предложениях, фразовой речи.
Представляю Вашему вниманию конспект логопедического занятия по автоматизации звука Ш....
Подгрупповое занятие по автоматизации звуков [р] и [р`] в связной речи у детей старшего дошкольного возраста с использованием игр с мячиками и кубиками
Предлагаю вашему вниманию программу занятия, которая включает в себя описание этапов деятельности, их краткое содержание и список необходимого для проведения занятия оборудования. В приложении приведе...
Конспект подгруппового логопедического занятия для детей старшей группы "Дифференциация звуков "З" и "С" в связной речи"
Конспект подгруппового логопедического занятия для детей старшей группы на тему "Дифференциация звуков "З" и "С" в связной речи" Лексическая тема: "Дикие ...
Представление опыта работы "Автоматизация звуков у детей с тяжёлыми нарушениями речи - стёртая форма дизартрии".
Обследование детей в массовых садах показало, что в старших и подготовительных к школе группах от 40% до 60% детей имеют отклонения в речевом развитии. Среди наиболее распространённых нарушений - стёр...