Консультация для воспитателей "Приёмы формирования грамматически правильной речи у детей дошкольного возраста."
консультация
Приёмы формирования грамматически правильной речи у детей
дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 14.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для педагогов
Приёмы формирования грамматически правильной речи у детей
дошкольного возраста.
Грамматический строй языка ребѐнок усваивает в процессе общения со взрослыми и сверстниками.
Из речи окружающих людей дети заимствуют слова в разных грамматических формах и
постепенно начинают самостоятельно пользоваться разнообразными грамматическими средствами. Однако процесс освоения грамматического строя речи сложный и длительный. Усваивая
существующие нормы и правила языка, ребѐнок допускает в своей работе многочисленные грамматические ошибки.
При формировании грамматически правильной речи ребѐнка следует различать работу над еѐ морфологической и синтаксической
стороной. Морфология изучает грамматические свойства слова, его формы, синтаксис – словосочетания и предложения.
Задачи по формированию грамматического строя речи
рассматриваются в трѐх направлениях:
1. Помочь детям практически освоить морфологическую систему
родного языка (изменение по родам, числам, лицам, временам).
2. Сообщить знания о некоторых нормах образования форм слов –
словообразования.
3. Помочь детям в овладении синтаксисом: учить правильному
согласованию слов в предложении, построению разных типов
предложений и сочетанию их в связном тексте.
Методические приемы:
Ведущими приемами обучения грамматическим навыкам можно назвать образец, объяснение, указание, сравнение, повторение. Они предупреждают ошибки детей, помогают сосредоточить внимание ребенка на правильной форме слова или конструкции предложения.
Образец правильной речи педагога играет важную роль на первоначальных этапах обучения. Детям предлагают поучиться правильно говорить слова, запомнить их:
Ехать – приезжай, махать – маши, искать – ищи.
Снять (что?) – пальто, но раздеть (кого?) – куклу.
Надеть (что?) – шапку, но одеть (кого?) – мальчика.
Объяснение, как следует употреблять трудные формы.
Например, все слова изменяются, но есть такие, как пальто, кино, кофе, какао, метро, радио, которые никогда не изменяются, поэтому надо говорить: одно пальто, на вешалке много пальто, на пальто
меховой воротник. Эти слова надо запомнить.
Сравнение двух форм (чулок – носков; карандашей –
апельсинов – груш; столов – окон). Для прочного запоминания трудной формы применяется многократное повторение ее детьми вслед за педагогом, вместе с ним, хором и по одному.
Используются и такие приемы, как создание проблемных ситуаций; подсказ нужной формы; исправление ошибки; вопросы подсказывающего и оценочного характера; привлечение детей к
исправлению ошибок, напоминание о том, как сказать правильно, и
другие.
Прием раскрытия словообразовательного значения слова:
«Сахарница так называется потому, что это специальная посуда для
сахара». Важно, чтобы грамматические формы осваивались в живой речи и
становились привычными. Необходимо воспитывать у ребенка языковое чутье, внимательное отношение к языку, умение «чувствовать» ошибку не только в чужой, но и в собственной речи.
Самостоятельное исправление собственных ошибок – показатель достаточно высокого уровня овладения грамматической стороной языка и осознания явлений языка и речи. В ходе занятий педагог добивается активности всех детей, точности и осознанности их ответов, фиксирует их внимание на звуковом образе слова и особо на произношении окончаний.
Исправление грамматических ошибок
Основные положения данного приѐма можно сформулировать
следующим образом:
Исправление ошибок способствует тому, что дети привыкают
осознавать языковые нормы, т.е. различать, как надо говорить
правильно.
Неисправленная грамматическая ошибка – лишнее подкрепление
неправильных условных связей как у того ребѐнка, который говорит,
так и у тех детей, которые его слышат.
Не повторять за ребѐнком неправильную форму, а предлагать ему
подумать, как сказать правильно. Нужно сразу дать ребѐнку образец
правильной речи и предложить повторить его.
Ошибки следует исправлять тактично, доброжелательно.
Детей старшего возраста следует учить слышать ошибки и
самостоятельно исправлять их.
В качестве образца используется пример правильной речи одного из
детей.
При исправлении детских ошибок не следует быть слишком
навязчивым, необходимо учитывать обстановку, быть внимательным
и чутким собеседником.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нарушения формирования грамматического строя речи у детей дошкольного возраста со стертой дизартрией
В данном материале представлены особенности формирования грамматического строя речи у детей дошкольного возраста со стертой дизартрией....

Развитие лексико-грамматического строя речи у детей дошкольного возраста.(дидактическое пособие)
Описание пособия, рекомендации по использованию, фото. Полезно для логопедов, воспитателей....

Современный подход к формированию грамматического строя речи у детей дошкольного возраста
Как формировать грамматический строй речи у ребёнка. Формирование грамматического строя речи у ребёнка является важнейшим условием его полноценного речевого и общего психического развития,...

Формирование грамматического строя речи у детей дошкольного возраста
Грамматический строй речи — это взаимодействие слов между собой в словосочетаниях и предложениях. Различают морфологическую и синтаксическую системы грамматического строя. Морфологическая систем...

Дидактические игры и упражнения по формированию лексико-грамматического строя речи у детей дошкольного возраста с ОНР.
Дидактические игры и упражненияпо формированию лексико-грамматического строя речи у детей дошкольного возраста с ОНР. Для совершенствования лексико-грамматической стороны речи детей, необходимый ...
Развитие высших психических функций (ВПФ) как основа становления правильной речи у детей дошкольного возраста
Становление правильной речи не может осуществляться без развития высших психических функций-восприятие, память, внимание и мышление....

Формирование мотивации в овладению правильной речи у детей дошкольного возраста с ОВЗ с нарушениями речи
В статье представлен опыт работы педагогов дополнительного образования, работающих в логопедическом направлении. Акцентировано внимание на становлении мотивационного компонента речевой деятельности у ...