дефектологический словарик
методическая разработка по теме
Материал предназначен для педагогов коррекционной школы для повышения педагогической грамотности. Можно использовать как тренажер.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
defektologicheskiy_slovar.doc | 43.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Социальная адаптация - активное приспособление к условиям социальной среды путем усвоения и принятия целей, ценностей, норм и стилей поведения, принятых в обществе.
- дезадаптация - процесс разрушения приспособительных механизмов, жизненных планов.
- Социальная реабилитация (от лат. re - вновь, habilitas -восстановление пригодности к чему-либо, способностей
- Абилитация (от лат. abilitas - оборудовать умением, способностью) - комплекс услуг, мер, направленных на формирование новых и усиление имеющихся ресурсов социального и психофизического развития ребенка.
- Абилитация (от лат. abilitas - оборудовать умением, способностью) - комплекс услуг, мер, направленных на формирование новых и усиление имеющихся ресурсов социального и психофизического развития ребенка.
- олигофренопедагогика (от греч. olygos-малый, phren-ум) - вопросы воспитания и обучения детей с умственной отсталостью;
- логопедия (от греч. logos-слово, paideia-воспитание, обучение) - вопросы изучения и исправления недостатков речи.
- Умственная отсталость - общее недоразвитие психики ребенка, в котором центральное и определяющее место занимает недоразвитие познавательной деятельности и других высших психических функций.
- Воспитание - процесс целенаправленного, систематического взаимодействия взрослого и ребенка с целью формирования личности последнего в соответствии с действующими в обществе социокультурными практиками и нормативными моделями.
- Гипердинамический синдром характеризуется выраженным длительным беспокойством с обилием лишних движений, неусидчивостью, болтливостью, нередко импульсивностью. В тяжелых случаях поведение ребенка не поддается самоконтролю и внешней коррекции. Гипердинамический синдром трудно поддается и медикаментозной коррекции.
- Дефект - (отпадение, убывание, недостаток) развития - это физический или психический недостаток, вызывающий нарушение нормального развития ребенка, который не означает наличие только отрицательных признаков.
- Коррекционное обучение – усвоение знаний о путях и средствах преодоления недостатков психического и физического развития и усвоения способов применения полученных знаний.
- Коррекционное развитие – исправление (преодоление) недостатков умственного и физического развития, совершенствование психических и физических функций.
- Коррекционное воспитание – воспитание типологических свойств и качеств личности, инвариантных предметной специфике деятельности (познавательной, трудовой, эстетической и др.), позволяющих адаптироваться в социальной среде.
- Обучение детей - это целенаправленный процесс взаимодействия учителя и ученика с целью передачи и усвоения знаний, умений и навыков деятельности, основное средство подготовки к жизни и труду.
- Развитие личности - это сложный процесс ее духовного роста, совершенствования, качественного изменения во всех значимых для личности сферах: в деятельности, в отражении окружающей действительности, в отношении к окружающим явлениям, людям, в познавательных процессах.
- Коррекция (от лат. correctio - исправление) - система психолого-педагогических мер, направленных на исправление, ослабление или сглаживание недостатков психофизического развития детей
- Компенсация (от лат. compensatio - возмещение, уравновешивание) - замещение, перестройка нарушенных или недоразвитых функций организма
- Декомпенсация от лат. de - приставка, означающая недостаток, отсутствие компенсации
- Интеграция (от лат. integratio-восстановление, соединение) - включение детей и подростков с ограниченными возможностями в окружающую среду
- Аграфия – нарушение письма
- Дисграфия – частичное нарушение письма
- Агрессивное поведение - враждебные действия с целью нанесения физического или морального ущерба другому человеку
- Адинамия – состояние мышечной патологической расслабленности, препятствующее двигательной активности
- Акалькулия – нарушение способности к осуществлению счетных операций
- Акатаграфия – нарушение письменной речи
Дизартрия – нарушение устной речи
- Анартрия – нечленораздельная речь
- Дислалия – нарушение произношения звуков и их сочетаний
- Акцентуация характера – чрезмерная выраженность отдельных черт характера и их сочетаний
- Амбивалентность – двойственное противоречивое отношение человека к какому-либо объекту
- Амимия – полное отсутствие выразительных движений лица
- Гипомимия – ослабление мимики
- Анализатор – сложная анатомо-физиологическая система, обеспечивающее восприятие, анализ и синтез раздражителей, исходящих их внешней и внутренней среды организма
- Анамнез – совокупность сведений об условных возникновениях и протеканиях болезни
- Аномальные дети - имеющие значительные отклонения от нормального физического и психического развития
- Апатия – нарушение эмоционально-волевой сферы, характеризующееся отсутствием эмоциональных проявлений
- Астения – болезненное состояние, характеризующееся повышенной утомляемостью, истощением, неспособностью к длительному умственному и физическому труду
- Аутизм – состояние психики, характеризующееся замкнутостью, отсутствием потребности в общении.
- Аутоагрессия – враждебные действия на самого себя
- Аффект – сильное и кратковременное эмоциональное состояние
- Гиперопека – чрезмерная забота о детях
- Дальтонизм – нарушение цветового зрения
- Деменция – стойкое и необратимое ослабление интеллектуальной деятельности в сочетании с расстройствами памяти и эмоционально-волевой сферы
- Депривация – психическое состояние, возникающее в результате длительного ограничения возможностей человека для удовлетворения его основных психических потребностей
- Дефектология – наука о психофизических особенностях развития аномальных детей, закономерностях их обучения и воспитания
- Дефференцированное обучение
- Игротерапия – метод лечебно-педагогического воздействия
- Идиотия – самая глубокая степень умственной отсталости
- Коррекционно-воспитательная работа – система специальных педагогических мероприятий, направленных на преодоление или ослабление недостатков развития аномальных детей
- Микроцефалия – значительное уменьшение размеров черепа
- Гидроцефалия – увеличение размеров черепа
- Неврозы – психогенные заболевания личности
- Психокоррекция – направление реабилитационной и коррекционно-воспитательной работы с аномальными детьми.
- Релаксация – состояние покоя и расслабления
- Синдром – определенное сочетание признаков болезни, обусловленных единым происхождением
- Сложный дефект – сочетание двух или более дефектов развития
- ТСО – технические средства обучения
- Тремор – непроизвольные дрожательные колебания головы, конечностей или всего тела
- Фобии – навязчивые неадекватные переживания страхов конкретного содержания
- Шизофрения – (расщепление ума) психическое заболевание, характеризующееся глубокими изменениями личности
- Эйфория – эмоциональное состояние веселости и беспечности
- Специальная педагогика — это теория и практика специального (особого) образования лиц с отклонениями в физическом и психическом развитии
- Специальное образование — дошкольное, общее и профессиональное образование, для получения которого лицам с ограниченными возможностями здоровья создаются специальные условия.
- Объектом специальной педагогики является специальное образование лиц с особыми образовательными потребностями
- Предмет специальной педагогики — теория и практика специального образования
- Принципы воспитания - основные, исходные положения, на базе которых разрабатываются в теории и реализуются в практике со держание, формы и методы воспитания.
- Метод обучения - это способ организации учебно-познавательной деятельности учащихся
- методы обучения:
- 1) словесные методы являются основной формой общения учителя с учениками. К ним относятся описание, рассказ, объяснение, беседа;
- 2) наглядные методы;
- 3) практические методы.
- Прием - это деталь, часть метода, отдельные операции мышления, моменты в процессе усвоения знаний, формирования умений и навыков
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Словарик
Определения, понятия в педагогической литературе. Материал может быть использован для работы в школьном МО,...
"Терминологический словарик по музыке"
Данная презентация предназначена для показа на уроках музыки, сольфеджио и музыкальной литературы. Музыкальные термины изложены в доступной для учащихся форме с использованием анимированных картинок. ...
словарик паронимов ЕГЭ А2
Словарик паронимов...
Компетентностно-ориентированные задания Русский язык 4 класс "Словарик речевого этикета"
Проектная работа по русскому языку для учеников 4 класса....
Орфоэпический словарик.
В последние годы в современном преподавании русского языка стало больше уделяться внимания изучению орфоэпии. Это объяснимо. Задания, проверяющие владение орфоэп...
Орфоэпический словарик
Тесты ЕГЭ по русскому языку включают задание, связанное с ударением. Именно это задание вызывает большое количество ошибок. Происходит это потому, что русское ударение подвижное и разноместное. ...
Орфоэпический словарик. Словарик паронимов.
Для успешного решения 4 и 5 заданий новых КИМов ЕГЭ по русскому языку необходимо знать орфоэпические нормы и уметь различать паронимы - слова, сходные по звучанию, но различающиеся п...