Н.Н.Созонова, Е.В.Куцина,Фонетические расска¬зы и сказки (для детей 5 — 7 лет).
методическая разработка на тему

Паплевина Наталья Николаевна

Предлагаем Вашему вниманию серию авторских фоне­тических рассказов по сюжетным картинкам. Материал данного пособия уникален и эффективен. Работа с дан­ной тетрадью поможет развить у ребёнка способность последовательно строить свои высказывания, отвечать на вопросы по тексту, научит малыша понимать и пересказы­вать прочитанное.

После каждого текста вы найдёте серию заданий на словообразование, словоизменение, согласование разных частей речи друг с другом. Занимаясь по этой тетради, ребёнок научится выделять слова с заданным звуком, определять позицию звука в слове, подбирать слова к зву­ковой и слоговой схемам.

Тетрадь рассчитана на совместную работу родителей и детей. Она может быть использована на логопедических занятиях, занятиях по развитию речи в дошкольных обра­зовательных учреждениях.

Желаем успеха Вашему ребёнку! 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon foneticheskie_skazki.doc954 КБ

Предварительный просмотр:

Б82 Созонова Н.Н., Куцина Е.В, Хрушкова Н.Г. Фонетические расска зы и сказки (для детей 5 — 7 лет). Тетрадь. — Екатеринбург: ООО «Издательский дом Литур», 2009. — 32 с.

Рецензент: канд.пед.наук З.А. Репина, профессор кафедры пси хопатологии и логопедии Института специального об разования Уральского государственного педагогичес кого университета.

Уважаемые родители и педагоги!

Предлагаем Вашему вниманию серию авторских фоне тических рассказов по сюжетным картинкам. Материал данного пособия уникален и эффективен. Работа с дан ной тетрадью поможет развить у ребёнка способность последовательно строить свои высказывания, отвечать на вопросы по тексту, научит малыша понимать и пересказы вать прочитанное.

После каждого текста вы найдёте серию заданий на словообразование, словоизменение, согласование разных частей речи друг с другом. Занимаясь по этой тетради, ребёнок научится выделять слова с заданным звуком, определять позицию звука в слове, подбирать слова к зву ковой и слоговой схемам.

Тетрадь рассчитана на совместную работу родителей и детей. Она может быть использована на логопедических занятиях, занятиях по развитию речи в дошкольных обра зовательных учреждениях.

Желаем успеха Вашему ребёнку!

© Н.Н.Созонова, Е.В.Куцина,
ISBN 978-5-9780-0209-6        Н.Г.Хрушкова, 2009

© ЛИТУР, 2009 © ЛИТУР (оформл.), 2009

Уважаемые педагоги и родители!

Всем известно, что умение хорошо излагать свои мысли, чётко и правиль но пересказывать прочитанное является залогом успешного обучения в шко ле. Перед Вами пособие, которое содержит серию авторских рассказов по сюжетным картинкам. Работа с данным материалом будет не только инте ресна вашему ребёнку, но и научит его последовательно строить свои вы сказывания, отвечать на вопросы, описывать предмет, определять предмет по характерным признакам.

Пособие насыщено грамматическими заданиями на словообразование, словоизменение, согласование разных частей речи друг с другом, подбор слов, противоположных и близких по значению.

Каждый из представленных рассказов направлен на работу с определён ным звуком по следующим направлениям: выделение слов с заданным зву ком, определение позиции звука в слове, характеристика звука, подбор слов к звуковой и слоговой схемам, звуковой анализ.

Серия тетрадей "Фонетические рассказы и сказки" состоит из трёх час тей:

Часть 1. Фонетическая работа над звуками А, У, М, К, О, С, Л, П.

Часть 2. Фонетическая работа над звуками И, Ш, Т, X, 3, Б, Ж, Н.

Часть 3. Фонетическая работа над звуками В, Г, Д, Ч, Р, Ф, Ц, Щ.

Наблюдения специалистов-практиков доказывают, что нарушения речи ребёнка, как правило, не являются единственными. Поэтому мы предлагаем ряд упражнений, направленных на развитие внимания, памяти, воображения, логического мышления, а также на формирование пространственного вос приятия дошкольника.

Не пытайтесь выполнить все задания к тексту за одно занятие. Работа с каждым рассказом может занять два, три дня, и даже неделю. Не отчаи вайтесь, если что-то не получится у вас с первого раза. Будьте терпеливы и настойчивы, не забывайте хвалить ребёнка даже за самые минимальные ре зультаты!

Успехов Вам и Вашим детям!

1

Пластилиновая мышка.

Аня и Антон — брат и сестра. Они любят лепить фигурки из пластилина. Однажды Антон слепил мартышку, посадил её на пальму, а в лапки дал апельсин и ананас. Аня слепила маленькую мыш ку и посадила её под пальму. Потом дети отпра вились на прогулку. А в это время кошка увиде ла пластилиновую мышку и стала с ней играть. Когда Аня и Антон вернулись с прогулки, мыш ка была в зубах у кошки. «Брось, кошка, мышку, она не живая!»

Ответь на вопросы:

  1. Какое любимое занятие Ани и Антона?
  2. Что слепил Антон?
  3. Что слепила Аня?
  4. Куда отправились дети после лепки?
  5. Кто увидел пластилиновую мышку?
  6. Что увидели дети после прогулки?

 Вспомни и назови слова со звуком [А] из рассказа.

 Раскрась на картинке предметы, в названии кото рых есть звук [А].

 Определи место звука [А] в словах (в начале, в се редине, в конце слова). Соедини линией слово с нужной схемой:

Аня, сестра, кошка, апельсин, лапки.

Подбери слова-признаки:

Апельсин какой? Мышка какая? Пальма какая?

 Игра «Цепочка».

Соедини картинки так, чтобы название каждой последующей картинки начиналось на последний звук предыдущей картинки. Первое слово пар.

Установи родственные связи:

Аня Антону кто? Аня маме кто? Аня бабушке кто?Антон бабушке кто? Антон папе кто?

 Отгадай загадку:

У порога плачет,

Коготочки прячет.

Тихо в комнату зайдёт,

Замурлычет, запоёт.

4

Сравни апельсин и ананас по плану: размер, цвет,

форма, кожура, вкус.

 Скажи ласково о родных:

брат — ... (братишка, братишечка, братик).

сестра — ...

мама —...

папа —...

Ъ Назови предметы, изображённые на рисунке. Как называется сок из ананаса? Из апельсина? Из ябло ка? Из груши? Из абрикоса? Назови нарисованные предметы одним словом.

 Реши логическую задачу:

Ане пять лет, а Антону семь. Кто из них старше (младше)?

Сколько будет Антону лет, когда Ане испол нится шесть?

Сколько тебе лет? Кто старше: ты или Аня?

5

Утро.

Ранним летним утром просыпается природа. Зайчик навострил ушки — прислушивается, нет ли поблизости врагов. Улитка медленно ползёт по узкому листочку в гости к своей бабушке. А на берегу громко крякают утки. Они идут на реку ку паться. Все проснулись. И наша Уля просыпается и солнышку улыбается.

 Ответь на вопросы:

  1. О каком времени года и времени суток гово рится в рассказе?
  2. Что сделал зайчик?
  3. Почему он прислушивается?
  4. Что делает улитка?
  5. Где крякают утки?
  6. Куда они идут?
  7. Кто ещё просыпается?

Вспомни и назови слова со звуком [У] из рассказа.

Раскрась на картинке предметы, в названии кото рых есть звук [У].

Определи место звука [У] в словах и соедини ли нией слово с нужной схемой:

ушки, бабушка, утки, на реку, улитка.

 Отхлопай ритмический рисунок слов и скажи сколь ко слогов в каждом слове: У-ля, у-лы-ба-ет-ся, и-дут, ут-ро.

 Назови звуки по порядку в слове ау. Сколько зву ков в этом слове?

 Подбери слова, противоположные по смыслу: узкий широкий; длинный — ...; громко — ...; медленно — ....

Назови, кто изображён на рисунке. Чем похожи и чем отличаются курица и утка? Почему курица не

плавает? Раскрась картинки.

Каких домашних птиц ты знаешь? Назови.

 Отгадай загадки:

Рога на голове, а дом на спине.

Вперевалку шагает, крякает громко, Плавает, ныряет, а ещё летает.

На какие части делятся сутки? Что ты делаешь утром? Днём? Вечером? Ночью?

8

Помоги птенцам найти свою маму. Соедини маму-птицу и её птенцов. Как называются птенцы у ку рицы? У утки? У индюшки? У гусыни? Сосчитай, сколько у курицы цыплят (один цыплёнок, два цы плёнка, три цыплёнка, четыре цыплёнка, пять цыплят), у утки утят, у индюшки индюшат, у гусы ни гусят.

 Назови, кто изображён на рисунке. Кто здесь лиш ний? Почему?  Раскрась лишнюю картинку.

В гости к гному.

Жил в лесу Гном. Гном построил дом. В доме было много маленьких комнат. Около дома Гном посадил маки. Однажды в гости к Гному приеха ли на машине Маша и Миша. Дети подарили Гно му музыкальную шкатулку. Играла музыка. Гном угощал своих гостей спелой малиной, чаем с ли моном. Потом Гном рассказывал детям историю о том, как он встретился с медведем.

Как вы думаете, что это за история?

Ответь на вопросы:

  1. Где жил Гном?
  2. Что он построил?
  3. Чего много было в доме?
  4. Кто приехал к Гному?
  5. Что подарили дети Гному?
  6. Чем угощал Гном гостей?
  7. Что рассказал Гном детям?

 Раскрась на картинке предметы, в названии кото рых есть звуки [М] и [М'].

Подбери слова из рассказа, в которых звук [М] или [М'] стоит в начале слова, в середине слова, в кон це слова.

Определи, мягкий или твёрдый звук [М] в словах: Маша, Миша, медведь, малина, музыка.

Назови звуки по порядку в слове мак. Сколько зву ков в этом слове? Подбери нужную схему (соеди ни линией).

мак

Продолжи слово: ма..., мо..., ми..., ме....

Назови предметы, изображённые на рисунке. Ка кой предмет здесь лишний? Почему? Раскрась лишний предмет. Назови оставшиеся предметы од ним словом.

Сравни малину и лимон по плану: к какой группе предметов принадлежат, цвет, размер, вкус.

12

Подбери признаки к предмету:

Дом какой? Мак какой? Гном какой?

 Назови пять имён девочек, состоящих из двух сло гов, и пять имён мальчиков, состоящих из трёх сло гов.

Реши задачу:

У Миши три лимона, и у Маши столько же. Сколь ко лимонов у Маши?

 Изобрази мимикой, как дети едят сладкую мали ну, кислый лимон, пьют горячий чай.

 Соедини половинки фруктов.

13

Что увидел кот.

У Кати был кот Пушок. Катя ушла в садик, а кот остался дома один. Он прыгнул на подоконник и стал смотреть в окно. За окном шёл дождь. Ветер срывал жёлтые, красные листочки с деревьев. На земле лежал золотой ковёр из листьев. Прохо жие шли под зонтиками. Мальчик бежал по мок рой дорожке и упал в лужу. Грустно стало коту. Он свернулся клубком и уснул.

♦ Ответь на вопросы:

  1. У кого был кот Пушок?
  2. Куда ушла Катя?
  3. Куда прыгнул кот?
  4. Что увидел кот за окном?
  5. Что произошло с мальчиком?
  6. Какое настроение стало у кота?
  7. Что он сделал?

 Вспомни и назови слова с твёрдым и мягким зву ком [К] из рассказа.

Раскрась на картинке предметы, в названии кото рых есть звуки [К] и [К'].

Определи место звука К в словах и соедини лини ей слово с нужной схемой:

Катя, Пушок, ковёр, мальчик, окно.

Определи, мягкий или твёрдый звук [К] в словах: кот, листочки, зонтики, окно, по дорожке.

 Назови звуки по порядку в словах кот, мука. Сколько звуков в каждом слове? Подбери нужные схемы (соедини линией).

кот, мука

Раздели слова на слоги: кот, Пушок, ковёр, по доконник, листочки. Подбери слова из рассказа к каждой слоговой схеме.

«Расклей» слова (раздели слова чертой):

котсокмаклукком

 Назови, от каких деревьев листья и хвоя, изобра жённые на рисунке

Как можно узнать, что наступила осень? Назови признаки осени.

16

Назови одним словом:

Дождь, снег, град это ...

Кот, коза, лошадь это ...

Зима, весна, лето, осень, это ... & Рассмотри картинки. Найди пять отличий.

Ослик.

Это Оля. У Оли есть брат Коля. Оля и Коля очень любят своего ослика. Оля хотела научить ослика прыгать через обруч. Она держала обруч и просила: «Ослик, прыгай!» Но ослик был очень упрямый и долго стоял. Но вдруг он побежал и прыгнул в обруч. Оля закричала: «Ура! Научил ся!» Коля сразу стал угощать ослика. Он при нёс ему помидоры, горох, морковку. Все были рады!

Ответь на вопросы:

  1. Как зовут детей?
  2. Кого любят ребята?
  3. Чему Оля хотела научить ослика?
  4. Как она учила его?
  5. Каким был ослик?
  6. Как обрадовалась Оля?
  7. Чем угостил ослика Коля?

 Перечисли овощи, в названии которых есть звук [О].

 Перечисли домашних животных, в названии кото рых есть звук [О].

 Определи место звука [О] в словах и соедини ли нией слово с нужной схемой:

ослик, Оля, Коля, тепло, обруч, свой.

19

19

Назови, кто изображён на рисунке. Кто здесь лиш ний? Почему? Раскрась лишний рисунок

 Отгадай загадки:

Ни окошек, ни дверей, Полна горница людей. А горница сама Длинна и зелена.

Сочный да крупный, Сам круглый. Летом зеленею, К осени краснею.

Сер, да не волк,

Длинноух, да не заяц,

С копытами, да не лошадь.

20

Отхлопай ритмический рисунок слов и скажи, сколько слогов в каждом слове: ос-лик, об-руч, Ко-ля, он, хо-те-ли, кот, коз-лик.

 Назови предметы, изображённые на рисунке. Как можно назвать эти предметы одним словом? Рас крась красные овощи. Скажи ласково: помидорпомидорчик, морковь капуста чес нок —     свёкла — ....

Реши логическую задачу:

Сколько морковок нужно для четырёх кроли ков, если каждый из них съест по одной (по две) морковки?

21

Отгадай ребус по первым звукам названий карти нок:

В саду.

Ранней осенью Света с мамой убирали урожай в своём саду. Света собирала с куста красную смородину в миску. Мама собирала тёмно-синие сливы в корзинку. Света насобирала полную мис ку ягод и поставила её на скамейку, а сама убе жала играть с котёнком. В это время к скамейке подошёл поросёнок и съел все ягоды из миски. Вот какой озорник!

 Ответь на вопросы:

  1. Когда Света с мамой собирали урожай?
  2. Что собирала Света?
  3. Кто собирал сливы?
  4. Куда поставила девочка миску?
  5. Куда убежала Света?
  6. Кто подошёл к скамейке?
  7. Что сделал поросёнок?

 Вспомни и назови слова с твёрдым и мягким зву ком [С] из рассказа.

 Раскрась на картинке предметы, в названии кото рых есть звуки [С] и [С].

 Подбери слова из рассказа к каждой слоговой схеме.

Назови звуки по порядку в слове сок. Сколько зву ков в этом слове? Подбери нужную схему (соеди ни линией).

сок

Назови, какое получится варенье из смородины (смородиновое), из слив (...), из абрикосов (...), из персиков (...), из ананасов (...).

 Отгадай загадки:

Синий мундир, жёлтая подкладка, А в середине сладко.

Вместо хвостика крючок, Вместо носа пятачок. Пятачок дырявый, А крючок вертлявый.

Отгадай ребус по первым звукам названий карти нок:

24

Назови лишнее слово:

понедельник, вторник, осень, пятница; смородина, малина, яблоко, крыжовник; свинья, волк, белка, лиса. & Составь рисунок из счётных палочек или спичек.

 Составь с каждой парой картинок по 2-3 предло жения.

25

Друзья.

Катился колобок по лесу. Увидел большую цве точную поляну с белыми ландышами. Остановил ся колобок, понюхал цветы и покатился дальше.

  1. Ой,— вскрикнул он, — кто меня уколол? Колобок увидел перед собой колючий шарик.
  2. Ты кто?
  3. Я — ёж.
  4. А почему такой колючий?
  5. Мои иголки защищают меня от врагов.

  1. Тебе хорошо, — вздохнул колобок. — А мне защищаться нечем, — и заплакал.
  2. Не плачь, колобок, теперь я буду тебя защи щать, — сказал ёжик.

С тех пор ёжик и колобок стали дружить. Они гуляют под луной и поют весёлую песенку: Ля-ля-ля, ля-ля-ля, Ёжик с колобком — друзья.

 Ответь на вопросы:

  1. Кто катился по лесу?
  2. Какую поляну увидел колобок?
  3. Почему вскрикнул колобок?
  4. С кем познакомился колобок?
  5. Для чего ежу колючки?
  6. Почему заплакал колобок?
  7. Что предложил ёжик?
  8. Какую песенку пели друзья?

27

Назови слова из рассказа с твёрдым звуком [Л],

затем с мягким. & Раскрась предметы, в названии которых есть

звук [Л] и [Л']. ^ Продолжи слово: ла..., ля..., ло..., лё..., лы...,ли... ^ Подбери слова из рассказа к каждой слоговой

схеме.

Назови звуки по порядку в слове луна. Сколько звуков в этом слове? Подбери нужную схему.

луна

Назови животных, которые изображены на рисун ке. Как называются детёныши у ежа? У волка? У лисы? У зайца? Как ты думаешь, чем защищается от врагов ёж? Как защищаются от врагов другие животные?

Отгадай загадку:

Под соснами, под ёлками

 Лежит мешок с иголками.

Расставь слова по порядку так, чтобы получилось предложение:

и поют ёжик песенку колобок

29

 Составь предложения с многозначными словами.

 Найди двух одинаковых колобков.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КУРОЧКА-РЯБА. Музыкальная сказка для детей любого возраста

Сценарий, нотное приложение (мелодии для голоса с аккордамидля аккомпанемента) и краткие рекомендации постановщикам....

Презентация "Любимые сказки британских детей"

презентация для учащихся на тему "Любимые сказки британских детей", материал для дополнительного чтения...

Сценарий новогодней сказки для детей старшего дошкольного возраста "Все дети рады встречать Олимпиаду".

Новогодняя сказка, посвящённая зимней Олимпиаде - 2014 в Сочи. Некоторые стихотворные строчки (о спорте, леопарде, белом медведе) позаимствованы в интернете. Если убрать роль деда Мороза и некоторые е...

Сценарий сказки для детей 5-6 лет "Новогодние приключения в сказочном лесу"

Сценарий новгодней сказки ддля детей 5-6 лет. Музыкальное сопровождение к новогоднему утреннику из к/ф «Приключения Маши и Вити», «Новогодние приключения Маши и Вити»....

"Ледяной теремок" новогодняя сказка для детей 2 младшей группы

Новогодняя казка для малышей по сюжету знакомой сказки. Дети встречаются на празднике ёлки с любимыми персонажами. В сценарий вставлены современные песенки, танцы, игры, соответствующие возрастным осо...

Какие сказки читать детям? Выбираем сказки по возрасту.

Советы родителям по выбору сказок для чтения....

Сценарий театрализованного представления для детей. Экономическая сказка для детей. «Колобок и Теремок на новый лад». подготовительная группа.

Сценарий театрализованного представления для детей.              Экономическая сказка для детей. ...