дефектологический словарик
методическая разработка по теме

Чмелева Наталья Геннадьевна

Материал предназначен для педагогов коррекционной школы для повышения педагогической грамотности. Можно использовать как тренажер.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon defektologicheskiy_slovar.doc43.5 КБ

Предварительный просмотр:

Социальная адаптация   - активное приспособление к условиям социальной среды путем усвоения и принятия целей, ценностей, норм и стилей поведения, принятых в обществе.

  1. дезадаптация  - процесс разрушения приспособительных механизмов, жизненных планов.
  1. Социальная реабилитация (от лат. re - вновь, habilitas -восстановление пригодности к чему-либо, способностей  
  2. Абилитация (от лат. abilitas - оборудовать умением, способностью) - комплекс услуг, мер, направленных на формирование новых и усиление имеющихся ресурсов социального и психофизического развития ребенка.
  3. Абилитация (от лат. abilitas - оборудовать умением, способностью) - комплекс услуг, мер, направленных на формирование новых и усиление имеющихся ресурсов социального и психофизического развития ребенка.
  4. олигофренопедагогика (от греч. olygos-малый, phren-ум) - вопросы воспитания и обучения детей с умственной отсталостью;
  5. логопедия (от греч. logos-слово, paideia-воспитание, обучение) - вопросы изучения и исправления недостатков речи.
  6. Умственная отсталость  - общее недоразвитие психики ребенка, в котором центральное и определяющее место занимает недоразвитие познавательной деятельности и других высших психических функций.
  7. Воспитание  - процесс целенаправленного, систематического взаимодействия взрослого и ребенка с целью формирования личности последнего в соответствии с действующими в обществе социокультурными практиками и нормативными моделями.
  8. Гипердинамический синдром характеризуется выраженным длительным беспокойством с обилием лишних движений, неусидчивостью, болтливостью, нередко импульсивностью. В тяжелых случаях поведение ребенка не поддается самоконтролю и внешней коррекции. Гипердинамический синдром трудно поддается и медикаментозной коррекции.
  9. Дефект  - (отпадение, убывание, недостаток) развития - это физический или психический недостаток, вызывающий нарушение нормального развития ребенка, который не означает наличие только отрицательных признаков.
  10. Коррекционное обучение – усвоение знаний о путях и средствах преодоления недостатков психического и физического развития и усвоения способов применения полученных знаний.
  11. Коррекционное развитие – исправление (преодоление) недостатков умственного и физического развития, совершенствование психических и физических функций.
  12. Коррекционное воспитание – воспитание типологических свойств и качеств личности, инвариантных предметной специфике деятельности (познавательной, трудовой, эстетической и др.), позволяющих адаптироваться в социальной среде.
  13. Обучение детей - это целенаправленный процесс взаимодействия учителя и ученика с целью передачи и усвоения знаний, умений и навыков деятельности, основное средство подготовки к жизни и труду.
  14. Развитие личности - это сложный процесс ее духовного роста, совершенствования, качественного изменения во всех значимых для личности сферах: в деятельности, в отражении окружающей действительности, в отношении к окружающим явлениям, людям, в познавательных процессах.
  15. Коррекция (от лат. correctio - исправление) - система психолого-педагогических мер, направленных на исправление, ослабление или сглаживание недостатков психофизического развития детей
  16. Компенсация (от лат. compensatio - возмещение, уравновешивание) - замещение, перестройка нарушенных или недоразвитых функций организма
  17. Декомпенсация  от лат. de - приставка, означающая недостаток, отсутствие компенсации
  18. Интеграция (от лат. integratio-восстановление, соединение) -    включение детей и подростков с ограниченными возможностями в окружающую среду
  19. Аграфия – нарушение письма
  20. Дисграфия – частичное нарушение письма
  21. Агрессивное поведение -  враждебные действия с целью нанесения физического или морального ущерба другому человеку
  22. Адинамия – состояние мышечной патологической расслабленности, препятствующее двигательной активности
  23. Акалькулия – нарушение способности к осуществлению счетных операций
  24. Акатаграфия – нарушение письменной речи

              Дизартрия – нарушение устной речи

  1. Анартрия – нечленораздельная речь
  2. Дислалия – нарушение произношения звуков и их сочетаний
  3. Акцентуация характера – чрезмерная выраженность отдельных черт характера и их сочетаний
  4. Амбивалентность – двойственное противоречивое отношение человека к какому-либо объекту
  5. Амимия – полное отсутствие выразительных движений лица
  6. Гипомимия – ослабление мимики
  7. Анализатор – сложная анатомо-физиологическая система, обеспечивающее восприятие, анализ и синтез раздражителей, исходящих их внешней и внутренней среды организма
  8. Анамнез – совокупность сведений об условных возникновениях и протеканиях болезни
  9. Аномальные дети -  имеющие значительные отклонения от нормального физического и психического развития
  10. Апатия – нарушение эмоционально-волевой сферы, характеризующееся отсутствием эмоциональных проявлений
  11. Астения – болезненное состояние, характеризующееся повышенной утомляемостью, истощением, неспособностью к длительному умственному и физическому труду
  12. Аутизм – состояние психики, характеризующееся замкнутостью, отсутствием потребности в общении.
  13. Аутоагрессия – враждебные действия на самого себя
  14. Аффект – сильное и кратковременное эмоциональное состояние
  15. Гиперопека – чрезмерная забота о детях
  16. Дальтонизм – нарушение цветового зрения
  17. Деменция – стойкое и необратимое ослабление интеллектуальной деятельности в сочетании с расстройствами памяти и эмоционально-волевой сферы
  18. Депривация – психическое состояние, возникающее в результате длительного ограничения возможностей человека для удовлетворения его основных психических потребностей
  19. Дефектология – наука о психофизических особенностях развития аномальных детей, закономерностях их обучения и воспитания
  20. Дефференцированное обучение
  21. Игротерапия – метод лечебно-педагогического воздействия
  22. Идиотия – самая глубокая степень умственной отсталости
  23. Коррекционно-воспитательная работа – система специальных педагогических мероприятий, направленных на преодоление или ослабление недостатков развития аномальных детей
  24. Микроцефалия – значительное уменьшение размеров черепа
  25. Гидроцефалия – увеличение размеров черепа
  26. Неврозы – психогенные заболевания личности
  27. Психокоррекция – направление реабилитационной и коррекционно-воспитательной работы с аномальными детьми.
  28. Релаксация – состояние покоя и расслабления
  29. Синдром – определенное сочетание признаков болезни, обусловленных единым происхождением
  30. Сложный дефект – сочетание двух или более дефектов развития
  31. ТСО – технические средства обучения
  32. Тремор – непроизвольные  дрожательные колебания головы, конечностей или всего тела
  33. Фобии – навязчивые неадекватные переживания страхов конкретного содержания
  34. Шизофрения – (расщепление ума) психическое заболевание, характеризующееся глубокими изменениями личности
  35. Эйфория – эмоциональное состояние веселости и беспечности
  36. Специальная педагогика — это теория и практика специального (особого) образования лиц с отклонениями в физическом и психическом развитии
  37. Специальное образование — дошкольное, общее и профессиональное образование, для получения которого лицам с ограниченными возможностями здоровья создаются специальные условия.
  38. Объектом специальной педагогики является специальное образование лиц с особыми образовательными потребностями   
  39. Предмет специальной педагогики — теория и практика специального образования 
  40. Принципы воспитания - основные, исходные положения, на базе которых разрабатываются в теории и реализуются в практике со держание, формы и методы воспитания.
  41. Метод обучения - это способ организации учебно-познавательной деятельности учащихся
  42. методы обучения:
  43. 1) словесные методы являются основной формой общения учителя с учениками. К ним относятся описание, рассказ, объяснение, беседа;
  44. 2) наглядные методы;
  45. 3) практические методы.
  46. Прием - это деталь, часть метода, отдельные операции мышления, моменты в процессе усвоения знаний, формирования умений и навыков


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Словарик

Определения, понятия в педагогической литературе. Материал может быть использован для работы в школьном МО,...

"Терминологический словарик по музыке"

Данная презентация предназначена для показа на уроках музыки, сольфеджио и музыкальной литературы. Музыкальные термины изложены в доступной для учащихся форме с использованием анимированных картинок. ...

словарик паронимов ЕГЭ А2

Словарик паронимов...

Орфоэпический словарик.

      В последние годы в современном преподавании русского языка стало больше уделяться внимания изучению орфоэпии.  Это объяснимо. Задания, проверяющие владение орфоэп...

Орфоэпический словарик

Тесты ЕГЭ по русскому языку включают задание, связанное с ударением. Именно это задание вызывает большое количество ошибок.  Происходит это потому, что русское ударение подвижное и разноместное. ...

Орфоэпический словарик. Словарик паронимов.

Для  успешного решения  4 и 5 заданий новых КИМов ЕГЭ по русскому языку необходимо знать орфоэпические нормы и уметь различать  паронимы - слова, сходные по звучанию, но различающиеся п...