Программа по трудовому обучению по разделу "Художественная керамика" 5 класс коррекции VIII вида
рабочая программа (5 класс) по теме
Программа составлена для обучения детей коррекционных классов VIII вида работе с глиной. Предоставленный материал рассчитан для обучения детей, ранее с глиной не работавших. Программа рассчитана на 6 часов в неделю по учебному плану. Опробована, усваивается детьми.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
glina_5_klass.doc | 36.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа по трудовому обучению по разделу:
«Художественная керамика» 5 класс
( 6 часов в неделю – 204 часа)
Объяснительная записка.
Программа предусматривает подготовку учащихся к самостоятельному выполнению изделий из глины ручным способом.
Программа включает теоретические и практические занятия; предусматриваются экскурсии к местам заготовки сырья, а также практическая работа по подготовке глиняного теста.
При составлении программы учтены принципы повторяемости материала и постепенности ввода нового.
Программа включает разделы:
- Игрушки и сувениры
- Лепка из пластин
- Ручная формовка сосудов
- Спиральная лепка из жгутов
- Декоративная отделка изделий
В процессе обучения школьники знакомятся с разметкой деталей, их вырезыванием, скреплением деталей в изделия и украшением их.
Приобретают навыки владения инструментами и приспособлениями, узнают правила ухода за ними. Некоторые из инструментов и приспособлений изготавливают сами.
Планирование последовательности выполнения трудовых операций, оценка результатов своей и чужой работы входит в программу обучения.
Большое внимание уделяется технике безопасности. Много внимания уделяется эстетическому воспитанию при декорировании изделий.
Все это способствует физическому и интеллектуальному развитию умственно отсталых подростков.
1 четверть (48 часов )
Вводное занятие
Задачи обучения в 5 классе. Обязанности школьников по сбережению оборудования мастерской. Закрепление индивидуального инструмента. Назначение ответственных. Повторение обязанностей инструментальщика и дежурных мастерской.
Глина и ее использование (6 час)
Теоретические сведения: использование глины в быту и строительстве. Заготовка сырья: карьеры, копанцы. Виды глины по жирности, цвету. Отощающие добавки, шликер.
Керамические изделия . Работа гончара. Горн, обжиг в современных печах.
Практические работы: подготовка глиняного теста; просеивание, отмучивание, отощающие добавки. Перебивание глины, перемин глины. Экскурсии к местам залегания глины, заготовка сырья для работы.
Приемы ручной лепки:(2 часа)
Теоретические сведения и демонстрация:
Лепка цилиндров прямыми движениями. Отбивание торцов цилиндра о доску. Получение основных геометрических форм ( конус, куб, пирамида и т.д.) из шара и цилиндра, используя инструменты и приспособления.
Практические работы: бусы.
Инструменты и приспособления для ручной лепки ( 2 часа)
Демонстрация: скульптурные стеки, стеки- петельки, деревянные лопатки, ножи, скалки.
Назначение инструментов.
Приспособления: доска подкладная, губка, тканевая салфетка.
Лепка из пластин (20 час)
Теоретические сведения: Технология изготовления пластин (раскатывание кома глины на ткани скалкой), использование реек для получения пластины одинаковой толщины. Инструменты и приспособления для работы с пластиной: нож, угольник, мерки, шаблоны, болванки, стеки.
Формовка на цилиндрической болванке, на конической, на болванке усеченный конус.
Практические работы: Колокольчики, посуда, домик–светильник
Раскатывать пластины, вырезать по шаблону заготовки, формовать изделие на болванке. Гравировка - один из видов оформления вылепленных изделий.
Налепные узоры.
Самостоятельная работа по теме: «Колокольчик» способом формовки на болванке и анализ её выполнения (2 час).
Итоги работы за 1 четверть.
2 четверть (48 часов)
Вводное занятие.
Настенное панно ( 20 час)
Теоретические сведения : Использование настенного панно для украшения жилых помещений.
Пластина – основа настенного панно. Выбор формы настенного панно в зависимости от сюжета ( круг, овал, прямоугольник и др.) Ограничивающий валик – рамка. Порядок наложения деталей панно.
Практические работы: изготовление панно на круглой, прямоугольной, квадратной формах по сюжетным картинкам.
Декоративное панно на тканой основе (16 час)
Техника работы. Виды сюжетов таких панно.
Практические работы: Панно на тканой основе – индивидуальная работа.
Панно на тканой основе – коллективная работа.
Декоративная роспись работ гуашью (10 час)
Самостоятельная работа по теме: «Декоративное панно» и анализ ее выполнения (2 часа).
Итоги работы за 2 четверть.
3 четверть (60 часов)
Вводное занятие.
Декоративное панно. Маска.(20 час)
Маска – разновидность декоративного панно. Особенности работы над маской. Разновидности масок. Использование природного и бросового материала для оформления маски.
Лепка сосудов из пластин ( 38 час)
Теоретические сведение: Лепка из глиняных пластин, имеющих одинаковую толщину изделий, имеющих плоские поверхности. Подсушивание раскатанных пластин перед резкой и формовкой до состояния минимальной пластичности. Последовательность соединения изделий от донышка на шликер с предварительной насечкой мест соединения.
Практические работы: Сосуды из пластин: коробочка, чайница, декоративный сосуд, карандашница, домик – копилка. Обязательное сглаживание мест соединения. Украшение работ налепом, гравировкой и др.
cпособами.
Самостоятельная работа по теме: «Коробочка» из пластин и анализ ее выполнения (2 часа).
Итоги работы за 3 четверть.
4 четверть (48 часов)
Вводное занятие.
Спиральная лепка из жгутов( 26 часов)
Техника лепки из жгутов.
Инструменты и приспособления: дощечка с ограничителями, скалка, шаблоны, ложечка для сглаживания.
Практические работы: лепка сосудов из жгутов: кувшин, чайник, горшочек. Сглаживание поверхностей.
Практическое повторение ( 20 час)
Выполнение изделий изученными способами: лепка из жгутов, формовка на болванках из пластин, ручная лепка игрушек.
Самостоятельная работа по теме: «Горшочек» способом спиральной лепки и анализ ее выполнения (2 часа).
Итоги работы за год.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
По профессионально-трудовому обучению в специальной (коррекционной) школе - интернат VIII вида 7 класс швейное дело.
Открытый урок " Прямая блузка"...
Применение контрольно-корректирующей образовательной технологии на уроках профессионально-трудового обучения (швейное дело) в коррекционной школе VIII вида
В основном, занятия по трудовому обучению в коррекционной школе состоят из объяснения и практических упражнений. Увлеченность традиционным комбинированным уроком, нормированность ...
Контрольные работы 5 класс по трудовому обучению (профиль слесарное дело) для СКОУ VIII вида, Ескин Артём Павлович
Контрольные тесты для 5 класса состатлены в соответствии с программой для специальных (коррекционных образовательных учреждений VIII вида: 5-9 кл.: В 2 сб. / под ред. В.В. Воронковой. - М....
Контрольные работы 6 класс по трудовому обучению (профиль слесарное дело) для СКОУ VIII вида, Ескин Артём Павлович
Контрольные тесты для 6 класса состатлены в соответствии с программой для специальных (коррекционных образовательных учреждений VIII вида: 5-9 кл.: В 2 сб. / под ред. В.В. Воронковой. - М....
Контрольные работы 7 класс по трудовому обучению (профиль слесарное дело) для СКОУ VIII вида, Ескин Артём Павлович
Контрольные тесты для 7 класса состатлены в соответствии с программой для специальных (коррекционных образовательных учреждений VIII вида: 5-9 кл.: В 2 сб. / под ред. В.В. Воронковой...
Контрольные работы 8 класс по трудовому обучению (профиль слесарное дело) для СКОУ VIII вида, Ескин Артём Павлович
Контрольные тесты для 8 класса состатлены в соответствии с программой для специальных (коррекционных образовательных учреждений VIII вида: 5-9 кл.: В 2 сб. / под ред. В.В. Воронковой. - М....
Контрольные работы 9 класс по трудовому обучению (профиль слесарное дело) для СКОУ VIII вида, Ескин Артём Павлович
Контрольные тесты для 9 класса состатлены в соответствии с программой для специальных (коррекционных образовательных учреждений VIII вида: 5-9 кл.: В 2 сб. / под ред. В.В. Воронковой. - М....