ОПЫТ ФОРМИРОВАНИЯ У УЧАЩИХСЯ КУЛЬТУРНО-ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ЧЕРЕЗ ТЕАТРАЛЬНО-ТВОРЧЕСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
статья (8 класс) по теме

Попова Елена Михайловна

 

Театр как никакой другой из видов искусства обладает наибольшей "емкостью". Потому что он вбирает в себя литературу, живопись, музыку. Театральное действие находится в непрерывном движении, оно развивается во времени и пространстве. Современный театр тяготеет не к простоте и ясности художественно- выраженных средств, а к многозначительности, многослойности зрелища.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ОПЫТ ФОРМИРОВАНИЯ  У УЧАЩИХСЯ  КУЛЬТУРНО-ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ЧЕРЕЗ ТЕАТРАЛЬНО-ТВОРЧЕСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Работа театра моды “Вдохновение”

ПОПОВА Е.М.,

учитель швейного дела

Каждое искусство, располагая особыми средствами воздействия, может и должно внести свой вклад в общую систему эстетического воспитания школьников.

Театр как никакой другой из видов искусства обладает наибольшей "емкостью". Потому что он вбирает в себя литературу, живопись, музыку. Театральное действие находится в непрерывном движении, оно развивается во времени и пространстве. Современный театр тяготеет не к простоте и ясности художественно- выраженных средств, а к многозначительности, многослойности зрелища.

Идея создания в Харабалинской СКОШИ VIII  вида театра моды "Вдохновение" не случайна. Начиная с 2000 года в нашей школе проводятся ежегодные показы моделей одежды, как итог практической деятельности учащихся старших классов на уроках швейного дела.

Целью работы является: становление гармонично развитой личности через театрализованные представления моделей одежды.

Задачи:

  1. развитие творчества каждого члена коллектива (взрослых и детей);
  2. сотрудничество детей разных возрастов, детей и взрослых;
  3. социально полезная направленность деятельности личности детей.

В основу работы театра положены принципы

  1. творчество - источник развития школы, постоянный дух эксперимента и новизны4
  2. сотрудничество детей и взрослых - как единственный путь развития школы;
  3. максимальный учет интересов и потребностей детей во всех сферах деятельности;
  4. расширение воспитательного пространства в интересах создания социально позитивной среды жизнедеятельности школьников.

С первых дней работы образовалась группа единомышленников, обладающими высоким профессионализмом мастерством, это - учителя технологии, музыки, ритмики.

В 2003 году проходил семинар завучей. И темой театрального представления стала: "Жизни круг или дорога без начала и конца". Подготовка была большая. Было все: и трудности, и разочарования, и радости в создании моделей. Для действующих персонажей шили костюмы, на занятиях кружка изготавливали маски в технике "папье-маше". Совместно с педагогом по ритмике подбиралась музыка и сценические движения, танцы. В представлении принимали участие учащиеся 6-9 классов. На актерах были маски, изображающие: воздух, солнце, вода, огонь, зеленый росток, времена года, насекомые. Все образы были яркими, впечатляющими.

Предисловием служили стихи о силах добра и зла на земле. Смысловой сюжет представлений заключался в том, что жизнь на земле течет своим чередом, времена года сменяют друг друга: светит солнце, журчит вода, все живое дышит чистым воздухом, летают бабочки. Каждую весну из земли пробивается зеленый росток, и никакие темные силы не загубят жизнь на земле. Добро - побеждает зло.

Театрализованное представление удалось. Во время сценических действий учащиеся превращались в героев представления, костюмы удачно подчеркивали образы действующих лиц. Первый опыт предал нам уверенности в своих силах, позволил строить планы на будущее.

Следующее представление мы уже готовили по отработанному плану:

  1. Выбор темы, постановки.

  1. Подготовка:

а) разработка моделей (конструирование, изготовление выкроек);

б) подбор ткани;

в) изготовление моделей (пошив одежды на уроках практического повторения - 1 ч. в неделю).

г) изготовление и подбор аксессуаров, макияжа, причесок;

д) разработка сценария (музыкальное оформление, постановка движений, хореография, актерское мастерство).

  1. Генеральная репетиция.

Выбор темы следующего показа мы связали с миром детства, детских фантазий по сказке "Алиса в стране чудес". Тема постановки "Я в мире и мир во мне".

Главная героиня Алиса совершала сказочные приключения в стране "Зазеркалье", где она встречалась со сказочными героями: Шахматной королевой,  Шалтаем-болтаем, Тра-ля-ля и Тру-ля-ля.

В представлении звучала классическая музыка. Красочные декорации были изготовлены учащимися школы. В изготовлении костюмов использовали ткань, ватман, крепированная бумага.

Участники и зрители получили эстетическое наслаждение и положительные эмоции. А когда результаты радуют, сторону отходят трудности, связанные с процессом подготовки.

Работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья требует особенного подхода, умения, толерантности. Творческое сотрудничество предусматривает совместную деятельность детей и взрослых, их общение в процессе работы. Коллективные задания, выполненные под руководством преподавателя хорошо сплачивают детей, воспитывают чувства взаимопомощи, поддержки, доброжелательности.

В 2008 году на областном семинаре учителей трудового обучения по теме: "Система коррекционно-развивающей работы и Харабалинской СКОШИ по формированию трудовых навыков в целях социальной адаптации и профориентации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья", театром моды "Вдохновение" было показано представление на тему: "Идет эпоха за эпохой, а мода вечно молода".

Для этого показа были применены современные технические средства - мультимедийное проектирование, магнитофон. К подиуму подготовили костюмы разных эпох и стран: Египта, Греции, Индии, Японии, костюмы 13 века стиле "Готика", костюмы 18,19, 20 веков и современные фантазийные модели, выполненные из льна, отделанные резными узорами.

Каждый выход сопровождался стихами о том времени, костюм которого был на сцене, звучала соответствующая музыка, проектировалось изображение о стране или эпохи.

Каждая участница  "сливалась" с образом, который изображала.

Египтянка выходила с цветком лотоса. Ее прическа, одежда были подобны Клеопатре.

Гречанка двигалась под "Сертаки" в модной, того времени, тунике.

Индианка в золотом сари,  с множеством браслетов на руках в красивом танце проходила по сцене.

Восточная девушка - самая экзотичная и эффектная выходила с закрытым лицом.

Японка - фарфоровая кукла. Хрупкая с белоснежным лицом в ярком кимоно выполняла танец с веерами.

Дама, времен 13 века - грациозно выходила под органную музыку в высоком головном уборе и длинном шлейфе. В ее костюме преобладают черно-фиолетовые цвета - предпочтение того времени.

Дама 18 века в пышном платье, украшенном множеством цветов, бантиков. Высокая прическа, тонкая талия, украшения - все это яркие приметы того времени.

Дама 19 века - под "Полонез" танцевала с веером в платье "Ампир".

Начало 20 века - на модели шелковое платье в складку, украшенное инкрустированным  поясом и шарфом - боа.

Современные модели 21 века отличались легкостью, изяществом, подчеркивая молодость и красоту участниц.

Выступление закончилось под аплодисменты восхищенных зрителей.

    Несмотря на то, что времена грандиозных светских раутов и императорских приемов канули в прошлое, многие знают о великолепии и роскоши балов через фильмы и книги. Возможность проведения бала появилось в нашей школе во время проведения областного семинара в 2010 году.На этом семинаре было показано представление театра моды «Вдохновение» «Волшебный бал».

Гости семинара совершили небольшое путешествие во времени и почувствовали  себя современниками эпохи расцвета Российской Империи.

Выступление театра моды было спланировано с изысканным вкусом, вниманием. Невольно казалось, будто теряешься во времени и пространстве прекрасных интерьеров и наслаждаешься сказкой, где добрые феи в роскошных платьях мило беседуют со своими спутниками и кружатся в бесконечном головокружительном танце.

Были представлены 13 моделей, показывающих роскошь и волшебство бала. Каждая девушка несла свой образ в сочетании с музыкальным произведением. Бал открывали маленькие феи, поражая всех детской непосредственностью и буйством кружев из органзы. Словно белая лебедь из Сен-Санса выплывала  модель, в воздушном платье из белого шелка. Особенно поразили зрителей модели сочетающие в себе современные силуэты. На этом балу присутствовали и девушка Загадка , лицо которой прикрывала золотая маска, и Кармен в белоснежном костюме, исполняющая страстный танец,  изящная   бабочка с шелковыми крыльями .Присутствовали на этом балу светские дамы в шляпках, расшитых бисером с ниспадающей вуалью; девицы в платьях стиля ампир, элегантные джентельмены.

Каждый выход сопровождался стихами о том времени, костюм которого был на сцене, звучала соответствующая музыка, проектировалось изображение бала.

Кульминационным моментом  стало появление хозяйки бала мадмуазель Коко. Девушка  шествовала по залу в платье с длинным шлейфом и шикарной причёской, украшенной розами. Фейерверком и бурными аплодисментами завершился показ моделей театра.  

Проделанная работа вселила в нас уверенность в том, что мы выбрали интереснейшее дело и продолжение поиска новых тем и идей.

Представления театра решают проблему обогащения чувственного опыта детей через знакомства с литературными  и художественными произведениями, историческим материалом, историческими костюмами.

Смысл работы театра моды в том, чтобы сделать эмоциональную жизнь школьника не только предметом образования, но и чтобы он знал, и мог обрести чувство собственного достоинства. Потому что это дает школьнику возможность жить счастливо.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОПЫТ ФОРМИРОВАНИЯ У УЧАЩИХСЯ КУЛЬТУРНО-ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ЧЕРЕЗ ТЕАТРАЛЬНО-ТВОРЧЕСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Театр как никакой другой из видов искусства обладает наибольшей "емкостью". Потому что он вбирает в себя литературу, живопись, музыку. Театральное действие находится в непрерывном движении, он...

ОПЫТ ФОРМИРОВАНИЯ У УЧАЩИХСЯ КУЛЬТУРНО-ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ЧЕРЕЗ ТЕАТРАЛЬНО-ТВОРЧЕСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Театр как никакой другой из видов искусства обладает наибольшей "емкостью". Потому что он вбирает в себя литературу, живопись, музыку. Театральное действие находится в непрерывном движении, он...

ОПЫТ ФОРМИРОВАНИЯ У УЧАЩИХСЯ КУЛЬТУРНО-ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ЧЕРЕЗ ТЕАТРАЛЬНО-ТВОРЧЕСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Театр как никакой другой из видов искусства обладает наибольшей "емкостью". Потому что он вбирает в себя литературу, живопись, музыку. Театральное действие находится в непрерывном движении, он...

Педагогический опыт «Формирование коммуникативной компетенции учащихся через работу с текстом в урочной и внеурочной деятельности»

Данный педагогический опыт может быть использован учителями русского языка и литературы, предметов гуманитарного цикла для развития творческих способностей учащихся.      ...

Опыт работы «Формирование у школьников гуманного отношения к природе, через различные виды деятельности»

Формирование гуманного отношения у школьников к природе - важная проблема, которая остро встала в связи с тем, что человечество вплотную подошло к глобальному экологическому кризису. В результате антр...

Опыт работы по теме «Приобщение к чтению и формирование читательской культуры через урочную, внеурочную деятельность и внеклассную работу»

Опыт работы по теме «Приобщение к чтению и формирование  читательской культуры через урочную, внеурочную деятельность и внеклассную работу»...