Формирование экономической культуры
методическая разработка по теме

Стрельникова Галина Николаевна

Выступление  на  МО. Одним  из  самых  распространенных средств воспитания  экономической  граммотности  являются  задачи. Решение  задач  с   производственным  содержанием  усиливает  практическую  направленностьобучения  математики,  помогает  подготовить  умственно  отсталых  учащихся  к  самостоятельной  жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dokument_microsoft_word_3.doc55.5 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование  экономической  культуры

  умственно  отсталых  учащихся  на  уроках  математики.

    Самостоятельная жизнь, которую начинают ученики коррекционных   школ по завершению учебы и работа на производстве требуют  от   выпускников умения пользоваться математическими знаниями, полученными   на   уроках. Для этого следует  усилить практическую   направленность    преподавания математики.   Дети    должны     чувствовать    связь    обучения    с    жизнью, общественно полезным, производительным трудом.    Нужно   воспитывать у учащихся экономическую грамотность еще в стенах школы. Экономические   сведения   помогают учащимся лучше понять    особенности труда в    промышленности     и    сельском     хозяйстве.    Кроме    того,     они эмоционально действуют на школьников,   т.к. ярче    показывают  нужность профессии рабочего. А     чувство     нужности,    сопричастности      великому делу - лучший агитатор за ту или иную профессию.

      Одним из самых распространенных средств воспитания экономической грамотности на уроках математики являются задачи, которые связаны с производством, экономикой, жизнью. Надо обратить внимание на следующие особенности экономических знаний и умений:

1). На осведомленность в вопросах личного   потребления материальных благ: стоимость вещей, стоимость   продуктов и объем   заработной   платы. Что нужно учитывать при покупке одежды? (Цену, подумать о том, хватит ли денег на покупку   вещи. И    покупаемая     вещь    должна     сочетаться с имеющимся в гардеробе).

2). На   хозяйственно - бытовые   и   хозяйственно - денежные    вопросы . (несформированность     разумных потребностей).

Хотя бы они немного имели представление о доходах семьи, осведомленность учащихся о квартплате. В семье старшеклассников нужно привлекать к хозяйственно - денежным операциям. Привлечь детей к распределению бюджета, обсуждая наиболее важные расходы. Нужно регулярно знакомить учащихся с экономическими показателями школьного производства.

3). Развивать    навыки     планирования,   умения рационально распределять расходы.   Развивать навыки    планирования     можно,   решая задачи   типа: Тебе     нужно     купить      пальто   за 2700 рублей,   твоя   заработная плата составляет 2500 руб.

а) За сколько месяцев ты сможешь накопить эту сумму? б), по сколько рублей ты будешь откладывать на пальто ежемесячно? в), сколько денег у тебя будет оставаться от заработной платы? г), куда ты потратишь оставшиеся деньги?

4). Развивать   уровень   счетных   операций (ориентировка в мерах веса и времени).    Развивать уровень счетных операций можно, решая задачи типа: а). Сколько граммов в кг?

 б). Какова вместимость ( в граммах) бытовой посуды?

в). Находить  части  от целого, зная сколько  стоит 1кг продуктов.

     г). Составить меню.   Подсчитай,    сколько будет стоит завтрак, обед, ужин.

Это задание можно   выполнять поэтапно:

  1. Сколько стоит 1 кг продукта.
  2. Подсчитай, сколько стоит 1  порция продукта.
  3. Назови стоимость каждого   блюда.
  4. Сколько     будет стоить весь завтрак.

5).Снять показания счетчика и заполнить квитанцию. Задачи с    производственным     содержанием     в    учебниках      математики имеются. Ее   экономическая   мораль   проходит мимо внимания подростков. Они видят в задаче  только   повод  для математических действий. Поэтому нужна предварительная специальная беседа.

Рассмотрим задачи, в котором находят отражение экономические проблемы сельского труда. У нас в стране 1 кг овса принимается за 1 кормовую единицу. По отношению к ней устанавливается питательность сена, силоса, комбикорма и т. д. Существует специальная таблица, указывающая количество кормовых единиц в 1 кг каждого из наиболее распространенных кормов:

1

Сено

0.5

2

Силос

0.25

3

Гранулы из зернофуража

0.65

4

Солома

0.3

5

Травяная мука

0.75

Используя эти данные можно составить различные задачи    типа:

1. В зимний период каждой корове в среднем на 1 сурки требуется 10 к. е.

Совхоз на данное время располагает сеном, силосом и   соломой.   Получает

ли в   достаточном количестве к.е. каждая корова, если   утром   отпускается

6 кг сена,   днем 16 кг соломы, вечером 6 кг силоса   в   среднем на каждую

корову?

Решение:  10 - 6 х 0,3 - 16 х 0,3 -6 х 0.25 =

При   таком   рационе   животные   недополучат по 0,7 к.е.    В   связи   с   этим

целесообразно предложить ребятам такие вопросы и задания:

а). Сколько    кг    гранул   или    травяной    муки     можно      добавить,    чтобы

рацион животных соответствовал норме?

б). Сколько к.е. получает в день каждая корова в совхозе?

в). Сколько коров совхоз обычно содержит в зимний период?

г). Какова масса заготовленных на зиму сена и соломы?

д). Сколько   силоса   надо   заложить на 200 дней стойлового периода для ...

коров, если уже заготовлено 2 т, а на 1 корову обычно отпускают в

сутки 7 кг?

ж). Сколько сена надо заготовить на 200 дней стойлового периода для ... коров, если уже заготовлено 2 т, а на 1 корову обычно отпускают в сутки 7 кг?

Вопросы о кормлении коров связываются с проблемой увеличения надоя и стоимости молока. Для увеличения продуктивности животных нужно разнообразить их питание. Питание коровы должно улучшаться вслед за повышением ее продуктивности.

Суточный надой

Сено

Солома

Силос

Морковь

Смесь

Свекла

9

5

3

30

0.5

10

13

5

2

30

1

1.5

20

15

5

2

30

2

2.5

20

Задачи:

1. Посчитайте, какой запас кормов надо иметь для содержания ... дойных коров в течение 160 дней стойлового периода, чтобы средний надой молока от коровы составил 13 кг.

Можно    использовать     на  уроках   математики сведения из периодической печати. Например:     «В районе   был   клуб «4000». В него входили мастера высоких надоев,   получившие   за  год свыше  4000 кг  молока   от   коровы. Первоначально в члены клуба «4000» вошли 14 человек, затем 49.» и т.д. Задачи:

  1. В нашем колхозе удой от одной коровы составляет 3526 кг, а в соседнем 5677 кг. На сколько кг больше надаивают соседи? Вопросы: от чего зависит увеличение надоя?
  2. по Ито нынешнего года удой от коровы составил 3526 кг молока. Это на 171 кг больше, чем в прошлом году. Сколько кг молока надоили в прошлом году от одной коровы?
  3. на ферме 80 дойных коров. Ежедневный надой составляет 8 кг от одной коровы. Сколько кг молока надаивают за день?
  4. Можно использовать     следующие    показатели:     заготовлено:    зерновые с    1га -20, 8 ц,      рожь 23,6 ц,     ячмень - 20,4 ц,    овес -14,5 ц,    картофель - 101,4 ц,    сено - 21,5 ц,     свекла - 270 ц. Заготовили сено - 1570 ц, средний надой составляет 2700 кг.
  5. По итогам 2003 года ОПХ получил 101ц картофеля, а совхоз «Восход» на 39 ц    меньше.     Сколько ц картофеля получил   совхоз «Восход»?
  6. В совхозе в 2003 году было произведено 14197 ц картофеля. Продали 7291 ц, Сколько ц картофеля осталось в совхозе?

Задачи    такого    содержания    можно     составлять,   используя показатели хозяйства.   А также можно использовать данные из книги Гинесса.

  1. Самая большая морковь была выращена в сентябре 1986 года. В Новой Зеландии. Масса ее 7 кг. Выразите в г.
  2. Самый    большой   лимон    был   выращен в августе 1982 года в Америке. Масса его 3 кг 88 г.   Выразите в г.
  3. Самую большую   дыню   вырастили   в Америке   в течение 10 лет. Когда сорвали, ее масса была 118 кг.
  4. Самый большой помидор был   выращен в   1986 году в Америке. Масса его была 3 кг 52 г.
  5. Самый крупный огурец - 22 кг выращен в Австралии. Он сорван 13 мая 1986года.

Решение задач с производственным содержанием на уроке математики может осуществляться в фронтальной, групповой и индивидуальной формах. Для фронтальной работы следует подбирать задачи, сюжет которых может быть понятен всему классу, когда не требуется особой работы над терминологией или когда все учащиеся проходят подготовку по одному профилю профессионально-трудового обучения, обычно это бывает сельскохозяйственный труд. При групповой и индивидуальной формах работы задачи предлагаются на карточках. В группе учащиеся объединяются на основании принадлежности к одной мастерской.

Решение прикладных задач не должно превращаться в самоцель. Работа над одной задачей может длиться не 1 день, а одновременно проходить на уроках математики и на занятиях в учебных мастерских, СБО. Важно, чтобы учащиеся усвоили содержание задачи и способ ее решения, о чем можно судить по решению учащихся аналогичной задачи с другими числовыми данными.

При планировании материала на четверть целесообразно остановиться всего на нескольких задачах, предварительно согласовав их выбор с учителями смежных предметов. Задачи могут решаться комплексно, по темам профессионально - трудового обучения, либо в разброс, но предпочтение можно отдать первому способу, т.к. он больше соответствует познавательным особенностям умственно отсталых детей. Имеет смысл говорить и о возрасте учащихся к уже ранее решенным задачам. Решение задач с производственным содержанием усиливает практическую направленность преподавания математики, помогает подготовить умственно отсталых учащихся к самостоятельному труду.