"Хлеб - всему голова"
план-конспект урока (6 класс) по теме

Прудецкая Наталья Александровна

Цели: к концу занятия у учащихся будут сформированы представления о значении хлеба в жизни человека.

Задачи:

Образовательные

♦ рассказать о значении хлеба в жизни человека;

♦ проследить цепочку «от зёрнышка – до булки»;

Воспитательные

♦ воспитывать уважение к труду хлебороба

Коррекционные

♦ развивать коммуникативные навыки            

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon hleb_gotovyy.doc59 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Хлеб - всему голова.

Цели: к концу занятия у учащихся будут сформированы представления о принципах рационального питания.

Задачи: 

Образовательные

♦ рассказать о значении хлеба в жизни человека;

♦ проследить цепочку «от зёрнышка – до булки»;

Воспитательные

♦ воспитывать уважение к труду хлебороба

Коррекционные

♦ развивать коммуникативные навыки              

Оборудование:

                               Ход мероприятия:

Ведущий.    

Отгадай легко и быстро:

Мягкий, пышный и душистый,

Он и черный, он и белый,

А бывает подгорелый.

Ведущий.

- Как вы думаете о чём мы будем говорить?     О хлебе.

- Тема нашего занятия – «Хлеб – всему голова»

Звучит песня «Русское поле»

Эти бескрайние золотые поля - наше богатство, наш хлеб. Издавна существует на Руси обычай встречать гостей хлебом-солью.

Ученик              Если мы хотим кого - то

                            Встретить с честью и почетом,

                            Встретить щедро от души,

                            С Уважением большим,

                            То гостей таких встречаем

                            Круглым пышным караваем

                            Он на блюде расписном

                            С белоснежным рушником.

Ведущий:                                                                                                       Хлеб - один из самых удивительных продуктов человеческого труда.

Тысячи людей трудятся, чтобы зерно вырастить, собрать, обмолотить и выпечь хлеб.    

Ученик:  Ведь не сразу стали зерна

                  Хлебом тем, что на столе,

                 Люди долго и упорно

                 Потрудились на земле.

                 Мы золотые зернышки

                  Живем лучистым светом,

                  Мы дружим, неразлучные,

                  Под вьюгами и тучами

                  Мы чистые, струистые.

                  Мы ветерком провеяны.

                  И солнышком просвечены,

                  Выносливы, дружны.

                  Мы людям так нужны.

Песня «Расти, колосок».  Музыка Ю. Чичкова, слова П. Синявского.

Ведущий. День и ночь - в палящий зной, и в дождь идет битва за урожай. Какой же он, хлебушко?

Ученица.                        Вон - он хлебушко душистый,

                                         С хрустом, корочкой витой.

                                         Вот он теплый, золотистый

                                         Словно солнцем залитой.

                                         В нем здоровье, наша сила,

                                         В нем - чудесное тепло,

                                         В нем - земли родимой соки,

                                         Солнца свет весенний в нем.

                                         Сколько рук его растило,

                                         Охраняло, берегло!

                                         Не сразу стали зерна

                                         Хлебом тем, что на столе,

                                         Люди долго и упорно

                                         Потрудились на земле.

Ведущий.   Хлеб! Какое привычное и все - таки, необычное слово. Словом «хлеб» называют непохожие друг на друга продукты - зерно, муку, изделия из муки. Что же такое хлеб?

Чтец. Только снег сошел в апреле, как поля зазеленели. Это - хлеб.

           Золотой простор бескрайний,  там работают комбайны.  Это - хлеб.

          Вот зерно течет рекой, чтобы сделаться мукой.  Это - хлеб.

          Тесто кружится в квашне,  запекается в огне.  Это - хлеб.

Ведущий.  Знаете ли вы, чем пахнет хлеб, ломоть ржаного, трудового хлеба?

Ученик.   Он пахнет полем, речкой, печью, небом.

                 А главное - работой пахнет хлеб.

                 Ведь не сразу стали зерна

                 Хлебом тем, что на столе,

                 Люди долго и упорно потрудились на земле.

Ученица. Тем, кто землю глубоко

                  Острым плугом пашет,

                   Им спасибо говори,

                   Их за хлеб благодари!

                   У народа есть слова:

                  «Хлеб - всей жизни голова».

                   Ставится он первым на столе.

                   Слава миру на Земле!

                   Слава хлебу на столе!

                   Слава тем, кто хлеб растил,

                    Не жалел трудов и сил!

Ведущий. Ребята, почему хлеб занимает такое важное место в жизни каждого из нас?

Хлеб люди едят каждый день, и он никогда не надоедает. Потому, что в хлебе много питательных веществ - белков, жиров, углеводов, минеральных солей, витаминов.     

 Ученые - медики подсчитали, что взрослый человек съедает в день обычно около 500 граммов хлеба, а при тяжелой работе - 800 граммов. Почти половину энергетических ресурсов, необходимых для жизнедеятельности, человек получает от хлеба.

Ведущий.  Во время войны в армию были призваны мужчины не только из городов, но и из колхозов. В колхозах остались работать женщины, старики, дети.

Стране, фронту был нужен хлеб и люди самоотверженно трудились, выращивая его.

Ученик.  В дыму ленинградское небо,

                   Но горше смертельных ран

                   Тяжелого хлеба есть слово:

                   Блокадного хлеба 125 граммов.

(Под звук метронома ученик проносит через весь зал на подносе 125 граммов черного хлеба).

В блокадном Ленинграде, теперь он называется Санкт-Петербург, в страшную зиму 1942 г. выдавали на день маленький кусочек хлеба. Враг надеялся задушить ленинградцев голодом. Но город жил, боролся, помогая фронту. Люди голодали, но не теряли человеческого достоинства, старались помогать друг другу.

Сценка: «Брат и сестра в ожидании матери».

Сестра: Как холодно! И мама

 не идет

Быть может, хлебушка она

Нам принесёт.

Ну, хоть бы крошечку где

Отыскать,

Голодной страшно мне идти

В кровать,

Брат: А разве я есть не хочу?

Хочу!

Но всё равно молчу.

Ведь там, где папа наш

Сейчас,

Потяжелее, чем у нас.

Не разрываются снаряды

Здесь,

И дом у нас с тобою есть.

А главное - фашисты далеко.

Да и кому в стране легко!

Сестра: А помнишь блинчики

С вареньем,

Чай с малиновым печеньем,

Которое по праздникам

Пекла она.

Сейчас я съела б всё одна!

Брат: Опять ты о еде

Заговорила!

Уж лучше б душу не травила!

Чем чаще вспоминаешь ты о

Ней,

Тем голод чувствуешь

Сильней.

И мне воспоминания эти не

Нужно.

Сестра: А вот и мамины

Шаги слышны!

Брат: (строго)

Не вздумай хныкать перед

Ней,

Дай отдохнуть сначала ей.

Ведущий: Людям приходилось беречь каждую крошку, потому что получали они в день всего лишь 150 граммов хлеба, совсем маленький кусочек. И эти крохи помогали им выжить в то суровое время.

Ученик.                        Зерна наших дней, светитесь,

                                       Говорим мы: берегите,

                                       Берегите хлеб родной

                                       Не мечтаем мы о чуде, -

                                       К нам полей живая речь.

                                       Берегите хлеб, вы - люди,

                                       Научитесь хлеб беречь!

Ведущий:  

Ребята, а как вы обращаетесь с хлебом? (Ответы детей).

В нашей школьной столовой проведен рейд: как дети нашей школы относятся к хлебу?  

Хлеба к обеду в меру бери.

Хлеб - драгоценность, им не сори.

Эти замечательные слова мы подарим нашей школьной столовой. Обращайтесь с хлебом бережно, никогда не выбрасывайте его. Берите хлеба столько, сколько съедите.

 Ученица.            Прошу тебя!   Не оброни сынок,

                              Когда лепешку ешь, хоть крошку хлеба!

                              Мы собирали  каждый колосок,

                              Когда грозой войны  гремело небо.

                              Тот хлеб спасал   Москву и Ленинград,

                              Жизнь продлевала даже  крошка хлеба.

                              Но и сейчас   оплачена стократ

                              Трудом нелегким   каждая лепешка.

                              Не раз прощал тебе я озорство,

                              Я знаю, детство   без игры нелепо.

                              Но не смогу простить   лишь одного -

                              Хоть крошки

                              Всуе брошенного хлеба.

Ведущий.  

Люди день и ночь работают в полях, чтобы вырастить и собрать урожай пшеницы. В любую погоду, дождь ли, жара.

Ученик.    У крестьян торжественные лица,

                   Поле все зарей освещено.

                   В землю за колхозною станицей

                   Хлебное положено зерно.

                   Спит оно в кубанской колыбели.

                   Как отец, склонился над зерном

                   В куртке, перешитой из шинели,

                   Бледный от волненья агроном.

                   Пусть же нива буйно колосится.

                   Будут этой осенью полны

                   Нашей рожью, нашею пшеницей

                   Все зернохранилища страны.

Ведущий.  

Ребята, где вы покупаете хлеб?

Входит пекарь в белом колпаке. В руках у него корзина с хлебом — батоны, буханки, булочки. На шее — связка сушек. Поет на мотив песни «Не кочегары мы, не плотники»  (из к/ф «Высота»):

                              Не кочегары мы, не плотники,

                              Но сожалений горьких нет, как нет...

                              Хлебозавода мы работники,

                              Вам из пекарни шлем привет!!!

Пекарь. Здравствуйте, ребятки! Я к вам прямо с хлебозавода. Как вы думаете, что делает пекарь на хлебозаводе?

Верно! Давайте разберемся, с чего начинается путь хлеба.

Игра «Откуда берется хлеб»

Детям покрывают рисунки, на которых изображены пашня, мельница, сбор урожая, сев, магазин, пекарня. Их нужно расставить в правильном порядке.

Пекарь. Молодцы, ребята!!! Ох, и много у нас на хлебозаводе работы. Сначала машины привозят муку, потом ее просеивают, добавляют соль, сахар, дрожжи, воду и месят тесто. А из теста, что только не выпекаю. А ведь начинается все с м-а-а-аленького зернышка, посаженного в землю.

А вы знаете пословицы о хлебе?

(Без ножа хлеба не отрежешь. Без соли не вкусно, а без хлеба не сытно. Без соли хлеб не еда. Без соли, без хлеба — половина обеда. Без хлеба куска везде тоска. Горька работа, да хлеб сладок. Жнут порою, а жуют зимою. За краюшкой погонишься, — каравай потеряешь.)

Пекарь. Многие поэты славят в своих стихах хлеб. А вы знаете стихи о хлебе?

Ученица.    Каравай земли и неба на твоём столе –

                     Ничего главнее хлеба нету на земле.

                     В каждом маленьком кусочке хлебные поля,

                     А на каждом колосочке держится земля.

                     В малом зёрнышке пшеницы летом и зимой

                     Сила солнышка хранится и земли родной.

                     И растёт под небом светлым строен и высок,

                     Словно Родина бессмертный хлебный колосок.

Пекарь. Да, труд большой! Вы это уже поняли!!!

Пекарь. Отгадайте мои загадки.

2) Птица Юрица на ветер глядит,

    Крыльями машет, сама ни с места.       (Ветряная мельница)

3) У лепешки, каравая, сушки, плюшки, пирожка

    От рождения седая мать по имени...              (Мука)

4) Корабль-великан по земле идет.

    Поле пройдет — урожай соберет.        (Комбайн)

5) Вырос в поле дом.

    Полон дом зерном.

    Стены позолочены.

    Ставни заколочены.         (Зерно)

Все загадки отгадали!!! Да, хлеб — это дар земли.

Молодое поколение не знает, что такое голод. Поэтому у него совсем другое отношение к хлебу. Нам должно быть стыдно, когда не съеденные кусочки мы просто выбрасываем. Так с хлебом поступать нельзя, ведь в него вложено столько труда. Трактористы, комбайнеры в поле, пекари на хлебозаводах работают,  не жалея сил, чтобы у каждого из нас на столе всегда был хлеб. И мы должны уважать их труд. Хлеб нужно обязательно доедать, а крошками кормить птиц. Хлеб нужно беречь!

Ученик.      Хлеб наш берегите!

                      Хлебом не сорите!

                      Хлеб наш уважайте!

                      С хлебом не играйте!

                      Хлеб выбрасывать нельзя!

                      Берегите хлеб, друзья!

Пекарь. Ну, ребятки, мне пора на хлебозавод. Нужно выпекать хлеб, чтобы магазины не остались без нужного всем людям продукта.

Ведущий.                                                                                                               - Что же полезного вы сегодня услышали?

За время посевной хлеборобы сталкиваются с множеством трудностей —  это и засуха, и палящее солнце. Какой огромный труд вкладывают селяне, чтобы хлеб оказался на столе!  Мы будем помнить о людях, которые растят пшеницу, из зерен делают муку, из муки хлеб, булочки, кондитерские изделия и низко поклонимся им. Очень много хороших слов было сказано сегодня. Ребята, относитесь к хлебу бережно.

Запомните золотые слова: «Хлеб - всему голова».

Повторите правила, которым мы должны следовать неукоснительно:

1. Береги хлеб, он дорого достается

2. Не оставляй недоеденных кусков

3. Никогда не бросай хлеб.

4. Продли жизнь хлебу.

5. Подними брошенный кусок, отдай птицам, но не оставляй на полу, на земле, чтобы не затоптали в грязь человеческий труд.

Я очень надеюсь, ребята, что все то, что вы узнали о хлебе, о том, как дорого он достается, каким нелегким трудом выращивается, заставит вас по новому относиться к хлебу.

Звучит песня  «Слава  хлебу!» Слова С. Погореловского, музыка Е.Туманян.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие по литературе "Хлеб- всему голова!"

Данная разработка внеклассного мероприятия по литературе   ориентирована  на учащихся 5-7 классов.  Основные цели  мероприятия: познакомить с заповедями русского народа п...

Хлеб всему голова!

Классный час о хлебе....

"Хлеб - всему голова" Сценарий

Сценарий, посвященный Дню агропромышленного комплекса и перерабатывающей промышленности. Праздник проходил в седьском Доме культуры....

Ил куәте- икмәктә.Хлеб- всему голова.

«Хлеб — это щедрый дар природы, это пища, которую ничем невозможно заменить... Он годится для любого времени су­ток, для людей любого возраста и любого темперамента. Он нас­только приспособлен д...

Хлеб - всему голова

Концерт для тружеников села...

Конспект интегрированного занятия "Хлеб-всему голова" в подготовительной группе

В занятии пройден путь"Хлеба"( от подготовки поля, посева, сбора урожая, измельчения зерна до изготовления хлебобулочных изделий). Занятие развивает лексику, грамматику,зрительное и слуховое внимание,...

"Хлеб всему голова"- классный час, посвящённый Дню Победы.

100 граммов чёрного хлеба... Использованы воспоминания детей-войны о хлебе, который был разделён на маленькие кусочки в детском саду....